Конспект активного занятия в старшей группе Тема: «Верность родной земле»
план-конспект занятия (старшая группа)

Земскова Елена Михайловна

по программе  «Социокультурные истоки». Формирование представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего на примере жизни и славных дел богатырей, о верности их родной земле.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_programme.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Верность родной земле»

по программе «Социокультурные истоки»

Цель: первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Вера»

Задачи:

Обучающие

Познакомить с социокультурной категорией «Вера».

Обобщить и закрепить знания детей о делах и славе богатырей;

Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего;

Способствовать пониманию дошкольниками значения «Верности родной земле» на примере жизни и славных дел богатырей.

Развивающие

Развивать коммуникативные умения (умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению).

Развитие речи детей, активизация слов - богатырь, богатырская застава, доспехи (щит, меч, лук, стрелы, копье), обогащение образной стороны речи через характеристику образа русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый).

Воспитывающие

Вызвать желание рассуждать, приводить примеры из былин о геройстве богатырей;

Воспитывать чувство гордости за защитников Родины.

Воспитывать любовь к родной земле.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательная.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, художественное слово, рассказ педагога).

- игровые: сюрпризный момент (появление сказителя с посланием от богатырей на мультимедийной презентации).

- наглядные: демонстрация способа действия педагогом; рассматривание иллюстраций из книг.

- практические: оформление страниц альбома «Богатыри земли Русской».

Формы работы: групповая; индивидуальная.

Оборудование: аудио запись симфонии «Богатырская» А.П.Бородина; мультимедийная презентация «Сказитель»; конверт с посланием от богатырей; картина В.М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации со снаряжением для богатыря; книга для развития детей 5-6 лет №1 «Верность родной земле».

Предварительная работа: знакомство с былинами «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» из книги №1 для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле»; дидактическая игра «Узнай богатыря по описанию, по отрывку из былины»; чтение фрагмента стихотворения И.С. Никитина «Русь»; разучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия

Вводная часть присоединение к теме

(тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина)

Воспитатель: - Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада вас приветствовать! Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками всем, кто рядом с нами. Посмотрите, кто ещё приветствует нас! На экране появляется изображение Сказителя.

Воспитатель:- Здравствуйте, добро пожаловать к нам! Кто вы, назовите своё имя!

Сказитель:-Здравствуйте, люди добрые! Я Сказитель -больше всего я люблю сочинять былины, рассказывать о героях-богатырях, поэтому называют меня Сказителем. Приехал я к вам издалека, из далекого прошлого, привез с собой послание, а от кого это послание - не скажу, догадайтесь сами.

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко- зорко наблюдал!

Русь- матушку защищал.

Дети:- Богатырь.

Воспитатель:- Верно! читает послание: «Дорогие наши дети, просим вас рассказать всем взрослым о подвигах и делах наших, чтобы не забывал народ русский о делах богатырских».

Воспитатель:- Ребята, поможем богатырям? Прежде всего нам нужно хорошо помнить о богатырях русских и делах их славных!

Сказитель:-Спасибо вам, дети, что согласились помочь богатырям, а я помогу вам.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Основная часть (работа в круге)

Воспитатель:- Дети, кто такие богатыри?

Дети:- Богатыри - это воины.

Воспитатель:- Согласна. Многим бы хотелось встретить богатыря, но это невозможно. Откуда вы узнали о них?

Дети:- Из былин мы узнали о богатырях.

Воспитатель:- Все верно, из былин мы узнаем о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина?

Дети:- Былина - это история о богатырях.

Воспитатель:- Слово былина произошло от слова быль - это то, что было когда-то давно.

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения

Да про подвиги богатырские.

В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Богатыри очень много работали, тренировались, от того и были сильными, могучими. И каждый раз вставали на защиту своей земли. Герои-богатыри сделали целью своей жизни - служить своей Родине-Руси.

Назовите, пожалуйста, основных богатырей былин?

Дети:- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель:- Всех ли богатырей вы назвали, мы сейчас проверим (рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»).

Воспитатель:- Про кого первая былина?

Дети:- Про Илью Муромца.

Воспитатель:- Почему Илью прозвали Муромец?

Дети:- Он родился в славном городе Муроме, в селе да Карачарове.

Воспитатель:- Как вы понимаете, что значит сиднем сидел?

Дети:- У него не двигались руки, ноги, у него не было сил.

Воспитатель:- Правильно! Расскажите, что же произошло однажды?

Дети:- Пришли странники, угостили его напитком медвяным и у Муромца появились силы.

Воспитатель:- Да, вы правы Илья Муромец стал другим, не понадобилась ему больше забота и уход. Но не забыл он добро! Скажите, как поступил Илья Муромец перед дорогой?

Дети:- Илья Муромец помог родителям на работе убрать пеньки, пока они отдыхали. Еще Илья Муромец просил у родителей благословения перед дорогой.

Воспитатель:- Про какого богатыря вы узнали во второй былине?

Дети:- Про Добрыню Никитича.

Воспитатель:- Верно! Как называется эта былина?

Дети:- «Добрыня Никитич и змей».

Воспитатель:- Кого победил Добрыня Никитич?

Дети:- Змея о двенадцати хоботах.

Воспитатель:- Да, правда! Что помогло ему победить Змея Горыныча?

Дети:- Сила, храбрость и голос из-под небес: «Побейся 3 раза.»

Воспитатель:- Правильно. Кого защитил русский богатырь Добрыня Никитич?

Дети:- Русский народ, родную землю.

Воспитатель:- О каком богатыре мы еще прочитали?

Дети:- Об Алеше Поповиче.

Воспитатель:- Что помогло Алеше победить Тугарина Змеевича?

Дети:- Ему помогла храбрость и молитва о том, чтоб пошел дождь. Всё вышло по молитве, Туча дождевая намочила крылья коня Тугарина, и он упал на землю.

Ресурсный круг

Воспитатель:- Ребята, какими качествами обладают богатыри?

Дети по кругу, слева направо, высказывают свои суждения на вопрос «Чем вы хотите быть похожи на русских богатырей?»

Воспитатель обобщает все высказывания детей, называя лучшие качества богатырей (Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове).

Воспитатель:- Молодцы! Вот какими качествами обладали русские богатыри. А еще, богатыри русские любили после боя тяжелого отдохнуть

- играть на музыкальных инструментах и песни петь, сейчас я вам предлагаю тоже поиграть.

Физминутка «Богатыри» (встаем в круг)

Богатырь – вот он каков: (изображают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движение)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

 Зорко, зорко наблюдал,

Подрастет и мы, смотри. (поднимаем руки высоко вверх).

Будем как богатыри.

Воспитатель:- В боях богатырям необходимо было хорошее снаряжение, с которым любой враг богатырю не страшен, и они могут совершать подвиги.

Дидактическая игра «Помоги богатырю собраться в поход».

Воспитатель:- Помогите богатырю добраться до поля сражения и собрать необходимое снаряжение для битвы: шлем, копье, булава, палица, лук, меч и конь, а так же «лишние предметы» - танк, шинель, автомат, бинокль, пушка.

(Дети делятся на группы; выбирают иллюстрации со снаряжением для богатыря).

Воспитатель:- Внимательно выслушивайте друг друга и приходите к совместному решению.

Заключительная часть

Сказитель:-Спасибо, вам, ребята, за помощь. Много вы знаете о богатырях

русских!

Воспитатель:- Дети, почему они так поступали?

Дети:- Они любили свою землю, родителей, людей.

Воспитатель:- Отлично, поэтому и завещали всем людям, живущим на русской земле поступать так же, как и они. Давайте вспомним что именно говорили богатыри!

Дети:- Защищать свою родину, беречь её; защищать слабых бедных стариков, детей; быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными; любить свой народ, свою страну, родную землю.

Социокультурный текст

Родная земля - это место, где родился и живет человек, беззаветно любит и защищает ее. Богатыри и воины - защитники земли русской -это люди веры и правды, чести и долга. Они как солнце нужны во все времена. Люди благодарны им за их ратный труд, за их высокое предназначение - жизнь отдать за Веру и Отечество!

Рефлексия

Воспитатель:- Что вы узнали о жизни и подвигах Ильи Муромца? Что помогало славным богатырям защищать родную землю? На кого из славных богатырей вы хотите быть похожими? За что вы благодарны защитникам земли Русской?

- А сейчас предлагаю оформить выставку рисунков «Богатыри земли Русской».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия в старшей группе Тема: «Леса – земли краса!»

Конспект экологического занятия в старшей группеТема: «Леса – земли краса!»...

Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту: « Земля держится на зерне»

Конспект итогового занятия в старшей группе по проекту:  « Земля держится на зерне»Цели и задачи:...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Мой родной город"

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Мой родной город"...

«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе " Мой родной город Клин"

       Интеграция  образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Ху...

Конспект активного занятия в старшей группе «Добрые друзья»

Задачи.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:-Расширять представления детей о понятии «дружба» о том, что значит «дружить».-вызвать желание иметь друзей, делать для них добрые дела;- формироват...

Конспект активного занятия (совместно с родителями) в старшей группе: «Верность родной земле» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Через занятие дети и родители становятся активными участниками. Осваивают социокультурную категорию "Вера".Формируются представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, подви...