Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
рабочая программа на тему

Балабанова Ольга Егоровна

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ozdorovleniya_2011-12.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ, ОСЛАБЛЕННЫХ  ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 88»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Обеспечение укрепления здоровья ослабленных детей  в условиях ДОУ в рамках реализации городского целевого проекта «Каникулы».

ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ

  1. Дети, посещающие ДОУ, часто болеющие, ослабленные, имеющие проблемы со здоровьем.
  2. Родители воспитанников ДОУ.
  3. Коллектив ДОУ (педагогические работники, медицинские работники).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Снижение частоты случаев острой заболеваемости.
  2. Изменение отношения детей к своему здоровью.
  3. Изменение отношения родителей к здоровью своих детей.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ
  1. Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.
  2.  Решение оздоровительных задач средствами физического воспитания.
  3. Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.
  4. Проведение специальных санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
  5. Проведение доврачебных обследований по скрининг-программе и выявление патологий развития детей дошкольного возраста.
  6. Противорецидивная профилактика хронических заболеваний.
  7. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

  • ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
  1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.
  2. Определение показателей физического развития, двигательной активности, критериев здоровья детей методами комплексной диагностики.
  3. Составление индивидуальных планов оздоровления.
  4. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №88»

№ п/п

Направление работы

Комплекс мероприятий

Ответственные

Контингент детей

Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей

  • Осмотр детей специалистами детской поликлиники (уровень физического и нервно-психического здоровья, социально-биологический статус);
  • Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
  • Работа с индивидуальными медицинскими картами развития ребенка, с журналом учета хронических заболеваний и функциональных отклонений;
  • Сбор антропометрических данных;
  • Выписка направлений к узким специалистам на обследование;
  • Проведение иммунологического скрининг-анкетирования для вновь поступающих детей;
  • Подготовка к проведению обследования будущих первоклассников в отделении восстановительной терапии (беседы с родителями, анкетирование, обработка данных исследования функционального состояния основных органов и систем детского организма);
  • Учет посещения детьми специалистов.

Узкие специалисты поликлиники;

медицинский работник

Все возрастные группы

2.

Режим двигательной активности

  • Соблюдение двигательного режима и режима дня:
  • щадящий режим (адаптационный период);
  • гибкий режим;
  • Ежедневные циклы физкультурных занятий:
  • традиционные;
  •  тренировочные;
  • занятия-соревнования;
  • самостоятельные;
  • интегрированные с другими видами деятельности;
  • праздники и развлечения.
  • Занятия с использованием мини-

тренажеров;

  • Ритмическая гимнастика;
  • Гимнастика пробуждения;
  • Ежедневный режим прогулок;
  • Обеспечение двигательной активности

детей атрибутами и пособиями;

  • Создание необходимой развивающей

среды;

  • Проведение утренней гимнастики,

физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

  • Музыкальные занятия;
  • Занятия по формированию основ

здорового образа жизни;

  • Своевременные рекомендации и

противопоказания физкультурных занятий в соответствии с рекомендациями специалистов.

Воспитатели групп;

медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

Все возрастные группы

3.

Система

закаливания

  • Босохождение;
  • Ходьба босиком по мокрым дорожкам,

«дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

  • Обмывание стоп ног;
  • Полоскание рта водой комнатной

температуры;

  • Воздушные ванны в облегченной одежде;
  • Гимнастика на свежем воздухе.

Воспитатели групп;

медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

Все возрастные группы

4.

Лечебно-

профилактическая работа

  • Корректированный режим дня;
  • Контроль за нагрузками для

переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний;

  • Постоянный контроль осанки;
  • Профилактический прием

иммуномодуляторов: дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа;

  • Вакцинация против гриппа;
  • Диетотерапия:
  • сбалансированное питание в

соответствие с натуральными нормами;

  • употребление кисломолочных

продуктов с живыми бифидо и лактобактериями (бифидок, бифилайф, биокефир);

  • интенсивная витаминизация

(употребление соков и фруктов – второй завтрак, напиток шиповника, яблочно-лимонный напиток, брусничный морс; приготовление салатов из свежих овощей и зелени);

  • потребление фитонцидов (чеснока и

лука);

  • Прием поливитаминов

(малокомпонентные и многокомпонентные поливитамины);

  • Ионизация и обеззараживание воздуха

воздухоочистителем «Супер-турбо плюс» в каждой группе;

  • Курсы общего ультрафиолетового

облучения;

  • Лечебная физкультура;
  • Фитополоскание настойкой календулы,

настойкой эвкалипта, йодно-содовым раствором;

  • Проведение медикаментозного лечения по

назначению специалистов.

Воспитатели групп;

медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

Все возрастные группы

5.

Нетрадиционные методы оздоровления

  • Элементы точечного массажа (Ци-гун);
  • Пальчиковая и артикуляционная

гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ (Ю.Соколовой, Цвынтарного);

  • Дыхательная и звуковая гимнастика по А.

Стрельниковой и Т.В. Нестерюк;

  • Психогимнастика по методике М.

Чистяковой, Константиновой;

  • Хождение по «дорожкам здоровья»;
  • Использование различных массажеров

(ребристая доска, грецкие орехи, морские камушки, самодельные массажеры и пр.);

  • Звуковая гимнастика Лобанова;
  • Элементы упражнения хатха-йога;
  • Аромотерапия Г. Лавреневой;
  • Лечебные игры А. Галанова;
  • Театр физического развития и

оздоровления Ефименко;

  • Игровой массаж А. Уманской,

К. Динейки, Тихомировой;

  • Светотерапия и цветотерапия

(обеспечение светового режима, цветовое и световое сопровождение среды и учебного

процесса).

Воспитатели групп;

медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре










Все возрастные группы

6.

Психо-гигиенические мероприятия

  • Психогимнастика, элементы аутотренинга

и релаксации (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний, коррекцию поведения);

  • Музыкотерапия (музсопровождение

режимных моментов, музоформление фона занятий, музтеатральная деятельность);

  • Обеспечение благоприятного

психологического климата в ДОУ.

Воспитатели групп, Маларева Е.В., музыкальный руководитель; Наумова Н.С., воспитатель по изодеятельности; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре.





Все возрастные группы

7.

Реабилитация и коррекционная работа

  • Реабилитация детей, перенесших

простудные заболевания дыхательных путей (щадящий режим, расчет физических нагрузок);

  • Коррекция психоэмоциональной сферы;
  • Индивидуальная работа в группе и на

прогулке;

  •  Упражнения и игры профилактического и

коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ.

  • Индивидуальная работа в спортзале и на

прогулке;

  • Индивидуальная работа с детьми,

отстающими в основных видах движений;

  • Коррекционная работа с детьми,

имеющими склонность к формированию нарушений осанки;

  • Коррекционная работа с детьми,

имеющими плоскостопие или склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой.

Воспитатели групп;

медицинский работник; Ферулева О.В., инструктор по физической культуре

Все возрастные группы

8.

Консультативно-информационная работа

  • Оказание консультативной помощи всем

участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

  • Открытый просмотр мастер-класса

«Здоровьесберегающие компоненты организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации программы «Развитие», автор Л.А. Венгер» с использованием оздоравливающих технологий;

  • Оформление наглядной агитации для

родителей воспитанников (папок, ширм, письменных консультаций,

информационных стендов и пр.)

Лепихина Е.А., зам. зав. по ВМР;

Зайцева Е.А., воспитатель первой кв. категории;

медицинский работник

Все возрастные группы

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ ПО СИСТЕМНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

№ п/п

Функциональные состояния

Кол-во детей

Перечень оздоровительных мероприятий

1

Функциональное нарушение костно-мышечной системы и плоскостопие (нарушение осанки, сколиоз, деформация грудной клетки)

8

  • контроль за правильной осанкой, в т.ч. во время ходьбы, и посадкой;
  • контроль за распределением тяжести на обе руки;
  • корригирующая гимнастика;
  • занятия спортом и плавание;
  • сон на жесткой основе;
  • обувь и одежда в соответствии с размером.

2

Тубинфицирование


12

  • сбалансированное питание богатое белками и витаминами;
  • иммунизация;
  • соблюдение двигательного режима.

3

Эндокринные нарушения




11

  • диетотерапия;
  • соблюдение диеты (обильное питье);
  • иммунизация;
  • соблюдение двигательного режима.

4

Нарушение пищеварения (реактивный панкреатит, пупочная грыжа, ДМВП, дисбактериоз и пр.)

7

  • регулярное соблюдение режима питания;
  • диетотерапия (обильное питье, потребление кисломолочных продуктов, фиточая);
  • дозированные физические нагрузки (избегать упражнения с нагрузкой на мышцы живота);
  • соблюдение санитарно-гигиенического режима (профилактика глистно-паразитивных заболеваний);
  • иммунизация.

5

Аллергические заболевания

55

  • гипоаллергенная диета;
  • иммунизация;
  • исключение аллергенов в помещении, воздухе; в среде обитания.

6

Глазные заболевания (гиперметропия, миопия, астигматизм, косоглазие)

47

  • светотерапия и цветотерапия;
  • обеспечение сочетания местного и общего освещения;
  • контроль за посадкой на занятиях обучающего характера, за осанкой;
  • контроль за нагрузкой на глаза;
  • диетотерапия;
  • упражнения для профилактики зрительного утомления.

7

Функциональные состояния, подлежащие наблюдению у кардиолога (кардиопатия, шумы функционального характера)

13

  • санация очагов хронической инфекции;
  • контроль за физической нагрузкой;
  • физкультурные занятия в спец. группах (1 год);
  • витаминотерапия.

8

Заболевания мочеполовой системы (ИМП, острый пиелонефрит, нефропатия, пиелоэкитазия)


10

  • щадящая диета (исключена жирная, соленая, острая пища);
  • витаминизированное питье;
  • фитотерапия;
  • дозированные физические нагрузки (запрещены упражнения на выносливость и водные виды спорта);
  • щадящие методы закаливания.

9

Нервные и психические заболевания (тики, заикание, ЗРР, ПЭП, неврозоподобный синдром, ВСД, невропатия)

13

  • комплексный и индивидуальный подходы всех специалистов (изучение, наблюдение);
  • благоприятный психологический климат в ДОУ и семье;
  • правильная организация гигиенического режима;
  • организация досуговой деятельности ребенка;
  • использование элементов нетрадиционных методик оздоровления (дыхательная гимнастика, гимнастика «антистресс» и пр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей методом лечебной гимнастики

Одним из простых и доступных способов предупреждения простудных заболеваний у детей являются физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики. Занятия с детьми проводятся дома или на прогулка...

«Осуществление дифференцированного подхода к часто болеющим и ослабленным детям на физкультурных занятиях.»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...

Система работы МАДОУ ДСКВ «Сказка» по оздоровлению часто болеющих детей

Число заболеваний часто болеющих детей среди всех детей в возрасте от 0 до14 составляет 38 % по России. В целом каждый 4 ребенок может быть отнесен к  часто болеющим.И именно поэтому контин...

Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей

Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ...