«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР»
статья (старшая группа) по теме
В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Данная проблема может быть частично решена с помощью элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 39
г. Арзамас Нижегородской области
Статья для воспитателей дошкольных учреждений
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР»
(Старший дошкольный возраст)
подготовила
воспитатель группы компенсирующей направленности
Кривоногова Татьяна Ивановна
г. Арзамас 2012
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»
Генрих Гейне.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становления функциональных систем организма. По мнению медиков, 75% болезней взрослых закладываются в детстве. В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому в настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Данная проблема может быть частично решена с помощью элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей. Речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности логопедических групп. В эти группы зачисляются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Опыт многолетней практики показывает, что дети с общим недоразвитием речи соматически ослаблены, у них всегда имеются существенные отклонения в моторном развитии, которые разнообразны по своим проявлениям и по механизму возникновения, и характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. У этих дошкольников недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательные память и внимание, нарушена координация движений, их темп, ритм, переключаемость. Дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. У большинства наших детей обычно наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы, у них слабая память, не сформировано произвольное внимание. Поэтому основная цель использования здоровьесберегающих технологий в логопедической группе – повышение эффективности работы по коррекции всех сторон речевого развития и сохранение здоровья дошкольников.
Все здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР, делятся на три категории:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
- Принцип создания образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов коррекционно-педагогического процесса.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
- Принцип творческого характера воспитательно-образовательного процесса.
Познание без творческого заряда неинтересно. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей активных методов и форм познания.
3. Принцип обеспечения мотивации коррекционно-развивающей работы.
Ребенок должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Принцип построения коррекционно-педагогического процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5. Принцип учета системного строения высших психических функций.
При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. Принцип целостности.
Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам», а не по элементам.
7. Принцип успешности.
Принцип осознания ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
8. Принцип рациональной организации двигательной активности.
Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Принцип обеспечения адекватного восстановления сил.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
10. Принцип обеспечения прочного запоминания.
Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.
11. Принцип комплексной системы закаливания детей.
Все дошкольные образовательные учреждения, так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья и физическим развитием детей.
Вся коррекционно-развивающая работа строиться с учетом индивидуальных особенностей и речевого дефекта дошкольников. Исходя из выше сказанного, были поставлены следующие задачи:
- формирование у дошкольника физиологического и речевого дыхания;
- совершенствование общей моторки;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие мелкой моторики рук;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
Необходимо отметить, что реализация всей работы осуществлялась в следующих условиях:
- организация здоровьесберегающего пространства;
- построение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- достаточный и рационально организованный двигательный режим;
- благоприятный эмоционально-психический климат.
В ходе непосредственно-образовательной деятельности следует:
- Организовать среду, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов:
- создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успешности;
- использовать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- Обеспечить мотивацию детей, поддерживая уровень работоспособности.
- Обеспечить частую смену видов деятельности.
- Обеспечить активную творческую деятельность детей.
- Контролировать чередование позы детей на занятии в зависимости от вида деятельности.
- Проводить во время образовательной деятельности оздоровительные паузы с использованием упражнений по профилактике нарушений осанки, зрения, с элементами дыхательной гимнастики.
- Удовлетворить двигательную активность детей во время образовательной деятельности.
В работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важную роль играет взаимодействие всех участников воспитательного образовательного процесса. Каждый из них является одним из звеньев системы взаимодействия специалистов, обеспечивающих детям, оптимальные условия для достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе. Были выделены основные направления, которые реализовывались в режимные моменты, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей:
- дыхательные упражнения и упражнения для глаз;
- артикуляционные упражнения или биоэнергопластика;
- речевые подвижные игры с импровизацией движений;
- физкультминутки и динамические паузы;
- самомассаж;
- пальчиковые игры с речевым сопровождением;
- кинезиологические упражнения;
- элементы психогимнастики;
- логоритмические упражнения;
- Су-Джок-терапия;
- утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
- релаксация.
Осуществление здоровьесберегающего коррекционно-развивающего процесса приводит к необходимости параллельного использования упражнений на развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия, темпа, ритма и интонационной выразительности речи. Для тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий входят в предметно-развивающую среду групповых комнат. Так, с целью формирования правильного речевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Футболисты", "Султанчик", "Послушный ветерок", "Буря", "Бабочка, лети!".
Большое значение в предупреждении утомления у детей во время проведения непосредственно образовательной деятельности принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.
Речевые подвижные игры с импровизацией движений могут использоваться как самостоятельная игра, так и вместо физкультминутки, динамической паузы. Такие игры помогают:
- активизировать моторные функции, влияя положительно на речь;
- повышают двигательную активность на занятии;
- развивают переключаемость движений;
- тренируют мимическую мускулатуру;
- несут эмоционально положительный заряд;
- в процессе игры проходит отработка определенных грамматических, словообразовательных, произносительных и т.д. навыков в зависимости от логопедической темы.
Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики воспитанников. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах образовательной деятельности. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой.
Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. “Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. “Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо. “Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движениия (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
Су-Джок терапия - стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.
Самомассаж – это динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж активизирует кровообращение всех систем организма.
Правильная организация коррекционно-воспитательной работы с применением элементов здоровьесберегающих технологий, а именно: дозировка нагрузки с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, а также создание здоровьесберегающей среды повышает эффективность коррекции различного рода речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих мероприятий определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушением речи. В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Таким образом, использование здоровьесберегающих мероприятий в работе с детьми, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию каждого ребенка.
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е. А.. Психогимнастика в детском саду - М: ТЦ Сфера, 2003 г.
2. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет - М: ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Буденная Т. В.. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие - Спб: КАРО, 2001 г.
4. Зубович Е. В., Мещерякова Н. П., Леонтьева С. В. Коррекция стертой формы дизартрии - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
5. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста - Сост. Н.В. Нищева – Спб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим - М: ТЦ Сфера, 2004 г.
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду - М: ТЦ Сфера, 2003 г.
8. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком - Спб: КАРО, 2006 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT
Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.
Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Использование ИКТ в совместной музыкальной деятельности с детьми, конспект совместной музыкальной деятельности "Музыкальная грамота" с использованием mimio.
использование ЭОР в совместной музыкальной деятельности...
Использование здоровьесберегающихтехнологий по укреплению здоровья воспитанников подготовительной группы в практике работы воспитателя ДОУ
Главная задача ДОУ – показать семье возможности целостного развития ребенка. Для этого нужно чтобы родители понимали свою очень важную роль в сотрудничестве. Только при тесной взаимосвязи ...