Образовательная практика "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
методическая разработка
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного воспитания одна из задач дошкольного образования. Воспитатели наравне с родителями должны воспитывать в детях такие качества как сострадание, любовь к предкам, уважение к труду. Наш детский сад духовно-нравственное воспитание осуществляет через работу мини-музеев "Русская изба" и "Хлеб - всему голова!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
средствами музейной педагогики
И.В. Пуртова, воспитатель
Толстомысенский детский сад
филиал МБОУ Толстомысенской СОШ № 7
Аннотация
В современном мире духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание – это взаимодействие педагога, родителей и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре страны, региона, к родной природе.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном посёлке, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея, целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, на развитие способности воспринимать музейную информацию и на воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей.
Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Мини-музей детского сада в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно.
Необходимость духовно-нравственного воспитания в детском саду также определяется целью и одной из задач ФОП ДО: является разностороннее развитие ребенка <…> на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Согласно ФОП ДО к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, <…>, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Как средство духовно-нравственного воспитания может служить музей. Н.А. Рыжова считает, что «Музей в детском саду – это интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей».
Но не во всех населённых пунктах он есть, и не всегда есть возможность у детей посетить музей. Поэтому и возникла необходимость обновления и пополнения уже имеющихся в Толстомысенском детском саду мини-музеев «Русская изба» и «Хлеб – всему голова!»
Музейные экспонаты невозможно воссоздать полностью в условиях детского сада, поэтому детский сад сотрудничает с Новосёловским районным историческим музеем.
Отличительной чертой мини-музеев в детском саду является то, что дети могут не просто посмотреть экспонаты, но и потрогать их, могут поучаствовать в пополнении музея экспонатами. А также в мини-музее имеется дидактический материал, который позволяет детям проявить самостоятельную деятельность.
Мини-музей помогает расширять кругозор детей дошкольного возраста. Работа мини-музеев разнообразна, что позволяет применять в работе разные формы и методы духовно-нравственного воспитания, которые помогают воспитать в детях уважение к предкам, к культуре русского народа и его быта. Для достижения такого результата необходима систематическая, целенаправленная работа в мини- музеях с экспонатами.
Таким образом, подтверждается актуальность данной темы подтверждает необходимость пополнения и продолжения работы мини-музеев «Русская изба» и «Хлеб – всему голова!» для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта «Русская изба и традиции русского народа»: подготовка к развлекательному мероприятию для детей и родителей «Русская изба просторна да хороша, в гости всех приглашает она» с использованием изготовленных самостоятельно и совместно с родителями элементами русской народной одежды (сарафаны, кокошники и т.д.), заученными совместно с воспитателями и родителями частушками, пословицами в мини-музее «Русская изба».
Цель проекта достигается через решение следующих задач:
- нахождение картинки одного из экспонатов музея для составления и оформления перечня экспонатов музея,
- соблюдение правил поведения в мини-музеях,
- рассматривание экспонатов мини-музеев и выполнение заданий в них.
- вызывать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа через работу в мини-музеях;
- запоминание разных форм устного народного творчества, особенности народного быта,
- воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
- привлекать своих родителей в совместную деятельность для участия в оформлении мини-музеев, в пополнении экспонатами и участии мероприятиях, проводимых в мини-музеях.
Проект предполагает, что работа мини-музеев оказывает положительное влияние на формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Функции мини-музеев в детском саду:
Образовательные: активация интереса к русской народной культуре и быту, обогащение словарного запаса, развитие речи.
Развивающие: развитие мышления, интеллекта, зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, формировать патриотического и духовно-нравственные чувства.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Мини-музеи «Русская изба», «Хлеб – всему голова!» начинали существование в маленьких помещениях старшей и средней групп, со временем мини-музеи были совмещены в одном более просторном и светлом помещение, что позволяет проводить занятия более эффективнее и детям удобнее рассматривать экспонаты и осуществлять самостоятельную деятельность, используя дидактические материалы.
При реализации проекта «Русская изба и традиции русского народа» могут возникать проблемы: недостаточное оснащение музеев, завышенные требования к педагогу (педагог должен оформить мини-музеи, быть художником, экскурсоводом, историком, музееведом).
