ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
проект (средняя группа)
Цель проекта: формирование интереса у детей к народному творчеству через приобщение к русской народной игрушке Матрёшке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154» |
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 года - апрель 2025 года
Участники проекта: дети средней группы № 12, родители, воспитатели
Творческая группа:
Спраговская Ольга Викторовна – воспитатель
высшей квалификационной категории
Бухтиярова Оксана Михайловна – воспитатель
первой квалификационной категории
Алдушина Елена Александровна – воспитатель
первой квалификационной категории
г. Новосибирск
2024 год
Проект
«Русская матрёшка»
Тип проекта: познавательно-творческий
Срок реализации проекта: сентябрь 2024 год – апрель 2025год
Участники проекта: дети средней группы № 12, родители, воспитатели
Проблема: Дети перенасыщены различными непонятными современными игрушками. Народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки, такие как матрёшки, и не знают их. Не знают и о том, что Матрешка - один из главных символов русской народной культуры В среднем возрасте актуально знакомить детей с народной игрушкой, а в старшем дошкольном возрасте продолжить знакомство с народными промыслами.
Актуальность проекта: Что мы знаем о прошлом? Великий педагог, великий русский педагог и ученый К.Д.Ушинский утверждал, что европеец ближе к своему прошлому, истории и культуре, нежели русский человек. Прошло много времени, и ничего не поменялось.
В настоящее время мы постепенно возвращаемся к национальной памяти, и начинаем по-новому относиться к традициям и обрядам, народным традициям и художественным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам, которые оставили нам самое важное культурное наследие.
Как развивать воображение и творческие способности детей, если не знакомить их с истоками народного мастерства? Чем можно увлечь ребенка, если не яркой и уникальной игрушкой, которая не имеет аналогов в мире?
Мы уделяем внимание знакомству детей с русской народной игрушкой, традициями и обычаями, что способствует их духовному воспитанию. Это помогает формировать творчески развитую личность, улучшает познавательные способности, развивает воображение, эстетический вкус и умение создавать композиции узоров для украшения сарафана матрешки, а также для игр, подарков и поделок.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек и элементами узора, что способствует формированию их активного словаря. Это, в свою очередь, помогает развивать речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности. Нельзя считать себя культурным и интеллигентным человеком, не зная своих корней, истоков и древних традиций, которые дошли до нас. Приобщение детей к народной культуре и искусству является важным средством для развития их духовности. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, основой, на которой формируется его личность.
Цель проекта: формирование интереса у детей к народному творчеству через приобщение к русской народной игрушке Матрёшке.
Задачи:
Для детей:
- познакомить детей с историей народной игрушки -Матрешки;
- дать знания о различных видах Матрёшки (Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская);
- развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- освоить художественные элементы росписи разных видов матрёшек;
- содействовать развитию творческих способностей детей;
- воспитывать творческую личность
Для родителей:
- приобщить к истокам русской народной культуры на примере русской народной игрушки Матрёшки
Для педагогов:
- создавать условия для формирования познавательно-творческих умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Методы и формы работы:
Методы: словесные, наглядные
Формы: Образовательная деятельность; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- у детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси;
- расширились знания детей о разновидностях матрёшек по месту их происхождения;
- обогатился сенсорный опыт (цвет, оттенки цвета, форма, величина);
- освоены некоторые художественные элементы;
- реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок;
- дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.
Родители:
- систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление народной куклы;
- активные участники совместных мероприятий.
в ОУ:
наполнены и систематизированы материалы по народной игрушке, ее роли в культуре и традициях русского народа:
- Мини-музей «Матрёшка»
- Разработаны конспекты экскурсий и занятий;
- Создана картотека дидактических игр.
