«Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи как средство развития творческих способности детей»
материал

Кокшаева Светлана Александровна

Расписанные городецкими мастерами определить, спрашивая детей элементы, составляющие узор, его колорит. Затем показать детям образец того узора, который они должны рисовать (очень простой, состоящий из двух бутонов и листьев).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи как средство развития творческих способности детей»

ГБУ ЦССВ «Сколковскии»

 Воспитатель: Кокшаева С.А.

Аннотация: Расписанные городецкими мастерами определить, спрашивая детей элементы, составляющие узор, его колорит. Затем показать детям образец того узора, который они должны рисовать (очень простой, состоящий из двух бутонов и листьев).

Ключевые слова: Городецкая роспись, завитками, узор.

Программное содержание: Знакомить с городской росписью . Развивать художественный вкус, учить приёмам городской росписи .

Методика проведения занятий. Рассмотреть с детьми изделия, расписанные городецкими мастерами определить, спрашивая детей элементы, составляющие узор, его колорит. Затем показать детям образец того узора, который они должны рисовать (очень простой , состоящий из двух бутонов и листьев). Уточнить порядок работы. В процессе её обращать внимание на использование правильных приёмов рисования кистью и красками, передачу композиции и колорита.

Материалы к занятию. Гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков, полоски бледно- жёлтый бумаги.

Связь с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание предметов декоративного искусства.

Picture backgroundPicture background

Кони городецкие, кони молодецкие. Бывают ли солнечные, горящие цветами сани? Бывают, если они сделаны в Городце. Городецкой росписи более ста лет. Появилась она на прялках, а точнее, на донцах- подставках для домашних станков. Сначала их делали разными , потом инкрустировали ,а позже деревенские художники начали расписывать их яичными красками. Цветочная композиция с включением мотивов «Коня» и «Птицы» также была распространена в творчестве. Подобный узор  встречается и на блюдцах и разделочных досках, на шкатулках и хлебницах, и даже ложках. Часто используется для росписи детской мебели. Включение новых мотивов позволяет расширить многообразие композиций. Сюжетная роспись самая трудоемкая и удивительная красивая из всех композиционных видов городенской росписи. Порой сложно представить, неисчерпаемость источников сюжетов, которые зарождаются у городецкого мастера. Встречаются свидания и гуляния, изображаются посиделки и застолья, используются сказочные иллюстрации.

И гладкие, добела отструганные доски превращались в картины. Сюжеты их были не хитрыми, а манера письма напоминала лубок. На донцах изображали всадников, кареты с барышнями, деревенских фанатов, танцующих лошадей. И тут же пылали яркие цветы, летали сказочные птицы. Люди на донцах были нарядные, весёлые, красивые. И такими же весёлыми и красивыми были городецкие кони: тонконогие, изящные, стройные . Конь стал символом городецких художников. Он- то и понес по свету славу о художниках Нижегородской губернии.

С годами начала исчезать потребность в прялках, но разве может исчезнуть жажда солнца и красоты? Не забыли в древнем городе старинную манеру письма по дереву. Сейчас фабрика «Городецкая роспись» выпускает детскую мебель, игрушки, сувениры, шкатулки, сундучки, разделочные доски, хлебницы, блюда в затейливых орнаментах.

Кони молодецкие украшают теперь дома сибиряков, горцев и хребты Кавказа.

Городецкая игрушка. У искусства один язык, это мечты и красоты. И полыхают , как и сто лет назад, дивные кони, и цветут  весенние алые цветы.

        Рассматривание прялки : Цель Предложить детям послушать о мастерстве простых людей, знаменитых на весь мир своими художественными промыслами.

Полюбоваться красотой неповторимого разнообразия художественного оформления предметов быта, игрушек.

Picture background

        Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одного орудие труда не было столь разнообразным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Фантазия народа создала и произвела великое множество этих нехитрых предметов ткацкого домашнего ремесла.

        А что мы сегодня знаем о прялке, древнем, как сама жизнь, приспособлении, которое в старину можно было встретить в каждом крестьянском доме?

Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Это ремесло, как и ткачество, пришедшие к нам из глубины веков, стали символами женского трудолюбия. О труде пряхи народ создавал поэтические создания, песни и живописные произведения. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме.     Красота форм, узоров и красок радует глаз. Характер расписного орнамента, гамма красок создавали неповторимый облик прялки.

      При всём разнообразии городецкая роспись имеет свои ярко выраженные художественные особенности, что даёт возможность говорить об этом искусстве как самобытной разновидности русского народного живописного творчества. Городецкой росписи присущи: праздничность, торжественность, красочность.  

Городецкая роспись – это искусство оформления плоских поверхностей, которые в печи не закаливаются, мастера и художники имеют больше свободы в выборе палитры. Наиболее характерным фоном для росписи городецкие мастера считали жёлто- лимонный.

         Важнейшая часть городецкой росписи- умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками.

Picture background

 На сегодняшний день народное творчество является универсальным видом изобразительного искусств. Живопись городецких мастеров отличается наблюдательностью, легкостью, плавностью выведения орнамента. Характерные особенности городецкой школы передавались мастерами из поколения в поколение. Богатая палитра росписи не имела ограничений, хотя  все изделия городецких мастеров отличала огромная культура цвета. Таким образом , можно сделать вывод, что при использовании традиционной техники кистевой росписи у детей повышается интерес изобразительного искусства, увеличивается разнообразие и улучается качество детских выполненных работ.

Литература: 1. Клиентов А.Е. Народные промыслы. – М.: Белый город, 2006 ., 2. Сапожникова Т. Практическая работа на уроках ИЗО. Искусство, 2008.,     3. Сокольникова Н.М Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. «Академия», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем знаний эстетического восприят...

Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются п...