Самообразование за 2012-2013 учебный год тема: «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни»
материал (младшая группа) по теме
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_na_2012.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Цели:
-расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
-формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
-формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
-формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
-формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
-формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Задачи:
-охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;
-формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;
-воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
-развивать основные физические способности(силу, быстроту, ловкость и др.), приобщать детей к спорту;
-способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
- закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Участники:
1.воспитатели;
2.родители;
3.медработник.
Предполагаемый результат:
1.Овладение детьми навыками ЗОЖ;
2.Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
3.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
4.Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
5.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
месяц | содержание и задачи | форма проведения |
Сентябрь | «Питание и здоровье» Познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами(лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.). Рассказать детям о пользе для человека овощей и фруктов. Объяснить, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке и т.д.; познакомить с витаминами, их значением. | Диагностика направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ. 1.Беседа: овощи и фрукты- полезные продукты. 2.Советы доктора Здоровая Пища. 3.Пальчиковые игры. 4.Подвижная игра «Огуречек-огуречек». 5.Игры: «Что разрушает здоровье, что укрепляет?», «Сделай правильный выбор», «Отгадай-ка», «Угадай витамин», «Назови полезный продукт», Витаминное угощение. 6.Русская народная сказка «Репка». 7. Чтение стихотворений «Про девочку, которая плохо кушала», «Робин-Бобин» 8.Загадки: про лук, морковь, капусту, грушу, огурец и др. 9.Занятие «Растения вокруг нас. Овощи». 10.Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке», «Узнай на вкус», «Наполни баночку витаминами». 11. Анкетирование родителей |
. Октябрь | Закрепить представление о пользе употребления овощей и фруктов. Ознакомить с правилами питания. Продолжать знакомить с полезными продуктами | 1.Аппликация на тему: «Осенний урожай». 2.Раскрашиваем продукты, полезные для здоровья. 3.Учим золотые правила питания: а)не переедать; б)есть в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу; в)тщательно пережевывать, не глотать; г)перед приемом пищи сделать 5-6 дыхательных упражнений. 4.Игра-демонстрация «Питание-дело серьезное». 5. Обсуждение с детьми «Законов питания». 6.Практическая часть занятия «Посадка лука». 7.Беседы с родителями. |
Ноябрь | «Чистота и здоровье» Гигиена тела: уход за руками, лицом, ушами. Рассказать о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедурах. Рассказать о микробах. Рассказать о роли зубов в переработке пищи. Значение здоровья зубов для здоровья всего организма. Уход за зубами и полостью рта. Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур. Продолжать знакомить с санитарно-гигиеническими процедурами. | 1.Беседа- как правильно мыть руки и лицо. Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы. 2.Загадки про брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, пальцы. 3.Проведение опытов 4.Оздоровительная минутка- самомассаж ушей. 5.Советы-чтобы сберечь органы слуха. 6.Досуг «Осторожно микробы!» 7. «Сказка о микробах». 8.Игры: «Угадайка», «Найди правильный ответ», «У кого пена выше». 9.Чтение стихотворений «Как у нашей Любы…», «Мойдодыр», «Девочка чумазая»,«Про мимозу». 10.Упражнение «Спрятанный сахар». 11.Беседа-зачем человеку зубная щетка. 12. Практикум «Чистка зубов» 13. Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности». 14.Рекамендации родителям. 15. Дидактические игры: «Да и нет», «Кто у нас красивый», «Угадай, кто позвал». Ведутся наблюдения за родителями и детьми. |
Декабрь- Январь | «Здоровье и болезнь» Рассказать детям о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил. Напомнить детям о микробах и среде их обитания. Рассказать о микробах, как причина некоторых заболеваний. Закреплять представления о признаках здоровья и болезни. Закрепить навыки правильного мытья рук используя игровые ситуации | 1.Беседы по теме. 2.Игры: «Наденем белые перчатки», «Ладошки скрипят- спасибо говорят», «Скорая помощь». 3.Стихи: «Грипп», «Животик», «Аллергия», «Насморк», «Ангина», «Горло», «Айболит», «Ветрянка», «Простуда», «Тетка Хандра», «Врач по имени Пчела», «У жирафа ангина». 4.Дидактические игры: «Назови предметы», «Доктора природы», «Вопросы-ответы». 5. Экспериментирование «Растаявший снег». 6. Раскраски «Побеждай микробы, играя!». 7. Зарядка «Чтобы нам не болеть». 8.Загадки про микробы. 9.Консультации родителей о профилактики заболеваний. |
Февраль - Март | «Физкультура и здоровье» Рассказать о пользе физической подвижности. Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений. Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр. Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом | 1.Беседа по теме. 2.Утренняя гимнастика. 3.Оздоровительный бег. 4.Физкультминутки: «Жираф», «Осьминог», «Птица», «Обезьяна», «Лошадь», «Аист», «Кошка». 5.Тематическое занятие: «Поиграй со мной дружок». 6.Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Гости», «Горшок», «Комар», «Котик», «Апельсин». 7.Сюжетно-игравое занятие: «Путешествие в лес». 8.Интегрированное занятие: «Музыкальное путешествие». 9.Игры: «Несколько секретов о самом себе», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Делаем зарядку». 10. Упражнения: «Потягушечки», «Жираф», «Ветряная мельница», «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», «Ванька-встанька», «Прыжок-хлопок», «Гора»(для осанки). 11.Праздник посвященный физкультуре. 12.Проведение родительского собрания. 13.Спортивные развлечения. «Мы растем сильными и смелыми», «Зимние радости», «Кто быстрее?». |
Апрель- Май | «Здоровье и окружающий мир» Особенности жизни в большом городе. Рассказать о факторах угрозы здоровью(шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, много людей). Формировать представление детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека. Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье. Продолжать знакомит детей с другими источниками загрязнений в городе. Предложить детям рассмотреть кустарники, растущие вдоль забора на территории детского сада. Рассказать о намеренной посадке растений и о защитных функциях( защита от пыли, шума, палящего солнца). Расширить и закрепить представление о значении растений для жизни человека. Продолжать знакомить детей с растениями. Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни. Подведение итогов | 1.Беседы по теме. 2.Дать задание родителям- во время прогулки понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность зеленых насаждений вблизи дорог. 3.Проделать опыт с детьми- показать им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдения за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог. 4.Коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдения отражено состояние зеленых насаждений вблизи дорог и автомобильных стоянок. 5.Беседа «Растения в городе». 6. Игра «Холодно-жарко». 7.Кукольное представление «Где Тимошка здоровье искал», «Как природа нам помогает здоровыми быть». 8.Дидактические игры: «Группировка предметов», «Как вырасти здоровым?», «Различия и сходство предметов», «Что изменилось?», «Назови по порядку», «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом», «Городок здоровья». 9.Стихи про растения. 10.Загадки о растениях. 11. Выставка детских работ по изобразительной деятельности «Здоровый образ жизни». Диагностика детей и родителей. |
Отчет по самообразованию за 2012-2013 учебный год
Тема: «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни»
Воспитатель Братчикова Н.С.
Вторая младшая группа №8
В завершении своей работы мной было проведено исследование индивидуально с каждым ребенком и их родителями виде бесед, диагностических заданий, анкетирования и наблюдений.
Исследования показали:
1.Дети овладели навыками здорового образа жизни;
2. Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям;
3.Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности;
4. У трех воспитанников снят диагноз - часто болеющий ребёнок;
5. Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья;
6. Повысилась заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
7. Повысилось внимание дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Предлагаю, для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и ЗОЖ в методическом кабинете детского сада создать подборку книг и материалов по санитарно-гигиеническим, экологическим, социальным, педагогическим аспектам ЗОЖ, а также продолжить формирование у дошкольников представление о ЗОЖ, повысить эффективность воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ( консультации, практические занятия, наглядная агитация , открытые Дни здоровья).
Литература:
1.Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;
2.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;
3.Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;
4.Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;
5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;
6.Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;
7.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;
8.Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;
9.www.refoteka.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...
Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...
План самообразования на 2014 - 2015 учебный год "Приобщение детей к культуре здорового образа жизни".
План разработан мною для детей второй младшей группы....
План самообразования на 2015 - 2017 учебные годы "Приобщение детей к культуре здорового образа жизни".
План разработан для детей среднего и старшего возраста....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема : «Приобщение детей к культуре здорового образа жизни» в первой младшей группе
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем...
тема по самообразованию "Формирование и приобщение детей к культуре здорового образа жизни"
Беседа, игры, подведение итогов....