Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Родная сторонка"
проект (старшая группа) на тему

Параничева Лариса Витальевна

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rodnaya_storona.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25».

        

 

Образовательный проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Родная сторонка»

                

                     Выполнила:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Параничева Лариса Витальевна

        

                                                                           г.Заволжье

Паспорт проекта

1.1. Основные положения

  • Тип проекта………………………………………………………………………………..3
  • Участники проекта……………………………………………………………………….3
  • Актуальность проекта………………………………………………………………….3
  • Гипотеза…………………………………………………………………………………...... 3
  • Задачи проектной деятельности…………………………………………………4
  • Новизна проекта………………………………………………………………………….5

1.2. Механизм реализации проекта:…………………………………………5

  • Схема реализации проекта………………………………………………………..6
  • Сроки реализации проекта………………………………………………………..8

1.3.Ожидаемые результаты………………………………………………………8

1.4.Продукт проектной деятельности……………………………………….9

1.5.Презентация проекта...............................................................9

1.6.Критерии эффективности проекта………………………………………9

1.7.Этапы проектной деятельности:………………………………………….10

  • 1 этап. Организационно – подготовительный……………………………10
  • 2 этап. Основной………………………………………………………………………….10
  • 3 этап. Заключительный………………………………………………………………11

1.8.Выводы………………………………………………………………………………….12

1.9.Востребованность проекта…………………………………………………..12

  • Педагогическая значимость исследовательской

деятельности…………………………………………………………………………….13

  • Практическая значимость работы………………………………………….13
  • Целевая аудитория…………………………………………………………………….13

                        Образовательный проект

        для детей старшего дошкольного возраста

                        «Родная сторонка»

Познавательно - творческая деятельность.

Руководитель проекта:

Параничева Лариса Витальевна  - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, образование  - высшее педагогическое, педагогический стаж  работы в данной должности – 33 года.

Участники проекта: дети подготовительной группы №2, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта:

Исследовательский, творческий,  долгосрочный, закрытый, групповой.

Актуальность:

Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: « Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Невозможно переоценить и роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников, так как она способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка и преобразовывать его духовный мир.

Гипотеза:

С чего начинается любовь к Родине?  Оно начинается у ребёнкаС дома, с семьи, а далее  круг расширяется – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами,  любят и защищают свою Родину от врагов. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях музыки, литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служит сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину.  Музыкальное искусство /русские народные песни, песни о родной природе, о родном крае, произведения патриотической направленности и т.д./  является  одним из эффективных средств воспитательного воздействия на ребёнка. Если  ввести детей в прекрасный мир музыки,  если вызвать положительное эмоциональное отношение к музыкальному искусству, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать  наиболее глубокое  чувство гражданственности и патриотизма.

Цель и задачи программы:

Цель:

 Содействие детям старшего дошкольного возраста в  овладении  основами духовно – нравственного воспитания средствами музыкально – образовательной деятельности.

      Задачи:

  1.Содействовать развитию у дошкольниковчувства сопричастности к культурному наследию России средствами музыки.

     2.Формировать думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области через музыкально – образовательную деятельность.

3. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку различного содержания и характера, побуждая к сопереживанию радости и печали, на образцах произведений народного фольклора, русских и современных композиторов.

     4.Развивать  толерантности, чувства уважения к представителям  других национальностей, их традициям через знакомство с образцами музыкального искусства народов России.

   5.Обеспечить взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу  приобщения детей к истории, традициям, культуре русского народа посредством музыкально – просветительской деятельности

     6. Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, использовать передовые методики и технологии приобщения детей к истории,традициям, культуре  русского народа через музыкально – образовательную деятельность.

Новизна проекта:

В процессе проекта дети знакомятся с  историей, традициями, культурой русского народа,подвигами богатырей  - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте  русского народа и  применяют их в  самостоятельном  творчестве.

Механизм реализации проекта:

В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.

Дети,  ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности:  в игре, посвященной роли богатыря-защитника; при беседах, где активизируется речь  и поощряется словотворчество;  в изобразительной деятельности  они  знакомится с разными средствами воплощения  художественного замысла;  у ребёнка проявляется самовыражение, через  музыкальную  деятельность. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте.   Взрослые  (педагоги и родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, праздников, развлечений.

                

                                

                        Схема реализации проекта

Образовательные области

                            Содержание

Познавательное развитие

  • Беседы на тему: «Россия родина моя»,

 « Откуда мы родом», «Как жили славяне»,  (из детской энциклопедии «В гостях у истории»), «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли».

  • НОД «Мир русских былин в картинах В.М. Васнецова»

(«Витязь на распутье» В. Васнецов

«Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов

«Богатыри» В. Васнецова

« Три богатыря» В. Васнецов)

  • рассматривание картин: «Настасья Микулишна»  Васильев (женщина богатырь), «Илья Муромец» Рерих.
  • Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
  • Посещение мини музея «Богатыри Земли Нижегородской»
  • НОД  «Путешествие в историю Древней Руси»
  • Экскурсия в музей самоваров и  предметов быта города Городца.

