Мастер-класс на тему "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального и театрального искусства"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)
В данной работе я углубила теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Познакомила педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность. Обобщила опыт работы музыкального руководителя по данной теме.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №23 «Кораблик»
Мастер-класс
ТЕМА:
«Формирование нравственно-патриотических
чувств у детей дошкольного возраста
посредством музыкального и театрального искусства»
Выполнила:
музыкальный руководитель
Гениятова Лилия Сергеевна
г. Симферополь, 2024
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических чувств посредством народной музыки, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
Задачи:
-углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;
- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.
- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.
Материалы и оборудование: мультимедийные презентации к игре в оркестре «Добрый мастер» и музыкально-дидактической игре «Угадай мелодию», фартук, платок, тапочки, корзина, мягкая игрушка кошка, музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, дудочка, свистулька, бубенцы, саз, зурна), ватманы с контуром музыкальных инструментов, заготовки украшений из бумаги, клеящие карандаши.
Ход:
Патриотическое воспитание! – звучит так гордо. А это является одной из главных задач нашего поколения, и начинается оно с самого детства. Дошкольное образовательное учреждение формирует у детей первое представление, которое выросшие дети несут с собой по жизни. А это представление об окружающем мире, отношение к родной природе, к малой Родине, своему Отчеству.
Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет?
Как вы думаете, что? (Мы живем в России - мы россияне).
Да нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
И наша цель научить наших детей её любить и беречь.
Цель моего мастер-класса - создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств средствами музыкального искусства, получения новых знаний и освоения их в практической деятельности.
С задачами вы можете ознакомиться на слайде.
-углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;
- познакомить педагогов с современными формами, методами и средствами нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.
- обобщить опыт работы музыкального руководителя по данной теме.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Хочется напомнить слова Омар Хайяма что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят». То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому в своей работе серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Музыка – это самый мощный инструмент к развитию, познанию. Благодаря ей формируется эстетический вкус.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.
В нашем детском саду применяются различные средства и методы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Основная идея моей работы заключается в том, чтобы развивать нравственно-патриотические чувства у детей посредством музыкально-игрового творчества. Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.
Посредством народной музыки я знакомлю детей с жизнью и бытом своего народа, приобщаю ребят к народной культуре через различные виды музыкальной деятельности: игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, пение, танцевальную и игровую деятельность.
У меня целая система работы по нравственно-патриотическому воспитанию, которая включает в себя различные формы организации музыкальной деятельности:
Сегодня мы с вами будем играть на музыкальных инструментах, озвучивать картины, заниматься коллективным творчеством, слушать музыку, играть и водить хоровод – и все это мы будем делать на основе народного музыкально-игрового материала.
Стихотворение «Спор народных символов России» Оксаны Сергеевой сейчас самое любимое стихотворение и игра детей. Распечатанные символы России у каждого ребенка присутствуют в это время в руках. Дети с большим удовольствием слушают стихотворение. Волнуясь, показывают символы, а потом еще спорят кто главнее.
Уважаемые коллеги, предлагаю поиграть и Вам.
Давайте вспомним символы России: матрешка, балалайка, гармошка, самовар, деревянные ложки, лапти, валенки, гармошка, береза и т.д.
(надо 8 человек)
Это фокус группа - начинаем творить.
Ваша задача: прочитать стихотворение по ролям, используя средства сценической выразительности (мимика, пантомимика, тембр голоса и темп речи), поделиться впечатлениями.
Ведущий:
Однажды как-то раз друзья решили
Затеять важный и горячий спор -
Кто самым главным символом России
Является в народе с давних пор?
Матрёшка первой гордо заявляет:
Матрёшка
- О чём вы, братцы, спорить собрались?
Без нас к себе домой не уезжает
Любой, приехавший в страну турист!
Ведущий:
Вступила в спор лихая Балалайка:
Балалайка:
- Подумаешь, на полочке стоит.
На мне возьми вот, только заиграй-ка -
Душа самой России зазвучит!
Ведущий:
Обиделась, надув меха, Гармошка:
Гармошка:
- Ты не учла один простой момент,
Что без меня гулянки нет хорошей -
Я тоже, очень русский инструмент!
- Уж если вы о том заговорили, -
Ведущий:
Вдруг засопел пузатый Самовар,
Самовар:
- Не я ли испокон веков в России
Был самый нужный, ходовой товар?
Деревянные ложки:
- Ты, брат, забыл о деревянных Ложках!
Мы даже ритмы отстучим, звеня!
Без чаю обойтись народу можно,
А вот без ложек есть никак нельзя!
Ведущий:
С уверенностью Лапти пробасили:
Лапти:
Уж если здесь кого-то выбирать,
То вспомните, с каких веков Россию
Все «лапотною» стали называть!
Валенки:
- Уже на ладан сами еле дышат,
Вы кто? Своё отживший раритет!
А мы из моды до сих пор не вышли,
Без Валенок зимы в России нет!
Ведущий:
Всё это слыша, русская Берёзка
Задумчиво стояла за окном…
По белому стволу скатилась слёзка -
О ней забыли в жарком споре том.
Кому же, как не ей под небом синим,
Где ветер тихо травами шуршит,
Быть самым главным символом России
И нашей русской искренней души!
Участники мастер – класса выполняют задание.
Я предлагаю поиграть в интересную игру, которая хорошо воспринимается детьми «Угадай право».
Уважаемые коллеги, Вам необходимо определить права с фрагментом из песни.
- Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу).
Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.
- Внимание, звучит песня (В траве сидел кузнечик).
Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.
3. (Буквы разные писать) - право на образование.
