Тренинговая программа для формирования адекватной самооценки старших дошкольников в становлении детского коллектива.
рабочая программа (подготовительная группа)

Шалагина Анастасия Михайловна

Тренинговая программа для формирования адекватной самооценки старших дошкольников в становлении детского коллектива. 2025 г. - 13 с.

Тренинговая программа представляет собой серию коррекционно-развивающих тренинговых упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки старших дошкольников и сплочению детского коллектива, которые могут быть использованы как в педагогической, так и психологической помощи воспитанникам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_doshkolnikov.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар “Детский сад комбинированного вида №211”

Тренинговая программа для формирования адекватной самооценки старших дошкольников в становлении детского коллектива.

Воспитатель: Шалагина А. М.

Пояснительная записка. 

Нет волшебных сценариев, нет универсальных инструментов, нет чудодейственных рецептов, пригодных на все случаи жизни. Потому что -разговоры об уникальности личности каждого человека, оскомину давно набившие, не пустые. Потому что мы и в самом деле все разные: и воспитанники и воспитатели.

Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души. Наверное потому, что для каждой души он свой, ведь душа у каждого развивается по своему особому пути. Точно так же происходит и в практической психологии. Отсюда понятна специфика работы ведущего тренинговых групп: он должен владеть значительным количеством разнообразных алгоритмов (методов, приемов) и уметь комбинировать эти алгоритмы в самых разнообразных вариантах в зависимости от обстоятельств его деятельности (состава группы, особенностей отдельных участников). Чтобы виртуозно «играть» приемами и упражнениями, надо очень глубоко понимать их смысл, прочувствовать их, то есть в каждом из них пройти миг переживания. Тогда каждое упражнение будет не сухим алгоритмом, схемой действий, пошаговым планом, а проживанием опыта, причем не только для участников группы, но и для ведущего. Проживая упражнение каждый раз вместе с группой, ведущий каждый раз приобретает новый опыт. Это не парадокс: психологические игры и упражнения имеют удивительное свойство, отличающее их от других «способов структурирования времени», повторение которых не приносит ничего кроме скуки. Их содержание в любой момент готово блеснуть новой, не виданной ранее драгоценной гранью, повернуться неожиданной стороной. Вы можете десятки раз использовать одно и то же упражнение в разных группах, даже почти не модернизируя его, и обнаруживать в нем все новые смыслы — эти великолепные жемчужины для украшения личности.

Основной принцип тренинга - каждый достигает новое только путем собственных активных усилий.

Задача ведущего - создать условия, в которых это может получиться.

Задача каждого участника - быть активным и в процессе групповых занятий, и в самостоятельной работе.

Каждое тренинговое занятие включает в себя следующие элементы:

  1. Краткое теоретическое введение.
  2. Выявление привычных для участников способов межличностного воздействия.

З. Инструктирование по поводу иных возможностей и способов взаимодействия.

4. Экспериментирование с новыми способами взаимодействия в дискуссиях, ролевых играх и психогимнастических упражнениях.

Благодаря тренинговым упражнениям воспитанники начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова учителя (ведущего) и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. С помощью тренинговых упражнений формируется адекватная самооценка, коллектив становится более сплоченным, чаще звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмоционально поддержать. Активно применяются (разумеется, на игровых имитационных моделях) новые способы взаимодействия, поведения, решения проблем.

С целью развития адекватной самооценки у старших дошкольников была разработана и апробирована программа тренинга личностного роста. Настоящая программа тренинга предназначена для работы воспитателя с детьми старшей, подготовительной к школе группы.

В программе тренинга представлено описание тренинговых материалов и упражнений, которые могут быть использованы как в педагогической, так и психологическои помощи воспитанникам.

Главной целью программы является развитие адекватной самооценки личности старших дошкольников и, следовательно, становление детского коллектива в детском саду.

Цель тренинговой программы конкретизируется в частных задачах:

  1. Вооружение дошкольников системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуации;
  2. Создание условий для включения дошкольников в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия;

З. Развитие адекватного понимания самого себя;

4. Развитие адекватной самооценки;

5. Создание устойчивых позитивных психоэмоциональных состояний.

Тренинговое занятие включает З упражнения с целью формирования

адекватной самооценки младших школьников и сплочению детского коллектива.

Каждое тренинговое занятие построено следующим образом: 1. Разминка;

2. Основное содержание занятия;

3. 3аключительные процедуры;

4. Рефлексия.

1. Знакомство

    Снятие эмоционального напряжения.

   Знакомство с работой группы, со структурой занятия.

   Знакомство с каждым членом группы.

