Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Герои - земляки»
проект (старшая, подготовительная группа)

 

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей  представления о музее и его назначении;

-развить организаторские и творческие и  способности;

-научить воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, анализировать их;

-повысить их  мотивационную потребность к изучению истории родного города;

-выработать позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;

 

-способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_geroi-zemlyaki.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Герои - земляки»

Автор-составитель:

Копотиенко Наталья Васильевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г.Байкальск

2023г.

Наименование проекта

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Герои - земляки»

Разработчик проекта

Копотиенко Наталья Васильевна

Цель и задачи проекта

Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи проекта:

-познакомить и обогатить знания детей о героях - земляках Великой Отечественной войны;

-развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);

-способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков.

Вид проекта

Среднесрочный

Тип проекта

Исследовательско – творческий

Сроки и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: январь – май 2023г.

Подготовительный этап – январь–февраль 2023 г.; практический этап – февраль – апрель 2023г.;

заключительный этап – май 2023 года.

Перечень основных мероприятий

  • Мониторинг по теме проекта (анкетирование родителей, беседы с детьми);
  • «Круглый стол» с участием родителей, детей и педагогов с целью ознакомления с идеей проекта;
  • создание условий для реализации проекта (поисковая работа, сбор информации по тематике проекта, изготовление настольно-печатных, дидактических игр, подбор, фото, видеоматериалов и др.);
  • цикл бесед о героях Великой Отечественной войны;
  • Презентация «Земляки - ветераны»;
  • экскурсия к памятнику героям - землякам;
  • создание альбома «Мой герой» в группе учреждения;
  • цикл организованной образовательной деятельности «История моей Родины – основа патриотизма»;
  • создание и оформление книги, посвященной ветеранам;
  • совместное детско-родительское творчество на тему войны;
  • презентация итогов проекта родителям группы, педагогам.

Участники

проекта

Педагоги, дети, родители детей старшего дошкольного возраста; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре; МКУ «Библиотека г. Байкальска», комитет солдатских матерей г.Байкальска, КЦСОН г.Байкальска(дом престарелых и инвалидов).

Ожидаемые

результаты

Реализация проекта позволит:

-сформировать у детей представления о музее и его назначении;

-развить организаторские и творческие и способности;

-научить воспринимать события, факты, явления социальной действительности более осознанно, анализировать их;

-повысить их мотивационную потребность к изучению истории родного города;

-выработать позицию личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию своего народа;

-способствовать повышен6пию профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации совместной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников.

Продукт проекта

Альбом «Мой герой»

Целевые группы

проекта

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Паспорт проекта

Актуальность проекта

«Без любви к человеку, нет любви к Родине»

В современных условиях, одним из актуальных направлений работы в детском саду является патриотическое воспитание.

Поэтому, работа по реализации задач по патриотическому воспитанию невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края, своего города.

Дошкольный возраст, главный период становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма: любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Быть патриотом - значит ощущать себя составляющей частью Отечества. Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, интеллектуальное воспитание маленького человека.

Первые представления о Родине дошкольник получает в семье. Придя в детский сад, он узнает, что Родина – это не только его маленький мир, его близкое окружение, но и огромная страна со своей историей, традициями, бытом.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Дети владеют скудной информацией о земляках – героях. Так возникла идея создания проекта, название которому придумали вместе «Земляки -герои». Вместе обсудили и определили план работы по проекту. В проекте мне было важно подвести детей к пониманию и осознанию, что наш многонациональный народ и наша армия победили в Великой Отечественной войне, потому что любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье и мир людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Эти задачи я успешно могу решить с помощью музейной педагогики, так как именно музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

Я предположила, если наши воспитанники старшего дошкольного возраста познакомятся с предмета быта, культуры, истории, что позволит каждому ребенку в полной мере ощутить себя частью великого народа, великой страны.

Таким образом, в план моей работы входит: экскурсия в музей, к памятнику героям - землякам; организована работа по созданию альбома «Мой герой», презентации «Бессмертный полк»; создание мини – музея «Без прошлого нет будущего». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиций, ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Мини-музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.

