ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
проект (средняя группа)

Бухтиярова Оксана Михайловна

Цель проекта: формирование интереса у детей к народному творчеству через приобщение к русской народной игрушке Матрёшке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx147.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 154»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ
«РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 года - апрель 2025 года

Участники проекта: дети средней группы № 12, родители, воспитатели

http://www.sadko-shop.ru/img/imagemanager/matreshka/img_2799.jpg

Творческая группа:

Спраговская Ольга Викторовна – воспитатель

высшей квалификационной категории

Бухтиярова Оксана Михайловна – воспитатель

первой квалификационной категории

Алдушина Елена Александровна – воспитатель

первой квалификационной категории

г. Новосибирск

2024 год

Проект

«Русская матрёшка»

Тип проекта: познавательно-творческий

Срок реализации проекта: сентябрь 2024 год – апрель 2025год

Участники проекта: дети средней группы № 12, родители, воспитатели

Проблема: Дети перенасыщены различными непонятными современными игрушками. Народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки, такие как матрёшки, и не знают их. Не знают и о том, что Матрешка - один из главных символов русской народной культуры В среднем возрасте актуально знакомить детей с народной игрушкой, а в старшем дошкольном возрасте продолжить знакомство с народными промыслами.

Актуальность проекта: Что мы знаем о прошлом? Великий педагог, великий русский педагог и ученый К.Д.Ушинский утверждал, что европеец ближе к своему прошлому, истории и культуре, нежели русский человек. Прошло много времени, и ничего не поменялось.

В настоящее время мы постепенно возвращаемся к национальной памяти, и начинаем по-новому относиться к традициям и обрядам, народным традициям и художественным ремеслам, декоративно-прикладным искусствам, которые оставили нам самое важное культурное наследие.

Как развивать воображение и творческие способности детей, если не знакомить их с истоками народного мастерства? Чем можно увлечь ребенка, если не яркой и уникальной игрушкой, которая не имеет аналогов в мире?

 Мы уделяем внимание знакомству детей с русской народной игрушкой, традициями и обычаями, что способствует их духовному воспитанию. Это помогает формировать творчески развитую личность, улучшает познавательные способности, развивает воображение, эстетический вкус и умение создавать композиции узоров для украшения сарафана матрешки, а также для игр, подарков и поделок.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек и элементами узора, что способствует формированию их активного словаря. Это, в свою очередь, помогает развивать речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности. Нельзя считать себя культурным и интеллигентным человеком, не зная своих корней, истоков и древних традиций, которые дошли до нас. Приобщение детей к народной культуре и искусству является важным средством для развития их духовности. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, основой, на которой формируется его личность.

Цель проекта: формирование интереса у детей к народному творчеству через приобщение к русской народной игрушке Матрёшке.

Задачи:
Для детей:
- познакомить детей с историей народной игрушки -Матрешки;
- дать знания о различных видах Матрёшки (Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская);
- развивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- освоить художественные элементы росписи разных видов матрёшек;
- содействовать развитию творческих способностей детей;
-  воспитывать творческую личность
Для родителей:
- приобщить к истокам русской народной культуры на примере русской народной игрушки Матрёшки
Для педагогов:
- создавать условия для формирования познавательно-творческих умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.  

Методы и формы работы:

Методы: словесные, наглядные

Формы: Образовательная деятельность; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.

Ожидаемые результаты: 

Дети: 

- у детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси;

- расширились знания детей о разновидностях матрёшек по месту их происхождения;

- обогатился сенсорный опыт (цвет, оттенки цвета, форма, величина);

- освоены некоторые художественные элементы;

- реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок;

- дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.

Родители:

- систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление народной куклы;

- активные участники совместных мероприятий.

в ОУ:

наполнены и систематизированы материалы по народной игрушке, ее роли в культуре и традициях русского народа:

  • Мини-музей «Матрёшка»
  • Разработаны конспекты экскурсий и занятий;
  • Создана картотека дидактических игр.

