Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».
проект (старшая группа)
-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.
-Формирование у воспитанников толерантного отношения к представителям других национальностей.
-Знакомство дошкольников с народными праздниками, традициями в рамках поликультурного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_duhovno_-_nravstvennyh.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Формирование духовно- нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре».
Паспорт проекта.
Участники проекта:
– Дети
– Родители
– Педагог
Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст.
Тип проекта: развитие познавательных коммуникативных способностей.
Продолжительность: Долгосрочный-1год
Проблема проекта:
В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно нравственных идеалов . Разрушение семейного уклада, отрицательно воздействует на детские души. Очень остро ощущается недостаток нравственных принципов и правил жизни, жизненных ориентиров граждан.
Актуальность:
Духовно нравственное воспитание и развитие личности ребенка дошкольника начинается в семье. Данный проект предполагает: формирование основ духовно нравственных качеств в триаде «ДЕТИ –РОДИТЕЛИ – ПЕДАГОГИ» совместное посещение музеев, создание развивающей образовательной среды, подбор дидактических материалов.
Цель проекта:
Формирование духовно нравственных качеств у старших дошкольников, посредством народной культуры.
Задачи проекта:
-Развитие духовно нравственных качеств, на основе изучения традиций культуры народов проживающих на территории Республики Калмыкия.
-Формирование у воспитанников толерантного отношения к представителям других национальностей.
-Знакомство дошкольников с народными праздниками, традициями в рамках поликультурного воспитания.
-Создание условий для реализации в ДОО направлений ФГОС, достижения целевых ориентиров.
-Воспитание самостоятельности, интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству обычаям и традициям.
Предполагаемый результат:
У детей сформированы основы ценностных сфер личности.
Усвоены ценности: милосердия, стремление к добру, толерантность.
Активность, родителей к совместной деятельности.
Продукт проекта.
Презентация мини-музеев: «КИБИТКА» «РУССКАЯ ИЗБА».
Циклограмма народных праздников.
Трансляция положительного опыта в КРИПКРО.
Постановка проблемы.
В настоящее время российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов, очень остро ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, выбора жизненных ориентиров.
Социально – экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально – нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο справедливости и доброте, милосердии и великодушии. У родителей современных детей растут требования к качеству образования, но они не задумываются над его духовностью, гуманностью и другими человеческими качествами. А вот как раз духовности нашему обществу не хватает.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
. В.В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи ».
Данный проект предполагает активное участие родителей, детей, совместное посещение музеев. Оформление мини –музеев «Русская изба», «Кибитка», подбор дидактического материала.
Участники проекта
– Дети старшего дошкольного возраста
– Родители (законные представители)
– Воспитатель
– Музыкальный руководитель
– Педагог дополнительного образования
Принципы
1. Доступность – содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманнистичность – ребенок является активным субъектом совместной деятельности , основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность – знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция – реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность – принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Механизмы реализации проекта
Детско-родительские проекты по тематическим блокам: «Русская изба»
« Кибитка»
-«Цаhан сар»
-«Как колосок хлебом стал»
-Мини музей «Кибитка»
-Праздник урожая
-Масленица
Предполагаемый результат.
–У детей сформированы основы ценностных сфер личности;
– усвоены ценности: милосердие, правдолюбие, стремление к добру , толерантность.
-Активность родителей к совместной деятельности.
Продукт проекта.
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками.
-«Русская изба»
- «Кибитка»
В рамках диалога культур реализуемыми в процессе подготовки к народным праздникам.
«Зул» - «Рождество»
«Цаhан сар» - «Масленица»
-«Гимн тюльпана» - «Пасха»
-«Yр сар»- «Праздник лета»
Этапы реализации:
1Этап- подготовительный.
Постановка целей, определение актуальности, и значимости проекта.
Накопление информационного багажа по проекту.
Подбор дидактических материалов., экспонатов, предметов быта.
Циклограмма планирования народных праздников.
2 Этап- Основной.(с практикой)
Мини-музей «Кибитка»
Выставки- экспозиции по темам:
-«Гиичляд иртн». (Приглашаем в гости)
Познакомить с калмыцкой кибиткой ее деталями (войлок, деревянные стены, дымоход, дать представление о кибитке , как о жилище калмыцкого народа, ведущего кочевой образ жизни.)
- «Ээжа пришла в гости».
-Знакомство детей с церемонией приготовления калмыцкого чая.
-Обычаи и традиции калмыцкого народа(познакомить с предметами быта, их назначение, национальной кухни, пищей.
-. Оденем куклу
- Познакомить детей с калмыцким национальным костюмом (мужским, женским, детским, девичий). Материалом деталями одежды, головными уборами, украшениями.
Воспитывать умение увидеть красоту.
- Знакомство детей с калмыцкими народными инструментами: домбра, йочин, гармонь, бушкур.
Мини-музей «Русская изба»
Выставки-экспозиции по темам.
-«Не красна изба углами, а красна пирогами». Знакомить детей с предметами обихода: с посудой, деревянной и глиняной, с домашней утварью, чугунном ,ухватом, кочергой, печкой, прялкой.
-Рукоделие в народном творчестве. Познакомить детей с одной из старинных русских форм общения – посиделками. Показать самобытность русского народа, появляющегося в мастерстве народных умельцев (вязание крючком. Спицами, прядение, вышивание.
- «На завалинке» Знакомство с русскими народными инструментами (балалайка, гармошка, гусли, трещётка, дудочки , бубны)
3-й. Этап заключительный
Презентация музеев:
-«Калмыцкая кибитка»,
-«Русская изба»
-Сценарии народных праздников. (циклограмма)
Список литературы
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
2.Приказ Министерства Образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
3. Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений». 4.Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры». – СПб,2005.5.Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 23.
5. Соколова Л. Воспитание ребёнка в русских традициях. Москва – Пресс. 2003г
6.Лопсонова З.Н., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: методическое пособие. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006.
7. «Народная педагогика» О.Д Мукаева; « Становление этнопедагогики, как отрасли педагогической науки» Г.Н Волков
8. «Этнопедагогика калмыков и национальная школа» О.Д.Мукаевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...
Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре
Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ
Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...
"Формирование духовно-нравственных качеств старших дошкольников, средствами приобщения к народной культуре"
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ...
Презентация проекта «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России"
laquo;Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами РоссииАктуальность проекта: Обусловлена большой значимостью воспитания духовно -нравственных...
Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"
Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"...