Практики патриотического воспитания детей в ДОУ
методическая разработка (старшая группа)

Зуева Наталия Алексеевна

Работа посвящена проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Подробно характеризуются практики патриотического воспитания дошкольников: целевые тематические занятия, включение народных традиций и обрядов, экскурсии и поездки, проектная деятельность, включение детей в общественно-значимую деятельность, использование современных технологий. Отмечается, что эффективность патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении напрямую зависит от комплексного подхода, включающего в себя не только теоретические знания, но и практическую деятельность, эмоциональное вовлечение и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №206 Антошка» города Чебоксары Чувашской Республики

Конкурсная работа

«Практики патриотического воспитания детей в ДОУ

                                                                                     

Чебоксары, 2025

Практики патриотического воспитания детей в ДОУ

Патриотическое воспитание – это сложный и многогранный процесс формирования у подрастающего поколения чувства любви к Родине, ответственности за её будущее и гордости за её историю и культуру. В контексте современного российского общества, это не просто дань традиции, а стратегическая необходимость, залог стабильности и процветания страны. Формирование гражданской идентичности начинается с раннего детства, и детский сад играет в этом процессе ключевую роль, закладывая фундамент для дальнейшего развития патриотических чувств в школе и взрослой жизни.

Эффективность патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) напрямую зависит от комплексного подхода, включающего в себя не только теоретические знания, но и практическую деятельность, эмоциональное вовлечение и индивидуальный подход к каждому ребенку.

В подготовительной группе детского сада, когда дети уже обладают определённым багажом знаний и готовятся к школе, патриотическое воспитание приобретает особое значение. Здесь акцент смещается с простого знакомства с родным краем на более глубокое понимание истории, культуры и традиций России, а также формирование активной гражданской позиции. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для дошкольного образования и Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) определяют задачи патриотического воспитания, сформулированные как развитие чувства гордости за свою страну, уважения к её символам (герб, флаг, гимн), понимание многонационального состава России и толерантного отношения к представителям разных культур и национальностей.

Практики патриотического воспитания в подготовительной группе разнообразны и включают в себя:

1. Целевые тематические занятия: занятия, посвящённые истории России, выдающимся личностям, героям, значимым событиям, географическим особенностям страны. Важно использовать яркие, доступные детям формы подачи информации: наглядные пособия, интерактивные игры, мультимедийные презентации, художественные произведения (сказки, стихи, песни). Например, занятие, посвященное Великой Отечественной войне, может включать просмотр фрагментов документальных фильмов (разумеется, адаптированных для детского восприятия), чтение детских рассказов о войне, рисование плакатов, изготовление поделок, тематические игры.

2. Включение народных традиций и обрядов: знакомство детей с русскими народными сказками, песнями, играми, танцами, праздниками (Масленица, Пасха, День Победы, Новый год). Участие в традиционных праздниках не только знакомит детей с культурой, но и способствует развитию чувства общности, причастности к чему-то большому и важному. Например, изготовление кукол-маслениц, участие в масленичных гуляниях, пение пасхальных песен, создание поздравительных открыток к Дню Победы.

3. Экскурсии и поездки: посещение музеев, памятников истории и культуры, театров, выставок, природных достопримечательностей родного края. Экскурсии позволяют детям не только увидеть все это своими глазами, но и получить живые впечатления, закрепить полученные знания на практике. Важно не только организовать экскурсию, но и подготовить детей к ней, задать вопросы, обсудить увиденное после посещения.

4. Проектная деятельность: работа над проектами, связанными с историей, культурой, природой России, позволяет детям глубоко погрузиться в изучаемый материал, проявить творческие способности, научиться работать в команде. Например, проект «Моя малая Родина», в рамках которого дети исследуют историю своего города или села, создают презентацию, проводят викторины.

5. Включение детей в общественно-значимую деятельность: участие в благотворительных акциях, волонтерских мероприятиях, трудовых десантах (например, уборка территории детского сада, помощь ветеранам). Это помогает детям понять важность общественной работы, развивает чувство ответственности и сопереживания.

6. Использование современных технологий: интернет-ресурсы, образовательные программы, мультимедийные презентации могут значительно обогатить процесс патриотического воспитания. Важно тщательно отбирать информацию, обеспечивая её достоверность и соответствие возрастным особенностям детей.

Особое внимание уделяется формированию у детей толерантности и уважительного отношения к представителям различных национальностей и культур, населяющих Россию. Важно показать детям богатство и многообразие культур нашей страны, научить ценить разнообразие и уважать традиции других народов. Это достигается через организацию мероприятий, посвященных различным национальным культурам, знакомство с народными песнями, танцами, поделками, кулинарией.

Патриотическое воспитание – это долгосрочный процесс, результаты которого видны не сразу. Однако заложенные в детском саду основы будут способствовать формированию у детей высоких нравственных качеств, чувства гражданской ответственности и любви к своей Родине.

Важно помнить, что ключевым фактором успеха является последовательность, системность и интеграция патриотического воспитания во все сферы жизни дошкольного учреждения. Только в комплексе всех этих мероприятий можно достичь настоящих результатов.

Четвертая ключевая задача, обозначенная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для детей подготовительной группы – развитие интереса к родному населенному пункту. Это задача, решаемая не изолированно, а интегрированно в различные аспекты образовательного процесса. Проект «Наш город» служит прекрасной основой для ее реализации, но его рамки можно и нужно значительно расширить, включая более глубокое и всестороннее изучение истории, культуры и социальной жизни города.

В рамках проекта «Наш город» знакомство с достопримечательностями далеко выходит за рамки простого осмотра. Детей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность. Например, можно организовать экскурсии не только в музеи, но и на исторические площадки, в архивные учреждения (с учетом возрастных особенностей, конечно, в форме адаптированной для детей информации). Создание макетов исторических объектов может стать не просто творческим занятием, а настоящим проектом, требующим исследования, сбора информации, планирования и командной работы. Дети могут самостоятельно изучать историю зданий, искать старые фотографии, интервьюировать местных жителей, владеющих интересной информацией о прошлом города. Вместо простых раскрасок соборов можно предложить ребятам создать художественные миниатюры, иллюстрирующие легенды и предания, связанные с ними, или написать свои рассказы о жизни города в разные эпохи.

Виртуальные экскурсии – важный, но лишь один из инструментов. Важно организовать и реальные поездки – небольшие пешие прогулки по историческому центру, посещения местных выставок и культурных мероприятий. Это поможет сформировать у детей живое, непосредственное представление о своем городе, а не только виртуальное.

Изучение храмовой культуры может включать не только рассматривание изображений храмов, но и знакомство с традициями празднований, религиозными обычаями (в рамках толерантности и без навязывания конкретных верований). Можно организовать встречи с представителями различных конфессий, рассказывающих о своей вере доступным для детей языком.

В рамках патриотического воспитания, проходящего сквозной нитью через все образовательные области, следует уделить внимание не только истории города, но и истории страны, формируя понимание места родного города в более широком контексте.

Подвижные народные игры – это замечательная возможность познакомиться с традициями различных народов России, развивая при этом физические навыки и координацию. Однако, не стоит ограничиваться только народными играми. Можно организовать спортивные соревнования с патриотической символикой, провести квесты, связанные с историческими событиями города или страны.

Познавательное развитие включает не только викторины и дидактические игры, но и проведение исследовательских проектов. Например, дети могут изучать географию своего города, анализировать демографические данные, исследовать экологическую ситуацию. Создание презентаций, репортажей и видеороликов по результатам исследований способствует развитию коммуникативных навыков и способности представлять результаты своей работы.

Социально-коммуникативное развитие предусматривает не только сюжетно-ролевые игры, но и организацию встреч и бесед с интересными людьми – местными деятелями культуры, представителями различных профессий. Это позволит детям понять разнообразие профессий, расширить кругозор и сформировать уважительное отношение к труду взрослых.

В рамках работы над проектом «Наш город» важно вовлекать родителей, чтобы создать атмосферу совместной деятельности и партнерства. Совместные посещения театрализованных представлений, выставок, участие в городских праздниках сближают детей и родителей, способствуя формированию чувства причастности к жизни города и страны.

В заключение хочется отметить, что эффективная практика патриотического воспитания у дошкольников требует комплексного подхода и использования разнообразных методов и приемов работы с детьми, вовлекающих их в активную деятельность и формирующих глубокий и многогранный интерес к своему городу и стране. Ключевой аспект – переход от пассивного восприятия информации к активному участию в процессе познания родного края. Это не просто знакомство с достопримечательностями, а формирование гражданской позиции и чувства патриотизма.

Список литературы

1. Самарина М.Н. Патриотическое воспитание старших дошкольников // Теория и практика современной науки. – 2018. – № 5 (35).

2. Сабодаш О. А. Патриотическое воспитание дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 4-2.  

3. Князева Е.Р. Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – № 10.  

4. Асянова М.Н. Приобщение дошкольников к культуре и истории родного края как основа патриотического воспитания подрастающего поколения // Вестник науки и образования. – 2017. – № 12 (36).  

Аннотация

Работа посвящена проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Подробно характеризуются практики патриотического воспитания дошкольников: целевые тематические занятия, включение народных традиций и обрядов, экскурсии и поездки, проектная деятельность, включение детей в общественно-значимую деятельность, использование современных технологий. Отмечается, что эффективность патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении напрямую зависит от комплексного подхода, включающего в себя не только теоретические знания, но и практическую деятельность, эмоциональное вовлечение и индивидуальный подход к каждому ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении

Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Практико – ориентированный проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей "Моя семья, мой дом, - моя Родина"

Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирован...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Презентация практики "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"

Применение технологии проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует формированию сознательного человека, который любит свою Родину, землю, гордится историческими д...

Практика наставничества в формировании гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи программы:1) выявить затруднения молодого специалиста в педагогической практике и оказать необходимую помощь по их преодолению;2)  создать условия для развития профессиональных навыков мол...

Практико-ориентированные формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

В данном материале освещены вопросы практкоориентированных форм и методов патриотического воспитания дошкольников, которые направлены на формирование и развитие личности, обладающие качествами граждан...