Поликультурное воспитание детей в ДОО
статья

Зуева Наталия Викторовна

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские,татары,мордва (мокша,эрзя и шокша),а также представители других национальностей. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe.docx21.88 КБ
Файл polikulturnoe.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Зуева Наталия Викторовна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад №10 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида Рузаевского муниципального района

Поликультурное воспитание детей в ДОУ

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которогопроживаютрусские,татары,мордва(мокша,эрзяишокша),атакжепредставителидругихнациональностей. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляетсяинтересклюдямразныхнациональностей,ихвнешности,языку,манереодеваться, питаться,обустраиватьбыт.

Интересдетейксвоемуместужительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышамииз окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Впервуюочередь этооскуднение относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно.Обратитьсяксвоимистокам–значитвосстановитьсвязьвремен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет краеведение, ведь егосодержание – это жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, егомысли,чувства,переживания.

Дошкольный   период является благоприятным для погружения ребенкавистокирегиональнойкультуры.

Так как роль семьи вформированииначальныхпредставленийребёнкаородномкраеоченьважна ив комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получаетдовольно полное представление о миревокруг.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес кего истории и культуре, помочь уважать свое прошлое, свои истоки, мною проводится работа с детьми по следующим направлениям:

  • художественно – творческое развитии детей по материаламустно –поэтическогои музыкальногофольклора;
  • произведенийпоэтов,писателейикомпозиторовМордовии;
  • декоративно–прикладноеиизобразительноеискусство;
  • историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства среспубликанскойсимволикой,гербомифлагомМордовии;
  • физическое развитие детей через использование мордовских подвижныхигр.

Яиспользую различныеформызанятий. Основными являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность. 

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети знали названия своей улицы и той, на которой находится детскийсад, знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

 На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

На базе детского сада имеются предметы старины: старинная прялка, чугунный утюг, крынка, каток, валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и щей.Их я используюв образовательнойдеятельности по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица».

Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой ребенок подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. В мордовских национальных   играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.

Я в своей работе знакомлю детей с творчеством мордовского скульптора С.Д. Эрьзя, современных мордовских художников Попкова В.А., Беднова В.А. и др., М.Ямбушева., М. Свиязова, Ю., Бакаевой, О. Кшняйкиной.

Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае, национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое внимание уделяю художественной литературе. Знакомлю детей с мордовскими писателями Пинясов Я.М., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной культуры побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.

Важное место в изучении родного края занимают экскурсии. Я Воспитанники подготовительной   группы побывали в Центральной детской библиотеке, где дети познакомились с произведениями писателей города Рузаевки. Также нравятся детям экскурсии в парк.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.  Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Не маловажным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его. Мои формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Взаимодействие с семьями дошкольников пополикультурному воспитанию должно проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

1.  Работа педагога с родителями.

2.  Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1. оформление информационных стендов по данной проблеме;

2. выпуск памяток, буклетов;

3. разработка методических рекомендаций, консультаций;

4. проведение родительских собраний;

5. экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6. организация фотовыставок;

7. недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

1. в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2. совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;

3.  сшить национальный костюм для куклы;

4.  организовать семейное чтение сказок разных народов;

5.  фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

6. конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд национальной кухни;

7.  организовать вечер развлечений ко Дню толерантности;

8. родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;

9. национальные игры бабушек и дедушек.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком уровне развиться у них нравственным качествам.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.

Литература:

  1. Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
  2. Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей. /Саранск:Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
  3.  Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1969.
  4.  Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
  5. Ручин А. «Природа Мордовского края»:Рассказы для самых маленьких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
  6. Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Дорогами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. -Саранск,2012.-596с.: ил.
  7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
  8.  Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
  9.  Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
  10.  «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош. Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
  11.  Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-Саранск:МГПИ2002-194с.



Предварительный просмотр:

Зуева Наталия Викторовна, воспитатель структурного подразделения «Детский сад №10 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида Рузаевского муниципального района

Поликультурное воспитание детей в ДОУ

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которогопроживаютрусские,татары,мордва(мокша,эрзяишокша),атакжепредставителидругихнациональностей. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляетсяинтересклюдямразныхнациональностей,ихвнешности,языку,манереодеваться, питаться,обустраиватьбыт.

Интересдетейксвоемуместужительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышамииз окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Впервуюочередь этооскуднение относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно.Обратитьсяксвоимистокам–значитвосстановитьсвязьвремен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет краеведение, ведь егосодержание – это жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, егомысли,чувства,переживания.

Дошкольный   период является благоприятным для погружения ребенкавистокирегиональнойкультуры.

Так как роль семьи вформированииначальныхпредставленийребёнкаородномкраеоченьважна ив комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получаетдовольно полное представление о миревокруг.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес кего истории и культуре, помочь уважать свое прошлое, свои истоки, мною проводится работа с детьми по следующим направлениям:

  • художественно – творческое развитии детей по материаламустно –поэтическогои музыкальногофольклора;
  • произведенийпоэтов,писателейикомпозиторовМордовии;
  • декоративно–прикладноеиизобразительноеискусство;
  • историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства среспубликанскойсимволикой,гербомифлагомМордовии;
  • физическое развитие детей через использование мордовских подвижныхигр.

Яиспользую различныеформызанятий. Основными являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность. 

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети знали названия своей улицы и той, на которой находится детскийсад, знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

 На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

На базе детского сада имеются предметы старины: старинная прялка, чугунный утюг, крынка, каток, валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и щей.Их я используюв образовательнойдеятельности по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица».

Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой ребенок подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. В мордовских национальных   играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость.

Я в своей работе знакомлю детей с творчеством мордовского скульптора С.Д. Эрьзя, современных мордовских художников Попкова В.А., Беднова В.А. и др., М.Ямбушева., М. Свиязова, Ю., Бакаевой, О. Кшняйкиной.

Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае, национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое внимание уделяю художественной литературе. Знакомлю детей с мордовскими писателями Пинясов Я.М., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной культуры побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный запас ребенка.

Важное место в изучении родного края занимают экскурсии. Я Воспитанники подготовительной   группы побывали в Центральной детской библиотеке, где дети познакомились с произведениями писателей города Рузаевки. Также нравятся детям экскурсии в парк.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.  Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Не маловажным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его. Мои формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Взаимодействие с семьями дошкольников пополикультурному воспитанию должно проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

1.  Работа педагога с родителями.

2.  Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1. оформление информационных стендов по данной проблеме;

2. выпуск памяток, буклетов;

3. разработка методических рекомендаций, консультаций;

4. проведение родительских собраний;

5. экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6. организация фотовыставок;

7. недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

1. в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;

2. совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;

3.  сшить национальный костюм для куклы;

4.  организовать семейное чтение сказок разных народов;

5.  фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

6. конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд национальной кухни;

7.  организовать вечер развлечений ко Дню толерантности;

8. родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;

9. национальные игры бабушек и дедушек.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком уровне развиться у них нравственным качествам.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.

Литература:

  1. Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
  2. Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. народе для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей. /Саранск:Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
  3.  Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1969.
  4.  Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
  5. Ручин А. «Природа Мордовского края»:Рассказы для самых маленьких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
  6. Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Дорогами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. -Саранск,2012.-596с.: ил.
  7. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
  8.  Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
  9.  Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
  10.  «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош. Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
  11.  Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-Саранск:МГПИ2002-194с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...