Выступление из опыта работы на педагогическом совете на тему "Формирование личностных качеств у глухих обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО(ИН)"
методическая разработка
Статья на тему "Формирование личностных качеств у глухих обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО(ИН)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование личностных качеств у глухих обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО(ИН)
Формирование личности - процесс развития и становления личности под
влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды;
целенаправленное развитие личности или каких либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.
Формирование личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.
Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Личностно-ориентированный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качества личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом качества работы педагога, всего образовательного учреждения в целом. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё не раскрытые способности и возможности. Цель школы – вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного развития ребёнка. Новый взгляд на личность представляет новые позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребёнок в школе – полноценная личность;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность цель образовательной системы, а не средство для достижения;
- каждый ребёнок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность).
Перед каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал (в нашем случае система специального образования), непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся:
- как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника в обучении;
- как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребёнка при организации его учебно-воспитательной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего, приобретение каждым воспитанником СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. В нашей школе воспитательная деятельность реализуется по следующим направлениям:
Познавательная деятельность
Цель познавательной деятельности может быть самой разнообразной. Это прежде всего, познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов.
Формирование личностных качеств по данному направлению происходит через занятия по: внеклассному чтению, экскурсии, бытовой труд (теоретические занятия).
Провела занятия по внеклассному чтению: рассказ, Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег?» Экскурсии: « В природу», «По улицам города», Бытовой труд: «Оборудование для глажения», «Кухонные принадлежности и посуда». Данные занятия способствуют формированию таких личностных качеств, как, любознательность, забота, организованность, аккуратность, внимательность, любовь к природе и труду.
Нравственное воспитание
Целью нравственного воспитания является помощь учащимся осознать нравственные нормы и правила. Одной из главных задач данного вида воспитания - это воспитание доброго отношения к жизни, и желание творить добро.
Формирование личностных качеств по данному направлению происходит через занятия по: внеклассному чтению, ролевые игры, обыгрывание различных ситуаций, экскурсии, беседы.
Провела занятия по внеклассному чтению: рассказ Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»; стихотворение И.Антонов «Сад друзей». Данные произведения способствуют формированию таких личностных качеств, как, взаимопомощь, смелость, забота.
Провела занятие– беседу «Покончить с грубостью», «Что такое добро и зло», «Труд красит человека»; ролевые игры: «В аптеке», «В поликлинике»; обыгрывание ситуаций « На дне рождении», «В транспорте»; экскурсии: «В аптеку», «В магазин».
При проведении экскурсий и ролевых игр идет закрепление правил поведения во время экскурсии, правила поведения в общественных местах, правила культурного общения.
Данные занятия способствуют формированию таких личностных качеств, как, любовь, дружба, отзывчивость забота, доброта, трудолюбие, вежливость, организованность, общительность.
Провожу индивидуальные беседы с учащимися о культуре поведения, о правилах культурного общения.
В выходные и праздничные дни мы просматриваем и обсуждаем новости, телепередачи, мультфильмы, фильмы. Больше всего детям нравятся фильмы о животных. В обсуждение фильма входят вопросы: Кто является положительным героем?, Кто является отрицательным героем?, Почему герой так поступил?, Правильно ли он/а поступил/а?.
Гражданско - патриотическая деятельность
Цель гражданско-патриотической деятельности – это создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Формирование личностных качеств по данному направлению происходит через занятия по: изо, моделированию, беседы, экскурсии.
Провела беседы «Я патриот своей Родины», «23 февраля -День Защитника Отечества»; также провожу беседы: правила поведения в школе-интернате, режим дня, экскурсию «К памятнику погибшим воинам»; моделирование «Изготовление открытки к 23 февраля»; изо – рисунок на выставку к 23 февраля; участие в общешкольных мероприятиях: беседа- «8 февраля – День памяти юного героя – антифашиста», встреча с военнослужащим РА, участие в параде ребячьих войск. Данные занятия и мероприятия способствуют формированию таких личностных качеств, как, любовь к Родине, честность, смелость, дисциплинированность, уважение, отзывчивость.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание младших школьников направлено на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии. Умение применять теоретические знания и творческие способности на практике достигается только благодаря систематической, хорошо организованной трудовой деятельности учащихся. Систематическая трудовая деятельность обеспечивает формирование у младших глухих школьников знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, то есть овладение рациональными приемами работы.
Формирование личностных качеств по данному направлению происходит через занятия по: бытовому труду, через дежурства (в столовой, в раздевалке, в классе, в спальне), уборка территории.
Провела занятия по бытовому труду: «Глажение простых вещей», «Приготовление винегрета», «Уход за комнатными растениями».
На занятиях по трудовому воспитанию и во время дежурств, формируются такие личностные качества как, трудолюбие, ответственность, организованность, аккуратность.
Художественно – эстетическая деятельность
Цель художественно – эстетической деятельности - это развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую, изобразительную, конструктивную деятельность.
Формирование личностных качеств по данному направлению происходит через занятия по: изо, моделированию. Провела занятия по моделированию: изготовление валентинок ко Дню влюбленных, изготовление открыток к 8 марта, аппликация «Зимний лес», конструирование «Зайчик»( из ваты), лепка из соленого теста «Кот». Данные занятия способствуют формированию таких личностных качеств, как, аккуратность, ответственность, любознательность, внимательность.
Посещение кружков: «Вязание», «Рукоделие», «Танцевальный».
Спортивно –оздоровительная деятельность
Целью спортивно – оздоровительной деятельности является содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Формирование личностных качеств по данному направлению происходит через занятия – беседы, экскурсии, прогулки, подвижные игры, общешкольные мероприятия.
Мероприятия, проводимые в этом направлении позволяют добиваться положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья воспитанников.
Провела занятия – беседы: «Волосы и ногти», «Как я провел зимние каникулы», «Здоровое питание - здоровая жизнь», « Первые понятия о вреде курения». Участие в общешкольных мероприятиях: соревнования по настольному теннису, соревнования по скиппингу, соревнования по шашкам, «Веселые старты», смотр утренней зарядки. Данные занятия и мероприятия способствуют формированию таких личностных качеств, как ,активность, организованность, любознательность, уверенность в себе.
Посещение спортивного кружка ОФП, «Волейбол».
На занятиях использую интерактивную доску для показа презентаций, видеороликов, мультфильмов, на заданные темы, во всех направлениях.
Это способствует формированию таких личностных качеств как, любознательность, внимание, интерес.
На каждого учащегося заведены дневники личностных достижений (где они отмечают свои участия в общешкольных мероприятиях, спортивные достижения, занятость в кружках; карты наблюдений, карточки личностного развития; дневник наблюдений. (Это помогает мне проследить развитие личностных качеств каждого ребенка).
Личность, на мой взгляд, должна быть:
- свободной, то есть способной к самореализации;
- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
- творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
- практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи; владеющей хорошими манерами; ведущей здоровый образ жизни).
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».
В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

Выступление на педагогическом совете "Музыкальные сюжетно-ролевые игры в инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Чтобы понять и разобраться в данной теме, прежде всего, необходимо четко понимать значение заявленных определений (инновационная деятельность, ФГОС, музыкальные сюжетно-ролевые игры).Понятие «ин...

Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: Технология «Буккроссинг» - новая форма приобщения детей к источнику знаний»
Познакомить коллег с технологией "Буккроссинг" как одной из новых форм приобщения детей к чтению...

Конспект НОД в рамках педагогического совета "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО " Познавательное развитие на тему «Правильная осанка»
Цель:- Привлечь внимание детей к проблеме сохранения осанки.Задачи:- Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.- Дать рекомендации по профилактике нарушен...

Выступление из опыта работы на педагогическом совете № 2 от 30.11.2022 года «Нетрадиционные техники аппликаций в детском саду»
Нетрадиционные техники аппликации...

Выступление из опыта работы на педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было и остается актуальным в системе российского дошкольного образования. Это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет о...
Выступление из опыта работы на педагогическом совете на тему "Организация здоровьесберегающей деятельности во внеурочное время"
Организация здоровьесберегающей деятельности в работе с глухими младшими школьниками во внеурочное время....