«Ассоциации» Методическое пособие по активизации креативного мышления у детей с ОВЗ
методическая разработка

   Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление, которое определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_assotsiatsii.docx665.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Колосок»

«Ассоциации»

Методическое пособие

по активизации

креативного мышления у детей с ОВЗ

Автор: О.Ю Пичуева.

Минусинск. 2024 г

Актуальность

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление, которое определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.

Актуальность данной проблемы велика. В связи с современными представлениями о структуре готовности к обучению, с учётом негативного влияния зрительной недостаточности у детей с нарушенным зрением на чувственную основу познавательной деятельности особую актуальность приобретает интеллектуальная подготовка таких детей к учебной деятельности. Ассоциативное мышление является одной из форм отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация будущего школьника. В свою очередь, приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает изучение особенностей владения мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и классификацией. Анализ экспериментальных и теоретических работ показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми её связями и отношениями. Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям. При соответствующей организации и управлении процессом познания у слабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно, слабовидение не может быть непреодолимым препятствием для полноценного развития мышления. Таким образом составление ассоциативных рядов - это наиболее короткий путь развития ассоциативного мышления, воображения, памяти.

Ассоциативное мышление - это процессы познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.

Ассоциации - это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово "зима" вызывает ассоциативную связь с холодом и замиранием природы, у другого со снежинками и заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, новогодними праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.

Данный метод:

  1. Имеет научно - теоретическую основу. Основателем ассоциативной теории мышления является Дж. Локк XVII в.
  2. Способствует стимулированию сознания процессом обобщения, анализа, сравнения.
  3. Формирует умение создавать ассоциативные ряды;
  4. Способствует: развитию воображения, продуцировать необычные идеи, образовывать новые смысловые связи.
  5. Способствует раннему появлению произвольного внимания.

Развитое ассоциативное мышление имеет ряд преимуществ:

• способствует развитию воображения;

• помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

• облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

• улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

• стимулирует работу мозга;

• улучшает объём памяти.

Приёмы, развивающие ассоциативное мышление, не только облегчают запоминания, но и увеличивают объёмы памяти у дошкольников путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель. Приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений.

Задачи:

Обучающие:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире с помощью ассоциативных рядов;
  • Решение речевых проблем с помощью развития и расширения активного словарного запаса.

Развивающие:

  • Развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, ассоциативного словесно- логического мышления, творческого воображения. Развитие интеллекта.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей устойчивого интереса к познанию окружающего мира;
  • Воспитание у детей адекватного отношения к рассуждениям и высказываниям своих товарищей.

Принципы:

  • Использование наглядного материала
  • Обучение возможно только через чувственные познания, т.е.через образы и представления
  • Ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

В рамках ФГОС использование развития ассоциативного мышления в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественное развитие.

Суть работы заключается в том, что по каждому слову, предмету или явлению ребёнку предлагается не готовая картинка с изображением этого предмета или явления, а ряд ассоциативных рядов. Количество рядов зависит от сложности предмета или явления, индивидуальных особенностей ребёнка и его возраста.

Ассоциативные ряды классифицируются:

  • По цвету: красный (яблоко, малина, солнце, помидор, земляника …)

жёлтый (песок, солнце, груша, цыплёнок, золотая рыбка…)

зелёный (трава, кузнечик, огурец, листва, лягушка, ель…)

синий (небо, слива, вода, незабудка, виноград…)

  • По форме: круг (яблоко, арбуз, мяч, колобок, помидор…)

овал (огурец, дыня, лужа, яйцо…)

треугольник (сарафан, крыша, ёлка…)

квадрат (картина, дом, стол…)

прямоугольник (аквариум, книга, автобус, ракета…)

трапеция (юбка, цветочный горшок, лодочка, шляпа…)

  • По окраске: гладкая (машина, асфальт, лёд…)

неровная (трава, листва, река в реке…)

полосатая (зебра, тигр, арбуз, тельняшка, флаг…)

пятнистая (леопард, божья коровка, рыбка…)

узорчатая (птица, бабочка, ткань…)

  • По темам:
  • овощи,
  • фрукты,
  • ягоды,
  • деревья,
  • домашняя птица,
  • домашние животные,
  • дикие животные,
  • подводный мир,
  • здания и архитектура,
  • наземный транспорт,
  • водный транспорт,
  • воздушный транспорт,
  • персонажи сказок,
  • цветы.

Ассоциации разделяются по следующим критериям или типам:

  • причинно - следственные связи ( холод-болезнь; туча- дождь)
  • подобию понятий (грязь- пыль; свадьба- праздник)
  • близость в пространстве и времени (телевизор-пульт; кастрюля- суп)
  • контрасту качеств предмета (тепло - холод; свет- темнота)
  • обобщению (роза-цветок; Ванечка - ребёнок)
  • дополнению (каша-масло)
  • подчинению понятий (фрукт-слива)
  • целое и части (халат- карман; комната – потолок)
  • соподчинение конкретному объекту (кресло-кровать)

Практика показала, что в результате использования ассоциативных рядов, схем и мнемотаблиц - расширяется не только словарный запас детей, знания об окружающем мире, стимулируется познавательная активность, сокращается время обучения, но и осуществляется творческая самореализация ребёнка. Развивается креативное словесно - логическое мышление, творческое воображение.

Постепенно мышление и память дошкольников меняется и укрепляется на основе образов-ассоциаций. Знакомство с новым и неизвестным становится не пассивным принятием материала, а поиском, добычей и совместными выводами по изучаемой теме.

Виды и формы работы.

  • Составление и обновление (расширение) ассоциативных рядов.

По цвету:

По форме и цвету:

По форме:

По окраске:

По темам:

  • Кодирование информации( зарисовка текста символами, цветными полосками, предметами различной текстуры).
  • Использование мнемотаблиц, цветных дорожек, сегментов, как отдельными единицами, так и объедёнными в группах.
  • Составление рассказов по картинам, из личного опыта. Описание предмета (-ов).
  • Пластические этюды.
  • Разгадывание друдлов (описывание картинок, которые представляют собой набор каракулей).
  • Составление простейших фантастических картин, коллажей.
  • Знакомство с ментальными картинами.
  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка, конструирование.
  • Подвижные игры.
  • Мелодекламация прозы и стихов.
  • Культурные практики для устранения психологического барьера у детей с ОВЗ, повышение самооценки, собственной значимости.

Структура занятий.

  1. Организация детей (подготовка детей к НОД: внешний вид, собранность, внимание; создание мотивации, интереса /приёмы, содержащие занимательность, сюрпризы, загадочность/).
  2. Основная часть (организация детского внимания; объяснения материала и показ способа действий или постановка учебной задачи и способы совместного решения; закрепление и совместное упражнение, самостоятельная работа с дидактическим материалом).
  3. Окончание НОД (подведение итогов, анализ НОД, рефлексия, сообщение, чем будут заниматься в следующий раз; переключение детей на другую деятельность)

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 25-30 минут. При проведении занятий педагогом используются здоровьесберегающие технологии:

  • Гимнастика для глаз
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для мышц и кистей рук
  • Физминутки
  • Подвижные игры

Ожидаемые результаты.

- Расширяется кругозор;

- Появляется интерес к самостоятельной добычи информации;

- Появляется потребность к фантазированию, составлению собственных сочинений как словесных, так и изобразительных;

- Увеличивается словарный запас;

- Дети преодолевают застенчивость и страхи быть в центре внимания. Учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше у ребёнка развивать ассоциативное мышление, тем лучше ребёнок будет готов к школе, так как мышление и память, а так же речь и воображение являются важными показателями умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы

#1040;мосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н. - М.: Наукова думка, 2017. - 303 c.
2. Башаева, Т. В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность / #1058;.В. Башаева. - Москва: РГГУ, 2017. - 176 c.

Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Проверяем знания дошкольника. Часть 2. Тесты для детей. 5 лет. - М.: Весна-Дизайн, 2018. - 940 c.

4. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т,

5. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация / И.Г. Корнилова. - М.: Экзамен, 2017. - 160 c.

Приложение

Перспективный план работы по теме: «Использование наглядности для развития у дошкольников ассоциативной памяти, мышления и воображения».

Месяц

Задачи

Игры, упражнения

Работа с родителями

Сентябрь

Определение проблемы, поиск и ознакомление с литературой по теме.

Д /и «Что на что похоже?»

«Давайте вместе поиграем».

Октябрь

Составление перспективного плана по теме.

Д /и «Волшебное превращение»

«Преврати геометрические фигуры во что хочешь.»

Ноябрь

Знакомство детей с друдлами. Способствовать развитию сознания и воображения.

д/и «Тайные рисунки», « Что хотел нам сообщить инопланетянин?»

Консультация на тему: «Использование друдлов в игре и обучении».

Декабрь

Знакомство с цветными дорожками и сегментами. Выстраивание ассоциаций с цветом.

Д / и «Разноцветный зонтик».

«Волшебная дорожка».

«О чём мы можем рассказать, с помощью цветных полосок?»

Январь

Составление небольших творческих рассказов с помощью цветных дорожек и сегментов.

«Путешествие в страну чудес».

«Полосатые сказки».

Стендовая информация « Играем в ассоциации дома».

Февраль

Знакомство с ассоциативными рядами (по цвету и по форме)

«Опиши предмет или явление при помощи цветных геометрических форм».

Март

Развитие фантазии и мышления при помощи изображения фантастических рисунков и картин, составление рассказов.

«Однажды, гуляя по лесу, я увидел (-а)…»

« Когда я был на Луне…»

Апрель

Знакомство с ментальными картами. Упражнять дошкольников в их составление.

Карты на тему: «Насекомые», «Подснежники»,

«Сезонные изменения труда взрослых весной».

Организовать выставку для родителей ментальных карт, составленных детьми.

Май

Тиражирование опыта работы.

Мастер класс для воспитателей «Ассоциации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста .

Данное пособи разработано лично мной . Опробовано и внедрено в работу с детьми . Успешно используется .1- Каждый хочет быть первым . Цель - Порядковый счет .2-Как соединить точки по порядку . Цель-Учи...

Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста

Креати́вность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие...

Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения

Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения....

Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения

Презентация к докладу "Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения"...

Проект "Креативное мышление у детей дошкольного возраста через дивергентный подход в многофункциональных зонах дошкольных образовательных учреждениях Шурышкарского района"

Дошкольное отделение Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Педагогическое совещание...

Консультация. Развитие креативного мышления у детей.

Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творче...