Птицы наши друзья
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Пешая прогулка в лес «Птицы наши друзья!»
Старшая - подготовительная к школе группа.
Воспитатель Кокорина Т.А.
Цель: развивать двигательную активность, воспитывать эмоционально-чувственное восприятие к нашим друзьям – птицам.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о жизни птиц зимой.
2. Развивать наблюдательность, связную речь детей, умение сравнивать и анализировать.
3. Продолжать учить детей правилам безопасного поведения на природе.
4. Развивать ориентировку в пространстве; выносливость при ходьбе на дальнее расстояние.
5. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Поддерживать бодрое, жизнерадостное настроение, интерес к пешим прогулкам.
6. Воспитывать организованность, инициативность; любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Птицы», чтение художественной литературы, заучивание стихов, изготовление кормушек. Беседа о пользе прогулок на свежем воздухе, о правилах безопасности на прогулке.
Атрибуты: нагрудные картинки с изображением птиц: дятла, снегиря, синицы. Загадки о птицах на листочках. Шапка и борода Лешего. Конверт с письмом. Карта маршрута. Кормушки, корм.
Ход:
Воспитатель: ребята, в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? (открывает конверт).
Здесь телеграмма и карта какая-то, давайте посмотрим! (дети рассматривают карту).
Воспитатель читает телеграмму:
« Срочно помогите! Птичкам в лесу не хватает пропитания! Они замерзают и могут погибнуть. Посылаю карту маршрута! Дятел». Ребята, нужно помочь птичкам. Мы с вами сделали кормушки, давайте отнесём их в лес и насыплем в них корм? Вы хотите отправиться в путешествие в зимний лес? Но как же добраться до леса? Да ведь Дятел прислал нам карту!
(Рассматривают карту)
Воспитатель: нам предстоит длинное путешествие. А кто из вас помнит правила поведения на улице, в лесу? (Ответы детей)
Дети одеваются, берут кормушки, корм для птиц, выходят на улицу и строятся
Парами
Во время движения уточняем маршрут по карте.
Воспитатель: ну вот, похоже, что мы добрались до места. Посмотрите, везде лежит снег, деревья нарядились в пышные белые наряды, а берёзки, набросив хрупкие жемчужные одежды, стоят, словно невесты. Кругом тишина и безмолвие. Только и слышно редкое щебетание птиц, да сухой хруст веток. Давайте, ребята, поздороваемся с лесом.
1 ребёнок: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
2 ребёнок: Что нам шепчешь на заре
Весь в снегу, как в серебре!
3 ребёнок: Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
4 ребёнок: Всё открой, не утаи:
Ты же видишь,
Все: Мы свои!
Воспитатель: (беседа)
Пришла зима. Хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
Краснеют свиристели
На веточках берез,
Они не улетели.
А выдержат мороз?
(О. Высотская. «Мастерица-зима».)
- А что такое природа? Какая она бывает? (живая, неживая)
- Ребята, а как природа приготовилась к зиме?
(реки покрылись льдом, деревья сбросили листву, дни короткие, холодно, птицы улетели, звери залегли в спячку, сменили шубу, запаслись на зиму запасами...)
- Ребята, каких вы знаете смелых птиц, которые зимы студеной не боятся и остаются зимовать? Назовите их.
(воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири, дятлы, голуби, галки...)
Подходят к ёлочке, на которой висят загадки о птицах.
Воспитатель читает загадки, дети рассказывают о птицах.
1. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
Ребёнок: воробей - маленькая, очень подвижная птичка с круглой головкой и корочкой шеей, толстым, яйцевидным туловищем, короткими округлыми крыльями, клюв тонкий. Заостренный на конце. У воробья короткие, но сильные ноги, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят нахохлившись, прижавшись друг к другу. Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издаст звук, похожий на «чур», и вся стая улетает.
Воспитатель: где же они зимуют? Где находят пищу?
Дети: в щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах. Питаются во дворах, на свалках, в кормушках.
2. Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая ...(сорока)
(П. Смолин)
Ребёнок: сорока крупная птица с красивым, черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте черная с зеленоватым отливом, а на боках белая. Отсюда и ее название «сорока - белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв - изогнутый к низу. Сороки летают не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостом, хвост держит веером. Сорока любит блестящие вещи, уносит их и прячет.
Воспитатель: почему ее называют «сорокой - воровкой»? Где же она устраивает свое гнездо?
Дети: в густых ветвях деревьев или кустарников. Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается сбоку. Сорока издает звуки, похожие на стрекот, треск
3. Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...(синичка)
Воспитатель: Кто хочет рассказать о синице?
Ребёнок: на голове у синички черная шапочка, щеки белые, на горлышке и брюшке черная полоска - галстучек. Спина желто-зеленная, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Свои гнезда синицы устраивают в дуплах, углублениях и щелях гнилых пней и стволов ( синичниках). Синички уничтожают насекомых.
4.Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...(снегирь)
(П. Смолин)
Воспитатель: Кто знает о снегире, и расскажет нам?
Ребёнок: у снегиря верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные, спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое. Клюв короткий, толстый, черный.
Воспитатель: Зачем снегирю короткий, толстый клюв?
Дети: чтобы расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, а так же, чтобы справиться с семенами других деревьев.
5. Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Ребёнок: голова, шея, спина и крылья у дятла черные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса , на голове у него красная шапочка. Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве. У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под неё своим длинным, липким клювом насекомых и личинок. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
6. Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ... (ворона)
(Н. Майданик)
Ребёнок: у вороны черная голова, горло, шея и хвост, остальная часть туловища серая., Днем вороны промышляют в городе, поселке, а на ночь они улетают в парк, лес и ночуют на деревьях.
Воспитатель обращает внимание детей на следы на снегу: Посмотрите, сколько следов! Интересно, кто здесь пробегал? Как вы думаете? Чем отличаются следы птиц от следов зверей? Давайте нарисуем веточкой следы птиц и животных.
(Появляется Леший)
Леший: вы зачем в мой лес пожаловали? Опять будете деревья ломать, да птиц пугать?
Воспитатель: что ты, Леший! Наши дети знают, что безобразничать в лесу нельзя, а в лес нас позвал Дятел. Он нам написал, что птицы без еды могут погибнуть, вот мы хотим повесить кормушки и накормить птиц.
Леший: это дело хорошее! Да и мне веселее будет, а то я всё один, да один! Может поиграем?
Подвижная игра «Леший, догони!»
Дети: Сидит Леший под кустом, сторожит родной свой дом.
Мы тихонько подойдём и в плечо его толкнём.
Скажем дружно: раз, два, три –
Ну-ка, Леший, догони!
Игра поводится 3-4 раза.
Леший: Ох и загоняли, уж очень вы быстрые, да ловкие! Ну, бегаете - то вы хорошо, а по следам ходить умеете? Нужно высоко поднимать ноги и идти след в след.
Дети: умеем, умеем!
Леший проводит игру «След в след».
Ребята, мы с вами рассказали о птицах, поиграли, а теперь давайте покормим птичек.
(Развешиваем кормушки для птиц, насыпаем в них крупу, семечки. Для синичек развешиваем кусочки сала.
Дети рассказывают Лешему стихи).
Воробей
Прыг, да скок, ну, что за птица,
Все на месте не сидится,
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.
Ворона
Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко: Кар-р-р-р…
Дятел
Слышен стук в лесу недаром,
Это голос санитара.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.
Сороки
Возле дома на дороге,
Спор затеяли сороки.
Не могли решить подруги,
Кто болтливее в округе.
Воспитатель:
Покормите птиц!
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть! Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми
Приучите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
А. Яшин
Леший – Спасибо вам за вашу доброту , за то что вы откликнулись на письмо дятла и помогли птицам.
Воспитатель - Ребята, наше путешествие в зимний лес закончилось. Я за вас очень рада, что вы много знаете о птицах, и что вы не бросите их, сумеете им помочь. Молодцы!
(Дети прощаются с Лешим и идут в детский сад).
Подведение итогов на участке детского сада: ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Что бы вы ещё хотели увидеть в лесу? Мы с вами ещё обязательно сходим в лес, а сегодня вечером предлагаю нарисовать наше путешествие и птиц, о которых мы говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо
План конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...
Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...
Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)
quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...