Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.
материал (подготовительная группа)

семинар -практикум: способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_initsiativnost.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности»

                                                                            Подготовила:

                                  Воспитатель: МБОУ СОШ № 35 ДО «Космик»

                                       Бекмухамбетова Юлия Николаевна

Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается

проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности.

Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium

— начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности,

руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития

детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое

качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок

самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и

решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного

выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного

взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим

показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным,

активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей,

позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие

умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок

стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной

деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию,

участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей,

самостоятельно объясняет явления природы и поступки других

людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У

инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как

любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во

взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную

творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в

разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность,планирующая функция речи);

- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать

пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Способы поддержки детской инициативы которые применяют педагоги:

- проявление уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей;

- выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

- поощрять (в процессе деятельности: активности, творчества),

- похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком

действия, а не его самого);

- обеспечивать благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

- положительно оценивают (как итогового, так и промежуточного результата);

- проявление внимание к интересам и потребностям каждого ребенка;

- косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

- личностный пример воспитателя (использование грамотной

правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

- предложить альтернативу (другого способа, варианта действия);

- создание и своевременное изменение предметно-пространственной

развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового

опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты,

инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен

беспрепятственный доступ и т. д.);

- обеспечивать выбор различных форм деятельности: индивидуальный,

групповой; сменность игрового материала, художественных

произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и

спортивных атрибутов.

- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

- предоставлять детям возможность активно задавать вопросы.

- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

- формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя

интересные занятия; приучают свободно пользоваться игрушками и

пособиями;

-знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

- проводить все режимные моменты в эмоционально положительном

настроении, стараясь избегать ситуации спешки и поторапливания детей;

- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов сверстников;

- поощрят занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражая одобрение любому результату труда ребенка.

- Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в

равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, используя ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

- Поощряют желание создавать что- либо по собственному замыслу;

-обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других

или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более

отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении, педагоги

придерживаются следующих принципов:

1. Вариативности - предоставление ребенку возможности для

оптимального самовыражения через осуществление права выбора,

самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

2. Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых

знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в

самостоятельной деятельности.

3. Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали,

педагоги поощряют инициативу, в практике я применяют различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности,

- совместная исследовательская деятельность взрослого и детей,

- опыты и экспериментирования,

-интегрированные познавательные занятия.

- наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирование самостоятельной деятельности,

- совместную деятельность взрослого и детей, организацию проектной деятельности,

- самостоятельную деятельность детей, групповой сбор; а также, такие

- приемы, как алгоритмы,

-моделирование ситуаций,

- индивидуально личностное общение с ребенком.

Активно используют:

  1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).

В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества

личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность,

инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в

продумывании содержания, подборе изобразительных материалов,

использовании разнообразных средств художественной выразительности,

которые являются основными компонентами творческой деятельности.

Педагоги помогают ребенку «оформить» его работу в конечный продукт,

например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты,

создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной

изобразительной деятельности, применяют тематическую подборка схем для

рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного

материала, схемы мозаик и головоломок.

      2. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно –пространственную развивающую среду в группе, которая должна

обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна

соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать

индивидуально или вместе со сверстниками.

3.Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное

время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно

планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных

интересов и потребностей в различных центрах.

 4. Трудовая деятельность

В своей практике педагоги создают такие условия для трудовой

деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу и

малышам, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

 5. Метод «проектов»

В своей работе со старшими дошкольниками используют технологию

проектной деятельности, которая, также актуальна для развития инициативы

и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь

важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует

пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг

ко другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение

сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

 6. Проблемное обучение.

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск

решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих

интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование

подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной

деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми педагоги создают

условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от

этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и

инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания,

полученные из разных источников. Воспитатели тактично сотрудничают с

детьми: стараются всё сразу не показывать и объяснять, не давать готовые

инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре

детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя

успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому педагоги

тесно организуют свою работу с родителями воспитанников: строится она на

основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь

родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие

задания выполняются совместно), нацеливают родителей на необходимость

поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности,

любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают

книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в

проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского

творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и

удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и

инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом

социальных отношений.

В результате правильно построенной работе дети становятся более

самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень

самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более

объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом

разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности,

анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы,

предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать

и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности,

достигая положительного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...

Мастер-класс на РП(М)О "Мотивация деятельности дошкольников как средстворазвития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Познакомить с приемами и способами развития навыков импровизации у детей; музыкальных, ритмических, пластических....

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

Консультация для педагогов "Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности"...