Организация игровой деятельности
консультация

Абдукадырова Елена Владимировна

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в процессе игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; (игровой, продуктивной, двигательной, коммуникативной, познавательно- исследовательской, восприятия художественной литературы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Организация игровой деятельности в детском саду

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в процессе игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; (игровой, продуктивной, двигательной, коммуникативной, познавательно- исследовательской, восприятия художественной литературы)

Ведущая деятельность – это деятельность, в связи с развитием, которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:

  1. Сюжетно-ролевые творческие игры;
  2. Игры с правилами.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:

Игровой замысел - план действий, задуманный играющим, то, во что и как будут играть дети.

Сюжет – это та сфера действительности, которая отражается в игре, которая определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей.

Роль - это образ существа (животного, человека) или предмета, который ребёнок изображает в игре. Ребенок живет в игровом образе и верит в его правдивость.

Правила - порядок, предписание действий в игре. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Ролевое поведение - регулируется правилами, которые составляют ядро роли. Ролевое поведение формирует у детей умение соотносить свою роль с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между        различными        ролевыми        позициями (управления,        подчинения,

равноправия).

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • игры- забавы («сорока», «ладушки»);
  • игры на бытовые сюжеты «дом», «семья», «праздник», (большое место уделяется кукле);
  • игры с производственной тематикой, в которых отражается труд людей («больница», «школа», «магазин», «библиотека», «почта», «транспорт»: автобус, поезд, самолет, корабль);
  • игры с общественно-политической тематикой («космос»);
  • игры-драматизации;
  • строительные игры.

К играм с правилами относятся:

  • дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные, настольно - печатные, музыкально-дидактические;
  • подвижные игры: народные, с предметами и без предметов, с элементами спортивных игр.

На каждом возрастном этапе игровая деятельность – имеет особенности развития. Этапы формирования сюжетно-ролевой игры:

Первый такой этап – ознакомительная игра (игра-манипуляция с предметами). Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки и предметы (погремушка, кубик, мячик, пирамидка).

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение (машина-едет- сигналит, гудит).

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни        (баюкают        куклу,        катают        машину). Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра, игра-диалог, игры с правилами, режиссерская, игра.

Условия развития игровой деятельности: время (достаточность), место (спокойная обстановка), предметно-пространственная развивающая среда, руководство, единство требований ДОУ и семьи.

Исходя из этого, можно выделить методы:

  1.  ​ ГРУППА: методы связанные с обогащением детей знаниями впечатлениями, представлениями об окружающей жизни:
  • наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседа, рассказ с использованием иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе труда, рассказ о событиях, происходящих в стране с показом фотографий, картин, фильмов, презентаций, видео; инсценировки литературных произведений, этические беседы.
  1. ГРУППА:        методы        способствующие        становлению        и        развитию игровой деятельности:

-непосредственное участие воспитателя в творческой игре;

-игра с одним ребёнком;

-оказание помощи путем предложений,        напоминаний, советов, в подборе игрового материала;

-беседа        по        поводу        замысла        игры,        распределения        ролей,        развития        её содержания, подведения итогов.

-поручения, задания (подобрать игрушки, изготовить самостоятельно);

-поощрения.

Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

Приемы руководства  играми:

  1.  ​ Прямые:

-взятие на себя роли в ходе игры (ты шофер, я – пассажир или полицейский);

-ведение диалога (ты проехал на красный свет, нарушил правила ПДД);

-внесение нового атрибута (замена героев, волшебного средства);

-направление игры в нужное русло (радостное завершение сказки);

-переключение внимания на другую игровую ситуацию (стрелялки). Прямые приемы используются во всех возрастных группах.

  1.  ​ Косвенные:

Чтение детской и художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, иллюстраций, видео и фотоматериалов, изготовление атрибутов, беседы, знакомство с трудом взрослых.

Чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы детьми усваивался новый более эффективный способ ее построения.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Условия для развития игры:

Чтобы воспитание детей в игре проходило успешно необходимо создать условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную спокойную обстановку, подобрать игрушки.

Игры в утренние часы помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Каждый может взять любимую игрушку, объединиться с товарищами. Иногда дети приходят с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между занятиями. Надо дать возможность продолжить игру. При выборе игр следует учитывать характер предстоящих занятий. Перед физкультурным занятием - желательны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения - подвижные.

Для игр в группе отводятся время во второй половине дня, а на участке - до обеда и вечером. В это время организуются сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

В группе нужно создавать обстановку для проведения различных игр. Место для игр с крупным строительным материалом выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.

Каждая игрушка должна иметь определенное место. Если дети хотят продолжать игру после обеда или на другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно (например: «дом», «корабль», «улица»). В играх на участке детям тоже даются все виды игрушек, но при этом учитывают особенности сезона. Перед выходом на прогулку взрослый предлагает детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять.

Режиссерские игры - ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям  нетрудно  усвоить  и  превратить  в  игру  -  драматизацию. В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, содержанием которых является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действия.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а потом играют в артистов.

Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.

Дидактические игры - это игры обучающие. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей. Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.

Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых

- самостоятельной игровой деятельностью. Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно- образовательным задачам занятия. Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому).

В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.

На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.

В руководстве играми следует выделить три этапа: Подготовка - проведение - анализ результатов.

В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.

Проведение: начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками), после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия.

Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.

Подведение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

Литература:

  1. Игра дошкольника. /под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
  2. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. – М., 2000.
  3. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
  4. Разноцветные игры. Белая К.Ю., Сотникова В.М. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007.
  5. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. Сажина С.Д. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план игровой организации игровой деятельности в педагогическом процессе в первой младшей группе в первую половину дня.

Игра - основной вид деятельности детей. Игровая деятельность основная форм организации педагогического процесса т.к. это самоценная форма активности ребенка, в которой происходит развитие возрастных ...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Диплом «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятел...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Организация игровой деятельности в уголке «Кухня» с использованием нестандартного игрового оборудования

Цель: Формировать первичные представления о продуктах питания и труде повара.Задачи:• Знакомиться с блюдами, которые кушает человек и способами их приготовления;• Закреплять полученные ...