Выступление на педагогическом совете "Музыкальные сюжетно-ролевые игры в инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС"
статья
Чтобы понять и разобраться в данной теме, прежде всего, необходимо четко понимать значение заявленных определений (инновационная деятельность, ФГОС, музыкальные сюжетно-ролевые игры).
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Инновационный подход в образовании – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Музыкальные сюжетно-ролевые игры способствуют созданию условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей у условиях инновационной деятельности реализации ФГОС дошкольного образования.
Подводя, итог всего вышеперечисленного можно сказать, что музыкальные сюжетно-ролевые игры являются инновационной идей в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_2021.docx | 27.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные сюжетно-ролевые игры в инновационной деятельности
в условиях реализации ФГОС
доклад подготовила музыкальный руководитель Коншина О.А.
Чтобы понять и разобраться в данной теме, прежде всего, необходимо четко понимать значение заявленных определений (инновационная деятельность, ФГОС, музыкальные сюжетно-ролевые игры).
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» ‒ «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века.
Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера . Иозеф Шумпетер в своих работах отмечал, что «Делание вещей по-другому» в экономической сфере будет обозначаться термином «инновация» (1939 г.).
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.
Педагогические инновации – это:
а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т.д.);
в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. Например, в 70-80-х годах 20 века подход Д.Б. Кабалевского к системе музыкального образования был инновационным, а затем стал нормой.
Инновационный подход в образовании – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий. Одним из инновационных подходов в организации образования в ДОУ является ФГОС, по которому мы работаем с января 2014 года. Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ‒ это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое для взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре
А. С. Макаренко
Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными, могут быть и музыкальными.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Музыкальные сюжетно-ролевые игры способствуют созданию условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей у условиях инновационной деятельности реализации ФГОС дошкольного образования. В таких играх музыка является основой, в них звучит музыка, исполняются песни. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.
Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального
Музыкальные сюжетно-ролевые игры воспроизводят сами дети при участии педагога. Задача педагога помочь в организации предметно-развивающей среды, музыкального сопровождения для игры. Организуя музыкальные сюжетно-ролевые игры взрослые развивают у детей инициативу, самостоятельность, сохраняя их непосредственность, радость в игре.
Источником знаний, желанием наполнять игру музыкой, является непосредственно образовательная музыкальная деятельность, где дети разучивают музыкальный репертуар песен, игр, танцев, слушают и запоминают произведения композиторов классиков, накапливают музыкальные впечатления. Дети любят танцевать, маршировать под музыку и если они научатся самостоятельно исполнять музыку, напевать мелодии, то уже смогут без помощи взрослого осуществлять музыкальные сюжетно-ролевые игры с движениями и своим пением.
Примерные темы музыкальных сюжетно-ролевых игр:
- «Музыкальное занятие»;
- «Приглашаем на концерт»;
- «Мы – оркестр!»;
- «Студия звукозаписи»;
- «Караоке-клуб»;
- «Музыкальный магазин».
Эти игры, возможно проводить, благодаря накопленному опыту дошкольников. Этот опыт накапливается на основе наблюдения за работой педагога в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Играя в сюжетно ролевую игру «Музыкальное занятие», ребята распределяют роли педагога, музыкального руководителя, воспитанников. В процессе игры копируют поведение и интонации взрослых.
В сюжетно ролевой игре «Приглашаем на концерт» дети «артисты» для своих товарищей «зрителей» организуют чередование различных «номеров». В игре обязательно участвует конферансье. Для этой сюжетно ролевой игры желательно чтобы дети сами изготовили билеты на концерт. В организованной педагогом музыкальной сюжетно-ролевой игре дети играют на детских музыкальных инструментах: на металлофонах, трещотках, дудочках, ложках, бубнах, барабанах, треугольниках, колокольчиках. На этих инструментах исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, сочиняют свои.
В музыкальной сюжетно-ролевой игре «Мы – Оркестр!» дети под руководством педагога выбирают дирижёра и музыкантов, которые исполняют несложные песни или народные мелодии. Знакомство детей с русским народным, симфоническим оркестрами и его музыкальными инструментами, обучение игре на музыкальных инструментах, проводятся как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе.
Сюжетно-ролевая игра «Музыкальный магазин» - это игра с самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Выбранный ребёнок выступает в роли продавца консультанта, музыкального магазина, в котором продаются музыкальные инструменты. Продавец рассказывает о каждом музыкальном инструменте покупателю. Дети – «покупатели» при покупке проверяют на звук музыкальный инструмент, играют на нём любую мелодию, отстукивают ритмический рисунок, поют песню, определяют на слух звучание того или иного музыкального инструмента.
С большим удовольствием дети играют в музыкальную сюжетно-ролевую игру «Студия звукозаписи». Дети записывают в «Студии звукозаписи» песни для своей мамы или друга. Педагог исполняет роль продюсера «Студии звукозаписи», руководит и направляет детей на правильное исполнение песни. Для этой сюжетно ролевой игры необходимы атрибуты – это микрофоны, наушники, фонограммы песен, музыкальный центр. Дети поют в микрофоны, а педагог включает соответствующую песню.
Нравится детям музыкальная сюжетно-ролевая игра под названием «Караоке-клуб», дети в этой игре проявляют всю палитру эмоций и настроений. Они сами оценивают своих товарищей, выражая оценку исполнения аплодисментами. Эта игра особенно детям по душе, так как она полностью отвечает интересам и потребностям современной жизни.
Формы организации музыкальных сюжетно-ролевых игр многообразны. Последовательная и творческая работа музыкального руководителя и воспитателя в воспитании дошкольников, использование технических средств, наличие у детей, в группах разнообразного оборудования для организации сюжетно-ролевых игр, выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное приподнятое настроение, способствует эстетическому развитию дошкольников.
Подводя, итог всего вышеперечисленного можно сказать, что музыкальные сюжетно-ролевые игры являются инновационной идей в дошкольном образовании.
Взрослый принимает непосредственное и самое активное участие в организации, разработке и развитии музыкальных сюжетно-ролевых игр. Музыкальный руководитель обеспечивает освоение необходимого музыкального репертуара, помогает педагогам повысить уровень музыкальных знаний, способствует развитию предметно-развивающей среды и содержанию музыкального уголка. Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры в свободное от занятий время. Такая совместная деятельность музыкального руководителя, педагогов, воспитанников пробуждает интерес и любовь к музыке, к музыкальным сюжетно-ролевым играм, к профессиям связанным с музыкальным искусством, побуждают детей продолжить музыкальное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
В ходе организационно – деятельностной игры участникам педагогического совета предлагаются задания. Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели,...
ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...
Методическая разработка. Педагогический совет по теме :«Особенности организации предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
Особенности организации предметно-пространственной среды...
Доклад на педагогическом совете "Формирование здорового образа жизни воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"
Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в этом возрасте очень интенсивно развиваются самые различные способности, вырабатываются ч...
Выступление на педагогическом совете "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
педагогам...
Конспект НОД в рамках педагогического совета "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО " Познавательное развитие на тему «Правильная осанка»
Цель:- Привлечь внимание детей к проблеме сохранения осанки.Задачи:- Сформировать представление о правильной осанке, выявить причины её нарушения.- Дать рекомендации по профилактике нарушен...
Выступление на педагогическом совете "Центр сюжетно-ролевой игры в группе. Создание атрибутики к сюжетно-ролевым играм".
Педагогический совет "Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника"....