Ресурсы для реализации проекта:

Имеющиеся

Кол-во

Ноутбук

1

Проектор

1

Музыкальная колонка

1

Принтер

1

Мини-музей «Русская Матрёшка»

1

Художественная литература

Необходимо

Дидактические игры

Наглядный материл (картинки, фотографии)

Костюмы, сарафаны, платочки

Краски, мелки, картон, пластилин, компакт-диски, клей, бумага для принтера

Этапы работы над проектом:

План – график мероприятий

Дата

Мероприятие

Тема

Ответственный

Подтверждение

I этап

Предварительный

Сентябрь

Мониторинг на начало проекта

Мониторинг уровня знаний у дошкольников основ музейной культуры (О.П. Князева, Д.М.Маханева)

Творческая группа

см.:  Приложение № 1

Анкетирование родителей

«Необходима ли музейная педагогика в развитии вашего ребёнка?

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 2

Анкетирование родителей

«Русская Матрёшка»

Бухтиярова О.М.

Алдушина Е.А.

Приложение № 3

Сентябрь - апрель

Изучение литературы

Литература

Творческая группа

Сбор информации из разных источников.

Подбор детской художественной литературы. Подбор картинок, иллюстраций. Подбор дидактического материала

Сентябрь

Разработка плана мероприятий

План-график мероприятий

Творческая группа

План мероприятий

II этап Основной

Сентябрь 2024г.

Экскурсия

«Знакомство с мини-музеем «Матрёшка».

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 4 (конспект)

Рисование

«Украсим сарафаны матрёшкам».

Алдушина Е.А.

см.:  Приложение № 5 (конспект)

Разучивание танца

«Мы весёлые матрёшки»

Бухтиярова О.М.

Видеоотчёт

Чтение художественной литературы

Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке. Орлов В., Салов Н., Кулешова А.

Творческая группа

Фотоотчёт

Дидактические игры

 «Найди по контуру матрёшку»

Творческая группа

Фотоотчёт

Работа с родителями

Папка-передвижка «Русская Матрёшка. История и виды».

Творческая группа

Фотоотчёт

Октябрь 2024 г.

Экскурсия

«Красавица Матрёшка»

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 6 (конспект)

Экспериментирование

«Тонет – не тонет»

Бухтиярова О.М.

см.:  Приложение № 7 (конспект)

Аппликация

«Украсим сарафан матрёшке»

Алдушина Е.А.

см.:  Приложение № 8 (конспект)

Слушание музыки

«Русские матрёшечки»  сл.А. Осьмушкин, муз. В. Темнов.

Творческая группа

Фотоотчет (видеоотчёт)

Хороводная песня-танец

«Матрёшка-матрёшечка».

Творческая группа

Видеоотчёт

Заучивание

Стихи и потешки о матрёшках

Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А.

Видеоотчёт

Дидактические игры

«Расставь по росту», «Найди такую же»

Творческая группа

Фотоотчет

Разучивание физминутки

«Матрёшки»

Творческая группа

Фотоотчет

Работа с родителями

Изготовление книжек-малышек.

Творческая группа

Фотоотчет

Ноябрь 2024г.

Экскурсия-беседа

«Откуда появилась Матрёшка» (с использованием ИКТ).

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 9 (конспект)

Лепка

.

«Матрёшка»

Бухтиярова О.М.

см.:  Приложение № 10 (конспект)

Слушание

«Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина.

Творческая группа

Фотоотчет

Речевая игра с движением

«матрёшка, где ты?»

Творческая группа

Фотоотчет (видеоотчёт)

Дидактические игры:

«Наряди матрёшку»

«Построй матрёшку».

Творческая группа

Фотоотчет

Подвижная игра

«Шли матрёшки по дорожке».

Творческая группа

Фотоотчет

Работа с родителями

Мастер – класс «Народная кукла – Матрешка»

Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А.

см.:  Приложение № 11 (конспект)

Декабрь 2024г.

Беседа

«Почему матрёшку называют символом России?»

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 12 (конспект)

Ручной труд

«Изготовление матрёшки из CD-дисков».

Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А.

см.:  Приложение № 13 (конспект)

Речевая игра с движением

«Русские матрёшки»

Творческая группа

Фотоотчет (видеоотчёт)

Просмотр видеофильма

Дидактическая игра

«История русской матрёшки».

«Найди 5 отличий».

Творческая группа

Фотоотчет

Подвижная игра

«Прячем матрёшку».

Творческая группа

Фотоотчет (видеоотчёт)

Работа с родителями

Пошив сарафанов и платков для девочек.

Творческая группа

Костюмы (Фотоотчет)

Январь 2025 г.

Экскурсия-открытие

«Знакомство с Загорской матрёшкой».

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 14 (конспект)

Конструирование

«Домики для матрёшек»

Бухтиярова О.М.

Фотоотчет

Составление описательных рассказов о матрёшках.

Рассказы

Алдушина Е.А.

Фотоотчет (видеоотчёт)

Дидактическое пособие по ФЭМП

«Разноцветные матрёшки».

Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А.

Фотоотчет

Интерактивная игра

«Мы весёлые матрешки»

Бухтиярова О.М., Алдушина Е.А.

Фотоотчет, презентация - игра

Подвижная игра

«Бегите к Матрёшке».

Творческая группа

Фотоотчет

Работа с родителями

Разработка  авторской матрёшки, подготовка к выставке.

Творческая группа

Февраль 2025 г.

Экскурсия-открытие

«Знакомство с Семёновской матрёшкой».

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 15 (конспект)

Конструирование

«Изготовление матрёшек из конуса».

Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М.

см.:  Приложение № 16 (конспект)

Отгадывание загадок о матрёшках.

Загадки

Творческая группа

Фотоотчет

Дидактические игра

Просмотр видеофильма

«Наряди матрёшку»

«Рождение матрёшки».

Творческая группа

Фотоотчет

Физкультурный досуг

«В гостях у Матрёшки»

Творческая группа

см.:  Приложение № 17 (конспект)

Работа с родителями

Выставка авторской матрёшки.

Творческая группа

Выставка, фотоотчет

Март 2025г.

Экскурсия-открытие

«Полхово-Майдановская матрёшка».

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 18 (конспект)

Лепка

Из солёного теста «Матрешка»

Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М.

см.:  Приложение № 19(конспект)

Составление описательного рассказа о матрёшке

Мнемотаблица

Творческая группа

Фотоотчет

Сюжетно-ролевая игра

«Новоселье у Матрёшки».

Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М.

Фотоотчет

Подвижная игра

«Шли матрешки по дорожке»

Творческая группа

Фотоотчет

Работа с родителями

Мастер – класс: рисование «Русская Матрешка»

Спраговская О.В.

см.:  Приложение № 20  (конспект)

Апрель 2025

Подготовка к экскурсии для педагогов, воспитанников ДОУ.

Экскурсия с участием детей группы № 12

Творческая группа

см.:  Приложение № 20 (конспект)

Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрёшке:

сказка «Жили-были матрёшки…», С. Вокринцева «Матрёшка»

Творческая группа

Фотоотчет

Дидактическая игра

«Подбери матрёшку по контуру».

Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М.

Фотоотчет

Зрительная гимнастика

по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрёшка».

Алдушина Е.А., Бухтиярова О.М.

Фотоотчет

Работа с родителями

Выставка семейных рисунков «Матрешечка – краса, длинная коса!»

Творческая группа

Выставка, фотоотчет

III этап
Заключительный

Апрель 2025 г.

Проведение итоговой экскурсии для родителей и педагогов

(в роли экскурсоводов – дети).

Творческая группа

см.:  Приложение № 20 (конспект)

Мониторинг на конец проекта

Мониторинг уровня знаний у дошкольников основ музейной культуры (О.П. Князева, Д.М.Маханева)

Творческая группа

см.:  Приложение № 1

Защита проекта

Презентация

Творческая группа

Список использованной литературы

Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.

Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-П., 1998.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: учебно – методическое пособие. -  М.: «Цветной мир», 2012.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народной культуры»

   Актуальность проекта заключается в том, что знакомя детей с историей станицы, культурой и бытом кубанских казаков, что соответствует современным требованиям ФГОС (приобщение детей ...

Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».

-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.-Формирование у воспитанников  толерантного отношения к представ...

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию «Традиции русского чаепития- Наш веселый самовар»

Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Р...

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

Знакомство с традиционной русской народной игрушкой Матрешкой сформирует у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме "К истокам народной культуры. Русская народная игрушка - Матрешка". Интегрированное занятие по о...

Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"

Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...