Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шевлякова Валентина Николаевна

Семинар- практикум " Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями."

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_2024_fevral.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.

В связи с этим среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно - трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение.

Мир профессий - сложная, динамичная. постоянно развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессиями взрослых?

В связи с этим ставится цель:

Цель: Формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления детей с трудом взрослых.

Задачи :

1. Дать представление детям о многообразии мира профессий.

2. Знакомить детей с трудом взрослых, ориентируя на профессию, показывая ее значимость и необходимость в обществе.

3. Формировать представления , что ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

4. Развивать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.

#1042;оспитывать уважение детей к людям разных профессий и результатам их труда.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии ?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по алгоритмам:

1. Название профессии(кто варит обед, строит дом)

2. Место работы( где работает повар, строитель)

3. Условия труда( что нужно для работы повару, строителю)

4. Инструменты для работы(чем, с помощью чего работает повар, строитель)

5. Выполняемые трудовые действия ( какие действия выполняет повар, строитель для достижения конечного результата)

6. Результат труда(что получается в результате работы повара, строителя)

7. Значимость труда (польза для общества- для кого варит обед повар, строит дома строитель).

Усвоив под руководством взрослого знания о двух -трех профессиях, ребенок начинает использовать эти знания при знакомстве с другими профессиями.

Формы для формирования представлений дошкольников о мире труда взрослых:

1. Наблюдения за трудом взрослых, трудовым процессом.

#1069;кскурсии

#1041;еседы о профессии

4. Проблемные ситуации " Что было бы, если.."(не было врачей, учителей, продавцов, строителей)

5. Встречи с интересными людьми.

6. НОД

7. Игра (дидактическая, настольная, словесная, сюжетно - ролевая и т.д.)

8. Чтение художественной литературы

9. Отгадывание загадок

10. Рассматривание картин, иллюстраций.

#1054;рганизация и проведение конкурсов рисунков "Когда я вырасту, я буду",

" Как люди трудятся", " Папа и мама на работе" и т. д.

При ознакомлении детей с профессиями важно учитывать возрастные особенности ребенка:

Ранний возраст: воспитывать интерес к труду близких взрослых.

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия(помощник воспитателя моет посуду, меняет полотенца и т.д.)

Младшая группа: Знакомство с трудом работников детского сада( медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры и т.д.)

Средняя группа: Знакомство с разными профессиями(водитель, врач, продавец, строитель и т. д .) Формируется интерес к профессиям родителей. Вводится понятие "профессия".

Старшая группа: Расширять представления о людях разных профессий ( строители, земледельцы, работники связи, транспорта и т.д.)

Рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Подготовительная группа: Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значимости их труда для общества ( творческих: художник, модельеры, актеры; современные профессии - менеджеры, агенты, фермеры и т. д.)

Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.

Первый этап: Обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен.

Второй этап: Научить детей видеть направленность труда на достижение результата. Например: Помочь швее смоделировать платье, строителю помочь создать дом будущего, няне помочь накрыть на стол или протереть столы, чтобы ей было легче и она не уставала и т. д.

Третий этап: Формирование обобщенных представлений о профессиях людей, о значении труда на основе полученных знаний. На это этапе показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например: Чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать , нужен хлопок; Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно.

Таким образом, формирование у детей представлений о социальной значимости труда разных профессий и собственного посильного труда имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка и формирования будущих качеств человека труда.

Имитационная игра.

Материал: Иллюстрации о людях разных профессий, рекламные объявления, разные вырезки из газет и журналов, буквы -самая важная профессия в г. Перми.

Атрибуты: Микрофоны, фотоаппараты, блокноты, ручки, видеокамера.

Урок рождается не просто:

Порой - с наивного вопроса,

Порой - со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где - то,

Когда сомнений нет уж боле -

Он вырывается на волю.

Нам отдает себя на милость:

Смотрите! Что - то получилось.

- Мы с вами живем с вами в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия)

-Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (люди)

-Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

На стенде картинки с изображением людей разных профессий.

-Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках?

(люди труда, люди разных профессий).

- Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?

- Сегодня мы с вами будем выпускать газету.

- Я стану главным редактором, а кем будете вы?

- Чтоб создать газету, какие профессии нам нужны?(редактор, журналист, фотограф, фотокорреспондент, рекламный агент).

-Наша газета будет посвящена конкурсу "Самая важная профессия в г. Перми".

Опытные газетчики всегда знают, всегда знают, где можно добыть информацию.

А вы знаете? (на улице, на заводе, в банке и т.д.)

- Как можно получить информацию?(взять интервью, сфотографировать, записать, нарисовать художнику, наблюдая за работой и т.д.)

-Что вам поможет для работы? (фотоаппарат, блокнот и ручка, диктофон, видеокамера и т.д.)

-Давайте подумаем, как же происходит процесс создания газеты.

Я как редактор должна дать задание сотрудникам , какую информацию для этого нужно собрать.

- И так, журналисты, какие вы зададите вопросы, когда будете брать интервью?

(какая профессия в нашем городе самая важная? Почему вы так думайте?)

-Прекрасно, журналисты и фотокорреспонденты могут приступать к выполнению задания, а мы с вами, уважаемые художники и оформители приступим к оформлению газеты.

Участники игры выкладывают , подписывают названия газеты, символы рубрики.

Журналисты возвращаются и рассказывают мнения опрошенных.(выбирают заранее подготовленные вырезки из газет). Выбирают из заранее подготовленных картинок о разных профессиях, те из которых шла речь в интервью.

Фотокорреспондент дает художнику подходящую фотографию, рекламный агент - рекламу. Художник размещает все это на ватмане, все вместе приклеивают.

-Вот и готова наша газета.

-Но смогли ли мы выполнить условие конкурса - найти самую важную профессию?

( все профессии важны, все профессии нужны!)

- Я с вами согласна и хочу отметить в газете свою заметку в стихах.

Профессии бывают разные-

Все они очень важные:

Повар, плотник и шофер,

Педагог, маляр, монтер.

Все профессии важны,

Для города Перми они нужны!

Художник Художник

Художник Художник

Фотокорреспондент

Фотокорреспондент

Фотокорреспондент

Фотограф Фотограф

Фотограф Фотограф

Журналист Журналист

Журналист Журналист

Рекламный агент

Рекламный агент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

"Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей"

Результаты изучения состояния трудового воспитания в ряде областей показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в ...

Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»

Любой труд делает человека   более радостным, более творческим,  умным, культурным, образованным....

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

Презентация для консультации для педагогов ДОУ в рамках реализации годововй задачи по ранней профориентации дошкольников Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процес...

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

Подготовка педсовета – это кропотливая работа по созданию творческой, свободной обстановки, всестороннего обсуждения вопроса .Эффективность и действенность педсовета прямо пропорционально зависи...