План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности Тема. «Семейное чаепитие»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возрастас ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_7._semeynoe_chaepitie.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 7.
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности
Тема. «Семейное чаепитие»
Приоритетная образовательная деятельность - «Художественное творчество»
Цель образовательной деятельности: формирование у детей интереса к декоративной деятельности и умения создавать индивидуальные (складывать салфетку треугольником) и коллективные композиции (украшать общую скатерть – печатание штампиком).
Интеграция: Образовательные области
«Здоровье»:
- воспитывать культурно-гигиенические навыки - пользоваться салфетками во время еды, соблюдать опрятность и навыки гигиены.
«Физкультура»:
- развивать функциональные возможности рук, общую и мелкую моторику, обучать захвату предметов.
«Труд»:
- формировать стремление, мотивацию к выполнению самостоятельных действий по самообслуживанию, чувства уверенности в своих возможностях;
- формировать умение накрывать на стол, выполнять простые поручения;
- формировать осознание необходимости выполнения действий по самообслуживанию (замечать загрязнение рук и лица, одежды).
«Безопасность»:
- формировать потребность в безопасности (не тянуть за концы скатерть, на которой размещается посуда и горячий самовар).
«Коммуникация»:
- уточнять и обогащать словарный запас номинативной и глагольной лексикой, связанной с самообслуживанием, по темам «Семья» и «Посуда»;
- развивать навыки диалогической речи, стимулировать активные высказывания детей.
«Познание»:
- знакомить с бытовыми предметами, необходимыми для самообслуживания (чайная посуда: самовар, чашки, блюдца, сахарница, вазочка для варенья, чайные ложки; скатерть и салфетка) и их назначением;
- уточнять сенсорные эталоны (величина, форма, цвет, фактура предметов);
- формировать временные (части суток – время чаепития) и пространственные представления (в схеме тела и на плоскости).
«Социализация»:
- формировать представления о правилах вежливости;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно общаться, без крика;
- развивать навыки общения и умение сотрудничать со сверстниками в коллективной творческой деятельности;
- формировать представления о традициях русского семейного чаепития;
- учить детей обращаться к педагогам за помощью.
«Чтение художественной литературы»:
- формировать интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций к знакомым произведениям.
Методы и приемы:
1. Практические (украшение скатерти, показ способов складывания салфетки)
2. Наглядные (рассматривание иллюстраций и реальных бытовых предметов, показ образца сложенной салфетки)
3. Словесные (чтение сказки, беседа, разъяснения)
Материалы и оборудование: «Корзина хозяйки»; штампики; скатерть и салфетки; гуашь для каждого ребенка.
Формы организации совместной деятельности
ДЕТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, ситуативный диалог |
Игровая | Игровая ситуация |
Рисование | Украшение скатерти штампиками |
Конструктивная | Складывание салфетки |
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД | Действия педагога | Действия воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.Введение в тему. - Сегодня мы с вами будем пить чай. Что нам для этого нужно? | Обращает внимание на тему деятельности. Предлагает детям перечислить названия посуды и предметы. | Рассматривают и называют посуду и предметы. | Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности, активизация личного опыта. |
2. Приглашение к деятельности. - Кто хочет услышать сказку о том, какими бывают скатерти? | Побуждает детей принять участие в диалоге. Предлагает детям послушать сказку и ответить на вопросы. | Слушают сказку и отвечают на вопросы. | Развивается связная речь, мелкая моторика, ориентировка во времени и пространстве. |
3. Помощь в реализации деятельности. | Предлагает рассмотреть иллюстрации в книгах, называть предметы на столе. Показывает приемы украшения скатерти и способ складывания салфетки. | Рассматривают иллюстрации, называют предметы. Знакомятся со скатертью и салфетками. | Обогащается словарный запас детей. Знакомятся с дифференциацией предметов быта. |
4. Совместная деятельность детей. | Предлагает украсить скатерть и сложить салфетку. Отмечает успехи детей, поощряет их совместную работу и взаимопомощь. Оказывает помощь при выполнении задания. Обращает внимание на правильный захват пальчиками предметов. | Украшают стол и складывают салфетку. Стараются правильно захватывать предметы пальчиками. | Формируется умение захватывать, удерживать и работать со штампиком, складывать салфетку треугольником – уголок к уголку. |
5. Итоги деятельности | Задает вопросы и дает оценку деятельности детей. Предлагает дома вместе с родителями научиться новому способу складывания салфетки. | Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы. Демонстрируют свои работы другим взрослым. | Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с родителями. |
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1.Введение в тему.
- Сегодня мы с вами будем пить чай.
- Кого мы пригласим на семейное чаепитие?
- В какое время суток мы обычно пьем чай? (утром во время завтрака и вечером во время ужина).
- Чем мы будем угощать гостей?
- Какую посуду поставим на стол? Какую чайную посуду вы знаете? (самовар, чашки, блюдца, сахарница, вазочка для варенья, чайные ложки)
- Чем украсим стол? Что нам для этого нужно? Но у нас нет ни красивой скатерти, ни салфеток.
2. Приглашение к деятельности.
- Кто хочет услышать сказку о том, какими бывают скатерти?
Педагог рассказывает сказку:
- Доброе утро мамочка! – сказала Аня, входя утром на кухню, где мама готовила завтрак.
- Доброе утро, дорогая! – ответила мама.
- Я уже заправила свою кроватку и умылась. Можно тебе помочь?
- Конечно можно! Накрой, пожалуйста, на стол. – Предложила она.
- А что для этого надо сделать? – спросила Аня.
- Сначала застели стол скатертью.
- А какой? Ведь их у нас несколько.
- Сегодня у нас семейный завтрак – начала рассказывать мама. – Значит, скатерть не должна быть белой, лучше положить полосатую или клетчатую скатерть. Она придаст красивый и уютный вид нашему столу.
- Тогда я положу вот эту – жёлтую в широкую оранжевую полоску – она напоминает мне солнышко и сразу как-то весело становиться.
- Хорошо, Анюта! – похвалила мама дочку.
- А зачем нам остальные скатерти – ведь эта такая красивая, что можно её класть всё время! И всегда будет хорошее настроение – с улыбкой проговорила Лиза.
- Не совсем так. – Сказала мама. – Когда в доме есть маленький ребёнок, то лучше всего стол застелить клеёнчатой скатертью, так как малыш не всегда еще ест аккуратно, и иногда случайно пачкает стол.
- Но ведь можно и постирать скатерть – произнесла Анечка.
- Да, конечно, можно и нужно загрязнённую скатерть привести в порядок, но ведь ты понимаешь, что у мамы кроме стирки скатерти, после каждой еды есть и другие дела!
- Конечно! Ведь так много надо сделать по дому! И постирать, и погладить, и пропылесосить, помыть полы и посуду и ещё много-много всего другого.
- Совершенно верно, дорогая! И если мама с маленьким ребенком будет всё время заниматься стиркой скатерти, то она ничего не успеет сделать по дому. Поэтому и придумали клеёнчатые скатерти.
- Ну да, они столько времени экономят заботливым родителям. Ведь такую скатерть не нужно стирать, а только протереть влажной тряпкой после еды! А когда ребёнок подрастёт, и перестанет пачкать стол, можно будет опять перейти на хлопчатобумажную скатерть. – закончила Лиза.
- Совершенно верно, любимая! – Улыбнулась мама дочке. – Какая ты у меня понятливая!
- А тогда зачем вот эта такая красивая белая скатерть? – задала очередной вопрос любопытная девочка.
- Белые скатерти, хорошо подкрахмаленные используют для парадного обеда, когда в гости приходят знакомые, друзья, приезжают родственники. - Сказала мама.
- А это как на мой день рождения ты накрыла такой чудесный стол. Он был украшен ослепительно белой скатертью и на середине стола стоял большой букет цветов!
- А скатертью, какого цвета, был украшен новогодний стол? Попробуй, вспомни – попросила мама.
- У нас он был украшен красивой зеленой скатертью с вышитыми по бокам новогодними рисунками. А у Мишутки, моего друга, скатерть была красно-бордовая, такая красивая и праздничная. Она мне напомнила мешок Деда Мороза, из которого он раздаёт свои подарки.
- Так и есть: новогодние скатерти обычно красивого красного или зеленого цветов.
Педагог предлагает ответить на вопросы по сказке:
- Какого цвета лучше использовать скатерть для семейного завтрака?
- Какую скатерть лучше использовать, если в доме есть маленькие дети?
- Как выглядит праздничная скатерть для Дня рождения, для Новогоднего праздника?
3. Помощь в реализации деятельности.
- У нас будет вечернее семейное чаепитие. Предлагаю вам сегодня помочь Хозяйке накрыть на стол и украсить его.
- Рассмотрите, как украшали в старину русский стол на иллюстрациях в детских книжках («Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Ладушки-ладушки, - были мы у бабушки», «Домовенок Кузька»);
- Назовите предметы на столе для семейного чаепития (скатерть, самовар, чашки, блюдца, сахарница, вазочка для варенья, чайные ложки, салфетки).
- Перейдем к украшению стола. Перед нами большая белая скатерть, она пока скучная и не нарядная (дети разворачивают из «корзинки хозяйки» настоящую скатерть). Давайте все вместе ее украсим.
- Как сделать скатерть красивой, нарядной с помощью цветных штампиков?
Педагог показывает, как украсить новую скатерть картинками-штампиками и сделать ее веселой, нарядной (уточняется ведущая рука).
- Для украшения стола и аккуратной еды используют салфетки. Они нужны, чтобы наши руки, лицо и одежда оставались сухими и чистыми во время еды.
- Бумажные салфетки могут быть разной плотности (дети разворачивают из «корзинки хозяйки» настоящие салфетки и обследуют плотность, фактуру салфеток).
- Вы знаете, как красиво сложить салфетку?
- Я вам предложу сегодня красиво сложить салфетку (треугольником - сгиб от уголка к уголку) – уточняются направления пространства на листе.
Педагог дает образец выполнения задания, показывает новые способы выполнения задания. Некоторым детям с церебральным параличом требуется многократный показ действия (например, захват и действия расческой), сопряженное или пассивно-активное (рукой ребенка) выполнение действия. В тоже время педагог проявляет заинтересованность в деятельности детей, поощрял их сотрудничество, совместное общение и взаимопомощь.
4. Совместная деятельность детей. Далее в группе начинается украшение одной общей скатерти картинками-штампиками и складывание бумажных салфеток треугольником. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Педагог отмечает успехи дошкольникам, поощряет совместную их работу и взаимопомощь, оказывает техническую помощь в сгибании салфетки и захвате детского штампика.
5. Итоги деятельности.
По мере готовности нарядной скатерти педагог подводит итоги («Что хотели сделать, и что получилось?») благодарит детей за дружную работу. Красивая скатерть и салфетки демонстрируются другим педагогам (дефектологу, помощнику воспитателя). Дома детям предлагается совместно с родителями научиться другому красивому способу складывания салфетки и принести свою работу в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Поможем бабушке Федоре»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Физическая культура" Старшая группа...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема "Морская свинка"
Образовательная деятельность с внесением живого объекта....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Тема: Тили-тили тили-бом, загорелся Муркин дом.
В конспекте представлена разработка интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе, с применением здоровьесберегающей технологии, социо-игровой технологии, пальчикового...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Тема:Закладка для книги «Мышка».
Интегрированная НОД по изготовлению закладки для книг «Мышка» в подготовительной к школе группе в условиях реализации ФГТПлан-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности.Тем...
План-конспект НОД ФГОС Непосредственно образовательной деятельности С дошкольниками в старшей группе по теме: « Лунтик в гостях уребят » «Познавательно-исследовательская» ФЭМП
Формировать умение подбирать пары и группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.- Продолжать знакомить детей с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеле...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности Тема: «Признаки весны» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у детей интереса к лепке и умения создавать индивидуальные поделки Задачи: Образовательные: уточнять сенсорные эталоны (величина, форма, цвет);формир...
План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели: «Весна» по теме «Весна пришла»
План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»...