Из опыта работы: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
проект
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Работа по воспитанию у детей духовно- нравственных качеств личности очень важна.
Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольников, я считаю, является сказка.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького человека. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях. Тут на помощь приходит сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже не догадывался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_-tg.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОГОБУ для детей сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова
Из опыта работы:
«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Т. Г. Артемихина ,
воспитатель группы «Рябинка»
март 2021
Содержание
I .Актуальность…………………………….
II. Обоснование авторской темы…………..
III . Технологическое описание опыта ………
IV. Результативность …………….
V. Cписок литературы…
V I. Приложение……………………..
- Актуальность.
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность» Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Работа по воспитанию у детей духовно- нравственных качеств личности очень важна.
Действенным средством в воспитании духовно-нравственных качеств личности дошкольников, я считаю, является сказка.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького человека. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях. Тут на помощь приходит сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже не догадывался.
II . Обоснование авторской темы
Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое» Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее. Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе.
К.Д.Ушинский (1824-1871) В его основе педагогической системы лежит идея народности. Сказки русского народа он назвал «первыми блестящими попытками народной педагогики» Восторгаясь сказками, как памятниками народной педагогики, он писал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Л. Н. Толстой (1828-1910) Л.Толстой собиратель народных сказок и автор собственных. Писателя интересовало народное творчество. Он общался с крестьянами, простыми людьми, с их слов записывал пословицы, поговорки, сказки. Язык его простой, выразительный. Нравоучения, которые присутствуют, очень коротки и ясны. Это помогает ребятам понять и запомнить идею сказки. Например, «Зайцы и лягушки» ( о плохой жизни зайцев) «Волк и коза» ( «Не затем ты, волк, меня вниз зовёшь, ты не о моём, а о своём корме хлопочешь»)
«В дневнике Яснополянской школы» в 13 из 22 записей об уроках чтения отмечено чтение сказок, причём почти всегда прочитанное «всё очень порядочно пересказывали», тогда как после чтения других книг редко, кто из учеников мог легко пересказать прочитанное.
«Все с завистью как за что-то новое брались за книжки и прямо по складам читали сказки»,- сообщали учителя.
Сказка в народном творчестве это чудо. Читая или слушая сказку, мы оказываемся во власти удивительного вымысла. Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости. Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребёнка, дать возможность понять друг друга.
Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, ещё реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном. Учитывая наш контингент детей, воспитанников детского дома, некоторые из них вообще не слыхали, что такое сказка? Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес к сказке и использовать её в своей работе как средство духовно-нравственного воспитания детей.
III. Технологическое описание опыта
Цели:
1. Проанализировать нормативно-правовую базу данного вопроса
2. Изучить опыт других коллег.
3. Способствовать коррекции нарушений эмоционально - волевой сферы детей в процессе продуктивной деятельности, связанной с духовно-нравственным содержанием русской сказки.
Задачи:
1. Формировать представление детей о литературном жанре-
русская народная сказка. Обогащать знания детей о литературных героях, их характерах, поступках.
2. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать в беседе по содержанию. Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую речь. Учить навыкам театрализованной игры по сказкам
3. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Нормативно-правовая база:
1.Конституция Р.Ф. Глава II «Права и свободы человека и гражданина» «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему с рождения»
2.Ф.З. «Об образовании в Р.Ф» 29.12.12
Глава 7, статья 64 «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
3. ФГОС ДО январь 2014
В стандарте учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой,
М А Васильевой Мозаика - Синтез, Москва 2018
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (анализ программы по сказкам)
6. Н. Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» программа по гражданско-патриотическому воспитанию.
В ней представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые темы занятий связаны между собой и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, её прошлом и настоящем.
Решение задач по духовно- нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности
- в ходе режимных моментов
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми
- при организации самостоятельной детской деятельности
Методы ознакомления со сказкой:
-чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей
- рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались
- дидактические игры
на материале знакомых сказок. “Откуда я?” (описание героев), «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Собери из частей»
Приёмы формирования восприятия сказки:
- выразительность чтения
- выборочность чтения
- драматизация сказки
- просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой- чтение, рассказывание, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций- с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки
Эмоциональное восприятие сказки детьми- пересказ детьми содержания сказки, настольный театр- цель закрепить содержание сказки. Данная форма позволяет узнать как дети поняли суть сказки
Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, сочувствие к героям сказки.
Самостоятельная деятельность детей – разыгрывание сюжетов из сказок, драматизация сказки, творческая игра с использованием персонажей сказки- метод превращения детей в героев сказок способствует развитию симпатии, умению оценивать поступки героев сказки, поступки окружающих людей, определить для себя кто « положительный герой», кто «злодей»
IV. Результативность работы:
Используя русские народные сказки, как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников, я пришла к выводу:
- Дети знают определённые сказочные сюжеты
- Научились понимать сюжетную линию сказки
- Научились различать, что такое хорошо, и что такое плохо
- Повысился интерес к слушанию, обсуждению прочитанного
- Главный итог - это формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему миру
V. Cписок литературы
- 1.Конституция Р.Ф. Глава II «Права и свободы человека и гражданина»
- Ф.З. «Об образовании в Р.Ф» 29.12.12
- ФГОС ДО январь 2014
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой,
М А Васильевой Мозаика- Синтез, Москва 2018
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой М. 2007
- Н. Г. Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» программа по гражданско-патриотическому воспитанию М. «Издательство Скрипторий 2003», 2007-112 с.
- «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией
С.А Кузнецова
- «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль
V I. ПРИЛОЖЕНИЕ
Толкование малопонятных дошкольнику слов, встречающихся в русской народной сказке «Колобок»
- «Современный толковый словарь русского языка» под редакцией С.А Кузнецова
- «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль
Короб – изделие из луба, бересты, щепки и т.п., служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо.
Поскрести – скрести нЪсколько, немного…
Сусек – закром.
Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно (о том, на что говорящий надеется, считает возможным).
Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.
Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.
Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.
Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.
Нехитро (наречие) (в сказке записано раздельно «не хитро») – нетрудно, несложно; просто, незамысловато.
Подавно – тем более, разумеется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитатния дошкольников"
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреж...
Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке...
Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедли...
Опыт работы: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
laquo;Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
Обобщение опыта работы по теме самообразования «Терапевтические сказки как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников».
Материал может быть использован педагогами ДОУ для работы с детьми....
Сообщение из опыта работы «Краеведение как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников»
Сообщение из опыта работы "Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...
"Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" (из опыта работы по дополнительному образованию детей).
Выступление на районном методическом объединении по художественно-эстетическому развитию дошкольников....