Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Герои - земляки»
проект (старшая, подготовительная группа)
Реализация проекта позволит: -сформировать у детей представления о музее и его назначении; -развить организаторские и творческие и способности; -научить воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, анализировать их; -повысить их мотивационную потребность к изучению истории родного города; -выработать позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа; |
-способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_geroi-zemlyaki.docx | 45.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Герои - земляки»
Автор-составитель:
Копотиенко Наталья Васильевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
г.Байкальск
2023г.
Наименование проекта | Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Герои - земляки»
|
Разработчик проекта | Копотиенко Наталья Васильевна |
Цель и задачи проекта | Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Задачи проекта: -познакомить и обогатить знания детей о героях - земляках Великой Отечественной войны; -развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.); -способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков. |
Вид проекта | Среднесрочный |
Тип проекта | Исследовательско – творческий |
Сроки и этапы реализации проекта | Сроки реализации проекта: январь – май 2023г. Подготовительный этап – январь–февраль 2023 г.; практический этап – февраль – апрель 2023г.; заключительный этап – май 2023 года. |
Перечень основных мероприятий |
|
Участники проекта | Педагоги, дети, родители детей старшего дошкольного возраста; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре; МКУ «Библиотека г. Байкальска», комитет солдатских матерей г.Байкальска, КЦСОН г.Байкальска(дом престарелых и инвалидов). |
Ожидаемые результаты | Реализация проекта позволит: -сформировать у детей представления о музее и его назначении; -развить организаторские и творческие и способности; -научить воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, анализировать их; -повысить их мотивационную потребность к изучению истории родного города; -выработать позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа; -способствовать повышен6пию профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников. |
Продукт проекта | Альбом «Мой герой» |
Целевые группы проекта | Дети старшего дошкольного возраста, педагоги. |
Паспорт проекта
Актуальность проекта
«Без любви к человеку, нет любви к Родине»
В современных условиях, одним из актуальных направлений работы в детском саду является патриотическое воспитание.
Поэтому, работа по реализации задач по патриотическому воспитанию невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края, своего города.
Дошкольный возраст, главный период становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма: любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Быть патриотом - значит ощущать себя составляющей частью Отечества. Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное воспитание маленького человека.
Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Придя в детский сад, он узнает, что Родина – это не только его маленький мир, его близкое окружение, но и огромная страна со своей историей, традициями, бытом.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Дети владеют скудной информацией о земляках – героях. Так возникла идея создания проекта, название которому придумали вместе «Земляки -герои». Вместе обсудили и определили план работы по проекту. В проекте мне было важно подвести детей к пониманию и осознанию, что наш многонациональный народ и наша армия победили в Великой Отечественной войне, потому что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье и мир людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Эти задачи я успешно могу решить с помощью музейной педагогики, так как именно музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
Я предположила, если наши воспитанники старшего дошкольного возраста познакомятся с предмета быта, культуры, истории, что позволит каждому ребенку в полной мере ощутить себя частью великого народа, великой страны.
Таким образом, в план моей работы входит: экскурсия в музей, к памятнику героям - землякам; организована работа по созданию альбома «Мой герой», презентации «Бессмертный полк»; создание мини – музея «Без прошлого нет будущего». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиций, ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Мини-музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
Данная идея возникла по результатам анкетирования родителей. Многие из них крайне редко посещают музеи с детьми.
Занимаясь с детьми и родителями созданием мини – музея, я стараюсь формировать у дошкольников чувства гордости, уважения, сопричастности к прошлому, развивать познавательно - исследовательские способности, приобщать детско – родительское сообщество к музейной педагогике.
Проблема
- у детей мало информации о земляках, их подвигах, значении патриотизма для малой Родины.
Новизна материала
Новизна материала проекта отражает новые подходы в воспитании гражданско-патриотических чувств по средствам музейной педагогики у детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на взаимодействие с разными социальными партнерами. В проект включены нетрадиционные интерактивные формы: виртуальный мини-музей, который может посетить любой желающий, ознакомиться с альбомом «Мой герой» узнать много новой информации о героях – земляках. Это позволяет поддерживать неослабевающий интерес к теме проекта, его мероприятиям.
Цель проекта: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Задачи проекта:
-познакомить и обогатить детей информацией о героях-земляках Великой Отечественной войны;
- развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);
- способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков; создать методический архив, посвященный землякам героям ВОВ.
