Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным. В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта на тему:
«Формирование представлений
о социальной значимости труда взрослых
в процессе ознакомления
дошкольников с профессиями»
Подготовила воспитатель: Бестужева С.Н.
2017г.
Педагогический опыт трудового воспитания детей дошкольного возраста
Любой труд делает человека более радостным, более творческим, умным, культурным, образованным. В. А. Сухомлинский.
Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее. Поэтому в моей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, чтобы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долго ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, чтоб труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста также отражены и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально- коммуникативное развитие».
В п.3.1.ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутым ребенком в труде.
Целью моей работы с детьми является: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 2. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
3. Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе. Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, будет успешен при создании организационных и психолого - педагогических условий.
Я в своей педагогической деятельности по формированию у детей положительных установок к труду придерживаюсь следующих принципов:
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - развивающего образования (системности и последовательности); - новизны (использование новейших информационных технологий ); - интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий). Ознакомление с трудом взрослых и профессиями я осуществляю не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели - ознакомлению с той или профессией.
Данную работу я организую через следующие виды деятельности.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми: - образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми) такие темы как: «хлебушек душистый, теплый, золотистый», «завтрак на тарелочке», «красивая скатерть», «красивый подсвечник», «шкатулка в подарок маме», «вкусная пицца» и т. д. Также в ходе режимных моментов я осуществляю (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций): например эксурсии в кабинет медсестры на такие темы: «как правильно полоскать горло», «забинтуем Мишке лапу», «обработаем ранку»; наблюдение за работой повара на кухне («Как правильно раскатать тесто», «Угадай на вкус», «Вкусная булочка для друзей» и т.д.). - Чтение художественной литературы: (А. Кардашо-вой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит», Г.Сапгир «Садовник»; Б.Заходер «Портниха», «Строители»). - игровая деятельность это сюжетно – ролевые игры такие как («больница», «магазин», «строители») и т.д. – дидактические игры, настольно- печатные игры («швейный цех», «кому что нужно для работы», «кем я буду», «разложи профессии», «карусель»). 2. Самостоятельная деятельность детей: («наведем порядок в кукольном уголке», «вымоем посуду»; «книжки заболели» и т.д.). 3. Взаимодействие с семьями воспитанников («моя мама пахнет хлебом», «где ночуют трамваи и автобусы», и т.д.). 4. Организация взаимодействия с учреждениями социума ( «кто такой библиотекарь»)
При ознакомление детей с трудом взрослых ставлю целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы- условия труда - инструменты для работы- выполняемые трудовые операции- результат труда.
Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада.
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых - это наблюдение за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи, с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов я уточняю, закрепляю, дополняю сведения, полученные во время наблюдений.
Знакомство с профессиями в ходе социально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставлю проблему, которую необходимо решить, и непосредственно образовательная деятельность также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, использую разнообразные методы и приемы- наглядные, словесные, практические, проблемно- поисковые, игровые.
Центральное место в работе отвожу игре. Одним из основных видов игры является сюжетно ролевая, она позволяет конкретизировать и расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомится с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Этот процесс условно можно представит, как комплекс, состоящий из следующих компонентов:
- получение сведений о профессиях от родителей, воспитателей, сверстников и детей более старшего возраста;
-из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
-приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые могут быть исследованы в ней ( изготовление игрушек, лепка, рисование, аппликация и т.д.).
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?
В младшей группе происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными профессиями людей, которые детей окружают: воспитател, помощник воспитателя, медсестра, повар.
В средней группе добавляется профессии шофера, почтальона, врача, также профессии родителей.
В старшей группе детям показываю результаты труда, его общественную значимость, добавляю профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, знакомлю с трудом людей творческих профессий (художника, писателя, мастером народно- прикладного искусства). Дети играют в «магазин», «аптеку», «поликлинику». Совершенствуются игры в которых отражены отдельные профессии – продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика. В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии своих родителей.
Детей седьмого года жизни буду продолжать знакомить с профессиями родного города. Где в сюжетно- ролевых играх будут отображать работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.)
Важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых я отвожу семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как мы постоянно сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, то есть всего увиденного и услышанного.
Подводя итог, хочется отметить, что я создаю такие условия для ознакомления детей с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью. Это обогащение детей знаниями о реалиях окружающего - предметах, явлениях, событиях. Кроме этого, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группе оформляю специальные уголки по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2
В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...