Выступление на педагогическом совете "Музыкальные сюжетно-ролевые игры в инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС"
статья

Коншина Оксана Анатольевна

Чтобы понять и разобраться в данной теме, прежде всего, необходимо четко понимать значение заявленных определений (инновационная деятельность, ФГОС, музыкальные сюжетно-ролевые игры).

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Инновационный подход в образовании – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

 Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. 

Музыкальные сюжетно-ролевые игры способствуют созданию условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей у условиях инновационной деятельности реализации ФГОС дошкольного образования. 

Подводя, итог всего вышеперечисленного можно сказать, что музыкальные сюжетно-ролевые игры являются инновационной идей в дошкольном образовании. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_2021.docx27.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные сюжетно-ролевые игры в инновационной деятельности  

в условиях реализации ФГОС

доклад подготовила музыкальный руководитель Коншина О.А.

     Чтобы понять и разобраться в данной теме, прежде всего, необходимо четко понимать значение заявленных определений (инновационная деятельность, ФГОС, музыкальные сюжетно-ролевые игры).

      Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» ‒ «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века.

      Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера . Иозеф Шумпетер в своих работах отмечал, что «Делание вещей по-другому» в экономической сфере будет обозначаться термином «инновация» (1939 г.).

      Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

      Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.    

      Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

      В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. Например, в 70-80-х годах 20 века подход Д.Б. Кабалевского к системе музыкального образования был инновационным, а затем стал нормой.

      Инновационный подход в образовании – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий. Одним из инновационных подходов в организации образования в ДОУ является ФГОС, по которому мы работаем с января 2014 года. Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ‒ это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

      В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

     Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое для взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре

                                                                                                                                        А. С. Макаренко

       Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными, могут быть и музыкальными.
      Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. 

       Музыкальные сюжетно-ролевые игры способствуют созданию условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей у условиях инновационной деятельности реализации ФГОС дошкольного образования. В таких играх музыка является основой, в них звучит музыка, исполняются песни. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

       Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального

      Музыкальные сюжетно-ролевые игры воспроизводят сами дети при участии педагога. Задача педагога помочь в организации предметно-развивающей среды, музыкального сопровождения для игры. Организуя музыкальные сюжетно-ролевые игры взрослые развивают  у детей инициативу, самостоятельность, сохраняя их непосредственность, радость в игре.

      Источником знаний, желанием наполнять игру музыкой, является непосредственно образовательная музыкальная деятельность, где дети разучивают музыкальный репертуар песен, игр, танцев, слушают и запоминают произведения композиторов классиков, накапливают музыкальные впечатления. Дети любят танцевать, маршировать под музыку и  если они научатся самостоятельно исполнять музыку, напевать мелодии, то уже смогут без помощи взрослого осуществлять музыкальные сюжетно-ролевые игры с движениями и своим пением.

       Примерные темы музыкальных сюжетно-ролевых игр: 

  • «Музыкальное занятие»;
  • «Приглашаем на концерт»;
  • «Мы – оркестр!»;
  • «Студия звукозаписи»;
  • «Караоке-клуб»;
  • «Музыкальный магазин».

     Эти игры, возможно проводить, благодаря накопленному опыту дошкольников. Этот опыт накапливается на основе наблюдения за работой педагога в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

      Играя в сюжетно ролевую игру «Музыкальное занятие», ребята распределяют роли педагога, музыкального руководителя, воспитанников. В процессе игры копируют поведение и интонации взрослых.

      В сюжетно ролевой игре «Приглашаем на концерт» дети «артисты» для своих товарищей «зрителей» организуют чередование различных «номеров». В игре обязательно участвует конферансье. Для этой сюжетно ролевой игры желательно чтобы дети сами изготовили билеты на концерт. В организованной педагогом музыкальной сюжетно-ролевой игре дети играют на детских музыкальных инструментах: на металлофонах, трещотках, дудочках, ложках, бубнах, барабанах, треугольниках, колокольчиках. На этих инструментах исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, сочиняют свои.

      В музыкальной сюжетно-ролевой игре «Мы – Оркестр!» дети под руководством педагога выбирают дирижёра и музыкантов, которые исполняют несложные песни или народные мелодии. Знакомство детей с русским народным, симфоническим оркестрами  и его музыкальными инструментами, обучение игре на музыкальных инструментах, проводятся как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.

      Сюжетно-ролевая игра «Музыкальный магазин» -  это игра с самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Выбранный ребёнок выступает в роли продавца консультанта, музыкального магазина, в котором продаются музыкальные инструменты. Продавец рассказывает о каждом музыкальном инструменте покупателю. Дети – «покупатели» при покупке проверяют на звук музыкальный инструмент, играют на нём любую мелодию, отстукивают ритмический рисунок, поют песню, определяют на слух звучание того или иного музыкального инструмента.

       С большим удовольствием дети играют в музыкальную сюжетно-ролевую игру «Студия звукозаписи». Дети записывают в «Студии звукозаписи» песни для своей мамы или друга. Педагог исполняет роль продюсера «Студии звукозаписи», руководит и направляет детей на правильное исполнение песни. Для этой сюжетно ролевой игры необходимы атрибуты – это микрофоны, наушники, фонограммы песен, музыкальный центр. Дети поют в микрофоны, а педагог включает соответствующую песню.

      Нравится детям музыкальная сюжетно-ролевая игра под названием «Караоке-клуб», дети  в этой игре проявляют всю палитру эмоций и настроений. Они сами оценивают своих товарищей, выражая оценку исполнения аплодисментами. Эта игра особенно детям по душе, так как она полностью отвечает интересам и потребностям современной жизни.

      Формы организации музыкальных сюжетно-ролевых игр многообразны. Последовательная и творческая работа музыкального руководителя и воспитателя в воспитании дошкольников, использование технических средств, наличие у детей, в группах разнообразного оборудования для организации сюжетно-ролевых игр, выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное приподнятое настроение, способствует эстетическому развитию дошкольников.

       Подводя, итог всего вышеперечисленного можно сказать, что музыкальные сюжетно-ролевые игры являются инновационной идей в дошкольном образовании.

        Взрослый принимает непосредственное и самое активное участие в организации, разработке и развитии музыкальных сюжетно-ролевых игр. Музыкальный руководитель обеспечивает освоение необходимого музыкального репертуара, помогает педагогам повысить уровень музыкальных знаний, способствует развитию предметно-развивающей среды и содержанию музыкального уголка. Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры в свободное от занятий время. Такая совместная деятельность музыкального руководителя, педагогов, воспитанников пробуждает интерес и любовь к музыке, к музыкальным сюжетно-ролевым играм, к профессиям связанным с музыкальным искусством, побуждают детей продолжить музыкальное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

В ходе организационно – деятельностной игры участникам педагогического совета предлагаются задания. Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели,...

ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...

Доклад на педагогическом совете "Формирование здорового образа жизни воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно  в этом возрасте очень интенсивно развиваются самые различные способности, вырабатываются ч...

Конспект НОД в рамках педагогического совета "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО " Познавательное развитие на тему «Правильная осанка»

Цель:- Привлечь внимание детей к проблеме сохранения  осанки.Задачи:- Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.- Дать рекомендации по профилактике нарушен...

Выступление на педагогическом совете "Центр сюжетно-ролевой игры в группе. Создание атрибутики к сюжетно-ролевым играм".

Педагогический совет "Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника"....