Здоровье-сберегающие технологии в условиях ДОУ для детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему

Забродина Ирина Александровна

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дать ему необходимые культурно-гигиенические знания,навыки, умения, воспитывать определенные привычки.

Укреплять и охранять здоровье детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье-сберегающие технологии в условиях ДОУ для детей раннего возраста

Ранний возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья детей, поэтому в течение многих лет нашей главной задачей является:

  • Обеспечение охраны и укрепления здоровья малышей, способствуя психофизическому развитию их организма
  • Формирование взаимодействия ДОУ и семьи как необходимое условие полноценного развития детей
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей раннего возраста.

Для реализации этих задач в нашем ДОУ созданы следующие условия:

  • Физкультурный зал с современным физ.оборудованием (гимнастические скамейки, маты, мячи, модульное оборудование, дорожки здоровья)
  • Физкультурные уголки в групповых комнатах.
  • Процедурный кабинет;
  • Музыкальный зал.

В целях осуществления программы здорового образа жизни мы проводим целый комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • Организация рационального режима дня.

  • Осуществление закаливающих процедур

  • Полноценнее питание.

     Культурно - гигиеническое воспитание детей.

    Физическое воспитание.


Особое внимание уделяем режиму дня. Если дети не приучены к порядку, строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, постоянно взвинчивают себя и выводят из равновесия взрослых. Неопытные родители обращаются к врачу, считая, что их ребенок нуждается в лечении, и не понимают, что лучшим лекарством для их малышей будет соблюдение режима дня, который охраняет нервную систему ребенка от переутомления.

Опыт показывает, если режим нарушен в каком — либо одном звене (сон, прием пищи, прогулка, занятия), то разрушается вся цепь последующих видов деятельности в течение дня.

Учитывая ранний возраст детей, в период повышенной заболеваемости и карантина мы совместно с медицинским персоналом разрабатываем специальный режим с четкой ориентацией на лечебно - профилактическую работу. В этот период мы уменьшаем количество занятий, их эмоциональную насыщенность, увеличиваем длительность прогулки и сна, проводим активные лечебно - профилактические процедуры.

Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний регулярно проводим закаливающие мероприятия.

  • Облегченная одежда детей в группах.
  • Сон без маечек.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Босохождение.
  • Обливание рук прохладной водой.
  • Полоскание рта.
  • Точечный массаж, самомассаж, миогимнастика
  • Корригирующая гимнастика после сна

При выполнении закаливающих мероприятий придерживаемся следующих правил:

  • Осуществляем закаливание при условии, что ребенок здоров;
  • Не проводим процедуры при наличии у ребенка отрицательных эмоций (страха, плача, беспокойства);
  • Осуществляем закаливание постепенно и последовательно.

И конечно, закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребенка в саду.


Большое значение в процессе оздоровления детей имеет правильное питание.

‘Интенсивно протекающие процессы-роста и развития, характерные в раннем

возрасте, обеспечиваются лишь при получении организмом энергетических

веществ в соответствии с его потребностями. Поэтому питание детей раннего

возраста должно быть рациональным, калорийным, полноценным и сбалансированным.

Все это мы обязательно учитываем при составлении меню:

  • Питание по санаторным нормам;
  • Введение большего количества овощей, фруктов, соков;
  • Дифференцированное меню для детей, страдающих аллергией;
  • Витаминизация пищи.

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему необходимые культурно-гигиенические знания, умения, навыки, воспитывать определенные привычки.

Все родители хотят иметь здорового ребенка, а для этого с ним необходимо заниматься. Ребенок еще мал; думают родители, зачем ему физкультура, придет время, сам научится. Нет, с ребенком необходимо заниматься и чем раньше, тем лучше. Непрерывность и регулярность занятий способствует созданию прочного фундамента здоровья.

     Поэтому большое внимание в работе по оздоровлению уделяем физическим упражнениям. Сюда входят:

  • Утренняя гимнастика (создает бодрое настроение, подготавливает

организм к различным видам деятельности).

  • Физкультминутки (позволяют снять усталость во время занятий).
  • Подвижные игры (способствуют правильному формированию стопы,

укрепляют разные группы мышц).

  • Физкультурные занятия (формируют правильную осанку, укрепляют

сердечно - сосудистую систему).

