Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка»
« Здоровьесберегающая среда в детском саду»
Старый Оскол
2011
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты. Приоритетной средой обитания для детей дошкольного возраста является дошкольное образовательное учреждение. Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей – среда образовательного учреждения» сегодня приобретает особую актуальность, во-первых, в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей, а так же его качества в России за последние десятилетия, а, во-вторых, с теми инновационными процессами, которые сегодня происходят в образовании. Опираясь на результаты научных психолого-педагогических исследований, мы видим, что физическое и психическое нездоровье детей – результат сложнейших социально – экономических процессов и экологических проблем, характерных для России последних десятилетий. Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может вполне развиваться гармонично.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, настолько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода направленного на всестороннее развитие личности ребенка на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
Здоровьесберегающая среда в нашем дошкольном учреждении создана с учетом индивидуально - дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, изолятор. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению.
В самих группах созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс организован в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу, организуется сквозное проветривание (в отсутствии детей), поддерживается температура воздуха в группах. Режим дня соответствует гигиеническим нормам длительности сна, бодрствования детей различного возраста групп, предусмотрено достаточное пребывание на свежем воздухе, осуществляются оздоровительные и профилактические мероприятия, проводятся организованные занятия. Которые включают в себя рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
Осуществляется главный переход от игры к занятиям и режимным моментам. Обеспечивается баланс между разными видами игр (спокойными и подвижными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно – ролевыми). Правильно организуется адаптация вновь поступивших детей к условиям ДОУ с учетом индивидуальных особенностей. Осуществляется постепенный переход на полный режим ДОУ.
В ДОУ созданы условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Были разработаны и проведены различные мероприятия по организации двигательного режима в ДОУ, который включает в себя:
1. Утренняя гимнастика - ежедневно
2. Индивидуальная работа по развитию движений - по необходимости
3. Подвижные игры - ежедневно
4. Физкультурные занятия – по расписанию
5. Активный отдых, игры – забавы
6. Физкультурные минуты - ежедневно
7.Физкультурные досуги – 1 раз в месяц
8. Физкультурные праздники – 1-2раза в год
9.Соревнования – по необходимости
10. Беседы с детьми о здоровье – в течение дня
11. Тропа здоровья – в течение дня
12.Дыхательная гимнастика – на занятиях
13. Релаксация – на занятиях
14. Пальчиковый массаж – на занятиях
Воспитатели осуществляют индивидуальный подход в организации физкультурных занятий и подвижных играх. В каждое физическое занятие включено несколько основных видов движения, элементы спортивных игр, упражнения для укрепления свода стопы и профилактики плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц спины с целью профилактики нарушения осанки. После бега и прыжков используется упражнения на восстановление дыхания. Разработаны различные комплексы гимнастики: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультминутки, динамические и активные паузы. Проводятся различные физкультурные мероприятия, досуги, праздники.
Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.
Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.
Питание детей в ДОУ полноценно, разнообразно по составу продуктов и полностью удовлетворяет физическим потребностям растущего организма в основных пищевых веществах. Ежедневно в каждой группе для родителей вывешивается меню. Медработник составляет меню, следит за правильной кулинарной обработкой. Следит за санитарным состоянием пищеблока. Выдачу готовой пищи детей осуществляет после снятия пробы.
Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.
Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.