Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Родная сторонка"
проект (старшая группа) на тему
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodnaya_storona.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25».
Образовательный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Родная сторонка»
Выполнила:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Параничева Лариса Витальевна
г.Заволжье
Паспорт проекта
1.1. Основные положения
- Тип проекта………………………………………………………………………………..3
- Участники проекта……………………………………………………………………….3
- Актуальность проекта………………………………………………………………….3
- Гипотеза…………………………………………………………………………………...... 3
- Задачи проектной деятельности…………………………………………………4
- Новизна проекта………………………………………………………………………….5
1.2. Механизм реализации проекта:…………………………………………5
- Схема реализации проекта………………………………………………………..6
- Сроки реализации проекта………………………………………………………..8
1.3.Ожидаемые результаты………………………………………………………8
1.4.Продукт проектной деятельности……………………………………….9
1.5.Презентация проекта...............................................................9
1.6.Критерии эффективности проекта………………………………………9
1.7.Этапы проектной деятельности:………………………………………….10
- 1 этап. Организационно – подготовительный……………………………10
- 2 этап. Основной………………………………………………………………………….10
- 3 этап. Заключительный………………………………………………………………11
1.8.Выводы………………………………………………………………………………….12
1.9.Востребованность проекта…………………………………………………..12
- Педагогическая значимость исследовательской
деятельности…………………………………………………………………………….13
- Практическая значимость работы………………………………………….13
- Целевая аудитория…………………………………………………………………….13
Образовательный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Родная сторонка»
Познавательно - творческая деятельность.
Руководитель проекта:
Параничева Лариса Витальевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, образование - высшее педагогическое, педагогический стаж работы в данной должности – 33 года.
Участники проекта: дети подготовительной группы №2, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта:
Исследовательский, творческий, долгосрочный, закрытый, групповой.
Актуальность:
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Известна истина: « Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». Невозможно переоценить и роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников, так как она способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка и преобразовывать его духовный мир.
Гипотеза:
С чего начинается любовь к Родине? Оно начинается у ребёнкаС дома, с семьи, а далее круг расширяется – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину от врагов. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях музыки, литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служит сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Музыкальное искусство /русские народные песни, песни о родной природе, о родном крае, произведения патриотической направленности и т.д./ является одним из эффективных средств воспитательного воздействия на ребёнка. Если ввести детей в прекрасный мир музыки, если вызвать положительное эмоциональное отношение к музыкальному искусству, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.
Цель и задачи программы:
Цель:
Содействие детям старшего дошкольного возраста в овладении основами духовно – нравственного воспитания средствами музыкально – образовательной деятельности.
Задачи:
1.Содействовать развитию у дошкольниковчувства сопричастности к культурному наследию России средствами музыки.
2.Формировать думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области через музыкально – образовательную деятельность.
3. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку различного содержания и характера, побуждая к сопереживанию радости и печали, на образцах произведений народного фольклора, русских и современных композиторов.
4.Развивать толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, их традициям через знакомство с образцами музыкального искусства народов России.
5.Обеспечить взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу приобщения детей к истории, традициям, культуре русского народа посредством музыкально – просветительской деятельности
6. Совершенствовать педагогическое мастерство педагогов, использовать передовые методики и технологии приобщения детей к истории,традициям, культуре русского народа через музыкально – образовательную деятельность.
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с историей, традициями, культурой русского народа,подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Механизм реализации проекта:
В основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников.
Дети, ставшие участниками проекта, реализуют свои возможности в разных видах деятельности: в игре, посвященной роли богатыря-защитника; при беседах, где активизируется речь и поощряется словотворчество; в изобразительной деятельности они знакомится с разными средствами воплощения художественного замысла; у ребёнка проявляется самовыражение, через музыкальную деятельность. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности детей, участвующих в проекте. Взрослые (педагоги и родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками творческих выставок, конкурсов, праздников, развлечений.
Схема реализации проекта
Образовательные области | Содержание |
Познавательное развитие |
« Откуда мы родом», «Как жили славяне», (из детской энциклопедии «В гостях у истории»), «Отличие сказки от былины», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли».
(«Витязь на распутье» В. Васнецов «Битва на Калиновом мосту» В. Васнецов «Богатыри» В. Васнецова « Три богатыря» В. Васнецов)
|
Речевое развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
музыкальных отрывков из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (второе чудо)
«Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской» «Богатырский щит»
«Илья Муромец» Н.Рерих; Васнецов: « Три богатыря ».
«Снегурочка». |
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2013г.- Декабрь 2014г.
1 этап. Организационно-подготовительный этап(сентябрь).
2 этап. Основной этап(октябрь 2013-ноябрь 2014).
3 этап. Заключительный этап(декабрь 2014).
Ожидаемые результаты:
Ребенок, имеющий представление:
- о культурном наследии Нижегородского родного края;
- о русских народных богатырях;
- о былинах и сказаниях о богатырях.
Ребенок, овладевший основами истории, традиций и культуры русского народа.
Педагог
-владеющий основами инновационной деятельности в области нравственно- патриотического воспитания;
- стремящийся к повышению квалификации педагогических работников в области реализации программы, применяя разнообразные формы работы;
- реализующий личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми;
- учитывающий индивидуальные особенности, потребности каждого ребёнка.
Родители
- активно участвующие в работе учреждения по данному вопросу;
- заинтересованные во всестороннем развитии ребёнка;
- знающие основы истории, традиций, культуры русского народа: и т.д.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №25
1. Внедрение совместной проектной деятельности всех участников образовательного процесса в практику учреждения.
2. Обновление предметно – развивающей среды, включающей в себя музейные процессы.
3. Информатизация образовательного процесса.
4. Создание нормативно – правовой базы, программно – методического обеспечения по приобщению детей к истории, традициям, культуре русского народа.
5. Развитие коммуникативной и эмоционально – мотивационных сфер всех участников программы.
Продукт проектной деятельности:
- Продукты детского изобразительного творчества.
- Картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений.
- Пособие «Богатыри».
Презентация проекта:
- Выставка творческих работ детей и родителей «Богатыри Земли Русской».
- Досуг « Богатырские забавы».
- Конкурс «Одежда богатырей».
- Праздник «День народного единства».
- Создание мини – музея «Богатыри Земли Нижегородской».
Критерии эффективности проекта:
- Углубление знаний о Родине – России;
- Сформированность элементарных представлений об исторических событиях на Руси через знакомство с произведениями искусства (живопись, музыкальные произведения, устное народное творчество - былины);
- Сформированность знаний о былине, их отличительных особенностях от других литературных жанров, и былинных героях – богатырях;
- Сформированность первичных ценностных представлений;
- Совершенствование диалогической речи; умения детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предмет, составлять мини рассказы по картине, описывать свои впечатления и высказывать своё мнение;
- Сформированность способности самовыражаться, через игровую, творческую и продуктивные виды деятельности;
Этапы
1 этап. Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов).
Цель: организация и подготовка к работе по проекту.
План:
- Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
- Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
- Внести в книжный уголок книги, альбомы о богатырях.
- Выучить с детьми стихи о богатырях, о русских воинах.
- Оформить выставку иллюстраций«Богатыри»
- Подбор аудио-видео материала.
- Выставка книг и рекомендации родителям для чтения дома.
2 этап. Основной этап (работа с объектами проекта).
Цель: вызвать интерес детей к изучению истории земли русской;
Активизировать участие родителей в жизни детей.
План:
- Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта.
- Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.
- Беседы на тему: «Россия родина моя»,
« Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» (из детской энциклопедии «В гостях у истории»)
- Рассматривание иллюстрации, картины о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха.
- Чтение былин, мифов, сказок А. С. Пушкина.
- Разучивание стихов, пословиц, песен.
- Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям»
- Просмотр мультфильмов о русских богатырях.
- Праздники «Осенняя ярмарка», «Колядки», «Масленица», « Прилет птиц».
- Посещение мини музея «Богатыри Земли Нижегородской».
- Рисование, аппликация на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской»
- «Богатырский щит», «Богатырский конь»; Раскраски по теме.
- Фоторепортаж «Памятные места Нижегородской области».
- Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход».
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (щит, меч, шлем, кольчуг).
- Непосредственная образовательная деятельность на тему «Путешествие в историю Древней Руси».
- Экскурсия в музей самоваров и предметов быта города Городца.
- Театрализованная игра «Илья Муромец и Змей Горыныч».
3 этап. Заключительный этап (подведение итогов).
Цель: Оформление результатов проекта.
План:
- Оформление Фото коллажей.
- Творческие работы родителей и детей.
- Досуг « Богатырские забавы».
- Конкурс «Одежда богатырей».
- Праздник «День народного единства»
- Создание мини –музея «Богатыри Земли Нижегородской»
- Литература.
- 1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». М., Мозаика - Синтез, 2005 г.
- 2.А.А.Остапец «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности». Москва, 2003г.
- 3.А.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». Москва, Линка – Пресс,2003г.
- 4.Л.Сивирская «Работа с семьёй: необязательные инструкции». Москва, Линка – Пресс, 2007г.
- 5. ФГОС, 2013г.
- 6. «Положение о дошкольном учреждении», 2011г.
- 7. Е.Соловьева, Л.Царенко «Наследие». Москва, Обруч, 2011г.
Выводы:
- Данная работа позволила пробудить интерес детей к изучению истории Земли Русской.
- Слушая музыкальные произведения, читая художественную литературу и рассматривая репродукции картин художников, у детей развивается эстетический вкус.
- Во время бесед у детей формировалась способность высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, используя формы речевого этикета, что является следствием развития связной речи.
- Во время посещения мини музея, рассматривая экспонаты, дети расширяют и уточняют представления о предметном мире, об истории предметов, что способствует развитию познавательных интересов детей.
- Накопленные впечатления дети с удовольствием отражают в изобразительной и театрализованной деятельности, что способствует развитию воображения, творческих способностей.
- В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями.
Совместно с детьми родители принимали активное участие в выставке творческих работ, знакомились с былинными героями, участвовали конкурсе «Одежда богатырей», досуге «Богатырские забавы».
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.
Востребованность проекта:
Педагогическая значимость исследовательской деятельности:
- Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей земли русской на основе знакомства с былинными богатырями.
- Появилась реальная возможность формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.
- Создаются условия для развития творческих проявлений личности ребенка.
Практическая значимость:
- Сформированы элементарные представления об исторических событиях на Руси.
- Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.
- Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
Целевая аудитория:
Проект может быть использован, как педагогами дошкольных учреждений для развития познавательно-исследовательской деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма, руководителям кружков, для приобщения детей к истокам русской народной культуры, так и родителями, для организации познавательно-творческой деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю,...
Фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015
В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста « Родина моя»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «СЕМИЦВЕТИК»...
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы будущее нашей страны»(долгосрочный)
Долгосрочный проект «Мы будущее нашей страны» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Герои - земляки»
Реализация проекта позволит:-сформировать у детей представления о музее и его назначении;-развить организаторские и творческие и способности;-научить воспринимать события, факты...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию»
Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 5-6 лет.Срок реализации проекта: 16 дней Участники проект...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Россия – Родина моя!»
Образовательный проект "Россия - Родина моя" призван помочь дошкольникам осознать социальную, практическую и личностную значимость участия в жизни нашей Родины через приобщение к истор...