   Формирование умения видеть позитивные стороны поведения участников.

   Определение индивидуальных особенностей участников.

   Установление принципов работы в группе.

   Создание доброжелательной атмосферы.

   Формирование умения общаться и работать группой.

   Сознание своих сильных и слабых сторон характера.    Формирование умений самоанализа (рефлексия)

  1. Разминка
  2. Информация о тренинге, знакомство со структурой занятия

З. «Знакомство»

  1. Позитивные итоги
  2. «Дискуссия»
  3. Выработка правил группы
  4. «Испорченный телефон»
  5. Самоотчет
  6. Рефлексия.

2. Путешествие к центру своего «Я»

   Создание чувства особенности общения в группе, климата психологической безопасности; формирования установки на взаимопонимание.

   Сплочение группы, настрой группы на освоение нового материала.

   Осознание участниками цели посещения тренинговых занятий.   Создание участниками того, что они думают о себе, как они относятся к себе.

  1. «Детектив»
  2. «Анекдот»

З. Разминка

  1. «Иностранец и переводчик»
  2. Самоотчет
  3. Рефлексия.

З. Я - глазами других

   Снятие эмоционального напряжения.

   Формирование умения видеть позитивные стороны поведения участников.

   Определение индивидуальных особенностей участников.  Отработка навыков рефлексии.

  1. Разминка.
  2. «Событие»

З. «Дерево»

  1. «Стенка на стенку»
  2. Рефлексия.

4. Размышления о самом себе

   Снятие эмоционального напряжения.

   Сознание своих сильных и слабых сторон характера.

   Формирование умения видеть

позитивные стороны поведения в самом себе.

   Определение индивидуальных особенностей своего «Я».

Отработка навыков рефлексии.

  1. Разминка
  2. «Кто я?»

З. «Подчеркивание общности»

4. «Подчеркивание

значимости»

5. Рефлексия

6. Самоотчет.

5. Завершение

работы в группе

Снятие эмоционального напряжения.

  Анализ собственного пройденного пути.

  Оценка изменений,

произошедших в процессе работы.

  Поддержание доброжелательной атмосферы.  Отработка навыков рефлексии

1. Разминка

2. «Волшебный

чемоданчик»

З. «Два круга»

4. «Необоснованная просьба»

  1. Рефлексия
  2. Самоотчет.

      Каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время которой воспитатель узнает у детей их состояние, желание продолжить работу. Рефлексия является одним из основных средств, способствующих объективному пониманию себя, своих психологических состояний. Кроме основных процедур членам группы предлагается разминка, с целью снятия усталости, напряжения или включения в работу. Информирование предназначено для вооружения воспитанников системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуации.

На первом занятии «Знакомство», используются такие упражнения как: «Знакомство», «Дискуссия», «Испорченный телефон». Воспитанники будут заинтересованы, но будут неохотно участвовать в упражнениях, но затем увлекаются, становятся более активны. Появляется желание участвовать, обсуждать происходящее.

На втором занятии «Путешествие к центру своего «Я» проводятся такие упражнения как: «Детектив», «Анекдот», «Иностранец и переводчик», целью которых является создание условий для включения учащихся в процесс осознания своего отношения к себе, своих сильных и слабых сторон. Во время занятия дети могут быть неуверенны в своих силах, в себе. Им может быть  трудно преодолеть страх, рассказать всем о своих слабых или сильных чертах характера. На занятии дети учатся видеть в себе хорошее, а главное — говорить об этом вслух.

На третьем занятии «Я» глазами других» проводятся такие тренинговые упражнения как: «Событие», «Дерево», «Стенка на стенку». Цель упражнений: отработка навыков анализа своего поведения, создание условий для возможности увидеть себя газами других участников тренинга.

На четвертом занятии «Размышления о самом себе» проводятся такие упражнения как: «Кто Я?», «Подчеркивание общности», «Подчеркивание значимости», целью которых является осознание каждым членом тренинговой группы тех качественных изменений, которые произошли во время коррекционной работы.

На пятом занятии «Завершение работы в группе» проводятся такие упражнения как: «Волшебный чемоданчик», «Два круга», «Необоснованная просьба». Цель упражнений: анализ детьми собственного пройденного пути и оценка изменений, произошедших в процессе работы.

Таким образом, можно судить о том, что реализация тренинговых игр выступает важнейшим фактором становления адекватной самооценки старших  дошкольников, оптимизации процесса ее становления в детском коллективе детского сада.

Рекомендации воспитателю по использованию программы тренинга личностного роста

Упражнения, используемые на занятии, способствуют включению участников детского коллектива в процесс самораскрытия, самосовершенствования, самопринятия.

  1. Воспитатель объявляет тему и цели каждой встречи и переходит к основным процедурам. В описание встречи включено информирование детей, которое воспитатель использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу.
  2. В течение каждого занятия воспитатель (ведущий) дает участникам задания на самопознание, которое направленно на закрепление полученных в прошедшей встрече знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

З. В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы. Затем проводится экспресс-диагностика состояния участников, понимание происходящего. Работа осуществляется с помощью различных методов психологического воздействия: конгруэнтной коммуникации (активное слушание, эмпатическое принятие), метод арттерапии, групповая дискуссия, анализ ситуации.

  1. После тренинга проводится самоотчет, который направлен на осознание впечатлений, ощущений, мыслеи, которые возникают во время занятия у детей.
  2. Всегда необходим некоторый «разогрев», создание мотивации изменений.

Воспитатель (ведущий) может применять различные тактики:

  1. Если группа детей настроена доброжелательно, но напряженно, то его задача - помочь расслабиться, избавиться от напряжения, создать атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и «мажорного» настроения у участников, позволяющую обеспечить условия для позитивной мотивации на групповое взаимодействие;
  2. Если группа с самого начала настроена скептически или даже враждебно (что случается ввиду насильственного включения в группу по требованию администрации учреждения), ведущий сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая задания, трудные психологически и подчеркивающие отсутствие умений эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных способов решения проблемы.

Общее содержание, цели и задачи каждого занятия

Тематический план занятий

Темы занятий

1

Знакомство

2

Путешествие к центру своего «Я»

З

«Я» глазами других

4

Размышления о самом себе

5

Завершение работы в

группе

  1. Знакомство.

Цель - создание условий для включения старших дошкольников в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе; знакомство с каждым членом группы.

2. Путешествие к центру своего «Я».

Цель - создание условий для включения воспитанников в процесс осознания своего отношения к себе, своих сильных и слабых сторон; развитие навыков рефлексии и обратной связи.

З. «Я» глазами других.

Цель - создание условий для возможности увидеть себя глазами других; отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс совершенствования.

4. Размышление о самом себе.

Цель - анализ и осознание каждым членом детского коллектива тех качественных изменений, которые произошли в процессе работы.

5. Завершение работы в группе.

Цель - анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели, выражение добрых качеств к каждому члену детского коллектива.

                             Занятие 1 «Знакомство»

Упражнение первое: «Знакомство»

Цель: знакомство с каждым членом детской группы; формирование навыков активного слушания; включение детей в процесс самораскрытия.

Инструкция: каждый участник круга должен представиться. Для этого он называет свое имя, а потом одно положительное и одно отрицательное качество своего характера. После того, как первый участник представится, следующий должен дословно повторить, что сказал его товарищ, а потом уже представится сам. Третий участник должен повторить то, что предшествующий участник сказал о себе, а потом уже назвать собственные качества и т.д., пока вся группа не представится. После этого проводится опрос каждого из участников круга: что было легче - повторить слова другого человека или говорить о себе.

Упражнение второе: «Дискуссия»

Цель: создание условий для включения воспитанников в процесс самораскрытия; формирование и развитие навыка ведения беседы; умение работать и общаться в группе.

Инструкция: для ведения дискуссии заранее объявляется тема. Каждый из участников дискуссии может представить свою личную точку зрения, либо точку зрения своей команды, с которой он обсудил данную проблему. Участникам дискуссии предлагается за ограниченное время прийти к общему решению, в котором сохранялись бы наиболее ценные идеи отдельных участников. Упражнение завершается опросом, в котором выясняется степень удовлетворенности или неудовлетворенности процессом и результатами дискуссии каждым участником.

Упражнение третье: «Испорченный телефон»

Цель: формирование умения общаться в группе; включение детей в процесс самораскрытия.

Инструкция: участникам сообщается, что в группе будет зачитан текст из нескольких предложений, который они должны будут передавать друг другу по памяти, не делая никаких записей и пометок. После этого в кругу остается только один из участников, а остальные выходят за дверь. Ему зачитывают текст. Потом приглашается второй участник. Первый сообщает все, что запомнил. Затем, приглашается следующий и так далее, пока текст не повторит последний участник.

Часто в результате такой передачи смысл текста искажается до противоположного, что и произошло с участниками этого упражнения. В процессе обсуждения дети должны высказать свои соображения по поводу причин возникновения ошибок.

               Занятие 2 «Путешествие к центру своего «Я»

Упражнение 1. «Детектив»

Цель: Создание условий для включения воспитанников в процесс осознания своего отношения к себе, своих сильных и слабых сторон; преодоление трудности в воспроизведении слов партнера.

Инструкция: вся группа встает в круг. Ведущий предлагает участникам сочинить детектив с любыми героями и содержанием. Каждый из участников придумывает только одно предложение, но так, чтобы оно было продолжением предыдущего рассказа. При этом, прежде чем назвать свою фразу, необходимо дословно повторить предыдущую.

Упражнение продолжается до тех пор, пока все не попробуют себя в этом коллективном творчестве.

                             Упражнение 2. «Анекдот»

Цель: сплочение участников тренинговой группы.

Инструкция: воспитанники объединяются, в пары и рассказывают друг другу какую-то маленькую историю или анекдот. После этого каждый участник рассказывает в кругу историю своего партнера, пытаясь передать ее дословно.

Упражнение 3. «Иностранец и переводчик»

Цель: развитие навыков обратной связи; формировать умение доверять коллективу.

Инструкция: в группе выбираются два участника, один из которых играет роль иностранца, а другой - переводчика. Остальным предлагается представить себя журналистами, находящимися на конференции приехавшего гостя. «Иностранец» сам выбирает образ своего героя и представляется публике. Журналисты задают ему вопросы, на которые он отвечает на «иностранном»

языке. Задача переводчика — кратко, сжато, но точно передать то, что сказал «иностранец».

                       Занятие 3. «Я» глазами других»

Упражнение 1. «Событие»

Цель: создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей; отработка навыков своего поведения.

Инструкция: один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. По заданию воспитателя кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то интерпретирует. После каждого пересказа ведущий спрашивает у рассказчика, правильно ли передана мысль, это ли содержание хотел рассказчик донести до группы. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит других членов группы выполнить это задание еще и еще раз, до тех пор, пока не будет найден адекватный вариант. В группе обсуждаются причины расхождения смыслов: почему рассказчик нам сообщает об одном, а мы слышим другое.

                                   Упражнение 2. «Дерево»

Цель: включение участников в процесс самосовершенствования; отработка навыков своего поведения.

Инструкция: группе предлагается представить свою аудиторию в виде дерева. Крона его находится у окна, а корни у противоположной стороны. Участникам нужно найти свое место на этом дереве, а затем найти место на дереве для других участников группы.

Упражнение З. «Стенка на стенку»

Цель: создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей; отработка навыков анализа своего поведения.

Инструкция: отбираются две равные по количеству группы участников. Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Одного из тех, кто выбрал для себя положение ближе к корням дерева, ведущий просит представить себе трудную ситуацию, с которой он, может быть, не смог бы справиться в реальной жизни и обратиться к кому-либо из сидящих в противоположной шеренге с претензией. Задача его партнера — помочь снять эмоциональное напряжение у партнера.

Занятие 4 «Размышление о самом себе»

Упражнение 1. «Кто Я?»

Цель: дать возможность воспитанникам осознать себя как уникального человека, со своими индивидуальными особенностями; осознание каждым членом детского коллектива своих черт характера.

Инструкция: все участники группы с помощью воспитателя пишут на листках бумаги имя и фамилию лица, хорошо известного всей группе, но таким образом, чтобы соседи не видели. Потом ведущий предлагает каждому прикрепить свою записку на спину кому-либо из присутствующих. Теперь у каждого на спине приколота записка с чьим-то именем, которое могут прочитать все остальные, но не может прочитать он сам. По сигналу группа занимает свои места. Тренер предлагает участникам узнать «кто я», используя только закрытые вопросы. Но предварительно необходимо продумать алгоритм, используя который можно эффективно узнать ответ на этот вопрос.

Упражнение 2. «Подчеркивание общности»

Цель: осознание каждым членом детского коллектива своих черт характера; формирование умения доверять коллективу и принимать себя и других.

Инструкция: упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...», и называет это качество, например: «Мы с тобой застенчивые»; тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-либо другому.

Упражнение З. «Подчеркивание значимости»

Цель: дать возможность воспитанникам осознать себя как уникального человека; анализ и осознание каждым членом коллектива тех качественных изменений, которые произошли в процессе работы.

Инструкция: в этом упражнении детям предлагается выявить в других людях качества, вызывающие восхищение, уважение или симпатию. Упражнение выполняется в кругу с мячом. Ведущий просит участников выбрать тех детей, с которыми он менее знаком, для того чтобы усложнить себе задачу. Упражнение начинается с того, что кто-то, обращаясь к своему коллеге, говорит: «Таня, мне в тебе нравится...» и называет то личностное качество, которое он отметил. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответе на эти слова.

Занятие 5 «Завершение работы в группе»

Упражнение 1. «Волшебный чемоданчик»

Цель: анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели; выражение добрых чувств к каждому члену детского коллектива.

Инструкция: все становятся в круг. Суть упражнения заключается в том, что каждый игрок по очереди сначала загадывает, а потом передает другому воображаемый предмет. Предварительно, перед передачей этого воображаемого предмета другому, тот, кто отдает его, должен с помощью невербальных приемов-жестов, мимики, пантомимики, взгляда и т.д. попытаться рассказать о нем. Тот, кто получает предмет в руки, должен догадаться, что ему передали.

Упражнение 2. «Два круга»

Цель: развивать способность лучше понимать окружающих людей; воспитывать умение терпимо относится друг к другу.

Инструкция: участники разбиваются попарно и садятся друг против друга в два круга: внутренний круг направлен наружу, внешний к ним лицом. Участникам предлагается какая-то эмоционально заряженная ситуация, член пары, сидящий во внутреннем кругу, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем кругу. Время ограничено 3-5 минутами, предлагается три ситуации. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение. После окончания упражнения происходит обсуждение того, что помогло снять напряжение.

Упражнение З. «Необоснованная просьба»

Цель: развивать умение позитивно сотрудничать, слышать товарища, говорить с ним «на одном языке».

Инструкция: ведущий последовательно обращается ко всем участникам группы с какой-то просьбой. Участники должны отказаться от ее выполнения. Необходимо вначале согласиться с тем аргументом партнера, который не вызывает возражений, а потом выразить сомнение в следующем аргументе и трезво оценить его весомость. Важно, чтобы отвечающий не вносил своих собственных аргументов, а работал только с предъявленным. Это помогает партнеру понять, что его слышат, его мнение уважают, но выполнить его просьбу по какой-то причине не могут.

Используемая литература

  1. Гурангов В, Долохов В. Курс начинающего волшебника. Учебник везения. СПб.: Питер. 2000. - 1 ос.
  2. Генкин Е. Психологические опыты. - СПб.: Питер. 1997. -253 с.
  3. Дерманова И.Б. Психологический тренинг. - СПб.: Речь. 2005. – 40 с.
  4. Калишенко В. Д. Педагогическая оценка в формировании самооценки старших дошкольников// Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2022. № 12. С. 40-46.
  5. Капитанец Е. Г. Модель формирования самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № Т7. С. 146-150.
  6. Корнеева Т. В. Особенности представлений старших дошкольников об «образе Я» и их взаимосвязь с самооценкой // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 2. С. 13-22.
  7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПБ.: Питер, 2009. -320 с.
  8. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -347 с.
  9. Сидоренко Е.В. Межличностные отношения: методические рекомендации. - СПб.: Просвещение. 2004.- 66 с.
  10. Симмонс К. Стань самим собой. - СПб.: Питер. 1997. -126с.
  11. Стивенс Дж. Приручи своих драконов. Как обратить свои недостатки в достоинства. - СПб.: Питер. 1996. - 478 с.
  12. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг. - СПб.: Питер. 1997.- 189с.
  13. Рейнольдз С. Настроение-отличное! Как стать счастливым за восемь минут. СПб.: Питер. 1997. - 122 с.
  14. Харт Л. Из гусеницы в бабочку. Три ступени личностного роста. - СПб.: Питер. 1997. - 180 с.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………...2

Рекомендации воспитателю по использованию программы тренинга личностного роста…………………………………………………………………...7

Общее содержание, цели и задачи каждого занятия………………………………8

 Занятие 1………………………………………………………………………………8

 Занятие 2……………………………………………………………………………...9

Занятие З……………………………………………………………………………..10 Занятие 4……………………………………………………………………………..11

 Занятие 5……………………………………………………………………….……12

Используемая литература…………………………………………………….……13

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение возможностей формирования адекватной самооценки у дошкольников.

Данный опыт работы был создан  в период учебы в ВУЗе и является моей Выпускной квалификационной работой. Примечателен тем, что в Приложении представлены конспекты групповых занятий, которые спосо...

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Известно, как значимо формирование в старшем дошкольном возрасте адекватной самооценки. Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль...

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Как сформировать адекватную самооценку у дошкольников....

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

Программа по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Программа  по формированию адекватной самооценки  у детей старшего дошкольного возраста...

"Скоро в школу!" Коррекционно-развивающая программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через совместную деятельность детей с родителями на психолого-логопедических занятиях; повышение психолого-педагогической ко...