Мастер-класс «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»
материал

Цель: познакомить педагогов с играми по патриотическому воспитанию.

Задачи:

— вызвать желание у коллег использовать народные игры в работе с детьми

— создать положительный эмоциональный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МО РК ДС № 23

Мастер-класс «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с играми по патриотическому воспитанию.

Задачи:

— вызвать желание у коллег использовать народные игры в работе с детьми

— создать положительный эмоциональный настрой.

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Большое внимание воспитанию чувству ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам, он вообще должен приобрести опыт переживания человеческого чувства.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое — чувство долга по отношению к обществу, Родине.

Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу  в группе оформляют патриотический уголок.

Из всего вышесказанного следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека, и игровая деятельность поможет нам реализовать наши цели и задачи по патриотическому воспитанию. Все виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, народные.

Я хочу остановиться одном виде игр: народная.

Вашему вниманию правила некоторых подвижных народных игр.

Дедушка Мазай

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:

Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! Где мы были — мы не скажем, А что делали — покажем.

После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

Баба Яга

Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами и центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заход" в него. Один из играющих произносит:

В темном лесу избушка Стоит задом-наперед. В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет. У нее глаза большие, Дыбом волосы стоят. Ух и страшная какая, Наша Бабушка Яга!

На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать и с закрытыми глазами угадать пойманного

«Перстень»

Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» — колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом напевают:

Я по лавочке иду, Золот, перстень хороню — В матушкин теремок, Под батюшкин замок. Вам не отгадать, не отгадать! Мне вам не сказать, не сказать! Сидящие отвечают: Мы давно уже гадали, Мы давно перстень искали — Все за крепкими замками, За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка — по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдет, с тем у кого было колечко обегают лавку. Бегут в разные стороны. Кто первый прибежит, тот и становится водящим.

Дударь

Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Ножки болят. Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Здоров!

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.

Веркко да калат (сеть да рыбы).

Участники игры делятся на две команды. По жребию определяют кому быть «рыбой» кому «сетью». Первым делом «сплетают сеть»- берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. Ребятом известно, что настоящие сети рыбаки нередко тянут за собой. Движется и ребячья «сеть»- круг колышется то вправо, то влево.

«Рыбы» как им положено заходят в «сеть»- внутрь круга. Побывав там немного, возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто-нибудь из команды «ловцов» кричит: «Веркко!» («Сеть!»). Поднятые вверх руки сразу же опускаются, и «Ловцы» сразу же сужают круг, стремясь удержать внутри него всех заплывающих рыб. Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться, разьеденить звенья «сети» и выскользнуть из неё. Кому- то это удается.

Пойманные рыбы из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение.

Иногда кто-нибудь из команды «рыб», предчувствуя, что «сеть» вот-вот замкнется кричит: «Калат» («Рыбы!»). «Рыбы» стремглав бросаются из «сети».

Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб».

Вариант игры 2.

Играющим роль «сети» завязывают глаза и выводят в центр зала. Они широко расставляют ноги. Юркие рыбки пытаются проскользнуть между ног. Если им это удается, они переходят к другим «сетям». Застрявшие выбывают из игры.

«Сетям» разрешается зажать «рыбу» ногами и удерживать руками, а вот сходить с места нельзя. Если рыба изловчилась, потащила «сеть» за собой, та должна отпустить жертву и встать в исходное положение.

Игра заканчивается, когда все «рыбы» пойманы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительну...

Консультация «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе...

Мастер-класс «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»

Материал предназначен для педагогов ДОУ, знакомит сиграми для детей дошкольного возраста  по патриотическому воспитанию....

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального и театрального искусства"

В данной работе я углубила теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Познакомила педагогов с современ...