Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию «Традиции русского чаепития- Наш веселый самовар»
проект (средняя группа)

Игнашина Валентина Викторовна

Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_samovar_tekst.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект

по духовно-нравственному воспитанию

    «Традиции русского чаепития-
Наш веселый самовар»

Игнашина Валентина Викторовна

                                    воспитатель МБДОУ "Детский сад 41"

                                         

                                       

                                                    г. Балахна

                                                        2019 г.

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов, знать свою культуру и свое прошлое. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, с такой полнотой воплотивший в себе и быт, и душу народа. Будучи украшением дома, он с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.

«Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги» (Б. Садовской).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Вот почему, несмотря на свою дороговизну, самовар был почти в каждом доме.

К сожалению, времена меняются. Жизнь стала динамичной, ее ритм не дает нам остановиться и размеренно побеседовать с родными, друзьями, выпить чаю за круглым столом. Забыты обычаи заваривать чай в самоваре, его потеснил ближайший родственник – чайник. Сложно сегодня представить в доме наличие самовара.

По результатам опроса из 26 опрошенных семей имеют в доме самовар только 4 семьи. Из 26 воспитанников группы видели самовар воочию только 9 детей. Остальные дети знакомы с самоваром только по картинкам, сказкам, мультфильмам. А об истории самовара, его устройстве и значении для русского человека детям и вовсе ничего неизвестно.

Поэтому перед нами встала проблема - как пробудить у детей познавательный  интерес к прошлому посредством знакомства с самоваром и его историей, научить детей чтить и уважать традиции русского народа, понимать и любить культуру своей страны.

Гипотеза. Чем ярче желание ребенка познать прошлое родной страны, узнать о русском народном быте, культуре и традициях русского народа, тем наиболее полно сформируется личность гражданина нашей Родины.

Вид проекта – познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта –  февраля - март.

Целевая аудитория. Дети средней группы,  родители воспитанников.

Цель проекта

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста, используя метод проектов; формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение к истокам русской культуры и быта

Задачи проекта

  • Организовать сотрудничество участников проекта в совместном освоении данной темы.
  • Расширить  представления детей о самоваре как о предмете народного быта.
  • Познакомить детей с русским самоваром,  его устройством и историей появления на Руси. 
  • Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.
  • Развивать продуктивную деятельность и творчество, артистические способности и выразительность речи.
  • Воспитывать любовь к Родине, уважение к народной культуре.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  1. У детей будут сформированы представления о самоваре как о предмете  народного быта, его устройстве и истории появления в русской культуре, понимание его значения в укреплении и сохранении семейных традиций. Они научатся понимать, уважать и любить культуру своей страны
  2. У родителей будет формирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании своих детей.
  3. У педагогов – осуществление инновационной деятельности, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического  опыта.

План реализации проекта

Подготовительный этап ( 1 неделя февраля)

Мероприятия

Цели

Работа с детьми

Выявление уровня знаний у детей по теме проекта (опрос)

Выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.

Работа с родителями

Анкетирование родителей

 «Жив ли в семьях самовар?»

Выявить степень информированности родителей по данной теме. Изучить отношение родителей к предполагаемой проблеме в рамках проекта.

Привлечь внимание родителей к важности и значимости данной темы.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление пособий

 

Организационный этап (2 неделя февраля)

Мероприятия

Цели

Работа с детьми

Создание развивающей среды в группе (совместно с родителями)

Беседа «Что такое самовар?»

Способствовать расширению знаний детей о самоваре, его устройстве, о традициях чаепития в старину; развивать речевую активность.

ООД Ознакомление с предметным миром

«Как появился самовар на Руси»

Способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции, воспитывать любовь к Родине.

Закреплять представления детей о самоваре, вызвать желание употреблять чай из самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание.

Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью.

Закреплять знания детей о самоваре. Развивать внимание, умение работать по образцу.

Просмотр мультфильма

«Иван Иванович Самовар»

(по мотивам стихов Д. Хармса 1987 г.)

Приобщать детей к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Вызвать интерес к самовару, показать его значение в жизни русского народа.

ООД Аппликация

«Семейное чаепитие»

Закрепление приема аккуратного приклеивания. Создание равномерной композиции.

Оздоровительная минутка

«Крутобокий самовар»

Способствовать реализовывать и развивать сюжет игры. Расширить представление о самоваре. Закрепить знание предметов чайной посуды и их назначения.  

Развитие речевого аппарата, правильного звукопроизношения.

Дидактическая игра

«Собери самовар из частей»

Формировать умение собирать целое изображение из частей. Расширять кругозор знаний детей о русском народном быте, традициях.

Приобщение к художественной литературе

чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар», «Самовар и кофейник», заучивание закличек, потешек, стихотворений, разгадывание загадок.

Продолжать содействовать умению детей заучивать стихотворения наизусть . Упражнять в умении отвечать на вопросы по содержанию стихотворения. Активизация словаря: самовар, клубится, чайная посуда.

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Дать детям возможность взглянуть на самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.  Формировать познавательную активность.

Речевая зарядка

(чистоговорки)

1. Вечером над озером

Ходит белый пар –

Это рыбы в озере

Ставят самовар.

2. Или – или – или

На базар ходили.

на базар ходили –

Самовар купили.

Обобщить знания о самоваре, его появлении в истории  русской культуры.

Заучивание стихотворения

В. Тороват «Чаем угощаем»

 

Февраль

Работа с детьми

ООД Лепка

«Чашка и блюдце»

Формировать умение детей лепить  чайную посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления.

ООД Рисование

«Самовар Иван Иванович»

Формировать умение составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по цвету на силуэте самовара в стиле определенного промысла. Развивать чувство симметрии, ритма, творчество.

Работа с пословицами

Самовар кипит – уходить не велит.

Самовар – друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

Печка –  матушка, а самовар – батюшка.

С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.

Развивать коммуникативные навыки; вызвать интерес к народной мудрости.

Подвижная игра

«Баба, баба самовар, чайник кипятила!»

 

Развитие двигательной активности детей. Воспитание интереса к народным играм.

 

Заучивание считалки

«Аты-баты! Шли солдаты!»

Упражнять в выразительном декламировании текста, развивать память, артикуляцию, артистические способности.

Хороводная игра

«Самовар, самовар!»

Обучение детей умению играть в хороводные игры, запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом.

НОД Декоративное рисование

«Золотые завитки на самоваре»

Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок. Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм хохломы. Воспитывать интерес к предметам русского быта.

Театрализованная деятельность

Драматизация песни «Пых-пых, самовар…»

Использовать элементы драматизации (мимику, жесты, пантомимику) при разыгрывании песни. Прививать любовь к народным традициям.

Оздоровительная минутка

«Самовар кипит, пыхтит…»

Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью.

Викторина «Самоварчик, самовар, самоварище!»

Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. Способствовать расширению знаний детей о самоваре, о традициях чаепития в старину.

Речевая зарядка

(скороговорка)

Продавал Прокоп три самовара –

великана да три самоварика:

старикашку – самоваришку

старушку – самоварушку,

мамашу – самоваршу

да деток – самовариков.

Развитие речевого аппарата, умения  произносить скороговорку в быстром темпе.

 

Игра – путешествие

«К друзьям в Самоварово»

Закреплять знания детей о разновидностях самоваров, об истории самовара, понятие «традиции». Активизировать познавательный интерес.

Работа в раскрасках

«Наш любимый самовар»

Развитие изобразительных навыков, мелкой моторики.

Работа с родителями

Оформление стенгазеты

«Самовар –души жар!»

Расширить знания родителей по теме проекта.

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах.

Викторина для всей семьи

«Хранитель старины далекой – великий русский самовар!»

Фотовыставка

«Мы семьей у самовара»

Март

Работа с детьми

Артикуляционная гимнастика

«Иван Иваныч Самовар»

Активизация работы органов артикуляционного аппарата.

Самостоятельная творческая деятельность

«Самовар для Мухи-Цокотухи»

Формировать умение художественно изображать предметы быта. Развивать творческие способности детей.

Пальчиковая игра

«Самовар»

Развитие мелкой моторики, звукопроизношения.

НОД Развитие речи

Составление творческого рассказа «Самовар–батюшка»

Обучение составления рассказа на заданную тему. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря  на тему «самовар», развитие внимания, активности и самостоятельности.

Подвижная игра

«Наливаем самовар»

Развитие двигательной активности детей и физических качеств.

Прослушивание русской народной сказки (аудиозапись)

 «Золотой самовар»

Помочь детям понять содержание произведения. Учить отвечать на вопросы. Формировать представления детей о самоваре как символе добродушия и гостеприимства.

Дидактическая игра

«Что есть у самовара?»

Закреплять знания о самоваре и его устройстве.

Оздоровительная минутка

«Наклоняем самовар»

Совершенствовать двигательные навыки во взаимосвязи с речью.

Сюжетно-ролевая игра

«Самоварная мастерская»

Расширить и углубить представления детей об изготовлении самоваров. Учить детей самостоятельно обыгрывать роли, активизировать диалогическую и монологическую речь. Развивать воображение дошкольников. Создание условий для воспитания в детях добра, щедрости, гостеприимности, трудолюбия.

Работа с родителями

Виртуальная экскурсия в город Тулу в «Музей самоваров»

Обобщить и углубить знания детей о самоваре и истории его происхождения.  Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес к музейным экспонатам. Приобщение детей к культурным ценностям и традициям.

Выставка самоваров

«Самовар – батюшка »

 

Заключительный этап (март)

Праздник

«В гостях у самовара» 8 марта

Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей и родителей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Подведение итогов реализации проекта

Соотнесение результатов работы с поставленными целями, анализ всех результатов.

Итоговая диагностика

познавательных процессов

Выявить степень информированности детей по окончании проекта. 

Презентация проекта 

Фотоматериалы результативности проектной деятельности.

Распространение опыта в детском саду.

Работа с педагогами

  1. Консультация «Воспитание детей на традициях народной культуры».
  2. Информационный материал «Русский самовар.  Историческая судьба…»
  3. Интеллектуально–досуговое мероприятие «Мы за чаем не скучаем!».
  4. Презентация проекта «Самовар – душа народа!».

Заключение

Проект «Традиции русского чаепития-Наш веселый саовар» был реализован удачно. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство, изучили особенности работы самовара. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр.

Проведением совместного с родителями вечера досуга «В гостях у самовара» мы подчеркнули, что чаепитие у самовара – это замечательный и красивый обычай, который не должен отойти в прошлое, а самовары превратиться в музейные экспонаты. Дети и родители почувствовали атмосферу доброго общения на посиделках, устроенных по русским традициям.

Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара, придумывали сказки – истории о самоваре, разучивали песни, пляски, стихи. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности.Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

В восемнадцатом веке, очень-очень давно

Появилось в России чудо-диво одно.

Символ нашей России: свежескошенных трав,

 озер наших синих, и полей, и дубрав…

И с тех пор в каждом доме он гостей собирал,

Он – любимец народный – русский наш САМОВАР!

Благородно и чинно на столе он стоит,

И гостей, и хозяев чаем он напоит…

Пусть в квартирах теперь мы, а не в избах живем,

Пусть не топим мы печи, чай из чайников пьем,

Но бывает, что в праздник на столе он опять:

И сиять продолжает, и чайком угощать.

Не огнем, не дровами добываем мы жар –

Электрический с нами уж теперь самовар.

Пусть проходят столетья, пролетают года –

Самовар в русском сердце остается всегда!

Литература

  1. Железнова Е. Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русским бытом и традициями Руси».
  2. Иванова Е.А., Русские самовары. - Л. – 1971.
  3. Князева О.Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
  4. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор.-СПб.:Паритет, 2004.- 448с.
  5. Лобанева Т.А., Русский самовар // Декоративное искусство СССР. – 1969. - № 142. - С.43-46.
  6. Москалева Л.А, Ашевский С.Д., Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
  7. Попова А., Энциклопедия для детей «Просто о простом».
  8. Русский самовар/Сост. А.А. Гилодо. - М.: Советская Россия, 1991 - 225 с.
  9. Русские самовары/Сост. Е.А. Иванова. - Л.: Художник РСФСР, 1971. – 164 с.
  10. Соловьев В. Золотая книга русской культуры. - М: Белый город. – 2007.
  11. Тихонова А. С., Тульский самовар – Тула: Приокское книжное издательство, 1989 – 175 с.
  12. Щербаков Р., Самовар мой кипит на дубовом столе. – Очаг. – 1995. - №3. – с. 23.

Интернет-ресурсы

http://www.samovaroff.net

http://www.tula-samovar.com.ru/

http://www.rusamovar.ru/historyhp

http://vashsamovar.ru/

http://www.samovaroff.net/about/news/45385/

http://www.antiq.info/metalware/6937.html

http://www.ko.ru/

http://botasheff.narod.ru/business86.html

http://www.samoffar.ru/ustroistvo-samovara.shtml

http://www.krestianin.ru/articles/6062.php

http://www.liveinternet.ru/users/nezabudka77/post115000138/      

http://www.mamba.ru/ru/diary/post.phtml?user_id=1013114557&post_id=181     

http://lady-gomayunowa.narod.ru/metodicheskaya_kopilka/     

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post93194092/         

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-samovar.html   

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EC%EE%E2%E0%F0  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «У самовара. Традиции русского чаепития».

Цель: - приобщение детей к русской народной культуре;- познакомить с традицией чаепития на Руси. Задачи:- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.- расширять сло...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Традиции русского народа"

Проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе  "Традиции русского народа"...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному воспитанию "Русь моя Россия. Традиции русского народа" для детей старшего дошкольного возраста.

Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа»....

формирование духовно-нравственных качеств через традиции русского народа.

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своегонарода у детей дошкольного возраста ....

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...