Данная идея возникла по результатам анкетирования родителей. Многие из них крайне редко посещают музеи с детьми.

Занимаясь с детьми и родителями созданием мини – музея, я стараюсь формировать у дошкольников чувства гордости, уважения, сопричастности к прошлому, развивать познавательно - исследовательские способности, приобщать детско – родительское сообщество к музейной педагогике.

Проблема

- у детей мало информации о земляках, их подвигах, значении патриотизма для малой Родины.

Новизна материала

Новизна материала проекта отражает новые подходы в воспитании гражданско-патриотических чувств по средствам музейной педагогики у детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на взаимодействие с разными социальными партнерами. В проект включены нетрадиционные интерактивные формы: виртуальный мини-музей, который может посетить любой желающий, ознакомиться с альбомом «Мой герой» узнать много новой информации о героях – земляках. Это позволяет поддерживать неослабевающий интерес к теме проекта, его мероприятиям.

Цель проекта: формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи проекта:

-познакомить и обогатить детей информацией о героях-земляках Великой Отечественной войны;

- развить умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности (моделирование, коллекционирование, художественное творчество и др.);

- способствовать осознанию детьми важности подвигов героев – земляков; создать методический архив, посвященный землякам героям ВОВ.

- воспитывать чувство патриотизма через создание мини – музея «Без прошлого нет будущего»

Социальные партнёры реализации проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Воспитатель

Музыкальный

руководитель

Инструктор по физической культуре

Родители

Осуществляют реализацию мероприятий

проекта:

-проводит занятия, беседы,

-обучает детей составлению рассказов по схематическим моделям, пословицам, творческим пересказам, заучиванию стихотворений;

-организует экспериментальную деятельность;

-творческие мастерские;

-экскурсии;

-проводит тематические праздники, принимает активное участие в разучивании песен, направленных на воспитание патриотических чувств к своей Родине, работает с родителями;

-проводит спортивные мероприятия с включением игр на военную тематику;

-принимают участие в организации и проведении экскурсий, целевых прогулок,

-участвуют в поисковой работе по сбору информации и экспонатов для создания альбома «Мой герой», мини-музея «Без прошлого нет будущего»,

-участвуют в творческих выставках: «С чего начинается Родина?» и др.;

Целевые группы проекта

Целевые группы

Краткая характеристика

Дети 5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит общее развитие личности, в частности, осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Формируется устойчивая привычка задавать вопросы (Почему?) и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Дети способны прогнозировать последствия своих действий. Благодаря увеличению объёма памяти и развитию произвольного внимания, уровень самостоятельности дошкольников повышается. Им доступны приёмы классификации, причинно – следственные связи, выдвижение гипотез, самостоятельность выводов. Дети проявляют интерес к познавательной и исследовательской деятельности. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение.

Родители

Заинтересованность в социальном развитии детей. Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании без ущерба здоровья ребёнка, в формировании самостоятельной, деятельной личности, соответствующей меняющимся запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к сотрудничеству с педагогами по вопросам обучения и воспитания.

Педагоги

Имеют глубокие всесторонние знания об окружающем. Активно внедряют достижения педагогической науки в практику. Создают условия для всестороннего развития и обучения детей, удовлетворяя его возможности и потребности, постоянно повышают свой профессиональный уровень.

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап

Подготовительный

Январь

Февраль2022 г.

  1. #1042;ыявить уровень заинтересованности детей (беседа) и родителей (анкетирование) в реализации проекта «Герои - земляки».

#1055;оисковая работа, сбор информации: рассматривание иллюстраций и чтение книг, отражающих события войны и составление по ним рассказов.

#1055;одбор экспонатов для мини – музея «Без прошлого нет будущего».

#1055;одбор открыток, статей из газет, журналов, видеоматериалов, пословиц и загадок о героизме, об армии.

#1057;оздание альбома «Мой герой».

#1057;оздание презентации «Бессмертный полк »;

#1056;азработать перспективный план работы по реализации проекта.

II этап

Практический (творческий)

Февраль -

Апрель 2022г.

1. Способствовать вовлечению детей и родителей в творческую мастерскую по проекту.

2. Организовать с детьми совместную образовательную деятельность «Знание истории своей Родины».

#1054;рганизовать экскурсию в музей, к памятнику героям - землякам;

#1057;оздать и оформить альбом «Мой герой»

#1057;оздать настольно-печатные игры «Экскурсия по улицам », «Четвертый лишний».

#1054;снащение мини-музея экспонатами.

8. Разучивание стихотворений, танцев и песен к празднику 9 Мая «День Победы»

III этап

Заключительный (презентационный)

Май 2022г.

#1054;существить мониторинг уровня познавательной активности детей (нравственно - патриотический аспект).

#1053;а сайте группы ознакомить родителей с презентацией «Бессмертный полк»; с альбомом «Мой герой».

#1055;ознакомить родителей, детей других групп с книгой памяти «Наши земляки –герои ВОВ»

#1055;резентация настольно-печатных игр «Экскурсия по улицам города», «Четвертый лишний»

#1054;рганизовать альбом - экранизацию событий жизни ветеранов.

#1055;ровести праздник «Спасибо Вам, родные наши деды!»

7. Выступить на мероприятии, посвященное ко Дню Победы.

8. Возложить цветы к памятнику землякам – героям.

9. Создать методический архив по итогам проекта.

#1042;ыступить на педагогическом совете с презентацией проекта «Герои - земляки».

#1055;резентовать результаты проекта родителям.

Механизм реализации проекта

Принципы, лежащие в основе проекта:

  • учёта возрастных особенностей каждого дошкольника;

 последовательности (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе);

 интеграции различных видов детской деятельности (содержание образования, методы реализации, предметно-развивающая среда);

 наглядности (иллюстративность, наличие фотографии героя, памятников, и т. д.);

 личностно-ориентированного общения (предусматривает сотрудничество и взаимоуважения, партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

  • занимательности (изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата);
  • подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации);
  • безопасности: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Ребёнок, свободно достаёт до любого уголка музея;
  • непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

 партнёрства: музей является результатом сотрудничества социума, родителей и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Формы и методы организации деятельности детей

В процессе реализации по созданию мини-музея используются различные формы деятельности:

традиционная, комбинированная, интегративная и практическая ООД, беседы, игры, праздники, конкурсы, викторины, коллекционирование, экскурсии и другие.

Методы организации деятельности детей:

1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

2. наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу и др.);

3. практический (изготовление макетов, конструирование военной техники создание мини-музея и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно- иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – старшие дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 исследовательский – самостоятельная поисково–практическая деятельность.

Основные направления деятельности

Данный проект разработан на 5 месяцев обучения. Проект предполагает осуществление разнообразной детской деятельности со всеми детьми группы. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.

Для лучшего усвоения детьми материала, а также удобства педагога, в работу лучше всего проводить блоками по 3-5 занятий.

Первый блок – поисково-собирательский, который приобщает к музейной культуре, знакомит детей с героями ВОВ, видами вооруженных сил Российской армии; с понятием «музей», формой работы – экскурсией и правилами поведения в общественных местах.

Второй блок – экскурсионный, где организуются экскурсии, целевые прогулки.

Третий блок – экспозиционный (оформление мини-музея, выставок художественного творчества).

Сроки реализации проекта

Январь Май 2023 г.

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Содержание работы

Дата

Ответственные

I этап Подготовительный

1.

Анкетирование

Выявление уровня заинтересованности детей и родителей в реализации проекта «Герои - земляки»

Январь

2023г.

Воспитатель

2.

Мониторинг

Анализ возможности участия целевых групп в реализации проекта

Январь

2023г.

Воспитатель

3.

Проведение

«Круглого стола»

Выяснение уровня знаний по данной тематике, ознакомление с идеей проекта

Февраль

2023 г.

Воспитатель

4.

Поисковая работа, сбор информации по тематике проекта, подбор экспонатов для мини-музея, видеоматериалов и др.)

Создание условий для реализации проекта

Январь-

Февраль 2023г.

Воспитатель

II этап Практический

5.

Организация цикла бесед по книгам о Великой Отечественной войне.

Уточнение и расширение знаний детей о музее, о героях ВОВ

Февраль 2023г.

Воспитатель

группы

6.

Организация экскурсий в музей,

к памятнику героям – землякам.

Воспитание патриотических чувств, развитие познавательной активности

Февраль

Март

Апрель 2023г.

Воспитатель

Родители

7.

Создание мини-музея «Без прошлого нет будущего» в группе

Поддержание устойчивого интереса к проекту, к военной тематике

Март

Апрель 2023г.

Воспитатель

Родители

8.

Организация с детьми совместной образовательной деятельности по теме «Знание истории своей Родины – основа патриотизма»

Уточнение и расширение знаний о своей Родине, развитие умений и навыков в художественном творчестве детей

Февраль

Март

Апрель 2023г.

Воспитатель.,

Музыкальный руководитель

Беседа

«Кто такие герои?»

формировать у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну, родной город, любовь к Родине, её культуре и истории своего народа; познакомить с героями России.

Воспитатель

Творческие рассказы детей «Мой прадедушка - Герой»-

развивать умения детей рассказывать о своем герое, о его подвигах; воспитывать чувство гордости, что дедушка - герой

(из рассказа родителей).

Воспитатель

- лепка «Медали наших прадедов»;

конструирование (оригами)« Танки», «Самолеты»;

Аппликация «Голубь мира» и др.

- рисование «С чего начинается Родина», «Салют Победы» и др.

Заучивание стихотворений «Чтобы не было войны», «День Победы», «На радио», «Дедушкины друзья»..

Заучивание песен: «Пусть будет мир».

Слушание гимна нашей страны, разучивание песен:

«Спасибо вам родные наши деды!»;

«Вечный огонь»;

Разучивания танцев:

Кадриль «Катюша»;

«Салют».

Развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

9.

Совместное детско-родительское творчество: изготовление обелиска

Вовлечение родителей в проект

Январь- апрель 2023г.

Воспитатель

10.

2. Создать и оформить книгу памяти, настольно-печатные игры.

Поддержание устойчивого интереса к проекту

Март,

Апрель 2023г.

Воспитатель

Родители

11.

3. Организация выставки детского творчества на тему войны

Развитие творческих способностей, познавательного интереса

Апрель

2023г.

Воспитатель

Родители

12.

4. Выпуск и презентация «Бессмертный полк»

Обобщение знаний детей о героях войны, памятных местах, работа с родителями

Апрель

2023г.

Воспитатель

Родители

13.

5 Организация самостоятельной ознакомительной экскурсии детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов

Март- май

2023г.

Воспитатель

Родители

14

Проведение праздника «Спасибо Вам, родные наши деды!»

Развитие творческих способностей

Май

2023г.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

16.

Выступление на мероприятии, посвященное ко Дню Победы.

Возложить цветы к памятнику землякам – героям.

Воспитание патриотических чувств, самостоятельности, развитие познавательных интересов, развитие творческих способностей

Май

2023г.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

III этап - Рефлексивный

17.

Создание методического архива по теме проекта.

Завершение работы над проектом

Май

2023г.

Все участники проекта

18.

Мониторинг познавательного развития детей для всех участников образовательного процесса

Отследить динамику развития познавательной активности детей

Май

2023г.

воспитатели

19.

Выступление на педагогическом

совете с презентацией проекта «Герои – земляки»

Подведение итогов, рефлексия

Январь 2024г.

воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Родная сторонка"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для старших дошкольников. В проекте правильно разработан паспорт проекта....

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Флаг России»

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю,...

Фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Оружие Победы» на городское МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2015

В данном материале представлен фотоотчёт по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на городское МО по образовательной области «Социально...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста « Родина моя»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «СЕМИЦВЕТИК»...

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мы будущее нашей страны»(долгосрочный)

Долгосрочный проект  «Мы будущее нашей страны»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию»

Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский с заданным результатом для детей 5-6 лет.Срок реализации проекта: 16 дней Участники проект...