- воспитывать чувство патриотизма через создание мини – музея «Без прошлого нет будущего»
Социальные партнёры реализации проекта
Ключевые партнеры | Содержание деятельности |
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Родители | Осуществляют реализацию мероприятий проекта: -проводит занятия, беседы, -обучает детей составлению рассказов по схематическим моделям, пословицам, творческим пересказам, заучиванию стихотворений; -организует экспериментальную деятельность; -творческие мастерские; -экскурсии;
-проводит тематические праздники, принимает активное участие в разучивании песен, направленных на воспитание патриотических чувств к своей Родине, работает с родителями;
-проводит спортивные мероприятия с включением игр на военную тематику;
-принимают участие в организации и проведении экскурсий, целевых прогулок, -участвуют в поисковой работе по сбору информации и экспонатов для создания альбома «Мой герой», мини-музея «Без прошлого нет будущего», -участвуют в творческих выставках: «С чего начинается Родина?» и др.; |
Целевые группы проекта
Целевые группы | Краткая характеристика |
Дети 5 – 6 лет
| В старшем дошкольном возрасте происходит общее развитие личности, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Формируется устойчивая привычка задавать вопросы (Почему?) и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Дети способны прогнозировать последствия своих действий. Благодаря увеличению объёма памяти и развитию произвольного внимания, уровень самостоятельности дошкольников повышается. Им доступны приёмы классификации, причинно – следственные связи, выдвижение гипотез, самостоятельность выводов. Дети проявляют интерес к познавательной и исследовательской деятельности. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение. |
Родители | Заинтересованность в социальном развитии детей. Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания. |
Педагоги | Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень. |
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта | |
I этап Подготовительный | Январь Февраль2022 г. |
#1055;оисковая работа, сбор информации: рассматривание иллюстраций и чтение книг, отражающих события войны и составление по ним рассказов. #1055;одбор экспонатов для мини – музея «Без прошлого нет будущего». #1055;одбор открыток, статей из газет, журналов, видеоматериалов, пословиц и загадок о героизме, об армии. #1057;оздание альбома «Мой герой». #1057;оздание презентации «Бессмертный полк »; #1056;азработать перспективный план работы по реализации проекта. | |
II этап Практический (творческий) | Февраль - Апрель 2022г. | 1. Способствовать вовлечению детей и родителей в творческую мастерскую по проекту. 2. Организовать с детьми совместную образовательную деятельность «Знание истории своей Родины». #1054;рганизовать экскурсию в музей, к памятнику героям - землякам; #1057;оздать и оформить альбом «Мой герой» #1057;оздать настольно-печатные игры «Экскурсия по улицам », «Четвертый лишний». #1054;снащение мини-музея экспонатами. 8. Разучивание стихотворений, танцев и песен к празднику 9 Мая «День Победы» | |
III этап Заключительный (презентационный) | Май 2022г.
| #1054;существить мониторинг уровня познавательной активности детей (нравственно - патриотический аспект). #1053;а сайте группы ознакомить родителей с презентацией «Бессмертный полк»; с альбомом «Мой герой». #1055;ознакомить родителей, детей других групп с книгой памяти «Наши земляки –герои ВОВ» #1055;резентация настольно-печатных игр «Экскурсия по улицам города», «Четвертый лишний» #1054;рганизовать альбом - экранизацию событий жизни ветеранов. #1055;ровести праздник «Спасибо Вам, родные наши деды!» 7. Выступить на мероприятии, посвященное ко Дню Победы. 8. Возложить цветы к памятнику землякам – героям. 9. Создать методический архив по итогам проекта. #1042;ыступить на педагогическом совете с презентацией проекта «Герои - земляки». #1055;резентовать результаты проекта родителям. |
Механизм реализации проекта
Принципы, лежащие в основе проекта:
- учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;
последовательности (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);
интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, методы реализации, предметно-развивающая среда);
наглядности (иллюстративность, наличие фотографии героя, памятников, и т. д.);
личностно-ориентированного общения (предусматривает сотрудничество и взаимоуважения, партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
- подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации);
- безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея;
- непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
партнёрства: музей является результатом сотрудничества социума, родителей и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Формы и методы организации деятельности детей
В процессе реализации по созданию мини-музея используются различные формы деятельности:
традиционная, комбинированная, интегративная и практическая ООД, беседы, игры, праздники, конкурсы, викторины, коллекционирование, экскурсии и другие.
Методы организации деятельности детей:
1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
2. наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);
3. практический (изготовление макетов, конструирование военной техники создание мини-музея и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная поисково–практическая деятельность.
Основные направления деятельности
Данный проект разработан на 5 месяцев обучения. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
Для лучшего усвоения детьми материала, а также удобства педагога, в работу лучше всего проводить блоками по 3-5 занятий.
Первый блок – поисково-собирательский, который приобщает к музейной культуре, знакомит детей с героями ВОВ, видами вооруженных сил Российской армии; с понятием «музей», формой работы – экскурсией и правилами поведения в общественных местах.
Второй блок – экскурсионный, где организуются экскурсии, целевые прогулки.
Третий блок – экспозиционный (оформление мини-музея, выставок художественного творчества).
Сроки реализации проекта
Январь – Май 2023 г.
Календарный план мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятия | Содержание работы | Дата | Ответственные |
I этап Подготовительный | ||||
1. | Анкетирование | Выявление уровня заинтересованности детей и родителей в реализации проекта «Герои - земляки» | Январь 2023г. | Воспитатель
|
2. | Мониторинг | Анализ возможности участия целевых групп в реализации проекта | Январь 2023г. | Воспитатель |
3. | Проведение «Круглого стола» | Выяснение уровня знаний по данной тематике, ознакомление с идеей проекта | Февраль 2023 г.
| Воспитатель |
4. | Поисковая работа, сбор информации по тематике проекта, подбор экспонатов для мини-музея, видеоматериалов и др.) | Создание условий для реализации проекта | Январь- Февраль 2023г. | Воспитатель |
II этап Практический | ||||
5. | Организация цикла бесед по книгам о Великой Отечественной войне. | Уточнение и расширение знаний детей о музее, о героях ВОВ | Февраль 2023г. | Воспитатель группы |
6. | Организация экскурсий в музей, к памятнику героям – землякам. | Воспитание патриотических чувств, развитие познавательной активности | Февраль Март Апрель 2023г. | Воспитатель Родители |
7. | Создание мини-музея «Без прошлого нет будущего» в группе | Поддержание устойчивого интереса к проекту, к военной тематике | Март Апрель 2023г. | Воспитатель Родители |
8. | Организация с детьми совместной образовательной деятельности по теме «Знание истории своей Родины – основа патриотизма» | Уточнение и расширение знаний о своей Родине, развитие умений и навыков в художественном творчестве детей | Февраль Март Апрель 2023г. | Воспитатель., Музыкальный руководитель |
Беседа «Кто такие герои?»
| формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну, родной город, любовь к Родине, её культуре и истории своего народа; познакомить с героями России. |
| Воспитатель | |
Творческие рассказы детей «Мой прадедушка - Герой»- | развивать умения детей рассказывать о своем герое, о его подвигах; воспитывать чувство гордости, что дедушка - герой (из рассказа родителей).
|
| Воспитатель | |
- лепка «Медали наших прадедов»; конструирование (оригами)« Танки», «Самолеты»; Аппликация «Голубь мира» и др. - рисование «С чего начинается Родина», «Салют Победы» и др. Заучивание стихотворений «Чтобы не было войны», «День Победы», «На радио», «Дедушкины друзья».. Заучивание песен: «Пусть будет мир». Слушание гимна нашей страны, разучивание песен: «Спасибо вам родные наши деды!»; «Вечный огонь»; Разучивания танцев: Кадриль «Катюша»; «Салют». | Развитие творческих способностей, познавательного интереса. |
| Воспитатели Музыкальный руководитель | |
9. | Совместное детско-родительское творчество: изготовление обелиска | Вовлечение родителей в проект | Январь- апрель 2023г. | Воспитатель |
10. | 2. Создать и оформить книгу памяти, настольно-печатные игры. | Поддержание устойчивого интереса к проекту | Март, Апрель 2023г. | Воспитатель Родители |
11. | 3. Организация выставки детского творчества на тему войны | Развитие творческих способностей, познавательного интереса | Апрель 2023г. | Воспитатель Родители |
12. | 4. Выпуск и презентация «Бессмертный полк»
| Обобщение знаний детей о героях войны, памятных местах, работа с родителями | Апрель 2023г. | Воспитатель Родители |
13. | 5 Организация самостоятельной ознакомительной экскурсии детьми старшего дошкольного возраста. | Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов | Март- май 2023г. | Воспитатель Родители |
14 | Проведение праздника «Спасибо Вам, родные наши деды!» | Развитие творческих способностей | Май 2023г. | Музыкальный руководитель Воспитатели Инструктор по физической культуре |
16. | Выступление на мероприятии, посвященное ко Дню Победы. Возложить цветы к памятнику землякам – героям.
| Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей | Май 2023г. | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители |
III этап - Рефлексивный | ||||
17. | Создание методического архива по теме проекта. | Завершение работы над проектом | Май 2023г. | Все участники проекта |
18. | Мониторинг познавательного развития детей для всех участников образовательного процесса | Отследить динамику развития познавательной активности детей | Май 2023г. | воспитатели |
19. | Выступление на педагогическом совете с презентацией проекта «Герои – земляки» | Подведение итогов, рефлексия | Январь 2024г. | воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Родная сторонка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта....
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю,...
Фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015
В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста « Родина моя»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «СЕМИЦВЕТИК»...
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы будущее нашей страны»(долгосрочный)
Долгосрочный проект «Мы будущее нашей страны» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию»
Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 5-6 лет.Срок реализации проекта: 16 дней Участники проект...
Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Россия – Родина моя!»
Образовательный проект "Россия - Родина моя" призван помочь дошкольникам осознать социальную, практическую и личностную значимость участия в жизни нашей Родины через приобщение к истор...