Здоровье-сберегающие технологии в условиях ДОУ для детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дать ему необходимые культурно-гигиенические знания,навыки, умения, воспитывать определенные привычки.
Укреплять и охранять здоровье детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровье-сберегающие технологии в условиях ДОУ для детей раннего возраста
Ранний возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья детей, поэтому в течение многих лет нашей главной задачей является:
- Обеспечение охраны и укрепления здоровья малышей, способствуя психофизическому развитию их организма
- Формирование взаимодействия ДОУ и семьи как необходимое условие полноценного развития детей
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей раннего возраста.
Для реализации этих задач в нашем ДОУ созданы следующие условия:
- Физкультурный зал с современным физ.оборудованием (гимнастические скамейки, маты, мячи, модульное оборудование, дорожки здоровья)
- Физкультурные уголки в групповых комнатах.
- Процедурный кабинет;
- Музыкальный зал.
В целях осуществления программы здорового образа жизни мы проводим целый комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий:
- Организация рационального режима дня.
- Осуществление закаливающих процедур
- Полноценнее питание.
Культурно - гигиеническое воспитание детей.
Физическое воспитание.
Особое внимание уделяем режиму дня. Если дети не приучены к порядку, строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, постоянно взвинчивают себя и выводят из равновесия взрослых. Неопытные родители обращаются к врачу, считая, что их ребенок нуждается в лечении, и не понимают, что лучшим лекарством для их малышей будет соблюдение режима дня, который охраняет нервную систему ребенка от переутомления.
Опыт показывает, если режим нарушен в каком — либо одном звене (сон, прием пищи, прогулка, занятия), то разрушается вся цепь последующих видов деятельности в течение дня.
Учитывая ранний возраст детей, в период повышенной заболеваемости и карантина мы совместно с медицинским персоналом разрабатываем специальный режим с четкой ориентацией на лечебно - профилактическую работу. В этот период мы уменьшаем количество занятий, их эмоциональную насыщенность, увеличиваем длительность прогулки и сна, проводим активные лечебно - профилактические процедуры.
Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний регулярно проводим закаливающие мероприятия.
- Облегченная одежда детей в группах.
- Сон без маечек.
- Дыхательная гимнастика.
- Босохождение.
- Обливание рук прохладной водой.
- Полоскание рта.
- Точечный массаж, самомассаж, миогимнастика
- Корригирующая гимнастика после сна
При выполнении закаливающих мероприятий придерживаемся следующих правил:
- Осуществляем закаливание при условии, что ребенок здоров;
- Не проводим процедуры при наличии у ребенка отрицательных эмоций (страха, плача, беспокойства);
- Осуществляем закаливание постепенно и последовательно.
И конечно, закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребенка в саду.
Большое значение в процессе оздоровления детей имеет правильное питание.
‘Интенсивно протекающие процессы-роста и развития, характерные в раннем
возрасте, обеспечиваются лишь при получении организмом энергетических
веществ в соответствии с его потребностями. Поэтому питание детей раннего
возраста должно быть рациональным, калорийным, полноценным и сбалансированным.
Все это мы обязательно учитываем при составлении меню:
- Питание по санаторным нормам;
- Введение большего количества овощей, фруктов, соков;
- Дифференцированное меню для детей, страдающих аллергией;
- Витаминизация пищи.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему необходимые культурно-гигиенические знания, умения, навыки, воспитывать определенные привычки.
Все родители хотят иметь здорового ребенка, а для этого с ним необходимо заниматься. Ребенок еще мал; думают родители, зачем ему физкультура, придет время, сам научится. Нет, с ребенком необходимо заниматься и чем раньше, тем лучше. Непрерывность и регулярность занятий способствует созданию прочного фундамента здоровья.
Поэтому большое внимание в работе по оздоровлению уделяем физическим упражнениям. Сюда входят:
- Утренняя гимнастика (создает бодрое настроение, подготавливает
организм к различным видам деятельности).
- Физкультминутки (позволяют снять усталость во время занятий).
- Подвижные игры (способствуют правильному формированию стопы,
укрепляют разные группы мышц).
- Физкультурные занятия (формируют правильную осанку, укрепляют
сердечно - сосудистую систему).
Кроме того в целях профилактики заболеваний в нашем саду проводится лечебно - оздоровительная работа, которая делится на 3 этапа. Причем, на каждом из них используются свои физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.
1 этап - интенсивная профилактическая работа, подготовка ребенка к неблагоприятному времени года (витафон, имобулайзер, осмотр педиатра, проведение профилактических прививок, антропометрия, массаж грудной клетки, санация носа).
- этап - восстановительный (натуротерапия, фитоаэроингаляции, фитотерапия, ароматерапия, санэпидемрежим).
Наиболее эффективным, на наш взгляд методом профилактики заболеваний
детей
является ароматерапия. Целебные действия трав, известные еще с древнейших
времен, применяются теперь и в современных методах лечения.
Во время утреннего приема детей, для снятия нервного напряжения мы
используем эфирные масла душицы, розмарина, бергамота, обладающие
расслабляющим действием (аромалампы, нюхательные флаконы).
Для ароматизации воздуха в спальнях используем травяные подушечки разной
формы. Травы лаванды и мяты благотворно влияют на процесс засыпания
детей,
помогают снять нервное перевозбуждение.
Все эти процедуры проводим с учетом отсутствия у детей аллергии на данный
препарат.
Для профилактики хронических тонзиллитов приучаем детей 2-3 лет полоскать
рот водой комнатной температуры.
Большим успехом у детей пользуются «дорожки здоровья» для проведения
гимнастики после сна. Они помогают активно перейти от сна к бодрствованию.
- этап - реабилитационный (витаминотерапия, адаптогены).
"Кроме"того, ослабленным и часто болеющим детям предлагаем фиточаи
(шиповник, черника; липовый цвет) и адаптогены - элеутерококк.
Для профилактики психоэмоционального напряжения (признаков
стрессового состояния) созданы условия для обеспечения психологической
безопасности ребенка;
- организация режимных моментов
- динамические паузы (элементы гимнастики для глаз на тренажере для коррекции зрения В.Ф.Базарного)
цветовое и световое решение интерьера, алич^^комнатных растений,
аквариум
- игры с водой
• музыкальная терапия (муз.развлечения, игра на муз.инструментах,
прослушивание записей)
- предоставление свободы и самостоятельности
- контроль за самочувствием ребенка
правильная организация пространственной предметно-развивающей
среды
Здоровье наших детей во многом зависит и от условий в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры, поэтому большое внимание уделяем так же работе с родителями, главный принцип которой согласованность требований к оздоровлению и воспитанию ребенка дома и в детском саду. С этой целью в начале года проводим анкетирование. Данные анкет показали, что в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы необходимые условия.
Основные нарушения выявлены в режиме дня:
- Нерегулярное пребывание детей на воздухе;
- Дефицит ночного сна;
- Малая двигательная активность.
Одна треть всех детей в вечерние часы остается без прогулки, даже при благоприятной погоде. Во многих семьях не гуляют или мало гуляют и не укладывают спать в выходные дни. Все это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка и затрудняет его засыпание в саду. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном. В результате дети в саду нередко отказываются от еды в установленное время. Учитывая все эти факты, мы разработали целую систему мероприятий по работе с родителями:
- Знакомство родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка;
- Знакомства с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- Обучение конкретным, приемам и методам оздоровления
детского организма (массаж, дыхательная гимнастика).
- Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
- Проведение спортивных досугов с родителями, развлечений
- Проведение консультаций, («Новые подходы физкультурно- оздоровительной работы с детьми», «Здоровый малыш», «Ранний возраст: игры, развлечения»),
- Бесед («Закаливание в домашних условиях», «Режим дня»)
• Организуем выставки для родителей («Будьте здоровы», «Полезные советы», «Мы растем», «Закаливание, точечный массаж»
систему мероприятий по работе с родителями:
- Знакомство родителей с режимом детского сада;
В ходе своей работы по внедрению профилактических и оздоровительных технологий получены положительные результаты в оздоровлении детей
- уменьшение к концу года заболеваемости
- улучшение осанки
- уменьшение аллергических проявлений
- повышение мышечного тонуса
- функции дыхания
Анализ кратности заболеваемости показал, что присутствует положительная динамика в процессе учебно-воспитательного периода (от осени до весны) при проведении оздоровительных мероприятий.
