«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
статья на тему

Кудряшова Галина Юрьевна

  Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным  стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В концепции дошкольного воспитания ставится задача- приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

- развитие  представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности.

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире,  приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор,  воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие  дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  в ходе непосредственно образовательной деятельности,  режимных моментов и различных видов детской деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_elektronnyy_sbornik.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кудряшова Галина Юрьевна, ГБОУ СОШ № 30

 г. Сызрани структурное  подразделение,

  реализующее общеобразовательные

 программы дошкольного образования,

 - «Детский сад», расположенное   по  адресу:

 446026,  Самарская область,

г. Сызрань, ул. Октябрьская, д.21,

 инструктор по физической культуре

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

   

  Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Федеральным государственным  стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают

Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

В концепции дошкольного воспитания ставится задача- приобретение основ личностной культуры, её базиса, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям. Формирование поликультурной личности определяют конкретные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

- развитие  представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности.

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире,  приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор,  воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие  дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  в ходе непосредственно образовательной деятельности,  режимных моментов и различных видов детской деятельности. 

 Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные  игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Используя народные подвижные игры  в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование  личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств. Их решение  является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

  • В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому начинали работу с приобщения к  русской культуре.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа я  проводила беседы об играх детей в далеком прошлом, активно использовала  в работе с детьми забытые народные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

          Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.    Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра «В жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ешё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило,        с закрытыми, зажмуренными глазами.

      Немало таких игр, где успех играющих зависит,   прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось  стремление выиграть, одержать  победу.

     Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как   «Бояре»,  «Царь Горох»,   «Стрельба из лука»,  «Стадо», «Жмурки» и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.        

В  народных играх присутствует единая цель и одноплановость  действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни  из них имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). А в  играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место" сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Беру  игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре "Краски" покупатель переговаривается с водящим: "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель". - "Зачем пришёл?" - "За краской". - "За какой?" - "За голубой".

 Коллективная деятельность в играх  способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры  рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновение в детской среде соревнования и, как результат, признается достоинства  или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

  Каждый участник игры должен  изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений  и поведения. Только тогда можно говорить как о достойном участнике игры.

  Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их  процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

 В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор.

Очень нравятся детям  в русских играх различные попевки. В игре "Уголки" каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий - водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. В играх типа "Горелки" текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх. Привлекают детей и  игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Например, «Ехал Грека  как – то через реку…» и др.  Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Доброжелательный смех партнеров — детей и  близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Разученные игры на занятиях дети широко используют в самостоятельной деятельности.

Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада,  и осуществляется не только инструктором по физической культуре, а  совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.

Целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры.

Все педагоги  нашего ДОУ  через различные формы работы  знакомят детей  с народными играми, народным календарем,  произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.  Для этого в  детском саду и группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

  В каждой группе созданы уголки краеведения (альбомы и дидактические папки: «Моя семья», «Мой город Сызрань», «Государственная символика России», «Москва – столица России»,  «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской»,   флаг,  герб, гимн России,  мини-музей «Русская изба» и др. ); сделаны подборки  дидактических,  сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и   детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.

В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю,  по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.

Наряду с непосредственно-организованной деятельностью мы все вместе  организуем  праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир  народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.

 В нашем  детском саду  регулярно проводятся такие  народные  праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха,  Зимние святки и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Эта работа тесно  планируется с   музыкальными руководителями, воспитателями. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора и,  конечно же,  народных  подвижных  игр. Ориентируемся  на русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря. Итогом  проделанной работы стало развлечение «Ярмарка подвижных игр».   

Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат.  С помощью родителей сшиты костюмы богатырей, гусаров, элементы военной формы. С желанием дети участвовали  в  богатырских играх-соревнованиях «Битва булавами», «Взятие крепости»,  «Меткий стрелок», «Переправа», «Донесение» и др., которые использовали  в развлечениях «Богатыри земли русской».

   Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания  поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.  Работа с семьей в области  поликультурного  воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Стараемся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: они принимают участие    в проведение русских народных праздников,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

  • Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут русские и татары, чуваши и мордва в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Дружелюбие, толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывали  благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о других народах: местожительстве каждого из них, главном городе, природных условиях края, народной культуре. Использовали  фольклор, который подробно рассказывает о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  • Народ, с культурой которого знакомились дети, представал перед ними как творец произведений искусства:  с татарским народом дети знакомились, слушая песни, с  чувашским, мордовским - рассматривая творения народных умельцев,   иллюстрации  детских книг. Знакомство детей с национальными культурами предполагало систематическое включение песен, рифмовок, подвижных  упражнений.

 Широко использовала игры разных народов: чувашские  Журавушка (Тарналла),  

Пекарь (Сакар песерекен), Лошадки (лашасем),  Слепой баран (Сукар такалла)- Кого вам? (Тили- рам, тили-рам) - кого вам, кого вам? - цепи,  Ручейки (Юхан  шывсем), Пустая изба (Пуша пуртле), Отгадай имя (Ятне пел), Хищник в море (Сеткан кайак тинэсрэ) ; мордовские Раю-Раю, Круговой (Мечень кунсема); татарские Продаем горшки (Чулмак цены), Хлопушки (Абакле), Жмурки (Кузбайлад цены), Перехватчики (Куышу цены), Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар, Скок-перескок (кучтем-куч); удмуртские «Догонялки» (Тябыкен шудон), «Серый зайка» (Пурысь кечпи) и др.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Библиографический список:

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных  учреждений / авт.составитель Л.С.Куприна,  Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Корепанова, М.В. Методические рекомендации к программе социально_личностного развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М. : Баласс, 2007.
  8.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  9. Кенеман А.В. , Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Игры народов Среднего Поволжья - средство поликультурного воспитания детей...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностейне передаются по наследству, в каждом поколении их надовоспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большу...

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается возможность использования народной игры как средства содействия духовному обогащению дошкольника и формирования готовности и умения жить в многокультурной стране....

Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит п...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...