Ресурсы для реализации проекта:
Имеющиеся | Кол-во |
Ноутбук | 1 |
Проектор | 1 |
Музыкальная колонка | 1 |
Принтер | 1 |
Мини-музей «Русская Матрёшка» | 1 |
Художественная литература |
Необходимо |
Дидактические игры |
Наглядный материл (картинки, фотографии) |
Костюмы, сарафаны, платочки |
Краски, мелки, картон, пластилин, компакт-диски, клей, бумага для принтера |
Этапы работы над проектом:
План – график мероприятий
Дата | Мероприятие | Тема | Ответственный | Подтверждение | |
I этап Предварительный | |||||
Сентябрь | Мониторинг на начало проекта | Мониторинг уровня знаний у дошкольников основ музейной культуры (О.П. Князева, Д.М.Маханева) | Творческая группа | см.: Приложение № 1 | |
Анкетирование родителей | «Необходима ли музейная педагогика в развитии вашего ребёнка? | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 2 | ||
Анкетирование родителей | «Русская Матрёшка» | Бухтиярова О.М. Алдушина Е.А. | Приложение № 3 | ||
Сентябрь - апрель | Изучение литературы | Литература | Творческая группа | Сбор информации из разных источников. Подбор детской художественной литературы. Подбор картинок, иллюстраций. Подбор дидактического материала | |
Сентябрь | Разработка плана мероприятий | План-график мероприятий | Творческая группа | План мероприятий | |
II этап Основной | |||||
Сентябрь 2024г. | Экскурсия | «Знакомство с мини-музеем «Матрёшка». | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 4 (конспект) | |
Рисование | «Украсим сарафаны матрёшкам». | Алдушина Е.А. | см.: Приложение № 5 (конспект) | ||
Разучивание танца | «Мы весёлые матрёшки» | Бухтиярова О.М. | Видеоотчёт | ||
Чтение художественной литературы | Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке. Орлов В., Салов Н., Кулешова А. | Творческая группа | Фотоотчёт | ||
Дидактические игры | «Найди по контуру матрёшку» | Творческая группа | Фотоотчёт | ||
Работа с родителями | Папка-передвижка «Русская Матрёшка. История и виды». | Творческая группа | Фотоотчёт | ||
Октябрь 2024 г. | Экскурсия | «Красавица Матрёшка» | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 6 (конспект) | |
Экспериментирование | «Тонет – не тонет» | Бухтиярова О.М. | см.: Приложение № 7 (конспект) | ||
Аппликация | «Украсим сарафан матрёшке» | Алдушина Е.А. | см.: Приложение № 8 (конспект) | ||
Слушание музыки | «Русские матрёшечки» сл.А. Осьмушкин, муз. В. Темнов. | Творческая группа | Фотоотчет (видеоотчёт) | ||
Хороводная песня-танец | «Матрёшка-матрёшечка». | Творческая группа | Видеоотчёт | ||
Заучивание | Стихи и потешки о матрёшках | Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А. | Видеоотчёт | ||
Дидактические игры | «Расставь по росту», «Найди такую же» | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Разучивание физминутки | «Матрёшки» | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Работа с родителями | Изготовление книжек-малышек. | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Ноябрь 2024г. | Экскурсия-беседа | «Откуда появилась Матрёшка» (с использованием ИКТ). | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 9 (конспект) | |
Лепка . | «Матрёшка» | Бухтиярова О.М. | см.: Приложение № 10 (конспект) | ||
Слушание | «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина. | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Речевая игра с движением | «матрёшка, где ты?» | Творческая группа | Фотоотчет (видеоотчёт) | ||
Дидактические игры: | «Наряди матрёшку» «Построй матрёшку». | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Подвижная игра | «Шли матрёшки по дорожке». | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Работа с родителями | Мастер – класс «Народная кукла – Матрешка» | Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А. | см.: Приложение № 11 (конспект) | ||
Декабрь 2024г. | Беседа | «Почему матрёшку называют символом России?» | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 12 (конспект) | |
Ручной труд | «Изготовление матрёшки из CD-дисков». | Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А. | см.: Приложение № 13 (конспект) | ||
Речевая игра с движением | «Русские матрёшки» | Творческая группа | Фотоотчет (видеоотчёт) | ||
Просмотр видеофильма Дидактическая игра | «История русской матрёшки». «Найди 5 отличий». | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Подвижная игра | «Прячем матрёшку». | Творческая группа | Фотоотчет (видеоотчёт) | ||
Работа с родителями | Пошив сарафанов и платков для девочек. | Творческая группа | Костюмы (Фотоотчет) | ||
