"Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей
Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета.
Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.
Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Поэтому тему считаю актуальной.
Целью работы является развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.
Познакомившись с пособиями по «Нетрадиционные техники рисования в начальной школе во внеурочной деятельности »,я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
- Сформировать у детей технические навыки рисования;
- Познакомить детей с ОВЗ с различными нетрадиционными техниками рисования;
- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;
- Развивать воображение и творческие способности детей;
- Обогащать и расширять художественный опыт детей;
- Побуждать ребенка экспериментировать;
- Поощрять и поддерживать творческие находки;
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• Способствует получению эстетического удовольствия.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Т. к. в моем классе есть ребёнок – РАС, которому процесс ожидания доставляет настоящие страдания, то я использую в работе с ним наклейки для ускорения создания сюжетной картинки, для усвоения новой полезной информации об окружающем мире. Для этого я приобрела несколько книг с наклейками из разных серий.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.
На занятии я активизирую внимание ребят, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
• Игра, которая является основным видом деятельности детей;
• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• Живая, эмоциональная речь педагога.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗа, как эффективное условие развития творческих способностей детей.
Предложенные мною игры и игровые приемы, основанные на технологии ТРИЗ помогут реализовать потенциальные возможности дошкольников, развить творческое воображение, формировать способности ребенка...
Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ...
Статья на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Чем разнообразнее детская деятельность, тем знаний эстетического восприят...
Нетрадиционное техники рисования как неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей.
Нетрадиционное техники рисования как неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей.Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической деяте...
Нетрадиционная техника рисования с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей
Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются п...
«Нетрадиционные техники рисования с детьми с ОВЗ, как средство развития творческих способностей детей»
Особенность изобразительной деятельности детей с ОВЗ – недостаточность ручных умений и навыков. Ученикам сложно контролировать работу с краской и кистью, непросто с набором цвета на кисть, нет к...