Но не смотря на трудности, с которыми можно столкнуть при работе с мини-музеями, духовно-нравственное воспитание дошкольников, новые впечатления и знания детей, превыше этих трудностей.
Работу по реализации данного проекта можно разделить на три этапа:
- подготовительный этап,
- основной этап,
- заключительный этап
Содержание этапа | Сроки |
1 этап - подготовительный | |
Изучение методики особенностей работы музейной педагогики. Курсы повышения квалификации по программе «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации», «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации». Подбор методической литературы для изучения. Составление и утверждение плана работы на учебный год, разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.) | Сентябрь-октябрь |
2 этап - основной | |
Пополнение/обновление мини-музея в ДОУ "Русская изба": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление «Перечня экспонатов»; организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий). | В течение года |
Занятие «День хлеба» в мини-музее «Хлеб – всему голова!» Консультация для родителей «Как жили люди на Руси» Экскурсия «Мир старинных вещей» в мини-музей «Русская изба» Чаепитие совместное с родителями «Самовар кипит – уходить не велит» (день чая, самовара). Экскурсия в Новосёловский районный исторический музей на выставку предметов русского быта разных времён «Жизнь и быт сибирского крестьянина» (совместно с родителями). Беседа «Русский наряд: раньше и сейчас». Выставка рисунков «Кукла в национальном костюме». «Зиму провожаем – весну встречаем!» «Антошка, готовь к обеду ложку!» (день ложки) Мастер-класс для родителей «Изготовление куклы берегини». «День русской печки». Спортивное мероприятие на улице «Русские народные игры». | 16 октября Ноябрь Декабрь 13 декабря Январь Февраль 2 апреля Март 19 мая Май |
3 этап – заключительный | |
Мониторинг «Традиции, культура и быт русского народа» Развлекательное мероприятие для детей и родителей «Русская изба просторна да хороша, в гости приглашает она». | Май Май |
В 2024 г. в мини-музее «Русская изба» проводились следующие мероприятия:
Масленица (март), мероприятие было проведено с целью приобщения детей к русской культуре, традициям русского народа;
День деревянной ложки (апрель), познавательное мероприятие было проведено с целью приобщения детей к истории, познакомить детей с историей появления ложки.
Ожидаемые результаты реализации данного проекта:
- получение воспитателем знаний и практический материал для работы в мини-музеях, обмен опыта с другими педагогами;
- овладение навыками оформления мини-музеев;
- пополнение мини-музеев экспонатами;
- повышение уровня знаний детей о музеях, о русской культуре, традициях и быте русского народа, повышения познавательной активности детей;
- обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста, использование русского фольклора;
- формирование чувства уважения к предкам, традициям;
- знание русских праздников и их традиций;
- активное участие родителей в пополнении и оформлении мини-музеев:
- повышение заинтересованности родителей в формировании духовно-нравственного воспитания детей.
При использовании мини-музеев в детском саду для детей слово «музей» становится привычным. Мини-музей для детей является местом для познания, исследования чего-то нового, общения, совместного и самостоятельного творчества. У дошкольников формируется интерес к родине, расширяются знания о стране, традициях, народных праздниках.
Духовно-нравственная культура возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, детскому саду, родным местам, родной стране.
Поэтому, в воспитательной работе важно целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, как и в детском саду, так и дома.
Работа в мини-музеях становится частью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. На базе мини-музеев или при использование его экспонатов можно проводить образовательную деятельность различной направленности, организовывать и проводить экскурсии не только для детей старшего дошкольного возраста, но и для детей младшего дошкольного возраста.
Работа с мини-музеями помогает педагогам найти новые формы работы с детьми и родителями, которые помогают в формировании духовно-нравственного воспитания, а также расширить кругозор и словарный запас детей.
Духовно-нравственная культура не является врождённым качеством человека, она развивается в процессе воспитания под влиянием окружающей среды ребёнка, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И поэтому формирование духовно-нравственного воспитания можно успешно решить в рамках музейной педагоги.
Список литературы
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2011. – 256 с.
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова. – М.: Линка-Пресс. – 2008.
- Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»
Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

План самообразования "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространст...