Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений.
статья по теме

поликультурное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon поликультурное воспитание34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Наш детский сад на протяжении 5 лет работает в инновационном режиме двух экспериментальных площадок по риторическому и поликультурному образованию. Активное участие в работе экспериментальных площадок позволило мне разработать инновационный проект по теме: «Организация семейного чтения для развития и воспитания интереса к книге у детей дошкольного возраста». Сущность данного проекта заключается в том, что книги для детей служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Дети – самые благодарные и внимательные слушатели, активные читатели.

Одно из  направлений проекта предполагало поликультурное образование участников образовательного процесса через создание клуба семейного чтения «Почитай - ка». Так как первыми проводниками в мир детской души являются его родители, то и основная задача деятельности такого детско-взрослого сообщества заключалась в формировании национального самосознания ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями разных  народов через чтение художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песни и многое др.) с помощью родителей.

В рамках данного проекта наиболее эффективными показали себя следующие формы работы: выпуск семейных газет; конкурсы-выставки («Мы все такие разные», «Наши традиции»); совместное посещение библиотек («Праздники и обычаи хакасского народа», «Русское подворье», «Игры народов мира»); семинары – практикумы для родителей с участием работников детской библиотеки («Вечерняя сказка для малыша», «Почитай мне книжку, мама!»); «Читательские посиделки» (знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы, а также инсценирование детьми знакомых сказок народов мира).

С целью выявления эффективности проводимой мною работы была проведена диагностика уровней этнической толерантности, разработанной Г.Д. Дмитриевым. Данная диагностика предполагает 5 уровней: от отсутствия этнической толерантности до уровня активного утверждения культурных и этнических различий. По результатам первого диагностического исследования в группе выявлено 3 ребёнка с уровнем интолерантности, 15 детей с первым  уровнем толерантности,  5 детей со вторым  уровнем толерантности, и 3 ребёнка с третьим уровнем толерантности. Заключительная диагностика выявила положительную динамику в формировании чувства толерантности у детей группы: 14 детей с первым уровнем толерантности, 8 детей со вторым уровнем толерантности и 4 ребенка с третьим уровнем толерантности.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с художественными произведениями писателей разных стран через организацию семейных чтений  повышает уровень толерантного сознания детей и позволяет сформировать целостную личность каждого ребенка.

Список литературы:

  1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
  2. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
  3. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование -  М., Народное образование, 1999.
  4. Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность. // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. М.: Изд-во РУДН, 2003. - 406 с.
  5. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
  6. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
  7. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Проект на тему: "Поликультурное воспитание детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество"

В данном проекте отображается вся моя работа и весь материал собранный по данной тематике....

Рекомендации для родителей по организации семейного чтения.

Рекомендации для родителей по расширению круга детского чтения....

Методические рекомендации для родителей по организации семейного чтения

Методические рекомендациидля родителей по организации семейного чтения...

Консультация для родителей дошкольников "Организация семейного чтения"

Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти ин...