Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
материал (подготовительная группа)
семинар -практикум: способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности»
Подготовила:
Воспитатель: МБОУ СОШ № 35 ДО «Космик»
Бекмухамбетова Юлия Николаевна
Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается
проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.
Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium
— начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности,
руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития
детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое
качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок
самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и
решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного
выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного
взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим
показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным,
активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей,
позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие
умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок
стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной
деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию,
участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей,
самостоятельно объясняет явления природы и поступки других
людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У
инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как
любознательность, изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во
взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную
творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в
разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность,планирующая функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать
пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Способы поддержки детской инициативы которые применяют педагоги:
- проявление уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей;
- выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
- поощрять (в процессе деятельности: активности, творчества),
- похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком
действия, а не его самого);
- обеспечивать благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
- положительно оценивают (как итогового, так и промежуточного результата);
- проявление внимание к интересам и потребностям каждого ребенка;
- косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
- личностный пример воспитателя (использование грамотной
правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
- предложить альтернативу (другого способа, варианта действия);
- создание и своевременное изменение предметно-пространственной
развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового
опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты,
инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен
беспрепятственный доступ и т. д.);
- обеспечивать выбор различных форм деятельности: индивидуальный,
групповой; сменность игрового материала, художественных
произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и
спортивных атрибутов.
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
- предоставлять детям возможность активно задавать вопросы.
- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя
интересные занятия; приучают свободно пользоваться игрушками и
пособиями;
-знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном
настроении, стараясь избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов сверстников;
- поощрят занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражая одобрение любому результату труда ребенка.
- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в
равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, используя ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- Поощряют желание создавать что- либо по собственному замыслу;
-обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других
или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более
отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Организуя свою образовательную работу в этом направлении, педагоги
придерживаются следующих принципов:
1. Вариативности - предоставление ребенку возможности для
оптимального самовыражения через осуществление права выбора,
самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
2. Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых
знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в
самостоятельной деятельности.
3. Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали,
педагоги поощряют инициативу, в практике я применяют различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности,
- совместная исследовательская деятельность взрослого и детей,
- опыты и экспериментирования,
-интегрированные познавательные занятия.
- наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирование самостоятельной деятельности,
- совместную деятельность взрослого и детей, организацию проектной деятельности,
- самостоятельную деятельность детей, групповой сбор; а также, такие
- приемы, как алгоритмы,
-моделирование ситуаций,
- индивидуально личностное общение с ребенком.
Активно используют:
- Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества
личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность,
инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в
продумывании содержания, подборе изобразительных материалов,
использовании разнообразных средств художественной выразительности,
которые являются основными компонентами творческой деятельности.
Педагоги помогают ребенку «оформить» его работу в конечный продукт,
например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты,
создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной
изобразительной деятельности, применяют тематическую подборка схем для
рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного
материала, схемы мозаик и головоломок.
2. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель создает для детей разнообразную предметно –пространственную развивающую среду в группе, которая должна
обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна
соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать
индивидуально или вместе со сверстниками.
3.Групповой сбор
Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное
время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно
планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных
интересов и потребностей в различных центрах.
4. Трудовая деятельность
В своей практике педагоги создают такие условия для трудовой
деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу и
малышам, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
5. Метод «проектов»
В своей работе со старшими дошкольниками используют технологию
проектной деятельности, которая, также актуальна для развития инициативы
и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь
важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует
пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг
ко другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение
сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
6. Проблемное обучение.
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск
решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих
интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование
подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной
деятельности.
Во время проведения таких форм работы с детьми педагоги создают
условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от
этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и
инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания,
полученные из разных источников. Воспитатели тактично сотрудничают с
детьми: стараются всё сразу не показывать и объяснять, не давать готовые
инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре
детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.
ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя
успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому педагоги
тесно организуют свою работу с родителями воспитанников: строится она на
основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь
родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие
задания выполняются совместно), нацеливают родителей на необходимость
поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности,
любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают
книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в
проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского
творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и
удовлетворение его своими результатами.
Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и
инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом
социальных отношений.
В результате правильно построенной работе дети становятся более
самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень
самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более
объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом
разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности,
анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы,
предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать
и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности,
достигая положительного результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников
Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

Недирективная помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Мастер класс...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»
laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности
Консультация для педагогов "Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности"...