4. (У меня сестренки нет, у меня братишки нет.) – право на семью.
5. (Песенка Айболита)- право на медицину.
6. И заключительная мелодия. (Песенка «Три поросенка») – право на жилище.
Данная методика может быть использована на тематических мероприятиях, посвященных Дню Конституции РФ или Дню России и помогает детям закрепить знания о правах человека.
Приглашаю всех сыграть в оркестре!
Игра в оркестре русских народных инструментов «Добрый мастер»
с применением ИКТ
- Какую замечательную музыку вы сыграли! Просто молодцы! Через игру на русских музыкальных инструментах русские дети приобщаются к своей родной культуре, а ребята турецкой национальности знакомятся с культурой другого народа.
А у меня еще есть музыкальные инструменты, вот только они почему-то молчат. (На ватмане нарисованы контуры народных музыкальных инструментов: балалайка, саз). Как вы думаете, почему они не играют? (Потому что они не украшены). Давайте украсим их, чтобы они зазвучали чудесными звуками.
Предлагаю вашему вниманию еще одну игру. Для игры нужны три ленточки - белого, синего и красного цвета заплести в косичку. Это цвета Российского флага. Дети знают, что белый цвет – означает цвет берёзы, синий – цвет неба, красный – солнечный рассвет. Такая игра очень нравится детям. Нужно несколько комплектов лент, поиграть хотят многие. Приготовились? Косичку нужно заплести пока звучит музыка, начинающаяся со слов «У моей России». Для игры нужно 4 участника для одной команды. В конце та группа, которая заплетет первой кружатся по кругу, взявшись за руки.
Коллективное творчество способствует сплочению детского коллектива, а слушание народной музыки способствует приобщению ребят к своей культуре, знакомству с образцами народного творчества.
- Скажите, а вы когда-нибудь слышали, как звучат картины?У них тоже есть своя музыка. Сейчас мы с вами озвучим картину с помощью народных музыкальных инструментов. Я сочинила небольшой рассказ по картине, и буду рассказывать его вам, а вы будете озвучивать действия музыкальными инструментами.
Участники мастер-класса разбирают инструменты по выбору.
Озвучивание картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
народными музыкальными инструментами
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.
Пошли они через поле в лесок. (ложки, маракасы)
Стали они собирать грибы, ягоды, аукаться, (дудочки)
Птичек слушать. (свистульки)
Не заметила Машенька, как набежали тучи, (треугольники)
Потемнело кругом, загремел гром. (барабан)
Тут посмотрела девочка на небо – ахнула. (саксофон)
Взяла Ванечку за руку и побежала. (ложки)
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал. (ксилофон)
А тучи все темнее, гром все громче. (бубен, затем барабаны громко)
Тогда схватила Машенька братишку, посадила себе за плечи и припустилась со всех ног. (ложки в быстром темпе)
Сверкала молния, шумел ветер, гремел гром. (бубен, трещетки, барабаны)
Было страшно.Но Машенька не бросила брата.(ложки)
Упали первые капли дождя. (колокольчик)
Ребята добежали до деревни, (ложки)
И, когда начался ливень, (колокольчик в быстром темпе, маракасы)
Брат и сестрабыли уже дома. (глиссандо на металлофоне)
Данный вид деятельности, помимо того, что приобщает ребят к народной культуре через игру на народных инструментах, он еще развивает у них творческие способности, фантазию, воображение.
Музыкально-дидактические игры на развитие музыкального слуха
- Дети в саду, очень любят играть. А мы с вами чем хуже? Признайтесь, вам ведь тоже иногда хочется поиграть! Я, как знала, принесла вам игру. Сыграем в «Угадай мелодию»!
МДИ «Угадай мелодию» (с применением ИКТ)
Участникам игры предлагается отгадать песни по мелодии. Музыкальный материал: «А я по лугу» Р.Н.П., «Во поле береза стояла» Р.Н.П., «Я на горку шла» Р.Н.П., «Калинка» Р.Н.П., «Как у наших у ворот» Р.Н.П., «Ах, вы, сени» Р.Н.П., «Яблочко» Р.Н.П. Звучит мелодия, участники отгадывают песню. После того, как дан правильный ответ, на экране появляется заставка – аплодисменты.
Что дает ребятам эта игра? Знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость. Эффект усиливается применением ИКТ.
И еще одно задание у меня есть для Вас. Вам нужно восстановить пословицы.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не … (жалей)
Родина – мать сумей за неё … (постоять)
Чужбина калина, Родина - … (малина)
Русский солдат не знает … (преград)
Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
Береги землю родимую, как мать (любимую)
Козак на чужбине воюет, а жена … (в доме горюет)
Козак без коня, что охотник … (без ружья)
Родина – мать, а чужбина - … (мачеха)
Что это значит : «Воспитать патриота России …» — это наполнить повседневную жизнь ребёнка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познаёт и делает. -Родить патриота нельзя, его можно воспитать.
Дмитрий Лихачё в сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь, переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Сегодня я создала для вас условия, раскрывающие мою технологию процесса нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества. Мы опробовали ее с вами на практике. И я очень надеюсь, что вам понравилось!
Использованные источники:
Авторская разработка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...
Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...
Мастер-класс для педагогов по формированию основ ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством различных видов театра
Как театрализованная деятельность с детьми старшей группы влияет на раннюю профориентацию детей...
Мастер- класс «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства»
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств посредством народной музыки, полу...
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»
Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...
Мастер- класс для педагогов «Развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного метода рисования пластилином»
Мастер- класс для педагогов...
Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»
Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...