План самообразования педагога на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
материал (старшая группа)
Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самллбразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 340»
Ленинский район, г.Нижний Новгород
План по самообразованию педагога
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Выполнила: воспитатель первой категории Касумова Севиндж Ислам кызы. |
2023 -2024 учебный год
Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики в условиях ФОП
Задачи:
- создание мини-музея " Культура и быт русского народа"
- раскрыть возможности мини-музея в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей.
- воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу. - вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта:
- воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
- расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
- привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении экскурсий по городу и музеям родного края.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этап работы над темой самообразования:
Актуальность
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Словосочетание «музейная педагогика» известно всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию молодого поколения.
В сфере патриотического воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»
Мини-музей в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.
Главным средством патриотического воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок не сторонний наблюдатель, а главный исследователь»
Хороших результаты можно достичь, соблюдая главное условие – это активная деятельность воспитанников при работе с материалом в мини- музее. Желание потрогать, почувствовать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё это находит объяснение в детском от природы любопытстве. «Ребёнок является соавтором и творцом, что позволяет расширить кругозор ребёнка»
Работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- «позитивный центризм» (усвоение ребёнком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и созданию мини-музея в ДОУ
- проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей посредством музейной педагогики (с использованием ИКТ).
Критериями и показателями уровней патриотической воспитанности дошкольников, выступают:
- когнитивный критерий с показателями: знание названия своего города, домашнего адреса; наличие знаний о достопримечательностях города, названиях улиц, площади, парков.
−
- эмоционально-ценностный критерий с показателями: способность
к аргументированному суждению, оценке, умение выразить своё отношение
к близким людям, родному детскому саду, городу;
- деятельностный критерий с показателями: приоритетность выбора
просмотра отечественных мультипликационных фильмов, чтения народных
сказок, посещение виртуальных музеев, участие в экскурсиях и целевых
прогулках по городу.
Ожидаемые результаты для детей:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен
наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; привиты патриотические качества; ребенок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в
контексте работы над темой самообразования в течение учебного года
посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с
семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по
теме:
- Мини-музей в ДОУ;
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для
родителей;
- Презентация результатов работы по теме самообразования
родительском собрании в конце учебного года.
- Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.
План саморазвития воспитателя
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта | |
1 этап: Информационно-аналитический | ||||
1. | Подбор методической литературы для изучения Курсы повышения квалификации по программе «Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении» Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, оборудования . Обогащение РППС группы. Подготовка материала к информационным стендам. Накопление практического материала по теме. | Сентябрь | Анализ методической литературы. Выступление на родительском собрании "Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" | |
IIЭТАП — внедрение в практику | ||||
1. | Создание мини-музея в ДОУ "Культура и быт русского народа": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление и утверждение «Положения о мини-музее», плана работы на учебный год, разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.) организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий) | В течение года | Обмен опытом с педагогами ДОУ. Взаимодействие с родителями педагогами ДОУ в организации мини-музея для практической деятельности. Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | |
2 | Сообщение для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» | Ноябрь | Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно внедряется в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей. | |
2 | Мастер – класс для педагогов ДОУ «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре» | Февраль | Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре."Русские народные промыслы", "Посуда". | |
III Заключительный этап | ||||
1. | Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей" #1055;резентация на педсовете ДОУ" «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики» | май | Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Обобщить и презентовать на педсовете ДОУ опыт работы по теме самообразования. Публикация в СМИ . |
План саморазвития воспитателя
№ | Изучение методической литературы | Сроки | ||
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.