Речевое развитие

  • Беседа «Отличие сказки от былины».
  • Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.
  • Объяснение значений новых слов  (предки, вороги, летопись, кольчуга, брамица, поручи, булава, колчан, богатырь, былина, витязь, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, оберёг).
  • Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря».
  • Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь».
  • Чтение русских народных сказок о защитниках,  сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • Чтение былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Первый бой Ильи Муромца», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», « Илья  Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич» и др..
  • Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».

Художественно-эстетическое развитие

  • Слушание  композиции «Богатырская наша сила» А.Н. Пахмутовой, музыкальных отрывков из оперы Римского - Корсакова «Садко»

музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова  «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)

  • Танцевально-игровое творчество детей
  • Разучивание песен о городе Заволжье, родном крае, русских народных песен, о родной природе
  • Просмотр мультфильмов по теме «Русские богатыри»
  • Слушание былины «Илья Муромец в аудиозаписи»
  •  Изобразительная деятельность на темы:

«Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской»

«Богатырский щит»

  • Раскраски по теме
  • Аппликация:  «Богатырский конь»
  • Лепка из теста «Жаворонки»
  • Конструирование: «Сторожевая башня», «Крепость»
  • Совместная деятельность взрослого и детей: рассматривание репродукций  «Витязь на распутье» К.Васильев;

 «Илья Муромец»  Н.Рерих;  Васнецов: « Три богатыря ».

  • Беседа о творчестве Васнецова.
  • Праздники: «День народного единства», «Ярмарка», Богатырские забавы», «Жавороночки весну закликают», «Весёлые старты».
  • Театрализованное представление «Гуси – лебеди»,

«Снегурочка».

Физическое развитие

  • Подвижные игры: «Чья дружина  быстрее соберется», «Не попадись», «Кто самый меткий?»
  • Эстафеты: «Забрось палицу в логово Соловья разбойника», «Самый меткий (смелый)», «Состязание ковбоев », « Кто больше соберет камней »,
  • « Сбей богатыря с коня (бой подушками)»,
  • « Перетяни богатыря»
  • Досуг « Богатырские состязания», «Форд – Боярд»
  • Смотр строя и песни «Салют, Победа!»

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно – ролевые игры: «Богатырские игрища», «Защитники заставы »,  «Крепость».
  • Музыкально-театрализованное  представление:
  •  « Илья Муромец и Змей Горыныч».
  • Танцевально-игровое творчество детей.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2013г.- Декабрь 2014г.

1 этап. Организационно-подготовительный этап(сентябрь).

2 этап. Основной этап(октябрь 2013-ноябрь 2014).

3 этап. Заключительный этап(декабрь 2014).

Ожидаемые результаты:

        Ребенок,  имеющий представление:

        -   о культурном наследии Нижегородского родного края;

         -  о  русских народных богатырях;

        -   о былинах и сказаниях  о богатырях.

        Ребенок, овладевший основами истории, традиций и культуры русского народа.

Педагог

-владеющий основами  инновационной деятельности в области нравственно- патриотического воспитания;  

 - стремящийся к повышению квалификации педагогических работников в области реализации программы, применяя разнообразные формы работы;

- реализующий личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми;

-  учитывающий  индивидуальные особенности, потребности каждого ребёнка.

Родители

 - активно  участвующие    в работе учреждения по данному вопросу;

 - заинтересованные во всестороннем развитии ребёнка;

- знающие основы  истории, традиций, культуры русского народа: и т.д.

МБДОУ  Детский сад комбинированного вида №25

1. Внедрение совместной проектной деятельности всех участников образовательного процесса в практику учреждения.

2. Обновление предметно – развивающей среды, включающей в себя музейные процессы.

3. Информатизация образовательного процесса.

4. Создание нормативно – правовой базы, программно – методического обеспечения по приобщению детей к  истории, традициям, культуре русского народа.

5. Развитие коммуникативной и эмоционально – мотивационных сфер всех участников программы.

Продукт проектной деятельности:

  • Продукты  детского изобразительного творчества.
  • Картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений.
  •  Пособие «Богатыри».

Презентация проекта:

  • Выставка творческих работ детей и родителей «Богатыри Земли Русской».
  • Досуг « Богатырские забавы».
  • Конкурс «Одежда богатырей».
  • Праздник «День народного единства».
  • Создание мини – музея «Богатыри Земли Нижегородской».

Критерии эффективности проекта:

  • Углубление знаний о Родине – России;
  • Сформированность элементарных представлений об исторических событиях на Руси через знакомство с произведениями искусства (живопись, музыкальные произведения, устное народное творчество - былины);
  • Сформированность знаний о былине, их отличительных особенностях от других литературных жанров,  и былинных героях – богатырях;
  • Сформированность первичных ценностных представлений;
  • Совершенствование диалогической речи; умения детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предмет, составлять  мини рассказы по картине, описывать свои впечатления и высказывать своё мнение;
  • Сформированность способности самовыражаться, через игровую, творческую  и продуктивные виды деятельности;

Этапы

1 этап. Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка         планов, определение методов).

Цель: организация и подготовка к работе по проекту.

План:    

  • Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
  • Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
  • Внести в книжный уголок книги, альбомы о богатырях.
  • Выучить с детьми стихи о богатырях, о русских воинах.
  • Оформить выставку иллюстраций«Богатыри»
  • Подбор аудио-видео материала.
  • Выставка книг и рекомендации родителям для чтения дома.

2 этап. Основной этап (работа с объектами проекта).

Цель: вызвать интерес детей к изучению истории земли русской;

Активизировать участие родителей в жизни детей.

План:

  • Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
  • Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.
  • Беседы на тему: «Россия родина моя»,

 « Откуда мы родом», «Как жили славяне»,  «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» (из детской энциклопедии «В гостях у истории»)

  • Рассматривание иллюстрации, картины о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха.
  • Чтение былин, мифов, сказок А. С. Пушкина.
  • Разучивание стихов, пословиц, песен.
  • Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям»
  • Просмотр мультфильмов  о русских богатырях.
  • Праздники «Осенняя ярмарка», «Колядки», «Масленица», « Прилет птиц».
  • Посещение мини музея «Богатыри Земли Нижегородской».
  • Рисование, аппликация на темы:  «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской»
  • «Богатырский щит», «Богатырский конь»;  Раскраски по теме.
  • Фоторепортаж «Памятные места Нижегородской области».
  • Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (щит, меч, шлем, кольчуг).
  • Непосредственная  образовательная деятельность на тему «Путешествие в историю Древней Руси».
  • Экскурсия в музей самоваров и  предметов быта города Городца.
  • Театрализованная игра «Илья Муромец и Змей Горыныч».

3 этап. Заключительный этап (подведение итогов).

Цель: Оформление результатов проекта.

План:

  • Оформление Фото коллажей.
  • Творческие работы родителей и детей.
  • Досуг « Богатырские забавы».
  • Конкурс «Одежда богатырей».
  • Праздник «День народного единства»
  • Создание мини –музея «Богатыри Земли Нижегородской»

  • Литература.
  • 1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». М., Мозаика - Синтез, 2005 г.
  • 2.А.А.Остапец «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности». Москва, 2003г.
  • 3.А.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». Москва, Линка – Пресс,2003г.
  • 4.Л.Сивирская «Работа с семьёй: необязательные инструкции». Москва, Линка – Пресс, 2007г.
  • 5.   ФГОС, 2013г.
  • 6. «Положение о дошкольном учреждении», 2011г.
  • 7. Е.Соловьева, Л.Царенко «Наследие». Москва, Обруч, 2011г.  

Выводы:

  • Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.
  • Слушая музыкальные произведения, читая художественную литературу и рассматривая репродукции картин художников, у детей развивается эстетический вкус.
  • Во время бесед  у детей формировалась способность высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, используя формы речевого этикета, что является следствием развития связной речи.
  • Во время посещения мини музея, рассматривая экспонаты, дети расширяют и уточняют представления о предметном мире, об истории предметов, что способствует развитию познавательных интересов детей.
  • Накопленные впечатления дети с удовольствием отражают в изобразительной и театрализованной деятельности, что способствует развитию воображения, творческих способностей.
  • В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями.

Совместно с детьми родители принимали активное участие в выставке творческих работ, знакомились с былинными героями, участвовали конкурсе «Одежда богатырей», досуге «Богатырские забавы».

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.

Востребованность проекта:

Педагогическая значимость исследовательской деятельности:

  • Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей земли русской на основе знакомства с былинными богатырями.
  • Появилась реальная возможность формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.
  • Создаются условия для развития творческих проявлений личности ребенка.

Практическая значимость:

  • Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.
  • Дети познакомились  с былинами и их героями-богатырями.
  • Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни. 

Целевая аудитория:

Проект может быть использован, как педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-исследовательской деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма,  руководителям кружков, для приобщения детей к истокам русской народной культуры, так и родителями, для  организации познавательно-творческой деятельности детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России»

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю,...

Фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015

В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста « Родина моя»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «СЕМИЦВЕТИК»...

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы будущее нашей страны»(долгосрочный)

Долгосрочный проект  «Мы будущее нашей страны»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей....

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Герои - земляки»

Реализация проекта позволит:-сформировать у детей  представления о музее и его назначении;-развить организаторские и творческие и  способности;-научить воспринимать события, факты...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию»

Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 5-6 лет.Срок реализации проекта: 16 дней Участники проект...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Россия – Родина моя!»

Образовательный проект "Россия - Родина моя" призван помочь дошкольникам осознать социальную, практическую и личностную значимость участия в жизни нашей Родины через приобщение  к истор...