Число болеющих детей снизилось к концу года.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию здорового ребенка позволил нам снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в физическом развитии детей. Нам очень важно, чтобы за период пребывания в ДОУ ребенок вырос, окреп, успешно овладел знаниями. Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения надеется, что совместная работа медиков, педагогов и родителей поможет нашим детям стать истинно здоровыми,
ЛИТЕРАТУРА
М.Н. Кузнецова. «Развитие и воспитание дошкольника», Москва 2002г.
Л. Г. Голубева «Гимнастика и массаж для самых маленьких», Москва 2006г.
С. А. Пономарёва «Растите малышей здоровыми», Москва 2002г.
В. Г. Алямовская «Ясли - это серьезно», Москва 1999г.
Л.В. Кочеткова « Оздоровление детей в условиях детского сада». Москва 2005г.
Предварительный просмотр:
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.
Наша группа «Солнышко» работает по программе М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», главной задачей, которой является охрана и укрепление здоровья детей, профилактика негативных эмоций, совершенствование всех функций организма.
В нашем детском саду созданы благоприятные
санитарио-гииетические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком, организуется полноценное питание, проводятся прогулки на свежем воздухе, систематически проводится утренняя и корригирующая гимнастика.
В начале учебного года проводим анкетирование родителей с целью ознакомления с особенностями развития и здоровья детей. На основе этих сведений составляем диагностические карты на каждого ребёнка, определяем группы здоровья детей, с учётом этих показателей разрабатываем план мероприятий работы с каждым ребёнком.
В зимний период для профилактики простудных заболеваний применяем в работе аэрофитотерапию. Используем масло чайного, розового дерева, лимона идр.др.др.
В период повышенной заболеваемости детей применяем натуротерапию: режем чеснок и лук, накладываем в пластмассовые контейнеры от «киндер-сюрпризов» и вешаем на верёвочке на шею детей.
В целях лечебно-профилактической работы в период заболеваемости малышей смазываем нос оксолиновой
л
мазью, поласкаем рот отваром трав.
В своей работе с детьми применяю дыхательную гимнастику: дышим в трубочки, на пёрышки, ватки, листочки, дуем на бумажные кораблики в тазу с водой, надуваем шарики, пускаем мыльные пузыри, что благоприятно действует на состояние здоровья детей. Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к инфекциям.
Делаю с ребятами миогимнастику. Эти упражнения стимулируют развитие мышц лица, способствуют навыкам правильного глотания, предупреждают челюстную деформацию.
После адаптационного периода проводим закаливающие процедуры после сна. Первое время дети привыкают, находятся в помещении без обуви в носках, затем босиком ходят по корригирующим дорожкам, спят без маек. Используем также для закаливания детей обливание рук прохладной водой.
Для предупреждения близорукости эффективно применяем комплекс упражнений для глаз и упражнения на тренажере для коррекции зрения (В.Ф. Базарного). Проводим игры с игрушками, хороводы , прятки, жмурки. Эти упражнения способствуют укреплению глазных мышц, сосредоточию внимания.
Систематично проводим самомассаж. Детей учим приёмам самостоятельного растирания активных точек тела. Упражнения направлены на улучшение кровообращения с целью повышения устойчивости организма к заболеваниям.
Для профилактики агрессивного поведения детей раннего возраста применяю в работе психо-коррекционную программу И.В.Ковалёвой, провожу беседы с родителями, выставляем ширмы-передвижки.
Для релаксации детей слушаем спокойную музыку, используем звуки природы (шум дождя, пение птиц, журчание воды, шелест листьев).
В работе использую фольклор (потешки, частушки, колыбельные песни); игры с водой (фонтанчики, мельницы, наблюдаем за рыбками в аквариуме, смотрим на переливание света светильника; игры с песком пересыпаем, рисуем пальчиками и палочками, строим небольшие постройки, выкладываем формочки).
Провожу физминутки, подвижные игры, которые сопровождаются стихами, песенками и потешками. На
Физкультурных занятиях для привлечения внимания вношу разные атрибуты ( бутылочки, шумящие мешочки, разноцветные ленточки, погремушки, флажки,
г
разноцветные верёвочки, цветочки, ягодки и т.д.).
Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться в
течение всего дня в нашей группе используется
современное модульное оборудование, предусмотрены
зоны для разной деятельности. Для создания детям психологического комфорта используем в развивающей среде спокойные пастельные тона, ковры, тюль, красивую посуду. В спортивном зале имеется современное модульное оборудование, разнообразные пособия - мячи разных размеров и цветов, обручи, кегли, вожжи, мешочки для метания, горка, тоннель, коврики разной фактуры.
Предварительный просмотр:
Формирование двигательной активности детей раннего возраста
Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качеством в большей степени зависит от этого периода.
В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Развитие и совершенствование двигательных умений детей - длительный и сложный процесс. Ведь через движения осуществляется практическая связь ребёнка с окружающим миром.
Важнейшей задачей нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья малышей, поэтому при организации здоровья сберегающей среды в группе, мы, прежде всего, учитываем возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенную двигательную активность. Наша группа организованна по принципу безмебельного пространства с использованием современного модульного оборудования: сухой бассейн, комплекс «островок», тоннель, игровое оборудование и т.д. С первых дней пребывания ребёнка в группе мы старались создать такие условия, которые позволяли бы ребёнку двигаться в течение всего дня, при этом следует учитывать, что потребность двигаться наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Для этого в группе оборудован физкультурный уголок с разнообразными пособиями, стимулирующими двигательную активность малышей - мячи разных размеров, обручи, кегли, вожжи, мешочки для метания и др.. Продумали зоны двигательной активности, разделив их на две части. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, тоннель. В другой проложена «дорожка здоровья», включающая массажные коврики, коврики разной фактуры и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики, для гимнастики после сна, для организации подвижных и самостоятельных игр.
При создании развивающей среды мы обращали внимания и на цветовой режим, так как цветовой параметр влияет на создание психологического комфорта, стимулирует познавательную и двигательную активность.
Учитывая, что двигательная активность это естественная потребность ребёнка, следует во время её организации уделять особое внимание планированию. Каждый этап имеет свои задания.
Это самый короткий по времени этап, но очень насыщенный учебно-воспитательными мероприятиями. Необходимо уделить внимание каждому ребёнку, создать ему жизнерадостное настроение, вызвать желание заниматься интересной двигательной деятельностью. Утром целесообразно планировать двигательную активность знакомую по смыслу, в зависимости от интересов и потребности детей. Лучше проводить игры малой или средней активности, например «Принеси мяч», «Найди игрушку», «Догони», «Ползи как кошечка», «Попрыгаем как воробушки», «По ровненькой дорожке» и так далее.
Прогулку проводим в группе, в облегчённой одежде. Для проведения прогулок составлен перспективный план. Прогулка наиболее благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Проводим подвижные игры, как со всеми детьми, так и по подгруппам. Подвижные игры, как и игры вообще являются необходимой жизненной потребностью
маленьких детей. В них удовлетворяется естественные стремления развивающего организма к движению, укреплению здоровья. Прежде всего, игры должны быть доступны по возрасту, вызывать интерес, радость, желание двигаться. Для этих целей в группе много игрушек, которые можно догонять, катать, бросать: коляски, большие машины и другие. Подвижные игры сопровождаются стихами, песенками, например «Зайка выходи», «Кошка и мышка», «Мой весёлый звонкий мяч», «Киска, киска» и другие.
Основная педагогическая задача этого периода вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для его реализации нужно создать в группе положительное эмоциональное настроение, чтобы каждому ребёнку было комфортно.
Физкультурные занятия, досуги, спортивные игры - важные компоненты активного отдыха детей.
Вечером перед уходом домой планировать спокойную двигательную деятельность, спокойные игры.
Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность детей раннего возраста в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач, и в том числе физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация : "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Основные направления по укреплению здоровья малышей.1)Обеспечение охраны и укрепление здоровья малышей, способствуя психофизиологическому развитию их организма.2)Формирование взаимодействия детского с...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Основные условия успешной адаптации детей к условиям ДОУ...
Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)
Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)...
Тема: «Создание благополучных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми...