Практико – ориентированный проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей "Моя семья, мой дом, - моя Родина"
проект (младшая группа)
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-moy-dom-moya-semya-moya-rodina.doc | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
Центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка»
Практико – ориентированный проект
по нравственно – патриотическому воспитанию детей
во второй младшей группе
Подготовили и провели:
Воспитатели группы№1 «Сказка»
Дымова И.В.
Ивойлова Л.Н.
г. Долгопрудный, 2019г.
1. Пояснительная записка
1.1. Паспорт проекта
Авторы проекта: Дымова И.В. и Ивойлова Л.Н.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Сроки реализации: 03.09.18 - 22.07. 2019г.
Тип проекта: практико - ориентированный
Место реализации: г. Долгопрудный, АОУ детский сад №26 «Незабудка»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Основные виды детской деятельности: «игровая», «коммуникативная» «изобразительная», «восприятие художественной литературы и фольклора», «двигательная».
Интегративный:
области интеграции: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
По форме реализации: групповой
Средства и оборудование:
технические: проектор, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, аудио и видеозаписи.
методические: наглядно-дидактические пособия: «Государственные символы России», «Природа России», «Кем быть?», «Мой дом», «Транспорт», «Профессии», «Защитники Отечества»; фотовыставки «Моя мама», «Любимый папа», подбор иллюстративного материала по теме проекта плакат «День матери», «8 Марта», «Моя семья», «Новый год», «Моя улица», чтение произведений детской художественной литературы по теме проекта, Д/И и Развивающие игры по тематике проекта.
организационные: столы, атрибуты для сюжетно ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моя семья», «Поварята», «Защитники Отечества», «Шофер», «Больница», бумага, картон, альбом, кисти, гуашь, пластилин, цветной картон и цветная бумага, клей, ватман.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники 2 младшей группы №1 «Сказка», родители.
Возраст детей: 4 года
1.2. Актуальность:
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и родному селу или городу, своей Родине.
Проблемная ситуация:
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.
Патриотическая направленность проекта: большое внимание уделить воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;
направленность на развитие личности ребёнка.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги ДОУ.
Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения;
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «Что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.
Формирование у детей понятие «Семья», «Родина».
Задачи:
- воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения;
- развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью, свою Родину;
- формировать у детей представление о семье;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
- формировать у детей положительное отношение к детскому саду;
- формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
- учить жить дружно, помогать друг другу;
- развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Этапы работы над проектом:
- I этап - подготовительный (накопление знаний).
- II этап – совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
- III этап – заключительный (результат).
Презентация проекта:
- Выставка детских рисунков «Моя семья»;
- Выставка детских творческих работ посвященных природе родного края;
- Выпуск тематически стенгазет «Моя мама - Солнышко», «Мой папа самый лучший!»
- Создание фотоальбома «Мой родной город - Долгопрудный»
- Проведение открытого занятия для детей и родителей «Птицы родного края ».
- Проведение развлечения «Бантики»
- Проведение спортивного досуга «Мама, папа, я – дружная семья »
Проведения развлечения «Мамин день!»
- Участие в региональной акции «Зима в Подмосковье»
- Мастер – класс для родителей «Фоторамка «Автомобиль – подарок для папы»
- Участие в фестивале «День Долгопрудненского» пирога.
- Участие в эколого – патриотической акции «Наш лес. Посади свое дерево!»
Предварительная работа:
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
Чтение художественных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке, семье, праздниках.
Подбор иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.
Подбор стихотворений по теме проекта.
Подбор фотографий на тему: «Моя мамочка», «Наша семья», «Мой родной город - Долгопрудный», «Мой папа и я».
Заучивание стихов, колыбельных, пестушек, потешек.
Пальчиковые игры «Моя семья…», «Этот пальчик в лес пошёл…» и др.
Знакомство с пословицами, поговорками о членах семьи, о Родине.
Чтение русских и народных сказок, былин, потешек.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании»;
2. Выставки: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальная палитра»
3. Фотовыставки: «Любимый папа», «Моя мама», «Моя семья»;
4. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя», участие творческих работ воспитанников группы в различных конкурсах и выставках;
5. Пополнение развивающей среды с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Защитники Отечества».
6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;
7. Родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет в соответствии с ФГОС ДО»; «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
8. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
1.4. Ожидаемые результаты проекта:
Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью, за свою Родину.
Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
детей второй младшей группы
Месяц | Интегрирующая тема периода | Варианты мероприятий | Педагогические цели, задачи |
Сентябрь | «Здравствуй , детский сад» | 1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. 2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья». 3.Изготовление поделок из природного материала. 4.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?». 5.Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона». 6.С/р игра «Детский сад». 7. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. 8. Пение песен и чтение стихотворений о детском саде. 9.Экскурсии по территории ДОУ. 10. Помощь в уборке листьев на участке ДОУ. | Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.). Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
Октябрь | «Я и моё имя» | 1.Беседа «Для чего человеку имя?» 2.Игра «Назови ласково». 3.«Полное» и «неполное» имя. 4.Игра «Кто я?» 5.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…». 6.Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
Ноябрь | «Я и моя семья» | 1.Рассказы детей о членах своей семьи. 2.Выставка семейных фотографий. 3.С/р игра «семья». 4.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса 5.Беседа «Что значит любить родителей?» 6.Презентация для детей «Все работы хороши». 7. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи), «Как я помогаю дома». 8.Д/и «Назови ласково», «Назови по имени» 9. Продуктивная деятельность «Пряник для мамы»; 10. Конструирование «Построим дом для моей семьи»; 11. Досуг посвященный Дню матери. | Развивать представление о том, что такое дружба. Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения. Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
Декабоь | «Я и моя семья» | 1.Беседа «Что значит любить родителей?» 2.«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) 3.Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье». 4.Заучивание стихотворений к празднику «Новый год», потешек, закличек о зиме. 5. Беседа о встрече Нового года. 6.Праздник «Новый год». 7. Выставка работ на конкурс «Подарок Деду Морозу» (Вместе с родителями) | Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
Январь | «Я и мои друзья» | 1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу», 2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». 3.Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». 4.Разучивание стихов о дружбе. 5.Участие творческих интернет – конкурсах по теме. 6. Праздник «Рождество» | Развивать представление о том, что такое дружба. Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов. Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
Февраль | «Наши защитники». | 1.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». Беседа «Что умеет делать папа?». 2.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 3.Изготовление подарков для ветеранов. 4.Рисование «Самолеты летят» 5.Пение песен, заучивание стихов об армии. 6.С/р игра «Мы солдаты» 7.Рассматривание иллюстраций из альбома «Защитники Отечества». 8.Рисование «По морям, по волнам…». 9.Лепка «Самолёт». 10.Пение песен, заучивание стихов об армии. 11.Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина». 12.Беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций. 13. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. 14.Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к Родному краю – Подмосковью. | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины). Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины. Познакомить с русскими народными героями, защитниками. Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин. Познакомить с видами российских войск. Расширить представления детей о собаках, их службе в войсках, значимости. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
Март | «Моя мама» | 1.Беседа с детьми о своих мамах. 2.Изготовление подарков для мам. 3.Аппликация «Красивое платье для мамы» 4.Пение песен, чтение стихов о маме. 5.С/р игра «Дочки – матери». 6.Беседа с детьми о своих мамах «Я люблю свою мамочку», «Бабушкины руки», «Чтобы не огорчать мамочку» (как заботиться о своём здоровье). 7.Знакомство с «правилами чистюли». 8.Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек. 9.Рисование «Цветочки для любимой мамочки». 10.Аппликация «Красивое платье для мамы». 11.Пение песен, чтение стихов о маме, бабушке, празднике. 12.Оформление выставки «С праздником!» (выполнение поделок детьми, родителей с детьми). 13.С/р игра «Дочки – матери». 14. Праздник 8 Марта. | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
Апрель | Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя улица» | 1.Фольклорный (народный) праздник «Масленица» 2. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. 3.Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». 4.Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами посёлка. 5.Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду. 6.Рисование «Моя улица». 7.Прослушивание песен о Родном крае. 8.Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в посёлке. | Расширять представления о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Знакомить с понятиями «улица», «адрес». Способствовать запоминанию своего адреса. Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова. Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. |
Май | «Мой посёлок» | 1.Беседа «Город, в котором я живу». 2.Рассматривание фотографий «Достопримечательности посёлка». 4.Рисование «Деревья и кустарники» 5.Конструирование «Дом для куклы» 6.Беседа «Мой прадед – самый лучший». 7.Беседа о предстоящем празднике «День Победы». Рассказ воспитателя о Дне Победы. Беседы родителей по теме «День Победы». 8.Рассматривание иллюстраций о войне. 9.Изготовление поздравительной открытки к Дню Победы. 10.Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице. 11.С/р игра «Больница». 12.Создание фотоальбома «Мой город - Долгопрудный». | Знакомить с понятие «посёлок», с его названиями. Знакомить с достопримечательностями города Долгопрудного. Воспитывать любовь, уважение к посёлку, в котором живешь. Воспитывать у детей чувство уважения к пожилым и старым людям. Дать представление детям о военных событиях, значимости праздника. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. |
4. Заключительный этап проекта
Анализ полученных результатов:
По результатам итоговой диагностики интегративных качеств детей дошкольного возраста мы отметили возросшую творческо – познавательную активность, индивидуальность, инициативность, усидчивость и эмоциональную отзывчивость детей.
- У детей сформировано бережное отношение к родному дому, детскому саду, ребята испытывают желание заботиться о родных, уважать старших;
- Испытывают чувство гордости и привязанности к близким людям, членам своей семьи, малой Родине.
5. Продукты проектной деятельности:
Итоговое спортивное мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья»;
Выставка детских рисунков - «Моя семья»;
Творческие поделки (подарки) детей для родителей.
«Фоторамка – автомобиль для папы», «Цветок – для любимой мамы».
Список литературы:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
2. Н.Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
3. О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
4. О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5. Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая группа) М., ЦГЛ, 2004.
6. М.Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2010 г.
7. А.А. Сидорова. Как организовать проект с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2016.-128 с.
8. Н.Г. Пантелеева. Знакомим детей с малой Родиной .- М.: ТЦ Сфера, 2015.—128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в младшей группе «Моя дом, мой семья, моя Родина»
Детство - это каждодневное открытие мира....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе Тема:«Мой дом, моя семья, моя Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группеТема:«Мой дом, моя семья, моя Родина» Пояснительная записка:...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему: «Наша Родина – Россия».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группына тему: «Наша Родина – Россия»...
Проект по нравственно — патриотическому воспитанию детей «Моя семья. Моя родословная»
Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что мы родиной зовём? Город, в котором мы живём»
Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.Предполагаемые итоги реализации проекта:Сформированные знания детей о своей «малой» Родине, об истории в...
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Мой дом, моя семья, моя Родина».
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример...