Отчет по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»
учебно-методический материал (младшая группа)

Цырендоржиева Нелля Владиславовна

Актуальность и перспективность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития детей.

В работе, по изобразительной деятельности использую нетрадиционные техники рисования это и пальчиком, и ладошкой у воспитанников развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobzarovaniyu.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

Цырендоржиевой Нелли Владиславовны  

за 2024 – 2025 учебный год

г. Иркутск

Актуальность и перспективность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития детей.

В работе, по изобразительной деятельности использую нетрадиционные техники рисования это и пальчиком, и ладошкой у воспитанников развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию к деятельности, вызывает радостное настроение у воспитанников, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Данные техники не утомляют воспитанников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»

Цель: Повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность по теме самообразования.

Задачи:

-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;

-разработать перспективный план работы с детьми;

-подготовить и провести консультации, беседы с родителями;

-участвовать в конкурсах.

Изучив методическую литературу по теме самообразования

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации.  Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009 г. – 144 с.
  2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. –  М.: Мозаика – синтез. 2007. –  56 с.
  3. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. –  М.: Мозаика – синтез. 2006. – 64 с.

И обозначив проблему, я приняла для себя решение обратить особое внимание в воспитательно-образовательной работе с детьми на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.

Разработала перспективное планирование по нетрадиционному рисованию с детьми раннего возраста на 2024-2025 учебный год.

 Провела работу с родителями в виде индивидуальных бесед «Давайте дома детям краски».

Консультация для родителей «Рисование в раннем возрасте».

Подобрала и наполнила информационный стенд для родителей «КАЛЯКА-МАЛЯКА или учимся, рисуя», «Использование нетрадиционных техник рисования», «Как научить ребенка рисовать».

Так же для родителей вывешивались все работы детей.

По итогам диагностики художественно-эстетического развития

Критерии:

  • Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им название;
  • Возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадратик – машина и др.)
  • Ребенок контролирует зрением; овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики) и т.д.  

Показало что:

Высший уровень у 6 детей – 40%

Средний уровень у 9 детей – 60%

Низкий уровень 0%

За прошедший период освоили с детьми такие нетрадиционные техники рисования как, рисование пальчиком, ладошкой и отпечаток мятой бумагой.

Таким образом, в результате реализации плана работы по самообразованию у детей сформировалось положительное отношение к рисованию, они самостоятельно могут выбирать цвета для рисования. С интересом относятся к занятиям с применением нетрадиционных техник рисования.

Поставленная цель и задачи выполнены мной в полном объёме.

Завершающим этапом моей работы по самообразованию было написание отчета с кратким анализом проделанной работы в 2024-2025 учебном году.

Показ открытого, итогового занятия по теме «Вышла курочка гулять».

Перспективы работы по теме: я продолжу работать по данной теме в период 2024-2025 учебный год, но с внедрением других техник рисования как обычных это рисование карандашами, красками, так и нетрадиционными техниками.

Сентябрь (адаптация детей)

Октябрь

1

Цыплята

Отпечаток мятой бумагой

Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, желтая краска, комочки мятой бумаги, влажные салфетки.

2

Цифра

Рисование пальчиком

Раскраски цифра один формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, краска на выбор детей

3

Листопад

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

4

Ягодки и яблочки

Рисование пальчиком, отпечаток мятой бумагой

Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска

Ноябрь

1

Солнышко лучистое

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением желтого круга, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

2

Варежка

Рисование пальчиком

Раскраска с изображением варежки формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

3

Коллективная работа.

Подарок для мамы

Рисование ладошкой

Лист бумаги формата А3, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска

4

Снежные сугробы

Отпечаток мятой бумагой

Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, влажные салфетки, голубая краска

Декабрь

1

Снег идет

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска

2

Елочные шары

Отпечаток мятой бумагой

Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, влажные салфетки, краска красного и синего цветов

3

Коллективная работа. Снеговик

Рисование ладошкой

Лист бумаги формата А3   влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска

4

Огоньки на елке

Рисование пальчиком

Раскраска  елки формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная)

Январь

1

2

3

Варежки

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением варежки, влажные салфетки  на каждого ребенка, синяя краска

4

Одежда

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением шапки и шарфика, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя)

Февраль

1

Покормим птичек

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением тарелочки, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

2

Солнышко

Коллективная работа

Рисование ладошкой

Лист бумаги формата А3 с изображением желтого круга «Солнышка» влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

3

Моя любимая чашка

Рисование пальчиком

Раскраски формата А5 с изображением чашки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской на выбор детей (желтая, зеленая, красная)

4

Звездочки на небе

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 синего цвета, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

Март

1

Тюльпаны для мамы

Рисование ладошкой

Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька и листьев для тюльпанов, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска

2

Бусы для куклы Кати

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением ниточки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная)

3

Букет тюльпанов

Коллективная работа

Рисование ладошкой

Лист бумаги формата А3 с изображением вазы с зеленью для цветов, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска

4

Веточка мимозы

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением веточки мимозы без цветов, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

Апрель 

1

Травка

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, зеленая краска

2

Дождик

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска

3

Украсим крылья бабочки

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением бабочки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, зеленая, красная)

4

Весенняя полянка

Коллективная работа

Рисование ладошкой

Лист бумаги формата А3 с изображением травы, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная)

Май

1

Цветы Победы

Отпечаток мятой бумагой

Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька для гвоздики, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска

2

Божья коровка

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением божьей коровки без пятен, влажные салфетки на каждого ребенка, черная краска

3

Желтые цыплята

Рисование пальчиком

Листы бумаги формата А5 с изображением цыплят, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска

4

Носит одуванчик желтый сарафанчик

Отпечаток мятой бумагой

Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька для одуванчика, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию 2020-2021г. Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности»...

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельно

Для работы по этому направлению я поставила себе цель: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.Для достижения цели я определила, следующ...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности

Процесс изобразительной деятельности – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. В нижеприведенной статье мы рассмотрим важность развития  мелкой...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Цент...