План самообразования педагога на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
материал (старшая группа)

Касумова Севиндж Ислам кызы

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по  теме самллбразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr.2023-2024_u.g.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 340»

Ленинский район, г.Нижний Новгород

План по самообразованию педагога

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Выполнила: воспитатель первой категории

Касумова Севиндж Ислам кызы.

2023 -2024 учебный год

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики в условиях ФОП

Задачи:

  • создание мини-музея " Культура и быт русского народа"
  • раскрыть возможности мини-музея в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей.
  • воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
    дому, детскому саду, улице, городу.
  • вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
  • знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта:
  • воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
  • расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
  • развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
  • привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении экскурсий по городу и музеям родного края.
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этап работы над темой самообразования:

Актуальность

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Словосочетание «музейная педагогика» известно всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию молодого поколения.

В сфере патриотического воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»

Мини-музей в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.

Главным средством патриотического воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок не сторонний наблюдатель, а главный исследователь»

Хороших результаты можно достичь, соблюдая главное условие – это активная деятельность воспитанников при работе с материалом в мини- музее. Желание потрогать, почувствовать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё это находит объяснение в детском от природы любопытстве. «Ребёнок является соавтором и творцом, что позволяет расширить кругозор ребёнка»

Работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • «позитивный центризм» (усвоение ребёнком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и созданию мини-музея в ДОУ
  • проведение встреч-обсуждений по нравственно-патриотическому воспитанию детей посредством музейной педагогики (с использованием ИКТ).

Критериями и показателями уровней патриотической воспитанности дошкольников, выступают:

  • когнитивный критерий с показателями: знание названия своего города, домашнего адреса; наличие знаний о достопримечательностях города, названиях улиц, площади, парков.

- эмоционально-ценностный критерий с показателями: способность

к аргументированному суждению, оценке, умение выразить своё отношение

к близким людям, родному детскому саду, городу;

- деятельностный критерий с показателями: приоритетность выбора

просмотра отечественных мультипликационных фильмов, чтения народных

сказок, посещение виртуальных музеев, участие в экскурсиях и целевых

прогулках по городу.

Ожидаемые результаты для детей:

- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной

деятельности;

- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства

других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно

проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать

речь для выражения своих мыслей, чувств;

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен

наблюдать, экспериментировать.

- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном

мире, в котором он живет; привиты патриотические качества; ребенок

способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и

умения в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в

контексте работы над темой самообразования в течение учебного года

посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с

семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по

теме:

- Мини-музей в ДОУ;

- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для

родителей;

- Презентация результатов работы по теме самообразования

родительском собрании в конце учебного года.

- Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.

План саморазвития воспитателя

№п/п

Тема

Сроки

Форма

распространения

опыта

1 этап: Информационно-аналитический

1.

Подбор методической литературы для изучения

Курсы повышения квалификации по программе «Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении»

Создание условий для работы с детьми по теме самообразования: подбор пособий, оборудования .

Обогащение РППС группы.

Подготовка материала к информационным стендам.

Накопление практического материала по теме.

Сентябрь

Анализ методической литературы.
Составление плана работы по теме самообразования.

Выступление на родительском собрании

"Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

IIЭТАП — внедрение в практику

1.

Создание мини-музея в ДОУ "Культура и быт русского народа": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление и утверждение «Положения о мини-музее», плана работы на учебный год, разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.)

организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий)

В течение года

Обмен опытом с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями педагогами ДОУ в организации мини-музея для практической деятельности.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

2

Сообщение для воспитателей «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно внедряется в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.

2

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре»

Февраль

Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре."Русские народные промыслы", "Посуда".

III Заключительный этап

1.

Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей"

#1055;резентация на педсовете ДОУ" «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

май

Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Обобщить и презентовать на педсовете ДОУ опыт работы по теме самообразования.

Публикация в СМИ .

План саморазвития воспитателя

Изучение методической литературы

Сроки

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

  1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
  2. Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) / Н.В. Алёшина. – М.: Перспектива, 2011.
  3. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: монография / Е.С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
  4. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. – 2013.
  5. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалёва. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. ФГОС / В.Н. Матова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2009.
  8. Морозова А.Н. Музейная педагогика / А.Н. Морозова, О.В. Мельникова. – М.: Сфера. – 2006.
  9. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В.Логинова. – М.: Линка-Пресс. – 2008.
  10. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008.
  11. 3Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4.
  12. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
  13. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
  14. Виниченко, В. В. Развивающее общение взрослого и ребенка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства / В. В. Виниченко // Детское творчество и музей. – СПб., 2005.

В течение года

Перспективное планирование деятельности педагога

Темати-ческие блоки

Содержание

Формы работы с детьми

«Я и моя семья»

Тесная взаимосвязь с родителями.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Воспитание у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям.

Беседа «Моя семья».

Детско-родительский мини-проект

Моё генеалогическое древо».

Беседа «Наши бабушки и дедушки».

Игровая ситуация

«Помогаем маме».

Рисование «Любимое место прогулки моей

семьи».

«Я и моя Родина»

Расширение представления детей о родном крае.

Знакомство дошкольников с достопримечательностями города, в котором живут дети.

Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны.

Формирование

представлений о том, что Земля – наш общий дом, на земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России и города....

Целевая прогулка-

Экскурсия по улице по главной улице

Презентация

«Мой город – Нижний Новгород».

Рассматривание иллюстраций

Беседы

«Культура и традиции моего народа»

Знакомство детей с народными традициями и бытом России.

Расширение представлений о народном искусстве, традициях и обычаях русского народа, художественных промыслах разных регионов нашей страны. Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношение к произведениям искусства. Использование в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению.

Виртуальная

экскурсия в прошлое

«Золотое веретено».

Беседа «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

Просмотр

Мультимедийной презентации о предметах старины

Средняя группа

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Октябрь

Что такое музей?

Познакомить детей с музеем как хранителем памяти

Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея.

Ноябрь

Путешествие в прошлое утюга.

Знакомство детей с угольным утюгом

Познакомить детей с историей утюга, вызывать интерес к предметам прошлого

Декабрь

Хозяйкины помощники

Знакомство детей со старинной посудой и утварью.

Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа.

Январь

Посидело-чки мои

Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми

Февраль

Загадки о предметах старины

Закреплять знания о предметах быта

Называть предметы (старинную посуду), ее назначение. Обогащение словаря. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, сказка «Жихарка»

Март

Куклы в народном сарафане

Знакомство детей с русским национальным костюмом

Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапти, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: « Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки».

Апрель

Волшебная прялка

Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.

Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. Пальчиковая игра – потешка «Котик ниточки мотает» Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину»

Май

Как у наших у ворот

Знакомство детей с музыкальным фольклором

Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеют общие черты. Воспитывать толерантность. Игры, пение хороводов «как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «балалаечка», «Гулять Катенька пошла»

Старшая группа

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Сентябрь

Русский костюм

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Назвать части костюма. Обратить цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапти, рубаха. Развивать разговорную речь. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Октябрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: кочерга, рубель, колода, валик, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Ноябрь

Чудесный платок

Знакомство с платком, ткачеством на Руси

Продолжать знакомить с русским костюмом, его элементами. Обратить внимание на разновидности платков – пуховой, павлопасадский, косынка. Формировать разговорную речь Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Декабрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с новыми музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах.

Январь

Как ходила коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.

Февраль

Глиняная посуда

Знакомство детей с глиняной посудой разных национальностей: горшок, амфора, молочник и др.

Познакомить детей с историей русского глиняного горшка, сравнить с глиняной посудой эстонцев и греков. Расширять словарь детей за счет названий посуды: крынка, горшок, плошка и т.д. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к культуре с кем рядом живешь.

Март

По страничкам истории

Знакомство детей с национальными костюмами народностей города.

Назвать части костюма. Обратить внимание на национальные костюмы, орнамент, цвета. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре.

Апрель

Тряпичные и нитяные куклы

Знакомить детей с нитяными и тряпичными куклами

Знакомить со старинными куклами, технологией их изготовлений (нитяные, тряпичные). Познакомить с обрядовыми куклами.

Май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Цель

Программное содержание

Сентябрь

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь.

Октябрь

«Кружева»

Знакомить с творчеством кружевниц

Познакомить детей с кружевами, историей плетения кружев. Учить видеть красоту ажурной сетки и плотных частей узора.

Обогатить словарный запас.

Ноябрь

«Доброе дело и железные ворота отопрет»

Знакомство с пословицами и поговорками

Продолжать знакомить с бытом и традициями русского народа. Закреплять знания о русских поверьях.

Декабрь

Любят в праздники рядиться наши русские девицы

Закрепление знаний о народном костюме, а также приобретение навыка плетения из бисера.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Январь

Посиде-

лочки мои»

Знакомство детей с традицией русского народа – посиделками

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми

Февраль

Бабушкин сундук.

Знакомство с русскими народными старинными играми

Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Март

Как люди одежду украшали

Знакомить с вышивкой (гладь, крестиком и др.)

Знакомство с видами вышивки, традициями вышивания. Воспитывать уважение к труду женщины.

Апрель

Русь нарядная (куклы в народных сарафанах).

Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера.

Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия)

Формы взаимодействия с родителями

Сроки

  1. Консультация для родителей. Выступление на родительском собрании

"Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

  1. Предложить оказать помощь в подборке и подготовки экспонатов для мини-музея, для использования их в работе сдетьми.
  2. Проведение конкурсов детского рисунка на тему «Дружат дети всей земли», «Мир-главное слово насвете!».
  3. Индивидуальные беседы по теме самообразования в течение года.
  4. Проведение цикла экскурсий, прогулокгороду.
  5. Организация выставки картин на нравственно-патриотическую тему отечественныххудожников.
  6. Познавательный экскурс посредством мини-музея "Культура и быт русского народа"

Тематические выставки:

  • «Россия – Родина моя»;
  • «Знакомство детей с Государственными символами»;
  • «Родной край: история и современность»;
  • «Природа родного края».
  • Выпуск газеты дляродителей;
  • Памятки дляродителей;
  • Выставки детскихработ;
  • Реклама книг, статей из газет и журналов по проблеме патриотического воспитания детей.
  1. Мастер -класс "Наши -руки не для скуки"
  2. Организация и проведение экскурсий в краеведческиймузей города.
  3. Организация выставки детских работ "Семейные традиции"
  4. Творческая мастерская "Наш любимый город"
  5. Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей"
  6. Оформление стендовой информации по теме самообразования.

Сентябрь

в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ

Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Статья о роли создания мини-музея в детском саду для развития и воспитания патриотических чувств дошкольников....

Образовательная практика "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного воспитания одна из задач дошкольного образования. Воспитатели наравне с родителями должны воспитывать в детях такие качества как сострадание, любовь к...

План самообразования "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"

В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространст...