Компонентный состав здоровьесберегающей среды в ДОУ
консультация по теме
Консультация раскрывает содержание понятия здоровьесберегающая среда в ДОУ и ее компоненты (образовательный процесс, предметный, социальный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komponentnyy_sostav_zdorovesberegayushchey_sredy.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена, в основном, двумя группами факторов:
1) детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям;
2) в дошкольном возрастном периоде происходит:
- становление двигательных способностей;
- формирование базовых двигательных умений и навыков;
- создание фундамента двигательного опыта, необходимого в жизненной практике;
- формирование здорового образа жизни.
Если учитывать то обстоятельство, что двигательная деятельность ребенка является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития различных сфер личности, то становится очевидной необходимость разработки вопросов совершенствования здоровьесберегающих технологий.
Поэтому, полноценный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ невозможен без создания здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении представляет собой систему, состоящую из воспитательно-образовательного процесса, социального и предметного компонентов, через которые педагогический коллектив обеспечивает всестороннее развитие ребенка
К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в ДОУ относятся:
- педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу,
- медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников;
- семья, соседи, родственники и пр.
Кроме того, социальный компонент имеет огромные воспитательные возможности воздействия на ребенка. С одной стороны это делает двигательные действия ребенка коммуникативными, с другой - общение в двигательных действиях раскрывает ребенку значимость выполняемых физических упражнений. И, наконец, третья сторона в общении происходит с помощью физических упражнений при взаимодействии в коллективных действиях игры. Например, «передачи мяча», «танец в паре» - совместные социальные действия, от слаженности в которых зависит конечный результат.
Предметный компонент представлен:
- физкультурно-оздоровительной базой;
- играми, игрушками, физкультурно-спортивным оборудованием, инвентарем, тренажерами и пр.;
Схема координации воспитательно-образовательного процесса, в том числе и организация здоровьесберегающей среды, в детском образовательном учреждении представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема координации воспитательно-образовательного процесса
Специалист физического воспитания ДОУ выступает в роли организатора всей методической и консультативной работы физкультурного процесса. Главным направлением деятельности специалиста по физической культуре является формирование и развитие системы физического воспитания, повышение методического уровня работы всего педагогического персонала, объединение усилий педагогов и медиков в решении оздоровительных задач.
Медицинский работник проводит консультативную работу с инструктором по физкультуре, воспитателями, музыкальными руководителями - по обследованию физического развития детей-дошкольников, по профилактике заболеваний, общеукрепляющим и закаливающим процедурам, а также контроль в состоянии здоровья дошкольников.
Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение при проведении всех физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, а также составляет совместно с воспитателем и инструктором по физическому воспитанию интегрированный план занятий.
Старший воспитатель координирует работу педагогов в данном направлении.
При построении здоровьесберегающей среды ДОУ выделены следующие наиболее важные направления:
- соответствие предметного окружения санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;
- создание предметной среды по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;
- обеспечение положительного эмоционального состояния дошкольников;
- условия для полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в разнообразной двигательной активности;
- условия для формирования привычек здорового образа жизни.
Таким образом, в процессе физического воспитания необходимо создать условия, в которых физические и духовные возможности ребенка раскрываются во всей полноте.
Особое внимание необходимо уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой, закаливающих процедур, оздоровительной гимнастики.
Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении происходит только при постоянном и последовательном применении оздоровительных мероприятий соответствующей направленности и под контролем педагогического коллектива. Только тогда можно добиться, чтобы дети были здоровыми, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...
Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...
«Проект по здоровьесберегающей среде в группе раннего возраста «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей»
Проект предназначен для воспитателей групп раннего возраста. Проект краткосрочный....
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Создание здоровьесберегающей среды...
Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий
В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации становится гармоническое развити...
Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....
Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...