Кроме того в целях профилактики заболеваний в нашем саду проводится лечебно - оздоровительная работа, которая делится на 3 этапа. Причем, на каждом из них используются свои физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры.

1 этап - интенсивная профилактическая работа, подготовка ребенка к неблагоприятному времени года (витафон, имобулайзер, осмотр педиатра, проведение профилактических прививок, антропометрия, массаж грудной клетки, санация носа).

  1. этап - восстановительный (натуротерапия, фитоаэроингаляции, фитотерапия, ароматерапия, санэпидемрежим).

Наиболее эффективным, на наш взгляд методом профилактики заболеваний
детей

является ароматерапия. Целебные действия трав, известные еще с древнейших
времен, применяются теперь и в современных методах лечения.

Во время утреннего приема детей, для снятия нервного напряжения мы
используем эфирные масла душицы, розмарина, бергамота, обладающие
расслабляющим действием (аромалампы, нюхательные флаконы).

Для ароматизации воздуха в спальнях используем травяные подушечки разной
формы. Травы лаванды и мяты благотворно влияют на процесс засыпания
детей,

помогают снять нервное перевозбуждение.

Все эти процедуры проводим с учетом отсутствия у детей аллергии на данный
препарат.

Для профилактики хронических тонзиллитов приучаем детей 2-3 лет полоскать
рот водой комнатной температуры.

Большим успехом у детей пользуются «дорожки здоровья» для проведения
гимнастики после сна. Они помогают активно перейти от сна к бодрствованию.

  1. этап - реабилитационный (витаминотерапия, адаптогены).

"Кроме"того, ослабленным и часто болеющим детям предлагаем фиточаи
(шиповник, черника; липовый цвет) и адаптогены - элеутерококк.

Для профилактики психоэмоционального напряжения (признаков
стрессового состояния) созданы условия для обеспечения психологической
безопасности
ребенка;

  • организация режимных моментов
  • динамические паузы (элементы гимнастики для глаз на тренажере для коррекции зрения В.Ф.Базарного)

           цветовое и световое решение интерьера, алич^^комнатных растений,
аквариум

  • игры с водой

      • музыкальная терапия (муз.развлечения,  игра на муз.инструментах,
прослушивание записей)

  • предоставление свободы и самостоятельности
  • контроль за самочувствием ребенка

правильная организация пространственной предметно-развивающей

 среды


Здоровье наших детей во многом зависит и от условий в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры, поэтому большое внимание уделяем так же работе с родителями, главный принцип которой согласованность требований к оздоровлению и воспитанию ребенка дома и в детском саду. С этой целью в начале года проводим анкетирование. Данные анкет показали, что в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы необходимые условия.

Основные нарушения выявлены в режиме дня:

  • Нерегулярное пребывание детей на воздухе;
  • Дефицит ночного сна;
  • Малая двигательная активность.

Одна треть всех детей в вечерние часы остается без прогулки, даже при благоприятной погоде. Во многих семьях не гуляют или мало гуляют и не укладывают спать в выходные дни. Все это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы ребенка и затрудняет его засыпание в саду. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном. В результате дети в саду нередко отказываются от еды в установленное время. Учитывая все эти факты, мы разработали целую систему мероприятий по работе с родителями:

  • Знакомство родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка;
  • Знакомства с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
  • Обучение конкретным, приемам и методам оздоровления

детского организма (массаж, дыхательная гимнастика).

  • Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
  • Проведение спортивных досугов с родителями, развлечений
  • Проведение консультаций, («Новые подходы физкультурно- оздоровительной работы с детьми», «Здоровый малыш», «Ранний возраст: игры, развлечения»),
  • Бесед («Закаливание в домашних условиях», «Режим дня»)

•        Организуем выставки для родителей («Будьте здоровы», «Полезные советы», «Мы растем», «Закаливание, точечный массаж»

     систему мероприятий по работе с родителями:

  • Знакомство родителей с режимом детского сада;

В ходе своей работы по внедрению профилактических и оздоровительных технологий получены положительные результаты в оздоровлении детей

  • уменьшение к концу года заболеваемости
  • улучшение осанки
  • уменьшение аллергических проявлений
  • повышение мышечного тонуса
  • функции дыхания

Анализ кратности заболеваемости показал, что присутствует положительная динамика в процессе учебно-воспитательного периода (от осени до весны) при проведении оздоровительных мероприятий.

