Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию «Традиции русского чаепития- Наш веселый самовар»
проект (средняя группа)
Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pro_samovar_tekst.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий проект
по духовно-нравственному воспитанию
«Традиции русского чаепития-
Наш веселый самовар»
Игнашина Валентина Викторовна
воспитатель МБДОУ "Детский сад 41"
г. Балахна
2019 г.
Актуальность проекта
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.
К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.
По результатам опроса из 26 опрошенных семей имеют в доме самовар только 4 семьи. Из 26 воспитанников группы видели самовар воочию только 9 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.
Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.
Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.
Вид проекта – познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта – февраля - март.
Целевая аудитория. Дети средней группы, родители воспитанников.
Цель проекта
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта
Задачи проекта
- Организовать сотрудничество участников проекта в совместном освоении данной темы.
- Расширить представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
- Познакомить детей с русским самоваром, его устройством и историей появления на Руси.
- Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.
- Развивать продуктивную деятельность и творчество, артистические способности и выразительность речи.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- У детей будут сформированы представления о самоваре как о предмете народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны
- У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
- У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.
План реализации проекта
Подготовительный этап ( 1 неделя февраля) | |
Мероприятия | Цели |
Работа с детьми Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос) | Выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. |
Работа с родителями Анкетирование родителей «Жив ли в семьях самовар?» | Выявить степень информированности родителей по данной теме. Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта. Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы. |
Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий |
|
Организационный этап (2 неделя февраля) | |
Мероприятия | Цели |
Работа с детьми | |
Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями) | |
Беседа «Что такое самовар?» | Способствовать расширению знаний детей о самоваре, его устройстве, о традициях чаепития в старину; развивать речевую активность. |
ООД Ознакомление с предметным миром «Как появился самовар на Руси» | Способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине. Закреплять представления детей о самоваре, вызвать желание употреблять чай из самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание. Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью. Закреплять знания детей о самоваре. Развивать внимание, умение работать по образцу. |
Просмотр мультфильма «Иван Иванович Самовар» (по мотивам стихов Д. Хармса 1987 г.) | Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа. |
ООД Аппликация «Семейное чаепитие» | Закрепление приема аккуратного приклеивания. Создание равномерной композиции. |
Оздоровительная минутка «Крутобокий самовар» | Способствовать реализовывать и развивать сюжет игры. Расширить представление о самоваре. Закрепить знание предметов чайной посуды и их назначения. Развитие речевого аппарата, правильного звукопроизношения. |
Дидактическая игра «Собери самовар из частей» | Формировать умение собирать целое изображение из частей. Расширять кругозор знаний детей о русском народном быте, традициях. |
Приобщение к художественной литературе чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание закличек, потешек, стихотворений, разгадывание загадок. | Продолжать содействовать умению детей заучивать стихотворения наизусть . Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Активизация словаря: самовар, клубится, чайная посуда. |
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие» | Дать детям возможность взглянуть на самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны. Формировать познавательную активность. |
Речевая зарядка (чистоговорки) 1. Вечером над озером Ходит белый пар – Это рыбы в озере Ставят самовар. 2. Или – или – или На базар ходили. на базар ходили – Самовар купили. | Обобщить знания о самоваре, его появлении в истории русской культуры. |
Заучивание стихотворения В. Тороват «Чаем угощаем» |
|
Февраль | |
Работа с детьми | |
ООД Лепка «Чашка и блюдце» | Формировать умение детей лепить чайную посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. |
ООД Рисование «Самовар Иван Иванович» | Формировать умение составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету на силуэте самовара в стиле определенного промысла. Развивать чувство симметрии, ритма, творчество. |
Работа с пословицами Самовар кипит – уходить не велит. Самовар – друг семейного очага, лекарство прозябшего путника. Печка – матушка, а самовар – батюшка. С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее. | Развивать коммуникативные навыки; вызвать интерес к народной мудрости. |
Подвижная игра «Баба, баба самовар, чайник кипятила!»
| Развитие двигательной активности детей. Воспитание интереса к народным играм.
|
Заучивание считалки «Аты-баты! Шли солдаты!» | Упражнять в выразительном декламировании текста, развивать память, артикуляцию, артистические способности. |
Хороводная игра «Самовар, самовар!» | Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом. |
НОД Декоративное рисование «Золотые завитки на самоваре» | Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм хохломы. Воспитывать интерес к предметам русского быта. |
Театрализованная деятельность Драматизация песни «Пых-пых, самовар…» | Использовать элементы драматизации (мимику, жесты, пантомимику) при разыгрывании песни. Прививать любовь к народным традициям. |
Оздоровительная минутка «Самовар кипит, пыхтит…» | Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью. |
Викторина «Самоварчик, самовар, самоварище!» | Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. Способствовать расширению знаний детей о самоваре, о традициях чаепития в старину. |
Речевая зарядка (скороговорка) Продавал Прокоп три самовара – великана да три самоварика: старикашку – самоваришку старушку – самоварушку, мамашу – самоваршу да деток – самовариков. | Развитие речевого аппарата, умения произносить скороговорку в быстром темпе.
|
Игра – путешествие «К друзьям в Самоварово» | Закреплять знания детей о разновидностях самоваров, об истории самовара, понятие «традиции». Активизировать познавательный интерес. |
Работа в раскрасках «Наш любимый самовар» | Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики. |
Работа с родителями | |
Оформление стенгазеты «Самовар –души жар!» | Расширить знания родителей по теме проекта. Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах. |
Викторина для всей семьи «Хранитель старины далекой – великий русский самовар!» | |
Фотовыставка «Мы семьей у самовара» |
Март | |
Работа с детьми | |
Артикуляционная гимнастика «Иван Иваныч Самовар» | Активизация работы органов артикуляционного аппарата. |
Самостоятельная творческая деятельность «Самовар для Мухи-Цокотухи» | Формировать умение художественно изображать предметы быта. Развивать творческие способности детей. |
Пальчиковая игра «Самовар» | Развитие мелкой моторики, звукопроизношения. |
НОД Развитие речи Составление творческого рассказа «Самовар–батюшка» | Обучение составления рассказа на заданную тему. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря на тему «самовар», развитие внимания, активности и самостоятельности. |
Подвижная игра «Наливаем самовар» | Развитие двигательной активности детей и физических качеств. |
Прослушивание русской народной сказки (аудиозапись) «Золотой самовар» | Помочь детям понять содержание произведения. Учить отвечать на вопросы. Формировать представления детей о самоваре как символе добродушия и гостеприимства. |
Дидактическая игра «Что есть у самовара?» | Закреплять знания о самоваре и его устройстве. |
Оздоровительная минутка «Наклоняем самовар» | Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью. |
Сюжетно-ролевая игра «Самоварная мастерская» | Расширить и углубить представления детей об изготовлении самоваров. Учить детей самостоятельно обыгрывать роли, активизировать диалогическую и монологическую речь. Развивать воображение дошкольников. Создание условий для воспитания в детях добра, щедрости, гостеприимности, трудолюбия. |
Работа с родителями | |
Виртуальная экскурсия в город Тулу в «Музей самоваров» | Обобщить и углубить знания детей о самоваре и истории его происхождения. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес к музейным экспонатам. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям. |
Выставка самоваров «Самовар – батюшка » |
|
Заключительный этап (март) | |
Праздник «В гостях у самовара» 8 марта | Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей и родителей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития. |
Подведение итогов реализации проекта | Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов. |
Итоговая диагностика познавательных процессов | Выявить степень информированности детей по окончании проекта. |
Презентация проекта Фотоматериалы результативности проектной деятельности. | Распространение опыта в детском саду. |
Работа с педагогами
- Консультация «Воспитание детей на традициях народной культуры».
- Информационный материал «Русский самовар. Историческая судьба…»
- Интеллектуально–досуговое мероприятие «Мы за чаем не скучаем!».
- Презентация проекта «Самовар – душа народа!».
Заключение
Проект «Традиции русского чаепития-Наш веселый саовар» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство, изучили особенности работы самовара. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр.
Проведением совместного с родителями вечера досуга «В гостях у самовара» мы подчеркнули, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое, а самовары превратиться в музейные экспонаты. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, придумывали сказки – истории о самоваре, разучивали песни, пляски, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности.Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
В восемнадцатом веке, очень-очень давно
Появилось в России чудо-диво одно.
Символ нашей России: свежескошенных трав,
озер наших синих, и полей, и дубрав…
И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,
Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!
Благородно и чинно на столе он стоит,
И гостей, и хозяев чаем он напоит…
Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,
Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,
Но бывает, что в праздник на столе он опять:
И сиять продолжает, и чайком угощать.
Не огнем, не дровами добываем мы жар –
Электрический с нами уж теперь самовар.
Пусть проходят столетья, пролетают года –
Самовар в русском сердце остается всегда!
Литература
- Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
- Иванова Е.А., Русские самовары. - Л. – 1971.
- Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
- Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
- Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С.43-46.
- Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
- Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
- Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991 - 225 с.
- Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
- Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
- Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
- Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.
Интернет-ресурсы
http://www.tula-samovar.com.ru/
http://www.rusamovar.ru/historyhp
http://www.samovaroff.net/about/news/45385/
http://www.antiq.info/metalware/6937.html
http://botasheff.narod.ru/business86.html
http://www.samoffar.ru/ustroistvo-samovara.shtml
http://www.krestianin.ru/articles/6062.php
http://www.liveinternet.ru/users/nezabudka77/post115000138/
http://www.mamba.ru/ru/diary/post.phtml?user_id=1013114557&post_id=181
http://lady-gomayunowa.narod.ru/metodicheskaya_kopilka/
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post93194092/
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-samovar.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EC%EE%E2%E0%F0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «У самовара. Традиции русского чаепития».
Цель: - приобщение детей к русской народной культуре;- познакомить с традицией чаепития на Руси. Задачи:- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.- расширять сло...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Традиции русского народа"
Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе "Традиции русского народа"...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.
Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....
формирование духовно-нравственных качеств через традиции русского народа.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своегонарода у детей дошкольного возраста ....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...
- Мне нравится (1)