Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ (автор Роньжина А.С.)
материал (младшая группа)
Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ
(автор Роньжина А.С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_adaptatsiya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации в условиях ДОУ
(автор Роньжина А.С.)
- Теоретические основы
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [2, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [2, с. 6].
Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения:
- Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.
- Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.
- Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [1, с. 23-25].
На процесс адаптации ребенка влияют:
- достигнутый уровень психического и физического развития,
- состояние здоровья,
- степень закаленности,
- сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
- личностные особенности самого малыша,
- уровень тревожности и личностные особенности родителей [2, с. 122].
Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.
- Реализация технологии:
Цель применения технологии: создание благоприятных условий адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи применения технологии:
- обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОО;
- установить доверительные отношения сотрудников детского сада с родителями;
- создать условия для повышения педагогической компетентности родителей;
- снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по поводу пребывания ребенка в группе;
- помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку;
- выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и семье.
Описание этапов применения технологии:
- I этап – аналитический. Цель: анализ проблем, возникающих в период адаптации у детей младшего дошкольного возраста.
Формы и методы работы:
- анализ литературы (изучение особенностей адаптации, программ и диагностиках, которые можно применить),
- беседы с воспитателями (для выявления тяжелоадаптируемых детей и проблем взаимодействия воспитателя с детьми),
- анкетирование родителей до посещения ребенком детского сада (узнать особенности каждого ребенка и подобрать условия для лучшей адаптации).
- II этап –проектировочный. Цель этого этапа: создание программы занятий по адаптации для младшего дошкольного возраста. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
- III этап – практический. Этап непосредственного применения программы Роньжиной А.С. Цель: реализация технологии.
Содержание этапа:
- Организация своевременного психологического просвещения родителей в вопросах подготовки детей к детскому саду. Сюда входят родительские собрания, папки-передвижки в группах с информацией об адаптации, буклеты.
- Организация и осуществление психологической диагностики уровня адаптированности детей младшего дошкольного возраста. Для того, чтобы оценить качество проводимой работы нужно знать, с чем ребенок пришел и что стало. В начале посещения детей дошкольным учреждением проводится диагностика, которая включает метод наблюдения и методика, представленная А.С. Роньжиной.
- Организация занятий по адаптации с детьми в целях профилактики эмоционального напряжения по программе А.С. Роньжиной. Это цикл занятий по адаптации детей.
- IV этап – заключительный. Цель этого этапа: анализ результативности реализации технологии, т.е. проводится повторная диагностика методом наблюдения и методикой Роньжиной А.С. В период проведения занятий в середине цикла устраивать диагностику, для наблюдения динамики.
- Трансляция опыта:
https://nsportal.ru/koroleva-marina
- Выводы по реализации технологии
Технология позволяет дошкольникам успешно адаптироваться к условиям ДОО, сформировать багаж социальных компетенций, который позволит дошкольникам успешно социализироваться. Ведение «Листа адаптации» на каждого ребенка и учет посещаемости занятий позволяет проследить прямую зависимость благополучной адаптации от проводимых мероприятий. Результативность реализации технологии отражена в ежегодном отчете об адаптации детей групп раннего возраста.
Список литературы:
- Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.
- Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду. - Минск: Зорны верасень, 2006. — 68 с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003 - 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Профилактика психического состояния ребенка является одной из проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Гармо...
профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
проблема адаптации детей к условиям детского сада была и остается важной проблемой как для детей и их родителей, так и для педагогов. опыт Гусевой Г.М. рассказывает об эффективных приемах использовани...
Консультация для родителей 1 младшей группы Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для ...
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в процессе адаптации к условиям ДОУ
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Длительное пребывание в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и д...
Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. В этот период дет...
Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации
Упражнения могут использовать как педагоги, так и родители....
Приемы снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации.
Всем известно, что при поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, и многие из них находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. В этот период дети стан...