"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности".
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie.docx | 46.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности».
ОТЧЕТ
«На красоту ребенок сам не обратит внимания, если ему не показать, не рассказать о ней. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах»
/В.Сухомлинский/
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии и экологии человека - не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира.
Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке, красота добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центре внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Вот поэтому я решила взять данную тему для системной проработки данного вопроса.
Первые восемь лет жизни ребенка - это период бурного, чрезвычайно интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. Ребенок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы восприятия. Ребенок овладевает речью, а интеллект его проходит основные стадии развития - от наглядно-действенного до логического. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, и эмоциональность ребенка становится управляемой. Появляется самосознание, понимание своего места в кругу близких и знакомых людей. Ребенок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Возникает вопрос: доступно ли дошкольникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе? Можно ли в этом возрасте начать экологическое образование, экологическое воспитание? Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста. Педагогическими исследованиями, проведенными в Москве, Санкт- Петербурге, установлено также, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как влага, свет, тепло, хорошая почва, с интересом относятся и понимают явление приспособленности диких животных к среде обитания. Экспериментальными работами показано, что при специальной организации старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей в некоторых биотопах, например, связи внутри сообщества лесных растений; связи между обитателями луга (растениями, насекомыми). Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые восемь лет является формирование у детей первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.
Дети поступают в школу-интернат в течение всего года. Контингент детей трудный - поступают в основном дети из неблагополучных семей, которые имеют и отставание психического развития и отклонения в здоровье: дефекты речи, энурез, часто болеют простудными заболеваниями. Основная группа здоровья у ребят - вторая? Поэтому усилия нашего коллектива и персонала направлены создание благоприятного психологического климата, на общее укрепление и оздоровление дошкольников, на создание домашней обстановки.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетия мы покоряли её, беспощадно убивали животных, вырубали леса, загрязняли реки, моря и озера. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты. На смену нам идет новое поколение и наша главная задача - прививать любовь к природе, навеки бережного отношения к ней. Ведь встав взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Много, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть, то чудное ощущение, которое мы испытывали, когда подкармливали прямо из рук зимующих птиц, когда попадали в сказочный зимний лес. Осмыслив актуальность этой проблемы, мной были изучены различные программы по экологическому воспитанию детей, например «Мы земляне», «Семицветик», «Юный эколог» и др. и самой приемлемой для меня оказалась программа «Юный эколог» разработанная С.Н. Николаевой, так как именно эта методика наиболее выпукло и объемно дает необходимый запас экологических знаний, умений и навыков. Программа привлекла меня тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу; знакомство с живыми объектами; игра; уход за растениями; животными - все это позволяет приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно. Создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Исходя из особенностей восприятия природы детьми я выделила основные задачи:
- Дать детям соответствующие их возрасту знания об окружающей природе.
- Сформировать гуманное отношение к природе: научить беречь и защищать окружающий мир.
- Научить правильно вести себя в природном окружении.
- Привить необходимые навыки труда в природе.
- Научить детей наблюдать, развивать у них внимание, способность замечать свойства предметов и явлений, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого.
На основании этих задач составила план работы, который в процессе выполнения изменялся и добавлялся. Составила экологическую тропу вокруг детского дома и за территорией, расписала маршрут. Для каждого выхода подбирала материал для беседы, стихи, пословицы, поговорки, небольшие рассказы. Всю работу по экологическому воспитанию распределила по таким видам деятельности:
а) занятие
б) чтение художественной литературы
в) наблюдение в группе и на прогулке
г) экскурсии
д) экскурсии-походы
е) викторины, КВНы
ё) труд в уголке природы, на участке, в огороде
Я с желанием взялась за дело. Занятия проводила программные и брала из журнала «Дошкольное воспитание». Было проведено необычное занятие «Приход доктора Айболита». Доктор осматривал детей, советовал принимать витамины, а витамины - это овощи и фрукты. Еще несколько раз к детям приходил этот доктор. Он осматривал растения в уголке, давая детям советы, как надо за ними ухаживать. После занятия дети замечали изменения у растений, чаще рыхлили почву, поливали, убирали сухие листья, опрыскивали растения. Провела цикл интересных бесед и занятий о воде и снеге. Дала детям понять, что воду надо беречь, что она может быть твердой, сладкой, кислой, соленой, а может превратиться в пар. Дети с большим интересом, сами проводили опыты с водой, снегом.
После бесед об овощах провела итоговое занятие «Ах картошка, картошка». С детьми закрепила знания о картошке, как продукте питания, а также продукте необходимом для лечения некоторых заболеваний.
Провела занятия «черепаха». Прочитали и рассмотрели книгу «Рептилии». Всегда интересно проходили занятия с живым объектом. Рассматривали с детьми кролика, бычка в поле. Так закрепили знания о домашних животных. Была организована экскурсия в библиотеку, где дети познакомились с писателем В.Бианки. Мы прочитали сказку «Чей нос лучше». Знакомство с творчеством этого писателя я сопровождаю весь учебный год. Прочитала все главы «Мышонок Пик». Дети очень полюбили мышонка. Они делали свои рисунки, очень забавные, но с большой любовью. Все приключения отображались в этих работах, мышонок плывущий на корабле, встреча мышонка с лягушкой, возвращение мышонка домой. Много рассказов прочитали из «Лесной газеты». После чтения о мышонке, мы рассмотрели хомячка, сравнивали его со сказочным героем. Продолжали и продолжаем читать произведения В.Бианки. Детям очень нравятся эти сказки. После всех прочитанных рассказов у нас проходили бурные беседы. Ребята очень переживали за героев.
Чтобы лучше с детьми запомнить 12 месяцев прочитали сказку «Синичкин календарь». Сделали птицу-синицу Зиньку, старого Воробья и синичку Зиньзивер. Каждый месяц читали главу из книги, вносила синицу Зиньку, а иногда старого Воробья. Дети долго не могли привыкнуть к бумажной птице, говорили «Она не живая». Я им объяснила, что птица сделана из бумаги, она прилетела к нам из сказки В.Бианки. Так постепенно дети привыкли к этим птицам. Провела комплексное занятие «Осень» с использованием календаря природы, иллюстраций, музыки П И. Чайковского из цикла «Времена года», стихов Пушкина «Унылая пора, очей очарование». Дети рисовали осень, лепили овощи, фрукты, грибы.
В процессе всех проводимых занятий, бесед. Я замечала, что дети в ходе конкретных наблюдений легко могли установить связь между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могли связать их прилет весной, с температурой воздуха, таяния снега, вскрытием водоемов, появлением насекомых. Ребята разбирались в том, что до тех пор, пока не появляются насекомые - птицы не прилетают, пока речка не «тронется» - не прилетают водоплавающие пернатые (гуси, утки). Таяние же снега, вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры.
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способная она рассуждать», писал известный психолог П. Л. Блонский, чтобы «наполнить головы» детей интересным содержанием, я проводила с ними различные опыты и наблюдения. Очень много наблюдений провели за мать-и-мачехой, одуванчиками. Первое наблюдение провела в солнечную погоду. Цветов было много, дети на вопрос, «что растет на лужайке?» отвечали так:
- Одуванчики и мать-и-мачеха, первые цветы.
- Похоже на золотой луг.
- Это первые весенние цветы.
- Они похожи на желтых цыплят.
Когда однажды вечером дети увидели, что цветы закрыты - и на вопрос «почему они закрыты?» дети отвечали:
- Они спать хотят.
На другой день погода стояла пасмурная. Когда, выйдя на улицу, мы заметили, что цветы остались закрытыми. На вопрос «почему не раскрылись цветы?» дети отвечали:
- Солнышка нет, они не хотят раскрываться.
Таким образом, мы с детьми установили, по каким причинам не раскрываются цветы:
- когда им холодно;
- когда дождь,
- когда солнца мало.
Однажды весной на прогулке после дождя рассматривали дождевых червей. Объяснила им, что эти черви хорошие, они рыхлят землю, и этим делают хорошо растениям. Дети сказали: «Мы их будем закапывать в землю, они боятся, когда на них смотрят. Червяки очень красивые, очень интересно ползают». Еще провела ряд бесед о насекомых, рассказала какой вред и какую пользу они приносят.
На черемухе рассмотрели с детьми тлю. Рассказала, что тля может уничтожить весь урожай и тут же рассмотрели божью коровку, и отметили, что этот маленький жучок поедает этих вредителей.
Ребята постепенно учились беречь насекомых, они уже не наступали на них, а рассматривали и отпускали. Чтобы дети отличали живое от неживого, я решила уточнить признаки организма: живое дышит, питается, размножается, растет, развивается, двигается.
С этой целью мы с детьми проводили различные опыты, в частности с луком, растущим в разных условиях. Здесь мы выявили зависимость изменения зелени лука от степени освещения, температуры, воздуха, наличия и отсутствия воды и земли.
Такие наблюдения позволяли детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения, тепла, воды, земли, начинает изменяться окраска «перышек» лука или они отсутствуют вовсе. Наблюдения проводили в течение нескольких недель, заданы были разные условия выращивания. Одна баночка с водой в тепле, на свету; вторая - без воды, в тепле, на свету; третья с водой в холоде, на свету; четвертая - с водой, в тепле, в темном месте; пятая - с землей, на свету, в тепле. Каждый день дети наблюдали, как растет лук, появились ли корешки, выросли ли «перышки». Ребята принимали участие в этом опыте с огромным интересом. При посадке дети отметили, что из луковицы-репки, можно вырастить зеленый лук. Он очень полезен взрослым и детям, особенно зимой и весной, т.к. в нем много витаминов, которые убивают микробов. Ребята говорили, что луковицам будет хорошо, если будет вода, солнышко, свет, тепло, то лук быстро вырастет.
Каждое утро дети подходили к баночкам с луковицами, с большим вниманием осматривали, приговаривали:
- Здесь корешки большие, а без воды не растут, а в темноте очень длинные.
- Длинные и все закрутились, в банке места мало.
Дети постоянно сравнивали луковицы между собой, находили различия. Артем говорит: «Лук растет по-разному, потому что в разных местах: на солнышке луку хорошо, а в темноте «перышки» пожелтели». В итоге мы сравнили все 5 луковиц и сделали вывод: что в 4-х баночках появились перья, не изменилось в баночке, где нет воды. Дети отметили, что «перышки» хорошие у той луковицы, которая находилась в самых хороших условиях: и в воде, и в земле, в тепле, и на свету. Аналогичные опыты проводились с ветками тополя, и смородины т.к. здесь прослеживалось нарастание корневой системы. Ветки рассматривались и сравнивались. Вели наблюдение за птицами во дворе, старшие школьники сделали кормушки. Дети приносили корм, наблюдали, кто прилетал. Проводила цикл наблюдений за водой, снегом и льдом. Дети в группу приносили снег; растапливали его в тарелке и убеждались в том, что снеговая вода грязная. Дети с большим желанием дежурили в уголке природы, отмечали погоду. В процессе этих наблюдений, опытов, дежурств, я замечала какие изменения происходили в самих детях. Они становились более внимательными друг к другу. Сглаживался их эгоизм, стала появляться забота о слабых. Чаще в речи стали мелькать выражения «растению больно», «оно просыпается», «его надо подкармливать».
Природа обогащает человека духовно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее красоту, уметь ценить и пользоваться увиденным. Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Для этого я проводила экскурсии. На экскурсии ходили по маршрутам экологической тропы.
Первые шаги мы сделали по двору детского дома. С детьми составили такие маршруты:
- Цветы в нашем цветнике.
- Деревья вокруг нас.
- Кустарники.
- Лечебные травы.
На каждом маршруте мы делали остановки, например: «Деревья вокруг нас», «Русская красавица», «Рябинушка красная» и т.д. Название остановок зависело от времени года. Весной остановка около черноплодной рябины «Рябинушка душистая», летом «Что нам рябинушка подарит». За территорией д/д использовала маршрут «Парк». По дороге в парк на площади остановка у голубых елей, сравнивали с нашей зеленой елочкой, которая растет на площади.
В парке делали остановки у различных деревьев. Парк находится недалеко и поэтому мы ходили туда часто и в разное время года. Наблюдали какие изменения происходят с деревьями, травами, общим видом парка. Провела такие экскурсии: «Листопад, листопад листья желтые летят», «Золотые сказки осени», «Зимняя сказка», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок» и т.д. Очень много собрали листьев для занятий по ИЗО, для игр.
Чем дети становились старше, тем наш маршрут стал удлиняться. Сквер около бани, где много растет американского и русского клена, собирали листья, сравнивали их друг с другом. Затем мы с детьми открыли уголок на улице Пионерской. Здесь очень много разных деревьев (клен, акация, липа, береза), с большим интересом рассматривали кору деревьев, играли в игры «От какого дерева лист», «Кто первый до дерева». Учились вести себя в окружении природы.
В одну из экскурсий мы нашли гриб-подберезовик. После этой экскурсии провела беседу о съедобных и несъедобных грибах. Рассказала, какую пользу приносят для диких зверей мухоморы.
Дальше наш путь лежал в поле и в овраги за ул. Свердлова. Дети раз от раза открывали себе новый мир, получали более глубокие знания о деревьях, они знали, что лес наше богатство, а деревья, кустарники, трава - частица родной природы. Например, всюду растет наша русская белоствольная береза, так ласково воспетая народом. С детьми мы вспоминали стихи и песни. Дарили ей «ленты в косы». Очень много стихов, песен и загадок вспоминали, приходя в лес. Сравнивали деревья, определяли цвет, форму, сравнивали листья, хвою. По дороге собирали растения для гербария.
Кроме задушевных бесед, веселых игр вместе с детьми, пытались ответить на вопрос: какую пользу приносит лес и в частности деревья. Дети говорили «Очищают воздух, дают кислород, дом для птиц и других животных, пищу для них. Ребята узнали, что из деревьев человек делает многое: бумагу, мебель, посуду и т.д. Нужно много труда и времени, чтобы вырос такой красивый и богатый лес. А это значит, необходимо охранять лес и всю природу. Во время этих экскурсий знакомила детей с лесными ярусами, какое растение для каждого яруса. Объясняла детям, что все лесные звери и птицы живут только на своем этаже. Я учу, чтобы дети видели не только красивое, но и следы грубого отношения людей к природе. Дети с болью в сердце отмечали, сколько много срубленных, сломанных веток. В зимнее время проводила экскурсии по экологической тропе, чтобы дети сравнивали лес в разное время года. Много радости и удивления доставляло детям показ травы, зимующей под снегом (осторожно раскопав снег, можно увидеть пожелтевшую траву, зеленые листики). По дороге дети рассказывали, как надо вести себя в лесу, мы всегда брали «знаки» на тропу. Дети говорили перебивая друг друга «не шуметь», ходить друг за другом, по тропинке, летом не разорять муравейники, гнезда, не брать из леса животных домой. А какие интересные праздники и развлечения проводили на тропе «Праздник живой елочки», «Здравствуй лесовичок», «Лето красное», «Встреча с лесовичком» и т.д. Лесовичок стал постоянным гостем. Дети вместе с ним рассматривали пещеру откуда появился старичок-лесовичок, искали ягоды, грибы, шишки. Играли с лесовичком в игры, пели песни для него, читали стихи. В заключении праздников он угощал детей лесными сладостями. Роль старичка выполняла я Зимой еще раз мы встретились с лесовичком на празднике «Здравствуй зимушка». Дети принесли для лесных жителей угощение. Для птиц- семена, зерна, хлебные крошки, для зайцев моркови, для белочек орехов. Лесовик пригласил детей покататься с горки, показал красоту зимнего леса. Дети прочитали стихи о зиме, пригласили лесовичка на новогоднюю елку, а лесовичок обещал подарить на новый год детям елку и от лесовичка дети получили мешочек с лекарственными травами. Траву передали медикам и всю зиму пили чай с лекарственными травами. Детям также развлечения очень нравятся.
За лето и за осень мы заготовили много природного материала, в свободное время и во время занятий делами различные поделки. Провела конкурс поделок среди детей. Первое место заняла Настя. Для закрепления впечатлений, полученных на экскурсиях. В группе проводила экологический досуг «Прогулка в лес», «Мой край родной», «Земля наш общий дом». Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила меня в необходимости изготовления дидактических игр и пособий экологического содержания, так как их отсутствие мешает правильно осуществлять работу с детьми.
На 23 картинках, которые предъявлялись детям, было представлено большое разнообразие объектов: животные, растительные формы, неодушевленные предметы, человек. Детям предлагалось выбрать «живые существа», объяснить, как они их узнали. Результаты показали: у детей имеются правильные представления о живых существах. Обнаруживалась определенная тенденция в характере знаний детей разного возраста: дети пятого года жизни путают живые и неживые объекты, старшие дошкольники их четко различают, но содержание представлений о живом неполно: оно включает в себя главным образом животных и человека. Большинство ребят средней группы молчали. Правильно объяснили свой выбор несколько человек. На вопрос «Как вы узнали, что все это живое?» Отвечали: «Потому что все растет и ходит». Подавляющее большинство детей назвали один значимый признак живых существ - их перемещение в пространстве. В детских объяснениях это звучало таким образом: «Потому что они двигаются, шевелятся», «Потому что они живут - это значит, сами летают, ползают, ходят». Объяснения выявили важные признаки живого организма: их видимого перемещения в пространстве, необходимость питания, чувствительность, специфика строения.
Итак, практикой и исследованиями доказано, что первые семь-восемь лет - это период становления личности человека, развития в нем ценностей ориентации в окружающем мире. Доказано, что возможности ребенка этого возраста (физические, психические, интеллектуальные) позволяют целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.
Экологические знания стали включаться в такие занятия, как обучение рассказыванию, рисование, математика. С детьми проводила целевые прогулки с эстетическим содержанием, например: «Апрель голубой», «Золотые сказки осени», «Зимняя сказка» на которых учила детей всматриваться в окружающую природу другими глазами, замечать ее красоту. При наблюдении на прогулках опираюсь на народный календарь, широко использую народные загадки, пословицы.
Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает детей делать выводы о тех или иных явлениях происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.
Если в начале моей работы дети выступали в роли зрителей, наблюдателей, то сейчас, в результате целенаправленной работы, произошли существенные изменения в их поступках и поведении, в отношении к природе. Дети очень любят поливать комнатные цветы, деревья и кустарники во дворе. С интересом наблюдают за трудом старших школьников. Наличие животных (кошек, собак) позволяет детям наглядно видеть результаты труда при их кормлении, которое доставляет большое удовлетворение и радость. Беседы о добрых делах способствует тому, что у ребят возникло желание совершать добрые поступки, у них появилось чувство собственного достоинства. Так шаг за шагом я стремлюсь привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
ТЕМАТИЧУСКИЙ ПЛАН НА ГОД
Сентябрь
О матушке природе. Что такое природа, о ее значении. Выставка работ «Красота природы». Планета Земля – общий дом. О нашем доме, городе, планете, стране. О разнообразии царств природы, наблюдения. Иллюстрированный материал о народах мира, странах. Легенды «Самая старая сказка», «Ноев ковчег». Лепка, аппликация, рисунок. Небо. Космос. Что мы знаем о небе. Есть ли у неба конец, что живет в далеких глубинах неба, о солнечной системе. Как небо связано с землей. Начальные экологические знания.
Времена года. Встреча осени. Наблюдения в природе признаков осени, изменения в различных царствах природы. Музыка осени и осенние настроения. Осень в изобразительном искусстве. Картины: Левитан «Золотая осень», Шишкин «В дубовом лесу». Рассказы и сказки «Серая шейка», Ушинский – детям. Рисунок, лепка, аппликация.
Октябрь.