| В течение года | |||
Перспективное планирование деятельности педагога | ||||
Темати-ческие блоки | Содержание | Формы работы с детьми | ||
«Я и моя семья» | Тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Воспитание у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям. | Беседа «Моя семья». Детско-родительский мини-проект Моё генеалогическое древо». Беседа «Наши бабушки и дедушки». Игровая ситуация «Помогаем маме». Рисование «Любимое место прогулки моей семьи». | ||
«Я и моя Родина» | Расширение представления детей о родном крае. Знакомство дошкольников с достопримечательностями города, в котором живут дети. Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны. Формирование представлений о том, что Земля – наш общий дом, на земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения. Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России и города.... | Целевая прогулка- Экскурсия по улице по главной улице Презентация «Мой город – Нижний Новгород». Рассматривание иллюстраций Беседы | ||
«Культура и традиции моего народа» | Знакомство детей с народными традициями и бытом России. Расширение представлений о народном искусстве, традициях и обычаях русского народа, художественных промыслах разных регионов нашей страны. Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношение к произведениям искусства. Использование в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению. | Виртуальная экскурсия в прошлое «Золотое веретено». Беседа «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Просмотр Мультимедийной презентации о предметах старины |
Средняя группа |
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Октябрь | Что такое музей? | Познакомить детей с музеем как хранителем памяти | Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. |
Ноябрь | Путешествие в прошлое утюга. | Знакомство детей с угольным утюгом | Познакомить детей с историей утюга, вызывать интерес к предметам прошлого |
Декабрь | Хозяйкины помощники | Знакомство детей со старинной посудой и утварью. | Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. |
Январь | Посидело-чки мои | Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми |
Февраль | Загадки о предметах старины | Закреплять знания о предметах быта | Называть предметы (старинную посуду), ее назначение. Обогащение словаря. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, сказка «Жихарка» |
Март | Куклы в народном сарафане | Знакомство детей с русским национальным костюмом | Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапти, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». |
Апрель | Волшебная прялка | Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти. | Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» |
Май | Как у наших у ворот | Знакомство детей с музыкальным фольклором | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла» |
Старшая группа | |||
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Сентябрь | Русский костюм | Знакомство детей с русским национальным костюмом. | Назвать части костюма. Обратить цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапти, рубаха. Развивать разговорную речь. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
Октябрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с музейными экспонатами. | Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: кочерга, рубель, колода, валик, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
Ноябрь | Чудесный платок | Знакомство с платком, ткачеством на Руси | Продолжать знакомить с русским костюмом, его элементами. Обратить внимание на разновидности платков – пуховой, павлопасадский, косынка. Формировать разговорную речь Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
Декабрь | Мир старинных вещей | Знакомство детей с новыми музейными экспонатами. | Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. |
Январь | Как ходила коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. |
Февраль | Глиняная посуда | Знакомство детей с глиняной посудой разных национальностей: горшок, амфора, молочник и др. | Познакомить детей с историей русского глиняного горшка, сравнить с глиняной посудой эстонцев и греков. Расширять словарь детей за счет названий посуды: крынка, горшок, плошка и т.д. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь. |
Март | По страничкам истории | Знакомство детей с национальными костюмами народностей города. | Назвать части костюма. Обратить внимание на национальные костюмы, орнамент, цвета. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. |
Апрель | Тряпичные и нитяные куклы | Знакомить детей с нитяными и тряпичными куклами | Знакомить со старинными куклами, технологией их изготовлений (нитяные, тряпичные). Познакомить с обрядовыми куклами. |
Май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. | Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность |
Подготовительная к школе группа | |||
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Сентябрь | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей. | Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь. |
Октябрь | «Кружева» | Знакомить с творчеством кружевниц | Познакомить детей с кружевами, историей плетения кружев. Учить видеть красоту ажурной сетки и плотных частей узора. Обогатить словарный запас. |
Ноябрь | «Доброе дело и железные ворота отопрет» | Знакомство с пословицами и поговорками | Продолжать знакомить с бытом и традициями русского народа. Закреплять знания о русских поверьях. |
Декабрь | Любят в праздники рядиться наши русские девицы | Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера. | Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) |
Январь | Посиде- лочки мои» | Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми |
Февраль | Бабушкин сундук. | Знакомство с русскими народными старинными играми | Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Март | Как люди одежду украшали | Знакомить с вышивкой (гладь, крестиком и др.) | Знакомство с видами вышивки, традициями вышивания. Воспитывать уважение к труду женщины. |
Апрель | Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). | Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. | Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) |
Формы взаимодействия с родителями | Сроки |
"Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Тематические выставки:
| Сентябрь в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ
Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Статья о роли создания мини-музея в детском саду для развития и воспитания патриотических чувств дошкольников....

Образовательная практика "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного воспитания одна из задач дошкольного образования. Воспитатели наравне с родителями должны воспитывать в детях такие качества как сострадание, любовь к...

План самообразования "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространст...