Выступление из опыта работы «Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию».
методическая разработка (младшая группа) по теме
В нашем детском саду в процессе организации здоровьесберегающей деятельности мы особое внимание уделяем духовному здоровью, поскольку, именно оно является, главной предпосылкой, позволяющей человеку, справится с социальными, психическими и физическими трудностями. Такой человек способен использовать творчество и самосозидание, осознавать свою ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой. В современном обществе разрушены: традиционные устои семьи, нравственные представления о браке и семье, утрачено традиционное восприятие родительства и детства. Наша задача - помочь родителям воспитанников стать носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
«Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию»
Дата выступления: 25.01.2013
Богданова Н.Б.
Слайд 1.В нашем детском саду в процессе организации здоровьесберегающей деятельности мы особое внимание уделяем духовному здоровью, поскольку, именно оно является, главной предпосылкой, позволяющей человеку, справится с социальными, психическими и физическими трудностями. Такой человек способен использовать творчество и самосозидание, осознавать свою ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой.
В современном обществе разрушены: традиционные устои семьи, нравственные представления о браке и семье, утрачено традиционное восприятие родительства и детства.
Наша задача - помочь родителям воспитанников стать носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
В течение 3-х лет я углубленно работала по теме «Приобщение родителей к духовно – нравственному воспитанию».
Слайд 2. Работу я начала в группе раннего возраста с изучения семей воспитанников. В ходе изучения семей, по итогам опроса «Традиции семьи», был установлен контакт и выяснены образовательные потребности родителей. Результаты опроса показали, что родители проявляют интерес к теме духовного здоровья, отмечают необходимость этой работы, подтверждают желание участвовать, определяют основные нравственные категории, формирование которых считают наиболее важными в работе с детьми. Но не всегда родители правильно понимают, что такое милосердие, терпение, послушание. Определяя свое отношение к общечеловеческим, гражданским и христианским ценностям, на первое место ставят такие качества как честность, доброта, любовь, дружелюбие, справедливость, но есть и те, для кого инициативность и находчивость, упорство в достижении цели являются важнее способности к состраданию. Я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Слайд 3. Совместно с родителями были определены следующие формы работы, помогающие сплотить родительский коллектив.
Слайд 4. В процессе взаимодействия заметила, что не все родители «включены» в образовательный процесс должным образом. Наиболее активные родители обращались за советом, посещали групповые консультации, родительские собрания, участвовали в конкурсах. Но значительная часть родителей ограничивалась либо исполнительской позицией, либо устным общением. Для того чтобы контакт стал более тесным, я определила для себя направления работы. Они предусматривают все аспекты педагогического взаимодействия с семьями воспитанников – теоретические и практические.
Слайд 5. Родители нашей группы приняли активное участие в разработке и реализации образовательного проекта детского сада «Мир дома твоего».
Слайд 6. В ходе собрания «Первое семилетие: младенчество и детство. Крещение» наши родители узнали о таинствах крещения, о крёстных родителях и особенностях первого семилетия жизни детей в традиционной русской семье. Мама воспитанника нашей группы Миронова Димы - Миронова Яна Евгеньевна – рассказала о том, какие чувства она испытала во время крещения её сына в Храме Иоанна Предтечи и, каким значимым стал этот день для её семьи.
Слайд 7. Далее в ходе собрания родители посмотрели видеосюжет «Таинство крещения». Поделились своими мыслями о том, сохраняются ли традиции воспитания в современной жизни, можем ли мы научить наших детей духовному, нравственному поведению.
Слайд 8. Для родителей проведена консультация «Как изготовить коллажи «История нашей семьи», «Традиции нашей семьи». Затем в нашей группе был проведён конкурс коллажей «Традиции семьи» и лучшие из них были использованы в оформлении зала к презентации проекта.
Слайд 9. Для того, чтобы сблизить родителей группы мы решили провести в группе раннего возраста Новогоднее развлечение. Нами был разработан сценарий, оформлено приглашение для родителей. Дети вместе с родителями водили хоровод вокруг ёлки, играли с Дедом Морозом, пели новогодние песенки, а затем за «сладким» столом произошло тесное общение между собой. Они делились интересными событиями из жизни своих детей. Всё это способствовало возникновению дружеских отношений между отдельными семьями, которые сохраняются до сих пор.
Слайд 10. Родители были приглашены на презентацию проекта «Мир дома твоего» - досуг «Святочные гуляния». В ходе досуга родители имели возможность:
Слайд 11. – познакомиться и пообщаться с родителями других групп
ДОУ, представить им колыбельные песни в собственном
исполнении;
- принять участие в колядовании,
- народных подвижных играх,
- мастер-классе по изготовлению рождественского ангела,
- обмене рецептами традиционных угощений,
Слайд 12.- познакомиться с выставкой поделок в мини-музее детского сада, рассмотреть рождественские поделки, сделанные руками родителей и детей.
Слайд 13. Реализуя задачу: развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателям весной организовали посиделки с мамами. Им было предложено участвовать в кулинарном конкурсе «Вкусняшки». Все приготовленные блюда получили высшую оценку детей – всё было очень вкусно! Мы заметили, что родители стали более тесно общаться семьями, проводить вместе досуг.
Слайд 14. Много информации родители получали через родительские уголки. Эта форма взаимодействия является традиционной. В уголке мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Таким образом, родители узнали много нового о праздниках – Рождество, Новый год, Святки, Пасха, получили консультации по темам «Обереги в русской семье», «Традиции праздника», «Фольклор в жизни малышей», «Об имени моём» и др. Мы предложили родителям начать создание альбома «Моя семья». Активность родителей в создании альбомов, пособий, выставок, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Работа продолжилась в 1 младшей группе. В начале учебного года состоялось родительское собрание «Имянаречение». Родители узнали историю имён, рассказали почему назвали своего ребёнка таким именем. Они показывали странички из альбома «Моя семья» с фотографиями детей в семейной обстановке.
Слайд 15. В своей работе я постоянно использую метод образовательного проектирования. Родители с удовольствием участвуют в реализации проектов, выполняют задания воспитателей, способствующие успешному воспитательному процессу, предлагают свои идеи. Эта форма работы позволяет принять участие всем родителям, проявить свои творческие способности, заявить о талантах.
В 1 младшей группе реализованы 4 образовательных проекта с детьми, в которых родители являлись самыми активными участниками.
Слайд 16. В ходе проекта «Петушок» мы создали условия для развития речи детей через знакомство с русским фольклором, а руками родителей создана рукотворная книга «Любимые потешки». Родители выбрали народную потешку и создали рукотворную страничку для книги. Материал для работы использовали самый разнообразный – нитки, бумагу, клеёнку, бисер, бусинки, шнурки, тесьму и многое др. Родители сообщили, что во время работы дети не остались в стороне - выбирали материал, помогали приклеивать детали. Эта книга стала любимой в нашей группе. Дети с удовольствием рассматривают её, рассказывают любимые потешки.
Слайд 17. Целью Образовательного проекта «Матрёшки» стало формирование интереса к традициям русского народа, через знакомство с народной игрушкой. Родители помогли нам в приобретении складных матрёшек, получили консультацию «Игры с Матрёшкой», благодаря которой ознакомились с разнообразием игр с ней, изготовили пособие «Заплети косичку матрёшке» для развития мелкой моторики детей. Завершением проекта развлечение «Встречаем гостей». В ходе развлечения дети играли с гостьей Матрёшкой, помогли раскрасить сарафанчики для её подружек и станцевали танец «Матрёшки». Юбочки и платочки для танца родители сшили своими руками.
Слайд 18. В ходе образовательного проекта «Платочки» родители приняли участие, а затем и посетили выставку в мини-музее на тему «Рукоделие». Презентацией проекта стало праздничное развлечение ко Дню 8 марта. Дети прочитали для мам стихи, спели песни, подарили платочки с бумажной аппликацией, которые изготовили своими руками. На танец «Весёлые матрёшки» пригласили мам. Все веселились от души, такой чудесный праздник получился.
Слайд 19. В целях включения родителей в образовательный процесс в рамках познавательно - речевого направления был реализован образовательный проект «Дом для рыбок», родители помогли приобрести аквариум и бутафорские объекты для него (игрушечных рыбок, водоросли, домик, камешки).
В конце учебного года проведено родительское собрание «Проектная деятельность в работе с младшими дошкольниками». В подготовленной мультимедийной презентации были представлены наиболее активные родители – участники проектов, конкурсов, помощники в обогащении предметно-развивающей среды нашей группы.
Слайд 20. Дети – это наше будущее, мир, в котором нам, взрослым, жить. Что мы сейчас посеем, то и пожнём в будущем. По моим наблюдениям иногда среди родителей проявлялась неспособность обеспечить ребенку внимание, поддержку. Это выражается в словесном, грубом обращении с ребенком, в нерасположенности к нему, в постоянном обвинении в чем-то. Такое отношение приводит к снижению самооценки ребенка, утрате веры в себя и чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, разрушает здоровье ребенка.
Во 2 младшей группе мною был разработан цикл бесед с родителями по формированию нравственных категорий. В течение года проведен цикл тренинговых занятий в микрогруппах по формированию нравственных понятий на основе знакомства с народной мудростью – притчами по темам:
Слайд 21. В рамках этой темы отобран познавательный, иллюстративный материал, разработаны конспекты занятий – встреч. Родители занимались в группах по 5-10 человек. В основе каждой беседы были притчи. Они помогали взглянуть на житейскую ситуацию со стороны. Притчи — это не простой рассказ, это сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Если просто сказать человеку умную мысль - он кивнет и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в притчу и рассказать ее со смыслом, с расстановкой — есть большой шанс, что важная идея притчи просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, позволит задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями. Притчи не навязывают точки зрения, выводы, не диктуют вам, как надо жить, они лишь рассуждают о возможных последствиях того или иного поведения и дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме. Притчи не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.
Слайд 22. Так, первая встреча «Воспитание ребенка» способствовала повышению значения семейных ценностей, формированию нравственных отношений в семье. Родители познакомились с притчей «Эхо», определили каждый для себя значение понятия «воспитание», размышляли о значении воспитания в жизни человека. Родители поняли, что душа ребёнка похожа на пустую чашу, которую мы – взрослые должны наполнить. А вот какими качествами мы наполним её? Родители задумались. И вот, посмотрите какую удивительную, чашу души создали наши родители. Они наполнили её добротой, любовью, радостью, здоровьем, счастьем. На последующих встречах мы говорили о благодарности, зависти, и как её преодолеть, сквернословии, трудолюбии, совестливости, недовольстве, привередливости, хвастовстве. После каждой встречи я наблюдала, как меняются наши родители, их отношение к детям, сотрудникам. Приятно, что слова у наших родителей не расходятся с делом, и теперь они активно переносят полученные знания и умения в общение со своими близкими в семьях.
Слайд 23. В ноябре 2011 года мною был реализован проект, посвященный Дню Матери - «Мамы могут всё что угодно», целью которого вызвать уважение к маме – мастерице, которая многое может и умеет. Мамы представили фото и коллекции своих увлечений. На их основе создано слайд-шоу, которое было показано на праздничной родительской гостиной «Наши мамы». Презентацией проекта стал праздник «День Матери». Мамы проявили свои актёрские способности в сценке «Три мамы». Дети показали инсценировку «Маленькая мама», поиграли с мамами в колокольный перезвон, пели для мам и бабушек песни, читали стихи, играли в игры, сделали аппликацию липкой разноцветной лентой на воздушном шарике «Подари свою улыбку», подарили мамам свои поделки - розочки из цветной бумаги. На вечере царила атмосфера дружбы, любви и хорошего настроения, дети были веселы и счастливы.
Слайд 24. К 23 февраля я решила реализовать аналогичный проект с папами «Папы могут всё что угодно», целью которого вызвать уважение к папе. С детьми проведена беседа «Наши защитники». Дети рассмотрели фото пап в военной форме, рассказали какие они сильные, храбрые, могут защитить не только свою семью, но и, если нужно, стать защитниками Родины. Завершением проекта стало спортивное развлечение с папами «Мой папа самый лучший», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании, развитие умения выражать положительные эмоции по отношению к близким. Дети разучили песни, стихи к празднику, играли с папами в подвижные игры, провели соревнования «Быстрые и ловкие». Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами!
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Вечера развлечений в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Доверительные отношения родителей и педагогов устанавливались постепенно в совместной деятельности. Для того, чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо было убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и результат не заставит себя ждать. Родители стали действительно равноправными участниками образовательного процесса. В результате повысился уровень педагогических знаний родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли партнеров.
Есть ещё один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я всегда благодарю родителей при любом удобном случае.
Слайд 25. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий физкультурой (дуги для подлезания, маракасы, султанчики, флажки), оформить театральный уголок, зоны сюжетно-ролевых игр - «Магазин», «Дом», «Парикмахерская». Совместно с родителями в группе создан патриотический уголок, он содержит не только альбомы познавательного характера – «Жизненный цикл человека», «Русский костюм», «Архитектура» и др., но и народные игрушки, макет русского деревенского двора.
Слайд 26. Родители постоянно принимают участие в выставках художественно-творческих работ в мини - музее детского сада. Если год назад это были работы, изготовленные только руками родителей, то в этом году они демонстрировали работы, изготовленные совместно с детьми. Увеличилось и количество, представленных работ. Родители проявляют большой интерес к работам родителей других групп, благодарят за возможность обменяться опытом.
Слайд 27. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. В процессе работы я выделила три группы родителей - родители – активисты, родители – исполнители и родители – наблюдатели. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Слайд 28. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители активнее посещают родительские собрания, участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Взаимоотношения в системах «родитель-педагог», «родитель- родитель» стали конструктивными, доверительными, доброжелательными,
т. е. добродеятельными.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется инициативой и терпением, педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
Слайд 29. Результатом работы я считаю:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
- повышение культуры межличностного взаимодействия родителей, детей в группе.
Слайд 30. Семья и детский сад дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их гармоничном сочетании можно добиться положительного результата. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителя по духовно-нравственному воспитанию
Раздел духовно-нравтсвенного воспитания "Путешествие в страну Добродетелей" представляет собой часть общей программы наших действий, цель которой оказать поддержку родителям, которые по сути своей явл...
Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей. 2 младшая группа
Перспективный план работы с родителями младшей группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...
Перспективный план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию. Средняя группа
Перспективный план работы с родителями средней группы по духовно-нравственному воспитанию детей на социокультурном опыте (разработано на методологических основах программы для дошкольно...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Ресурсный круг - как форма работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогическом совете учреждения - 06.04.2018 г....
Сообщение из опыта работы «Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»
Сообщение из опыта работы...
Из опыта работы: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» Влияние...
Презентация опыта работы по реализации программы духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки: «Утренний вкус со вкусом сказки».
Главная цель программы "Социокультуные истоки" - заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственн...
Комментарии
Замечательный опыт, а самое
Замечательный опыт, а самое главное такая актуальная тема на сегодняшний день. Особенно немаловажно, что работа ведется именно с родителями ведь они первые "воспитатели" своих детей, а мы только помощники и направляющие в их нелегком деле. Двумя руками за, обязательно использую в работе.