Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриотов»
проект (подготовительная группа)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Апрелевская сош 1 (дошкольное отделение 4)
Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриотов»
Разработала:
воспитатель первой
квалификационной категории
Каменева Ю.Н.
Город Апрелевка 2022-2023г.г.
Этапы реализации проекта.
I этап организационный – изучение проблемы, создание условий;
II этап практический – внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов работы по расширению знаний дошкольников о своей Родине;
III этап обобщающий - обработка результатов по реализации проекта.
В проекте предусмотрена работа с родителями, как полноправными партнерами образовательного процесса. Данная методическая разработка носит практический характер и будет интересна воспитателям дошкольных учреждений.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , поселку, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной поселок, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы:
с детьми:
беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; сочинение рассказов и о семье.
с родителями:
беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
План проведения мероприятий по проекту « Воспитываем патриотов»
Тема | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
«Моя семья» | 1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». 2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому». 3 .Рисование на тему «Я и моя семья». 4 .Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество. 5.Работа с родителями: изготовление генеалогического древа семьи. | Сентябрь | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу». | 1. Прогулка «Мой детский сад» 2. «Наши добрые дела» (сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории). 3. Составление коллективного рассказа детьми о родном поселке. 4 .Рисование на тему «Там, где я живу, красиво» 5.Оформление папки-передвижки «Моя малая Родина» | Октябрь | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«Наша Родина – Россия» | 1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия» 2. «Государственная символика России» (прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага) 3.Беседа « Край ты мой, родной» 4.Рисование «Национальный костюм» 5. Работа с родителями: родительское собрание «Воспитываем патриотов» | Ноябрь | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«Москва – главный город нашей Родины» | 1. Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям) 2. Заучивание стихотворений о Москве. 3. Аппликация «Башня московского Кремля» 4. Работа с родителями: консультация « Зимние забавы на каникулах» | Декабрь | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«Богатыри славной Руси» | 1.Рассматривание картины « Богатыри» В. Васнецова. Составление рассказа по картине. 2.Слушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. Беседа « О характере богатырей Руси». 3.Лепка « Конь богатыря» 4. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме. 5.Консультация для родителей « Воспитание трудом» | Январь | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«День защитника Отечества» | 1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? » 2. Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту» 3. Подвижная игра «Защита границы» 4. Ручной труд : «Танк»(подарок папе) 5. Работа с родителями: спортивный праздник «Я и мой папа». | Февраль | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | 1. Беседа на тему «Мама, нет на свете дороже тебя» 2. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех» 3. Рисование «Портрет моей мамы» 4. Заучивание пословиц о маме 5. Продуктивная деятельность «Подарок маме» | Март | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«Краса ненаглядная» | 1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России» 2 .Рисование «Золотая хохлома» 3. Аппликация «Гжельская роза» 4. Лепка дымковской игрушки «Индюк» 5.Консультация для родителей « Народное искусство и детское творчество» | Апрель | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
«Этот день Победы» | 1. Беседа на тему «Дети-герои» 2. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы» 3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне. | Май | Воспитатель группы Каменева Ю.Н. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Используемая литература:
1.Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
2.А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
3.Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?»: М., Просвещение, 2007.
4.М.Д Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Родная сторонка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта....

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю,...

Фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015
В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста « Родина моя»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «СЕМИЦВЕТИК»...

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы будущее нашей страны»(долгосрочный)
Долгосрочный проект «Мы будущее нашей страны» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Герои - земляки»
Реализация проекта позволит:-сформировать у детей представления о музее и его назначении;-развить организаторские и творческие и способности;-научить воспринимать события, факты...

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
для педагогов и инструкторов по физической культуре...