Число болеющих детей снизилось к концу года.

Таким образом, комплексный подход к воспитанию здорового ребенка позволил нам снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в физическом развитии детей. Нам очень важно, чтобы за период пребывания в ДОУ ребенок вырос, окреп, успешно овладел знаниями. Поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения надеется, что совместная работа медиков, педагогов и родителей поможет нашим детям стать истинно здоровыми,

               ЛИТЕРАТУРА

М.Н. Кузнецова. «Развитие и воспитание дошкольника», Москва 2002г.

Л. Г. Голубева «Гимнастика и массаж для самых маленьких», Москва 2006г.

С. А. Пономарёва «Растите малышей здоровыми», Москва 2002г.

В. Г. Алямовская «Ясли - это серьезно», Москва 1999г.

Л.В. Кочеткова « Оздоровление детей в условиях детского сада». Москва 2005г.




Предварительный просмотр:

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.

Наша группа «Солнышко» работает по программе М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду», главной задачей, которой является охрана и укрепление здоровья детей, профилактика негативных эмоций, совершенствование всех функций организма.

В нашем детском саду созданы благоприятные

санитарио-гииетические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком, организуется полноценное питание, проводятся прогулки на свежем воздухе, систематически проводится утренняя и корригирующая гимнастика.

В начале учебного года проводим анкетирование родителей с целью ознакомления с особенностями развития и здоровья детей. На основе этих сведений составляем диагностические карты на каждого ребёнка, определяем группы здоровья детей, с учётом этих показателей разрабатываем план мероприятий работы с каждым ребёнком.

В зимний период для профилактики простудных заболеваний применяем в работе аэрофитотерапию. Используем масло чайного, розового дерева, лимона идр.др.др.


В период повышенной заболеваемости детей применяем натуротерапию: режем чеснок и лук, накладываем в пластмассовые контейнеры от «киндер-сюрпризов» и вешаем на верёвочке на шею детей.

В целях лечебно-профилактической работы в период заболеваемости малышей смазываем нос оксолиновой

л

мазью, поласкаем рот отваром трав.

В своей работе с детьми применяю дыхательную гимнастику: дышим в трубочки, на пёрышки, ватки, листочки, дуем на бумажные кораблики в тазу с водой, надуваем шарики, пускаем мыльные пузыри, что благоприятно действует на состояние здоровья детей. Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к инфекциям.

Делаю с ребятами миогимнастику. Эти упражнения стимулируют развитие мышц лица, способствуют навыкам правильного глотания, предупреждают челюстную деформацию.

После адаптационного периода проводим закаливающие процедуры после сна. Первое время дети привыкают, находятся в помещении без обуви в носках, затем босиком ходят по корригирующим дорожкам, спят без маек. Используем также для закаливания детей обливание рук прохладной водой.


Для предупреждения близорукости эффективно применяем комплекс упражнений для глаз и упражнения на тренажере для коррекции зрения (В.Ф. Базарного). Проводим игры с игрушками, хороводы , прятки, жмурки. Эти упражнения способствуют укреплению глазных мышц, сосредоточию внимания.

Систематично проводим самомассаж. Детей учим приёмам самостоятельного растирания активных точек тела. Упражнения направлены на улучшение кровообращения с целью повышения устойчивости организма к заболеваниям.

Для профилактики агрессивного поведения детей раннего возраста применяю в работе психо-коррекционную программу И.В.Ковалёвой, провожу беседы с родителями, выставляем ширмы-передвижки.

Для релаксации детей слушаем спокойную музыку, используем звуки природы (шум дождя, пение птиц, журчание воды, шелест листьев).

В работе использую фольклор (потешки, частушки, колыбельные песни); игры с водой (фонтанчики, мельницы, наблюдаем за рыбками в аквариуме, смотрим на переливание света светильника; игры с песком пересыпаем, рисуем пальчиками и палочками, строим небольшие постройки, выкладываем формочки).

Провожу физминутки, подвижные игры, которые сопровождаются стихами, песенками и потешками. На


Физкультурных  занятиях  для привлечения внимания вношу разные атрибуты ( бутылочки, шумящие мешочки, разноцветные ленточки, погремушки, флажки,

г

разноцветные верёвочки, цветочки, ягодки и т.д.).

Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться в

течение всего дня в нашей группе используется

современное модульное оборудование, предусмотрены

зоны для разной деятельности. Для создания детям  психологического комфорта используем в развивающей среде спокойные пастельные тона, ковры, тюль, красивую посуду. В спортивном зале имеется современное модульное оборудование, разнообразные пособия - мячи разных размеров и цветов, обручи, кегли, вожжи, мешочки для метания, горка, тоннель, коврики разной фактуры.



Предварительный просмотр:

Формирование двигательной активности детей раннего возраста

Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качеством в большей степени зависит от этого периода.

В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Развитие и совершенствование двигательных умений детей - длительный и сложный процесс. Ведь через движения осуществляется практическая связь ребёнка с окружающим миром.

Важнейшей задачей нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья малышей, поэтому при организации здоровья сберегающей среды в группе, мы, прежде всего, учитываем возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенную двигательную активность. Наша группа организованна по принципу безмебельного пространства с использованием современного модульного оборудования: сухой бассейн, комплекс «островок», тоннель, игровое оборудование и т.д. С первых дней пребывания ребёнка в группе мы старались создать такие условия, которые позволяли бы ребёнку двигаться в течение всего дня, при этом следует учитывать, что потребность двигаться наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Для этого в группе оборудован физкультурный уголок с разнообразными пособиями, стимулирующими двигательную активность малышей - мячи разных размеров, обручи, кегли, вожжи, мешочки для метания и др.. Продумали зоны двигательной активности, разделив их на две части. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, сухой бассейн, тоннель. В другой проложена «дорожка здоровья», включающая массажные коврики, коврики разной фактуры и другие пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики, для гимнастики после сна, для организации подвижных и самостоятельных игр.

При создании развивающей среды мы обращали внимания и на цветовой режим, так как цветовой параметр влияет на создание психологического комфорта, стимулирует познавательную и двигательную активность.

Учитывая, что двигательная активность это естественная потребность ребёнка, следует во время её организации уделять особое внимание планированию. Каждый этап имеет свои задания.

  1. этап педагогического процесса- утро.

Это самый короткий по времени этап, но очень насыщенный учебно-воспитательными мероприятиями. Необходимо уделить внимание каждому ребёнку, создать ему жизнерадостное настроение, вызвать желание заниматься интересной двигательной деятельностью. Утром целесообразно планировать двигательную активность знакомую по смыслу, в зависимости от интересов и потребности детей. Лучше проводить игры малой или средней активности, например «Принеси мяч», «Найди игрушку», «Догони», «Ползи как кошечка», «Попрыгаем как воробушки», «По ровненькой дорожке» и так далее.

  1. этап педагогического процесса - прогулка.

Прогулку проводим в группе, в облегчённой одежде. Для проведения прогулок составлен перспективный план. Прогулка наиболее благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Проводим подвижные игры, как со всеми детьми, так и по подгруппам. Подвижные игры, как и игры вообще являются необходимой жизненной потребностью


маленьких детей. В них удовлетворяется естественные стремления развивающего организма к движению, укреплению здоровья. Прежде всего, игры должны быть доступны по возрасту, вызывать интерес, радость, желание двигаться. Для этих целей в группе много игрушек, которые можно догонять, катать, бросать: коляски, большие машины и другие. Подвижные игры сопровождаются стихами, песенками, например «Зайка выходи», «Кошка и мышка», «Мой весёлый звонкий мяч», «Киска, киска» и другие.

  1. этап педагогического процесса - вторая половина дня.

Основная педагогическая задача этого периода вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для его реализации нужно создать в группе положительное эмоциональное настроение, чтобы каждому ребёнку было комфортно.

Физкультурные занятия, досуги, спортивные игры - важные компоненты активного отдыха детей.

Вечером перед уходом домой планировать спокойную двигательную деятельность, спокойные игры.

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность детей раннего возраста в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач, и в том числе физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Основные направления по укреплению здоровья малышей.1)Обеспечение охраны и укрепление здоровья малышей, способствуя психофизиологическому развитию их организма.2)Формирование взаимодействия детского с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)

Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)...

Тема: «Создание благополучных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми...