Программа по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программа по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по формированию адекватной самооценки
у детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Становление самосознания и самооценки личности - одна из важных проблем дошкольного возраста. Именно в этот период жизни происходит осознание ребенком самого себя, своих потребностей. От уровня сформированности самооценки зависит успешность обучения дошкольника в школе, степень его социализации.
Программа по формированию адекватной самооценки (далее Программа) разработана на основе нормативно-правовых документов и методических материалов по дошкольному образованию и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Цель Программы: психолого-педагогическое содействие формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Задачи. Способствовать:
- снятию у дошкольников состояния эмоционального дискомфорта;
- развитию у них позитивного и критического отношения к себе, сверстникам и окружающему миру;
- формированию умения принимать адекватные (в соответствии с возрастными особенностями) решения;
- повышению уровня компетентности родителей в вопросах формирования самооценки у дошкольников.
Методологической основой программы являются:
- психолого- педагогическая теория деятельности Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева;
- теория личностно-ориентированного подхода к обучению Ш. А. Амонашвили, И.С. Якиманской.
Программа строится с учетом принципов:
- развития (рассматривание психических явлений в постоянном изменении, движении, развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант;
- детерминизма (изучение закономерных зависимостей психических явлений от порождающих их факторов);
- единства сознания и деятельности (психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются);
- природосообразности и гуманизации.
Методы работы:
- методы формирования сознания - метод убеждения (объяснение, разъяснение, беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования поведения (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации, метод игры);
- методы формирования чувств и отношений (поощрение) используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности (поощрение
Выбор методов зависит от факторов:
- цели и задач на каждом этапе работы с детьми;
- психических и возрастных особенностей дошкольников;
- анатомо-физиологических особенностей детского организма (работоспособность, утомляемость, особенности нервной системы);
- материально-технической базы детского сада;
- сложившейся традиции в педагогике детского сада:
- уровня компетентности педагогов.
Условия формирования адекватной самооценки:
1. педагогическое взаимодействие, осуществляемое в форме содействия и играющего роль источника оценочных воздействий, контекста для самосравнения ребенка с эталоном, способствующего организации индивидуального опыта ребенка;
2. позитивный микроклимат и гуманные межличностные отношения между дошкольниками;
3. организованная продуктивная и игровая деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
4. позитивные детско- родительские отношения;
5. личный опыт старшего дошкольника.
Программа представлена блоками:
1. Критериально – уровневая шкала сформированности самооценки
(приложение 1).
2. Методики исследования уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста (приложение 2)
3. Дидактический материал для работы с детьми (приложение 3).
4. Работа с семьей (приложение 4).
А) Реализация Программы позволит раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка и сформировать у них адекватную самооценку.
Критериально – уровневая шкала сформированности самооценки
Критерий | Показатели |
общая способность к самооцениванию | адекватная реалистическая самооценка; адекватная оценка своих поступков и поступков других детей, результатов своей деятельности и деятельности товарищей; выделение некоторых критериев для оценивания себя и своей деятельности; умение дать характеристику выделенному критерию; выражение ее в развернутой речевой форме, ее мотивирование |
реалистичность самооценки | сформирован один из видов самооценки (реалистичная, завышенная, заниженная); не всегда адекватная оценка своих поступков и поступков других детей; адекватная оценка результатов своей деятельности и деятельности товарищей при помощи взрослых; выделение некоторых критериев для оценивания себя и своей деятельности; мотивируют свою оценку; не дает характеристику выделенному критерию; не выражает ее в развернутой речевой форме |
обоснованность самооценки | сформирована заниженная или завышенная самооценка; неадекватная оценка результатов своих поступков и поступков других детей, результатов своей деятельности и деятельности товарищей; не использует речевые формы, выражающие оценку; не выделяет некоторые критерии для оценивания себя и своей деятельности; не дает характеристику выделенному критерию; не выражает ее в развернутой речевой форме; не мотивирует свою оценку; |
Б) Критерий: готовность родителей к становлению адекватной самооценки.
Показатели: тревожность, базовое доверие к миру.
Уровни:
Высокий. Родители всегда готовы помочь своему ребенку, независимо от того, заняты они в данный момент или нет. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками. Дети растут самостоятельными, активными, любознательными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
Средний. Дети всегда находится под гнетом своих родителей, с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки (плач), показывают свою беспомощность. У детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений воспитателя. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезнет, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей.
Низкий. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», демонстративно обижается. Ребенок растет эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.
Критерий: микроклимат в группе.
Показатели: взаимоотношения.
Уровни:
Высокий. Спокойствие, вера, доброжелательность, любовь к себе и окружающим. Активное взаимодействие друг с другом всех воспитанников группы. Между детьми возникают чувства сопереживания и сочувствия.
Средний. Возникновение мелких конфликтов с быстрым его устранением. Редкие взаимодействия друг с другом воспитанников группы. Не исключены мелкие обиды.
Низкие. Возникают конфликтные ситуации между детьми. Ябедничество, ссоры без примирения, обиды, плач. Приходится наблюдать в общении между детьми проявление жестокости, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Критерий: Педагогическое взаимодействие.
Показатели: Эмоциональное благополучие.
Уровни.
Высокий. Воспитателю присуще преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, мимикой, жестами, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Дети в такой группе чувствуют эмоциональную поддержку.
Средний. Педагоги редко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера сложившейся ситуации.
Низкий. Воспитатель характеризуется негативным отношением к своей работе. Всем своим поведением подчеркивает, насколько он выше детей. Часто создает в группе атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения детей.
Методики исследования самооценки
- Лихачева Е.Н. Социальный профиль ребенка.
- Методика Захарова А.В. «Определение эмоционального уровня самооценки».
- Методика Лампен Д. в адптации Пономаренко Л.П. «Дерево».
- Р.С. Немова Р.С. «Какой Я».
- Методика Щур В.Г., Якобсона С.С. «Лесенка»;
Дидактический материал для работы с детьми
1. Алгоритм дня «Ступеньки проживания»:
- «Утро радостных встреч» (взаимные приветствия, проявления доброжелательного отношения ко всему «групповому сообществу»: называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые дела);
- «Посиделки» (рассказы детей и педагогов об интересных историях, событиях из личной жизни);
- «Вечерний круг благодарения» (отмечаются хорошие дела дошкольников; дети благодарят тех, кто помог им в течение дня, с кем было интересно играть. Если кто-то из детей остается без благодарения со стороны воспитанников, педагог обязательно должен найти повод его поблагодарить).
2. Решение и разбор практических ситуаций, в которых необходимо сделать нравственный выбор, проявить доброе отношение к окружающим («Научи друга тому, что умеешь делать сам»).
3. Игры, упражнения, этюды.
«Вежливые слова» (Какие вежливые слова мы произносим, заходя в группу, уходим из детского сада, благодарим кого-либо и т.п.)
«Комплименты» (назови, что в Сережи… тебе нравится).
«Волшебное зеркало»
Цель: формирование уверенности в себе».
Правила игры. Взрослый предлагает ребенку посмотреть в «волшебное» зеркало.
Методические рекомендации. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и в группе. Выбирается «зеркало» - это может быть другой ребенок или взрослый. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Эта игра будет полезна для ребенка, не уверенного в себе, поможет ребенку почувствовать себя более раскованно, свободно, увидеть себя со стороны, «раскрыться».
«Я – разный»
Цель: помочь ребенку поверить в себя, свои возможности.
Правила игры. Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя в трех рисунках: какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы хотел стать.
Методические рекомендации. Для проведения игры потребуются лист бумаги, разделенный на 3 части, цветные карандаши. После рисования необходимо обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо сделать, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.
«Поймай мяч»
Цель: развитие способности к самораскрытию, самоконтролю.
Правила игры. Взрослый предлагает детям сесть в круг. Дети по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается.
Методические рекомендации. Важно, чтобы в процессе игры каждому участнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.
«Закончи предложение»
Цель: формирование у ребенка адекватной оценки своих качеств, преодоления замкнутости.
Правила игры. Взрослый предлагает детям по очереди закончить каждое из предложений.
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Методические рекомендации. Можно попросить ребенка объяснить тот или иной ответ.
«Назови свои сильные стороны»
Цель: свободное выражение своего мнения.
Правила игры. Взрослый предлагает каждому участнику игры в течение нескольких минут рассказать о своих сильных качествах, о том, что он любит, ценит, о том, что дает ему чувство уверенности.
Методические рекомендации. Важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств.
«Я – лев»
Цель: формирование уверенности в себе.
Правила игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза и представить себе, что каждый превратился во льва. Лев – царь зверей. Он сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.
- Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва. Пройдите по кругу гордой уверенной походкой.
Методические рекомендации. Во время представления подбадривайте детей, хвалите. Важно, чтобы в процессе игры, каждый ее участник представился от имени льва.
«Я хороший»
Цель: развитие уверенности в себе» .
Правила игры. Взрослый предлагает детям сесть на стульчики и сказать себе: «Я очень хороший (хорошая)». Сначала произнесем слово «Я» шепотом, затем обычным голосом, потом – прокричим его. Таким же образом поступаем со словами «очень», «хороший». И наконец, дружно «Я очень хороший». Затем каждый по очереди скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит.
Затем детям предлагается встать в круг, взяться за руки и сказать: «Мы очень хорошие» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.
Методические рекомендации. Обсудите с детьми, что они чувствовали, играя в эту игру.
«Я справлюсь»
Цель: формирование умения выражать свое личное отношение к определенным ситуациям.
Правила игры. Взрослый предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что справится, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода из сложившейся ситуации – прячет руки за спиной.
Можно предложить варианты: тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; тебе не разрешают смотреть телевизор; друг обиделся и т.п.
Методические рекомендации. Проведите обсуждение, предложив ребятам рассказать, как они будут вести себя в таких ситуациях. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в баночку «Я справился».
«Связующая нить».
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Правила игры. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Методические рекомендации. При затруднении педагог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз.
Работа с семьей
1. Анкеты для родителей
А) Взаимоотношения в семье
1. Фамилия, имя ребенка
2. На какие особенности Вашего ребенка Вы бы советовали обратить внимание?
3. Какой стиль общения доминирует в Вашей семье?
4.С кем из членов семьи ребенок проводит большее количество времени?
5. Какие ассоциации у ребенка с детским садом?
6. О чем рассказывает ребенок после посещения детского сада?
7. Какие вопросы Вас интересуют? О чем бы Вы хотели проконсультироваться с педагогом?
8. На какой уровень развития Вы оцениваете своего ребенка (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий)?
9. Как вы оцениваете поступки Вашего ребенка?
10. Какие изменения Вы бы предложили внести в жизнь группы и детского сада?
Б) Коммуникативные способности. Навыки общения.
Вопрос | Ответ | |||
Да + | Отчасти 0 | Нет 0 | ||
1. | Умеет ли ребенок самостоятельно познакомиться с новыми детьми или взрослыми | |||
2. | Умеет ли ребенок сочувствовать, сопереживать | |||
3. | Учитывает ли ребенок эмоциональное состояние близких людей | |||
4. | Использует ли ребенок физическую силу, сквернословие в момент ссоры | |||
5. | Часто ли у ребенка возникают конфликты ссоры | |||
6. | Как реагирует ребенок на просьбы, замечания: -агрессивно -игнорирует, не слышит -действует в соответствии с просьбой |
2. Консультация для родителей «Советы по формированию адекватной самооценки у детей».
3. Рекомендации «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста».
4. Посещение родителями занятий и праздников в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...
Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
статья посвящена вопросу выявления уровня самооценки и психолого-педагогическим условиям формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитаниеадекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на...