«Ассоциации» Методическое пособие по активизации креативного мышления у детей с ОВЗ
методическая разработка
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление, которое определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 665.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 «Колосок»
«Ассоциации»
Методическое пособие
по активизации
креативного мышления у детей с ОВЗ
Автор: О.Ю Пичуева.
Минусинск. 2024 г
Актуальность
Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление, которое определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.
Актуальность данной проблемы велика. В связи с современными представлениями о структуре готовности к обучению, с учётом негативного влияния зрительной недостаточности у детей с нарушенным зрением на чувственную основу познавательной деятельности особую актуальность приобретает интеллектуальная подготовка таких детей к учебной деятельности. Ассоциативное мышление является одной из форм отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация будущего школьника. В свою очередь, приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает изучение особенностей владения мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и классификацией. Анализ экспериментальных и теоретических работ показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми её связями и отношениями. Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям. При соответствующей организации и управлении процессом познания у слабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно, слабовидение не может быть непреодолимым препятствием для полноценного развития мышления. Таким образом составление ассоциативных рядов - это наиболее короткий путь развития ассоциативного мышления, воображения, памяти.
Ассоциативное мышление - это процессы познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.
Ассоциации - это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.
Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово "зима" вызывает ассоциативную связь с холодом и замиранием природы, у другого со снежинками и заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, новогодними праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.
Данный метод:
- Имеет научно - теоретическую основу. Основателем ассоциативной теории мышления является Дж. Локк XVII в.
- Способствует стимулированию сознания процессом обобщения, анализа, сравнения.
- Формирует умение создавать ассоциативные ряды;
- Способствует: развитию воображения, продуцировать необычные идеи, образовывать новые смысловые связи.
- Способствует раннему появлению произвольного внимания.
Развитое ассоциативное мышление имеет ряд преимуществ:
• способствует развитию воображения;
• помогает генерировать новые, незаурядные идеи;
• облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;
• улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;
• стимулирует работу мозга;
• улучшает объём памяти.
Приёмы, развивающие ассоциативное мышление, не только облегчают запоминания, но и увеличивают объёмы памяти у дошкольников путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель. Приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений.
Задачи:
Обучающие:
- Расширение представлений детей об окружающем мире с помощью ассоциативных рядов;
- Решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса.
Развивающие:
- Развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, ассоциативного словесно- логического мышления, творческого воображения. Развитие интеллекта.
Воспитательные:
- Воспитание у детей устойчивого интереса к познанию окружающего мира;
- Воспитание у детей адекватного отношения к рассуждениям и высказываниям своих товарищей.
Принципы:
- Использование наглядного материала
- Обучение возможно только через чувственные познания, т.е.через образы и представления
- Ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.
В рамках ФГОС использование развития ассоциативного мышления в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественное развитие.
Суть работы заключается в том, что по каждому слову, предмету или явлению ребёнку предлагается не готовая картинка с изображением этого предмета или явления, а ряд ассоциативных рядов. Количество рядов зависит от сложности предмета или явления, индивидуальных особенностей ребёнка и его возраста.
Ассоциативные ряды классифицируются:
- По цвету: красный (яблоко, малина, солнце, помидор, земляника …)
жёлтый (песок, солнце, груша, цыплёнок, золотая рыбка…)
зелёный (трава, кузнечик, огурец, листва, лягушка, ель…)
синий (небо, слива, вода, незабудка, виноград…)
- По форме: круг (яблоко, арбуз, мяч, колобок, помидор…)
овал (огурец, дыня, лужа, яйцо…)
треугольник (сарафан, крыша, ёлка…)
квадрат (картина, дом, стол…)
прямоугольник (аквариум, книга, автобус, ракета…)
трапеция (юбка, цветочный горшок, лодочка, шляпа…)
- По окраске: гладкая (машина, асфальт, лёд…)
неровная (трава, листва, река в реке…)
полосатая (зебра, тигр, арбуз, тельняшка, флаг…)
пятнистая (леопард, божья коровка, рыбка…)
узорчатая (птица, бабочка, ткань…)
- По темам:
- овощи,
- фрукты,
- ягоды,
- деревья,
- домашняя птица,
- домашние животные,
- дикие животные,
- подводный мир,
- здания и архитектура,
- наземный транспорт,
- водный транспорт,
- воздушный транспорт,
- персонажи сказок,
- цветы.
Ассоциации разделяются по следующим критериям или типам:
- причинно - следственные связи ( холод-болезнь; туча- дождь)
- подобию понятий (грязь- пыль; свадьба- праздник)
- близость в пространстве и времени (телевизор-пульт; кастрюля- суп)
- контрасту качеств предмета (тепло - холод; свет- темнота)
- обобщению (роза-цветок; Ванечка - ребёнок)
- дополнению (каша-масло)
- подчинению понятий (фрукт-слива)
- целое и части (халат- карман; комната – потолок)
- соподчинение конкретному объекту (кресло-кровать)
Практика показала, что в результате использования ассоциативных рядов, схем и мнемотаблиц - расширяется не только словарный запас детей, знания об окружающем мире, стимулируется познавательная активность, сокращается время обучения, но и осуществляется творческая самореализация ребёнка. Развивается креативное словесно - логическое мышление, творческое воображение.
Постепенно мышление и память дошкольников меняется и укрепляется на основе образов-ассоциаций. Знакомство с новым и неизвестным становится не пассивным принятием материала, а поиском, добычей и совместными выводами по изучаемой теме.
Виды и формы работы.
- Составление и обновление (расширение) ассоциативных рядов.
По цвету:
По форме и цвету:
По форме:
По окраске:
По темам:
- Кодирование информации( зарисовка текста символами, цветными полосками, предметами различной текстуры).
- Использование мнемотаблиц, цветных дорожек, сегментов, как отдельными единицами, так и объедёнными в группах.
- Составление рассказов по картинам, из личного опыта. Описание предмета (-ов).
- Пластические этюды.
- Разгадывание друдлов (описывание картинок, которые представляют собой набор каракулей).
- Составление простейших фантастических картин, коллажей.
- Знакомство с ментальными картинами.
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка, конструирование.
- Подвижные игры.
- Мелодекламация прозы и стихов.
- Культурные практики для устранения психологического барьера у детей с ОВЗ, повышение самооценки, собственной значимости.
Структура занятий.
- Организация детей (подготовка детей к НОД: внешний вид, собранность, внимание; создание мотивации, интереса /приёмы, содержащие занимательность, сюрпризы, загадочность/).
- Основная часть (организация детского внимания; объяснения материала и показ способа действий или постановка учебной задачи и способы совместного решения; закрепление и совместное упражнение, самостоятельная работа с дидактическим материалом).
- Окончание НОД (подведение итогов, анализ НОД, рефлексия, сообщение, чем будут заниматься в следующий раз; переключение детей на другую деятельность)
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 25-30 минут. При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие технологии:
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для мышц и кистей рук
- Физминутки
- Подвижные игры
Ожидаемые результаты.
- Расширяется кругозор;
- Появляется интерес к самостоятельной добычи информации;
- Появляется потребность к фантазированию, составлению собственных сочинений как словесных, так и изобразительных;
- Увеличивается словарный запас;
- Дети преодолевают застенчивость и страхи быть в центре внимания. Учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше у ребёнка развивать ассоциативное мышление, тем лучше ребёнок будет готов к школе, так как мышление и память, а так же речь и воображение являются важными показателями умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы
#1040;мосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н. - М.: Наукова думка, 2017. - 303 c.
2. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / #1058;.В. Башаева. - Москва: РГГУ, 2017. - 176 c.
Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Проверяем знания дошкольника. Часть 2. Тесты для детей. 5 лет. - М.: Весна-Дизайн, 2018. - 940 c.
4. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т,
5. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2017. - 160 c.
Приложение
Перспективный план работы по теме: «Использование наглядности для развития у дошкольников ассоциативной памяти, мышления и воображения».
Месяц | Задачи | Игры, упражнения | Работа с родителями |
Сентябрь | Определение проблемы, поиск и ознакомление с литературой по теме. | Д /и «Что на что похоже?» «Давайте вместе поиграем». | |
Октябрь | Составление перспективного плана по теме. | Д /и «Волшебное превращение» «Преврати геометрические фигуры во что хочешь.» | |
Ноябрь | Знакомство детей с друдлами. Способствовать развитию сознания и воображения. | д/и «Тайные рисунки», « Что хотел нам сообщить инопланетянин?» | Консультация на тему: «Использование друдлов в игре и обучении». |
Декабрь | Знакомство с цветными дорожками и сегментами. Выстраивание ассоциаций с цветом. | Д / и «Разноцветный зонтик». «Волшебная дорожка». «О чём мы можем рассказать, с помощью цветных полосок?» | |
Январь | Составление небольших творческих рассказов с помощью цветных дорожек и сегментов. | «Путешествие в страну чудес». «Полосатые сказки». | Стендовая информация « Играем в ассоциации дома». |
Февраль | Знакомство с ассоциативными рядами (по цвету и по форме) | «Опиши предмет или явление при помощи цветных геометрических форм». | |
Март | Развитие фантазии и мышления при помощи изображения фантастических рисунков и картин, составление рассказов. | «Однажды, гуляя по лесу, я увидел (-а)…» « Когда я был на Луне…» | |
Апрель | Знакомство с ментальными картами. Упражнять дошкольников в их составление. | Карты на тему: «Насекомые», «Подснежники», «Сезонные изменения труда взрослых весной». | Организовать выставку для родителей ментальных карт, составленных детьми. |
Май | Тиражирование опыта работы. | Мастер класс для воспитателей «Ассоциации». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .
Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста
Креати́вность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие...

Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения
Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения....

Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения
Презентация к докладу "Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения"...

Проект "Креативное мышление у детей дошкольного возраста через дивергентный подход в многофункциональных зонах дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района"
Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Педагогическое совещание...

Консультация. Развитие креативного мышления у детей.
Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творче...