Комплексное воздействие педагогов в воспитании и развитии детей с нарушением ОДА.
консультация (младшая группа) по теме
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений, потому что этот период – самый активный в развитии опорно-двигательного аппарата и других важнейших органов и систем.Дети с ортопедическими заболеваниями в первую очередь нуждаются в корректировке тех мышечных групп, которые у них недостаточно развиты: именно их надо укреплять.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексное воздействие специалистов и воспитателей в воспитании и развитии детей с нарушением ОДА.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений, потому что этот период – самый активный в развитии опорно-двигательного аппарата и других важнейших органов и систем.
К нам группу для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) родители приводят своих малышей после посещения детской поликлиники. Детей осматривают специалисты: невролог, психиатр, ортопед, логопед, психолог и дают своё заключение, а также рекомендации для работы с детьми в детском саду.
Диагнозы у малышей различные: детский церебральный паралич разной степени тяжести, порезы верхних и нижних конечностей, дисплазия тазобедренных суставов, врождённые деформации стоп, нарушение осанки.
Дети с ортопедическими заболеваниями в первую очередь нуждаются в корректировке тех мышечных групп, которые у них недостаточно развиты: именно их надо укреплять.
У детей с нарушением ОДА нарушена сенсорная сфера, моторика рук, зрительная координация, ослаблена словесная сфера. Обучение таких непростых детей имеет свою специфику и осуществляется по коррекционным методикам. Такие дети требуют особого внимания.
В детском саду есть хорошо оснащённые физкультурный и тренажёрный залы, кабинеты массажный и психолога, оборудованный стационарный бассейн. В нашей группе создана богатая предметно-развивающая среда: шведская стенка, массажные дорожки и коврики, массажёры, мячи разных размеров, модули.
Основной целью коррекционной работы является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической помощи. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, врача ЛФК, логопеда, психолога и воспитателя. Мы - воспитатели являемся связующим звеном в этой цепи коррекционной работы.
Каждый ребёнок – это всегда индивидуальный случай. На основании поставленного диагноза и рекомендаций врача-ортопеда каждому ребёнку разрабатывается индивидуальный комплекс корригирующей гимнастики.
Врач невролог назначает курс массажа также индивидуально для каждого малыша. Массажист в массажном кабинете делает ему лечебный массаж по рекомендации специалиста.
В первой половине дня инструктор ЛФК проводит занятия лечебной гимнастики. Мы помогаем отдельным детям выполнять упражнения.
В группе мы продолжаем работу специалистов, проводим утреннюю гигиеническую гимнастику, ортопедические минутки, игровые занятия по окончании курса ЛФК.
Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций. Точные движения быстро утомляют детей, поэтому используем подвижные игры и игровые упражнения.
Например: для формирования правильной осанки проводим упражнения у зеркала «Какие мы красивые», у стены «Почешем спинки», положив на голову ребёнка мешочек с песком, коробочку или другой небольшой предмет, просим его выполнить несколько заданий в ходьбе, ползании, приседании, лазании (важно, чтобы предмет не упал с головы ребёнка), упражнения в балансировке «Мы – циркачи», упражнения-команды «Самый внимательный».
Развитие движений в дошкольном возрасте – очень важный процесс, который играет огромную роль в физическом и умственном развитии ребёнка. Занимаясь с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, необходимо помнить о быстрой их утомляемости. Деятельность детей делаем разнообразной, интересной, увлекательной. Физическая работа малышей непродолжительная по времени и строго соответствует их функциональным возможностям. Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формообразование мышц, в процессе их роста, длительная же бездеятельность мышц ведёт к потере работоспособности и большим нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата.
Используем разные виды закаливающих процедур: в виде воздушных, водяных и солнечных ванн. Кроме общего укрепления организма, приспособления его к изменяющимся условиям внешней среды закаливание положительно влияет на дыхание, состав крови, кровообращение, нервную систему и жизненно важные органы.
С большим удовольствием наши воспитанники занимаются фитбол-гимнастикой. Как только ребёнок садится на мяч, происходит естественная балансировка. Центр тяжести тела совпадает с центром тяжести мяча, осанка выправляется. Покачивание на мяче оказывает волнообразное действие на позвоночник. Упражнения с фитболами (7-10 минут) комбинируем с обычной гимнастикой и массажем.
Гимнастика с большими мячами помогает воспитать у малыша правильную осанку, развивает чувство равновесия; улучшает работу вестибулярного аппарата; тренирует мышцы конечностей, спины, брюшного пресса, таза.
В режиме дня мы используем подвижные игры, которые не только развлекают детей, но и способствуют развитию их двигательных навыков. В игре «Море волнуется раз» по команде дети принимают любую позу в исходном положении стоя, сидя, лёжа с правильной осанкой и самовытяжением. В игре «Прокати мяч» малыши прокатывают мяч между ног, стоя в колонне в затылок друг другу. В игре «Мой домик» дети спасаются от водящего в «домике»: становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.
Наши воспитанники регулярно посещают бассейн. Там с ними занимается инструктор по плаванию. Вода обладает свойством выталкивания, сопротивляемостью и гидростатическим давлением. Выталкивающее действие воды создаёт чувство невесомости. Сила выталкивания уменьшает вес тела, что позволяет снять с позвоночника ту нагрузку, которая на него ложится в вертикальном и горизонтальном положениях. Упражнения в воде благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы, улучшая их функционирование. Кроме того, гидростатическое давление создаёт эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибюлярного аппарата.
Вот некоторые игры и упражнения в воде, которые проводятся с нашими воспитанниками.
«Привет». Ребёнок ложится на спину, Взрослый поддерживает ребёнка, затем отклоняется вправо, произнося при этом: «Привет!» Ребёнок тоже должен повернуть голову вправо. Затем повторить это же упражнение, но с наклоном влево.
«Кораблик». Группа детей, взявшись за руки, продвигается в воде то правым, то левым боком.
«Солнышко. Ветер. Дождь». По команде взрослого «Солнце!» все ложатся на спину («загорают»), по команде «Ветер!» все играющие стоят прямо и дуют на поверхность воды, а по команде «Дождь!» все ложатся на спину и активно работают ногами и руками.
После занятий в бассейне дети возвращаются в группу счастливые, задорные. У них столько эмоций, что они их переполняют, в группе становится шумно и весело.
Нарушение опорно-двигательного аппарата сказывается на общем развитии ребёнка. Тяжёлые формы НОДА зачастую становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей
Нарушение ОДА сказывается на формировании у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Дети быстро устают, нуждаются в побуждении, затрудняются в выборе продуктивной тактики, у них отмечается недостаточно устойчивое внимание. Они неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не могут чётко и правильно сформулировать мысль, их речевая активность снижена. Они редко вступают в совместную игру, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи.
Если нормально развивающимся детям достаточно создать условия для игры, то воспитанников с нарушением ОДА зачастую приходится учить играть. Как правило: игра примитивна, не отражает действительности. Мы формируем у детей запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который малыши переносят в игру.
Лично я люблю играть с детьми. Я не руковожу игрой, а участвую в ней, стараюсь увлечь своих воспитанников, предотвратить возможные конфликты. Я играю с детьми на равных, дети становятся активнее, смелее, изобретательнее.
При работе с детьми с НОДА логопед уделяет повышенное внимание развитию памяти и внимания. Мы продолжаем эту работу в течении дня. Встречая утром детей, спрашиваем: «С кем они пришли в детский сад?», «Кого или что они видели по дороге?». Любят малыши такие игры, как: «Съедобное – не съедобное», «Что здесь лишнее?», «Чего не стало?» и другие игры на узнавание любого обобщающего понятия: овощи, одежда, игрушки, и т.п. Задуманное обобщение выделяем среди других слов хлопками.
Развитие мелкой моторики рук – неотъемлемая часть работы педагогов. В группе оборудован уголок, где ребёнок может по желанию: собрать крупные пазлы или мозаику, составить картинку из кубиков, нанизать на шнурок мелкие предметы, застегнуть и расстегнуть пуговицы и т.д.
С целью развития волевой сферы дошкольника учим не бояться трудностей, стремиться их преодолевать; развиваем самоконтроль; развиваем уверенность в себе, своих силах.
Только в тесном взаимодействии с родителями можно добиться успешных результатов коррекционно-развивающейся работы с детьми. Поэтому в своей группе мы с коллегой стремимся к расширению контактов с семьёй. Это: оформление различных стендов, индивидуальные беседы, родительские собрания, организация встреч с различными специалистами, посещение родителями открытых физкультурных занятий, занятий ЛФК, организация совместных мероприятий.
Таким образом, воспитательный процесс, в группе для детей с НОДА носит индивидуально-ориентировочный характер. Педагоги и родители следуют рекомендациям специалистов. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное развитие детей с нарушением ОДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи
Конспект занятияУчителя-логопеда д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема: И...
Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи
Основной вид деятельности дошкольников — игра: он живет в ней, это его мир, его действительность. А.С. Макаренко придавал игре большое значение....
Консультация для родителей и педагогов "Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения"
Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения -обязательный компонент коррекционной работы с этими детьми....
Консультация для педагогов "Подвижные игры для детей с нарушением зрения"
В данном материале даны рекомендации по организации и проведению подвижных игр для дошкольников с нарушением зрения, а так же представлены примерные игры и упражнения....
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Комплексное индивидуальное коррекционно-развиваюшее занятие для детей с нарушением зрения
Тема: КолобокЦель: Формирование компенсаторных механизмов.Задачи:Коррекционно-развивающие: Развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации...
Рекомендации для педагогов и родителей: «Физическое воспитание и дети с нарушением зрения: польза или вред?»
Физическое воспитание детей с нарушением зрения включает в себя ряд специальных коррекционных задач, направленных на преодоление недостатков физического развития и осуществление вз...