Волонтерская деятельность в ДОУ – как одно из направлений в формировании личности ребенка
материал (старшая, подготовительная группа)
Формирование личности ребенка, его воспитание через волонтерскую деятельность в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Волонтерская деятельность в ДОУ –
как одно из направлений в формировании личности ребенка
Воспитание – целенаправленный процесс. Главные его задачи – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Изменения в развитии общества задают новые цели воспитания в виде требований, предъявляемых к личности человека. Но существуют и такие личностные качества, которые остаются востребованными в любом обществе, став непреходящими общечеловеческими ценностями. Это порядочность, гуманность, духовность (приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями, постоянное стремление к нравственному самосовершенствованию), свобода (стремление к внутренней и внешней независимости), ответственность (готовность брать на себя обязательства). Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.
Основным документом в нашей работе является ФОП, в которой четко приписаны цели и задачи. Одна из задач звучит так: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». И, сегодня воспитанники нашего ДОУ занимаются самой настоящей волонтерской деятельностью, тем самым развивая в себе таких моральные качества, как ответственность, сострадание, бескорыстность и отзывчивость. Естественно мы, педагоги не можем заставить ребенка, что-то делать, мы предлагаем, а дети соглашаются, т.к. чувствуют свою принадлежность к группе единомышленников, осознание собственной значимости, где важен абсолютно каждый.
Огромную роли в воспитании и привитии норм и правил поведения играют естественно родители ребенка, поэтому только если мы взрослые: педагоги ДОУ и родители едины, только тогда будет положительный результат.
Коллеги, далее по тексту будет звучать фраза «значимый взрослый» и таким взрослым будет любой, который находится в настоящее время рядом с ребенком, дома – это родители, в детском саду соответственно педагоги.
Поведенческие паттерны, перенятые у значимого взрослого, проявляются у ребенка на протяжении всей его жизни. Опыт малыша увеличивается с каждым подражанием и реакцией на действия взрослых, тем самым формируется его индивидуальная модель поведения. Существует понятие эйдетизм — способность памяти человека к запоминанию и воспроизведению. Эйдетическая психология изучает влияние значимого взрослого на воспитание детей, на то, как формируется их личность.
Существует много психологических механизмов, с помощью которых взрослый может воспитывать ребенка:
внушение - воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;
фасилитация («облегчение») - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее;
имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
Но основными механизмами воспитания, как феномена, рассмотренными педагогами и психологами: И. Коном, Александром Владимировичем Запорожцем, Артуром Владимировичем Петровским, Давидом Борисовичем Элькониным, Софией Густавовной Якобсон и др. являются:
Во-первых, подкрепление - поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, педагоги внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Во-вторых, подражание - ребенок подражает взрослым, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. Дети подражают взрослым неосознанно. Они копируют все, не различая положительное это поведение или негативное. Поступки взрослого, которые демонстрируют доброту и любовь к окружающему миру, передадут это ребенку. Так проявляется влияние поведения на детей.
В-третьих, идентификация - здесь речь идет об установлении тождественности одного субъекта другому на более глубоком восприятии, а не просто копирование конкретной модели поведения. Ценности и убеждения взрослого перенимаются ребенком.
И в результате всех этих психологических механизмов влияния значимого взрослого происходит интериоризация - процесс формирования личности ребенка, его внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я», тем самым реализовывая цель воспитания – формирование разносторонне развитой личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей общества, исторических и национально-культурных традиций через деятельность и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поиск путей обогащения игровой деятельности - одно из условий формирования личности ребенка».
Обучение дошкольников наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятия....

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".
Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
В материале содержится информация о формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности....

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности, как одно из направлений социального развития личности дошкольника
В статье рассказано о правилах поведения ребёнка, от которых зависит его здоровье и безопасность....

«Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности».
laquo;Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности». Мастер-класс для педагогов....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ – ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ СТУПЕНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.
Опыт работы по социализации воспитанников...

«Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребенка»
Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализац...