Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Семинар- практикум " Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.
Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.
В связи с этим среди воспитательно - образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно - трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение.
Мир профессий - сложная, динамичная. постоянно развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессиями взрослых?
В связи с этим ставится цель:
Цель: Формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления детей с трудом взрослых.
Задачи :
1. Дать представление детям о многообразии мира профессий.
2. Знакомить детей с трудом взрослых, ориентируя на профессию, показывая ее значимость и необходимость в обществе.
3. Формировать представления , что ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.
4. Развивать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.
#1042;оспитывать уважение детей к людям разных профессий и результатам их труда.
Что необходимо знать дошкольнику о профессии ?
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по алгоритмам:
1. Название профессии(кто варит обед, строит дом)
2. Место работы( где работает повар, строитель)
3. Условия труда( что нужно для работы повару, строителю)
4. Инструменты для работы(чем, с помощью чего работает повар, строитель)
5. Выполняемые трудовые действия ( какие действия выполняет повар, строитель для достижения конечного результата)
6. Результат труда(что получается в результате работы повара, строителя)
7. Значимость труда (польза для общества- для кого варит обед повар, строит дома строитель).
Усвоив под руководством взрослого знания о двух -трех профессиях, ребенок начинает использовать эти знания при знакомстве с другими профессиями.
Формы для формирования представлений дошкольников о мире труда взрослых:
1. Наблюдения за трудом взрослых, трудовым процессом.
#1069;кскурсии
#1041;еседы о профессии
4. Проблемные ситуации " Что было бы, если.."(не было врачей, учителей, продавцов, строителей)
5. Встречи с интересными людьми.
6. НОД
7. Игра (дидактическая, настольная, словесная, сюжетно - ролевая и т.д.)
8. Чтение художественной литературы
9. Отгадывание загадок
10. Рассматривание картин, иллюстраций.
#1054;рганизация и проведение конкурсов рисунков "Когда я вырасту, я буду",
" Как люди трудятся", " Папа и мама на работе" и т. д.
При ознакомлении детей с профессиями важно учитывать возрастные особенности ребенка:
Ранний возраст: воспитывать интерес к труду близких взрослых.
Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия(помощник воспитателя моет посуду, меняет полотенца и т.д.)
Младшая группа: Знакомство с трудом работников детского сада( медицинская сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры и т.д.)
Средняя группа: Знакомство с разными профессиями(водитель, врач, продавец, строитель и т. д .) Формируется интерес к профессиям родителей. Вводится понятие "профессия".
Старшая группа: Расширять представления о людях разных профессий ( строители, земледельцы, работники связи, транспорта и т.д.)
Рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Подготовительная группа: Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значимости их труда для общества ( творческих: художник, модельеры, актеры; современные профессии - менеджеры, агенты, фермеры и т. д.)
Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.
Первый этап: Обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен.
Второй этап: Научить детей видеть направленность труда на достижение результата. Например: Помочь швее смоделировать платье, строителю помочь создать дом будущего, няне помочь накрыть на стол или протереть столы, чтобы ей было легче и она не уставала и т. д.
Третий этап: Формирование обобщенных представлений о профессиях людей, о значении труда на основе полученных знаний. На это этапе показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например: Чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать , нужен хлопок; Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно.
Таким образом, формирование у детей представлений о социальной значимости труда разных профессий и собственного посильного труда имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка и формирования будущих качеств человека труда.
Имитационная игра.
Материал: Иллюстрации о людях разных профессий, рекламные объявления, разные вырезки из газет и журналов, буквы -самая важная профессия в г. Перми.
Атрибуты: Микрофоны, фотоаппараты, блокноты, ручки, видеокамера.
Урок рождается не просто:
Порой - с наивного вопроса,
Порой - со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где - то,
Когда сомнений нет уж боле -
Он вырывается на волю.
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что - то получилось.
- Мы с вами живем с вами в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия)
-Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (люди)
-Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.
На стенде картинки с изображением людей разных профессий.
-Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках?
(люди труда, люди разных профессий).
- Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?
- Сегодня мы с вами будем выпускать газету.
- Я стану главным редактором, а кем будете вы?
- Чтоб создать газету, какие профессии нам нужны?(редактор, журналист, фотограф, фотокорреспондент, рекламный агент).
-Наша газета будет посвящена конкурсу "Самая важная профессия в г. Перми".
Опытные газетчики всегда знают, всегда знают, где можно добыть информацию.
А вы знаете? (на улице, на заводе, в банке и т.д.)
- Как можно получить информацию?(взять интервью, сфотографировать, записать, нарисовать художнику, наблюдая за работой и т.д.)
-Что вам поможет для работы? (фотоаппарат, блокнот и ручка, диктофон, видеокамера и т.д.)
-Давайте подумаем, как же происходит процесс создания газеты.
Я как редактор должна дать задание сотрудникам , какую информацию для этого нужно собрать.
- И так, журналисты, какие вы зададите вопросы, когда будете брать интервью?
(какая профессия в нашем городе самая важная? Почему вы так думайте?)
-Прекрасно, журналисты и фотокорреспонденты могут приступать к выполнению задания, а мы с вами, уважаемые художники и оформители приступим к оформлению газеты.
Участники игры выкладывают , подписывают названия газеты, символы рубрики.
Журналисты возвращаются и рассказывают мнения опрошенных.(выбирают заранее подготовленные вырезки из газет). Выбирают из заранее подготовленных картинок о разных профессиях, те из которых шла речь в интервью.
Фотокорреспондент дает художнику подходящую фотографию, рекламный агент - рекламу. Художник размещает все это на ватмане, все вместе приклеивают.
-Вот и готова наша газета.
-Но смогли ли мы выполнить условие конкурса - найти самую важную профессию?
( все профессии важны, все профессии нужны!)
- Я с вами согласна и хочу отметить в газете свою заметку в стихах.
Профессии бывают разные-
Все они очень важные:
Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр, монтер.
Все профессии важны,
Для города Перми они нужны!
Художник Художник
Художник Художник
Фотокорреспондент
Фотокорреспондент
Фотокорреспондент
Фотограф Фотограф
Фотограф Фотограф
Журналист Журналист
Журналист Журналист
Рекламный агент
Рекламный агент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»
работа с педагогами по повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

"Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей"
Результаты изучения состояния трудового воспитания в ряде областей показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в ...

Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»
Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным....

"Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями"
Педагогический совет...

Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями
Презентация для консультации для педагогов ДОУ в рамках реализации годововй задачи по ранней профориентации дошкольников Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процес...
Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.
Подготовка педсовета – это кропотливая работа по созданию творческой, свободной обстановки, всестороннего обсуждения вопроса .Эффективность и действенность педсовета прямо пропорционально зависи...