Прощание с цветами, листьями, птицами. Наблюдения за последними цветами, листьями, отлетом птиц, иллюстрированный материал о цветах и птицах. Беседа о пользе и красоте этих царств природы, об их взаимосвязи. Украшение трафаретов , поделок цветами и листьями, рисунок, лепка, аппликация.
Ноябрь
Русский лес, предзимье, «Лесная газета» Бианки, М Пришвин «Времена года». Иллюстрированный материал о лесе , его обитателях, кто и как к зиме готовится. Первый снег и первые морозы. Зимние превращения. Наблюдения за изменениями в природе. О круговороте воды в природе и ее превращениях. Народные приметы оснеге. Беседы о значении снежного покрова для земли и царств природы. Рисунок, лепка, аппликация.
Сострадание и взаимопомощь. Беседы о помощи друг другу, ее значении и необходимости. Рассказы и сказки о том, как животные помогали людям и наоборот. Рисунок, лепка, аппликация на темы «Мой друг», «Хоровод друзей», «Чем я могу помочь».
Декабрь
Месяц зимних сказок. Зимний лес, зимняя природа в изображении, декоративном прикладном искусстве. Музыка зимы. Сказка «Госпожа метелица». Сказка «Двенадцать месяцев». Обсуждение сказки. Рисунок. Подготовка к новогодней елке . Изготовление новогодних костюмов. Встреча нового года.
Январь
Рождество. О смысле и значении рождении человека, о том, зачем жил Христос, что Он хотел сделать для людей и что сделал.
Люди и звезды. Наблюдение за звездным небом, ориентиры по звездам.
Горы героев. Горы как символ духовного подвига. О героях всего мира, их общей цели. Фрагменты из сказаний, легенд и сказок.
Февраль
Масленица. Зазывание солнца и весны, изготовление чучела ,символизирующего все, что должно быть сожжено. Праздник Масленицы, сжигание чучела.
Март
Сердце матери. День женщин всего мира. Изготовление подарков любимым женщинам. Стихи песни о женщинах.
День рождения весны. Вестник весны. Наблюдение за перелетными птицами. Изготовление птичек из пластилина, бумаги. Конкурс рисунка «Птица-Весна». Весенние рассказы, сказки, стихи о весне.
Появление живой воды. Вода на планете. Наблюдения за снеготаянием, первые лужи . О значении воды в природе и в жизни человека.
Апрель
Месяц превращений. Превращения в природе, сказках, в игре. Наблюдения за происходящими превращениями в природе. Волшебные сказки «Финист-ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк». Викторина «Угадай сказку». Беседа о бесконечном обновлении природы и возможностях человека.
Рождение мира . Легенда о сотворении мира. Бабочки-символ возрождения.
Возрождение природы. Пасха. Встреча с цветами, листьями, птицами, жуками. Изготовление экологического журнала «Друг Природы».
Семейный праздник. Наблюдение за появившимися представителями животного царства. Сказки и рассказы «Весна в лесу», «Кто о чем поет», игры-театрализации по сказкам.
Май
Праздник весны и труда. День Победы. Праздник труда и чистоты у себя дома. О Гербе России. Рассказы о героях-победителях.
Город Будущего. Планета Будущего. Беседа о городе Будущего, каким его представляем. Что самое лучшее возьмем в будущее? Что поселим на планете Будущего? Рисунок, аппликация, лепка города и планеты Будущего. Каким должен быть человек будущего? Необыкновенные города в сказках и легендах.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня педагога Никитиной Любовь Павловны. Тема: « Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень знаний, путем изучения литературы по теме, новое искать в интернете, систематизировать работу по реализации ФГОС....
Обобщенный опыт "Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста через призму дидактических игр".
Обобщенный передовой педагогический опыт....
Экологические акции в ДОО как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста и тесного сотрудничества с родителями
Экологическое воспитание в ДОУ....
Проектная деятельность как средство формирования экологического сознания детей дошкольного возраста
Экологическое образование дошкольников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. .....
Презентация на тему: " Формирование экологической культуры и экологического сознания детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования экологического сознания детей....
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...
Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...