Мастер-класс «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»
методическая разработка
Материал предназначен для педагогов ДОУ, знакомит сиграми для детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 898.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Игры по воспитанию патриотических чувств
у дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с играми по патриотическому воспитанию.
Задачи:
— вызвать желание у коллег использовать народные игры в работе с детьми
— создать положительный эмоциональный настрой.
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Большое внимание воспитанию чувству ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам, он вообще должен приобрести опыт переживания человеческого чувства.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое — чувство долга по отношению к обществу, Родине.
Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городув группе оформлен патриотический уголок.
Из всего вышесказанного следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека, и игровая деятельность поможет нам реализовать наши цели и задачи по патриотическому воспитанию. Все виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания: сюжетно — ролевые, дидактические, настольно — печатные, пальчиковые, народные.
Я хочу остановиться на двух видах игр: народная и дидактическая.
Дидактическая игра по патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, отношения детей в игре. В нашей группе создана картотека дидактических игр «Путешествие по селу Каргасок», пазлы «Собери символы России», «Найди флаг» и др., совместно с родителями создан семейный альбом.
Народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю.
Вашему вниманию правила некоторых подвижных народных игр.
Дедушка Мазай
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! Где мы были — мы не скажем, А что делали — покажем.
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
Дударь
Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Ножки болят. Дударь, дударь, дударище Старый, старый старичище — Дударь, дударь, что болит? — Здоров!
Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»: «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из крута на своё место другого и игра продолжается.
Дидактические игры подходят для индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей, позволяют постепенно детей ввести в игру .Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: привитие детям чувства патриотизма и гордости за нашу страну, армию, традиции посредством дидактических игр.
Задачи:
- расширить знание детей о своей стране, ее культурных ценностях, традициях;
- побуждать интерес детей к разным видам дидактических игр, пополнять словарный запас, развивать речь;
- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам, к своей стране, армии.
Собери флаг
Разрезные картинки: «Собери Флаг России», «Андреевский флаг», «Георгиевский флаг», «Георгиевская лента».
Задачи: закрепить цвет флага: российский триколор (какие цвета, сколько полос на флаге?), познакомить с Георгиевским флагом, Андреевским флагом, Георгиевской лентой.
Материал: разрезные картинки с изображением флага России, «Андреевский флаг», «Георгиевский флаг», «Георгиевская лента».
Ход игры: воспитатель показывает картинку на выбор с изображением флага и предлагает ребенку собрать пазл, опираясь на картинку. Участвовать могут 1–4 детей.
Немного истории: Флаг России – это прямоугольник с тремя горизонтальными полосами. Полосы трех цветов: вверху – белый, посередине – синий, внизу – красный. Его еще называют российский триколор. У Флага России есть свой день – 22 августа.
Андреевский флаг. История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. После октябрьской революции его перестали устанавливать. Вернулся Андреевский флаг Указом Ельцина (Президент страны в тот период времени) от 21 июля 1992 года. С 2000 года стал официальным флагом Военно-Морского Флота. Андреевский флаг представляет собой полотнище прямоугольной формы. На белом фоне расположены две диагональные полосы синего цвета, которые образуют косой крест.
Георгиевский флаг – флаг, которым в качестве высшей награды награждался корабль, чей экипаж проявил исключительное мужество и отвагу в достижении победы или при защите чести Военно-Морского Флага.
Каждый год 9 мая мы надеваем себе на грудь Георгиевскую ленточку. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной Войне – одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране.
Флаг России | ||
Андреевский флаг | ||
Георгиевский флаг | ||
Георгиевская лента |
Угадай по картинке
Задачи: познакомить детей с основными, главными праздниками России, закрепить времена года, цвета, развитие речи.
Материал: 14 штук карточек с изображением праздников, «карточки-поля» – 4 штуки, цвета: синий – зима, красный – весна, желтый – осень, зеленый – лето, фишки – 14 штук.
Ход игры:
Вариант 1: воспитатель предлагает поиграть в игру на «полях» карточки с изображением
разного цвета. Участники берут себе карточку. Выбирается ведущий. Ведущий достает из
коробочки карточку и показывает остальным игрокам.
Вариант 2: карточки лежат на столе рисунком вниз. Ребенок должен взять карточку и рассказать, какой праздник на ней изображен (на усложнение, какого числа отмечаем этот праздник). Бонус к игре: за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры дети подсчитывают количество фишек. У кого больше, тот и победил.
Вариант 3: карточки лежат на столе рисунком вверх. Ребенок на выбор берет карточку. Например, если он взял карточку с изображением праздника «Новый год», то он должен вспомнить сказку на зимнюю тему. При затруднении остальные участники могут помогать. Бонус к игре: за каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры дети подсчитывают количество фишек. У кого больше, тот и победил.
Участвовать могут от 1 до 4 детей.
Немного истории: День Победы отмечают 9 мая. Праздник посвящен победе советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне. День России отмечают 12 июня. В нашей стране этот праздник называют Днем независимости.
Юный призывник
Задачи: дать представление об армии России, родах войск, воинских званиях.
Материалы: карточки с изображением военной техники, карточки с изображением военных разных рода войск, карточки с загадками.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть.
Вариант 1: карточки с изображением солдат лежат картинкой вниз. Ребенок выбирает любую карточку, рассматривает ее и рассказывает, что на ней изображено, как называется военнослужащий определенного рода войск. Если затрудняется с ответом, то остальные участники могут помочь ответить.
|
|
Вариант 2: карточки лежат изображением вверх. Воспитатель загадывает загадки. Ребенок должен выбрать правильную карточку. Если затрудняется с ответом, то остальные игроки помогают с ответом. Участвовать могут от 1 до 3 детей.
|
|
Вариант 3: карточки лежат изображением вверх. Ведущий показывает карточку. Нужно соотнести ее по признаку рода войск. Например: самолет – летчик, танк – танкист. Участвовать могут от 1 до 3 детей.
|
|
Немного истории: наша страна независимая и огромная. У каждой страны есть своя армия. Армия должна быть сильной, чтобы никто не хотел с ней связываться. Виды войск: Сухопутные, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот, а еще Войска Воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска.
Сгруппируй по признакам
Задачи: закреплять знания детей о символике Российской Федерации, знания о гербе родного города, национальных костюмах. Формировать начало патриотических чувств у детей. Развивать внимание, скорость мышления. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и уважения к своему народу, стране, городу, в котором живут.
Вариант 1. В игре участвуют 4 человека. Для начала изучите весь материал, просто рассмотрите картинки с изображением государственных символов, флагов, костюмов, с гербами городов Пермского края.
Выбирается ведущий. Он держит колоду картинок перевернутым изображением вниз. Поочередно их по одной открывает. Показывает изображения. При этом считает до 5. Участники должны сгруппировать карточки по признакам. У каждого игрока свой признак.
Первый игрок собирает флаги, второй игрок – гербы, третий игрок – костюмы. Если игрок видит Флаг РФ, национальный костюм, герб города Перми, должен сразу хлопнуть в ладоши. Если игрок не успевает хлопнуть в ладоши или не забрал по своему признаку до окончания счета, ведущий забирает карточку. Кладет ее вниз под колоду картинок.
Выигрывает тот, кто быстрее соберет все картинки по своему признаку. Дальше идет суперигра. Кто выиграл, должен быстро из пазлов собрать герб нашей страны. Засекается время, при котором оставшиеся участники считают медленно до 15. Если победитель справляется с заданием, то он считается абсолютным победителем.
Вариант 2. Выбирается ведущий. Он держит колоду картинок перевернутыми изображением вниз. Поочередно их по одной открывает. Показывает изображения. При этом считает до 10. Участники должны сгруппировать карточки по признакам и назвать страну, к которой относится тот или иной флаг, или названия города Пермского края. Если игрок не знает, ведущий забирает карточку. Кладет ее вниз под колоду картинок.
Дальше идет суперигра. Кто выиграл, должен быстро из пазлов собрать герб нашей страны. Засекается время, при котором оставшиеся участники считают медленно до 15. Если победитель справляется с заданием, то он считается абсолютным победителем.
Вариант 3. Выбирается ведущий. Он держит колоду картинок с изображением флагов перевернутыми изображением вниз. Поочередно их по одной открывает. Показывает изображения. При этом считает до 5. Участники должны сказать, присутствует ли (отсутствует) цвет Российского флага. Назвать их. Карточку забирает тот, кто быстро назвал. Если возникает спорная ситуация, игроки кладут ее на середину стола. Забирает ее тот, кто правильно назвал цвета в следующем поединке. Таким образом, можно забрать 2, 3 карточки. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все карточки.
Дальше идет суперигра. Кто выиграл, должен быстро из пазлов собрать герб нашей страны. Засекается время, при котором оставшиеся участники считают медленно до 15. Если победитель справляется с заданием, то он считается абсолютным победителем.
Используйте их для индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему « Воспитание любви к родному городу как условие воспитания патриотических чувств старших дошкольников».
наше общество потеряло свой главный ориентир – патриотизм, который является стержнем любой государственности. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они об...
НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительну...
Консультация «Игры по воспитанию патриотических чувств у дошкольников»
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе...
Мастер- класс для педагогов «Развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного метода рисования пластилином»
Мастер- класс для педагогов...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...
Мастер-класс на тему "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального и театрального искусства"
В данной работе я углубила теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Познакомила педагогов с современ...