Январь 2025 г. | Экскурсия-открытие | «Знакомство с Загорской матрёшкой». | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 14 (конспект) | |
Конструирование | «Домики для матрёшек» | Бухтиярова О.М. | Фотоотчет | ||
Составление описательных рассказов о матрёшках. | Рассказы | Алдушина Е.А. | Фотоотчет (видеоотчёт) | ||
Дидактическое пособие по ФЭМП | «Разноцветные матрёшки». | Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А. | Фотоотчет | ||
Интерактивная игра | «Мы весёлые матрешки» | Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А. | Фотоотчет, презентация - игра | ||
Подвижная игра | «Бегите к Матрёшке». | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Работа с родителями | Разработка авторской матрёшки, подготовка к выставке. | Творческая группа | |||
Февраль 2025 г. | Экскурсия-открытие | «Знакомство с Семёновской матрёшкой». | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 15 (конспект) | |
Конструирование | «Изготовление матрёшек из конуса». | Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М. | см.: Приложение № 16 (конспект) | ||
Отгадывание загадок о матрёшках. | Загадки | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Дидактические игра Просмотр видеофильма | «Наряди матрёшку» «Рождение матрёшки». | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Физкультурный досуг | «В гостях у Матрёшки» | Творческая группа | см.: Приложение № 17 (конспект) | ||
Работа с родителями | Выставка авторской матрёшки. | Творческая группа | Выставка, фотоотчет | ||
Март 2025г. | Экскурсия-открытие | «Полхово-Майдановская матрёшка». | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 18 (конспект) | |
Лепка | Из солёного теста «Матрешка» | Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М. | см.: Приложение № 19(конспект) | ||
Составление описательного рассказа о матрёшке | Мнемотаблица | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Сюжетно-ролевая игра | «Новоселье у Матрёшки». | Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М. | Фотоотчет | ||
Подвижная игра | «Шли матрешки по дорожке» | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Работа с родителями | Мастер – класс: рисование «Русская Матрешка» | Спраговская О.В. | см.: Приложение № 20 (конспект) | ||
Апрель 2025 | Подготовка к экскурсии для педагогов, воспитанников ДОУ. | Экскурсия с участием детей группы № 12 | Творческая группа | см.: Приложение № 20 (конспект) | |
Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрёшке: | сказка «Жили-были матрёшки…», С. Вокринцева «Матрёшка» | Творческая группа | Фотоотчет | ||
Дидактическая игра | «Подбери матрёшку по контуру». | Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М. | Фотоотчет | ||
Зрительная гимнастика | по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрёшка». | Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М. | Фотоотчет | ||
Работа с родителями | Выставка семейных рисунков «Матрешечка – краса, длинная коса!» | Творческая группа | Выставка, фотоотчет | ||
III этап | |||||
Апрель 2025 г. | Проведение итоговой экскурсии для родителей и педагогов | (в роли экскурсоводов – дети). | Творческая группа | см.: Приложение № 20 (конспект) | |
Мониторинг на конец проекта | Мониторинг уровня знаний у дошкольников основ музейной культуры (О.П. Князева, Д.М.Маханева) | Творческая группа | см.: Приложение № 1 | ||
Защита проекта | Презентация | Творческая группа |
Список использованной литературы
Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.
Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. - М.: «Цветной мир», 2012.
Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»
Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...

Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».
-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.-Формирование у воспитанников толерантного отношения к представ...

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию «Традиции русского чаепития- Наш веселый самовар»
Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Р...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Знакомство с традиционной русской народной игрушкой Матрешкой сформирует у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа....
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка"
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка". Интегрированное занятие по о...

Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"
Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...