План самообразования "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
материал
В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»
Мини-музей в воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Толстомысенский детский сад
филиал МБОУ Толстомысенской СОШ № 7
План по самообразованию педагога
Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Выполнила: воспитатель Пуртова Ирина Викторовна |
п. Толстый Мыс
2024 -2025 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. Систематизировать работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики в условиях ФГОС.
Задачи:
- пополнить/обновить мини-музей "Русская изба"
- раскрыть возможности мини-музея в дошкольной образовательной организации в патриотическом воспитании детей.
- воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу. - вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта:
- воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
- расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
- привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении экскурсий по городу и музеям родного края.
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Этап работы над темой самообразования:
Актуальность
Духовно-нравственное воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном посёлке, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме духовно-нравственному воспитания в семье.
Словосочетание «музейная педагогика» известно всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию молодого поколения.
В сфере воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно- пространственную среду»
Мини-музей в воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.
Главным средством духовно-нравственного воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок не сторонний наблюдатель, а главный исследователь»
Хороших результаты можно достичь, соблюдая главное условие –это активная деятельность воспитанников при работе с материалом в мини- музее. Желание потрогать, почувствовать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё это находит объяснение в детском от природы любопытстве. «Ребёнок является соавтором и творцом, что позволяет расширить кругозор ребёнка»
Работа строится соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- «позитивный центризм» (усвоение ребёнком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы и созданию мини-музея в ДОУ
- проведение встреч-обсуждений по духовно-нравственному воспитанию детей посредством музейной педагогики (с использованием ИКТ).
Критериями и показателями уровней духовно-нравственной воспитанности дошкольников, выступают:
- когнитивный критерий с показателями: знание названия своего города, домашнего адреса; наличие знаний о достопримечательностях города, названиях улиц, площади, парков;
- эмоционально-ценностный критерий с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке, умение выразить своё отношение к близким людям, родному детскому саду, городу;
- деятельностный критерий с показателями: приоритетность выбора просмотра отечественных мультипликационных фильмов, чтения народных сказок, посещение виртуальных музеев, участие в экскурсиях и целевых прогулках по городу.
Ожидаемые результаты для детей:
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; привиты патриотические качества; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Обновлённый мини-музей в ДОУ
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- Презентация результатов работы по теме самообразования на родительском собрании в конце учебного года.
- Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.
План саморазвития воспитателя
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта | |
1 этап: Информационно-аналитический | ||||
1. |
Курсы повышения квалификации по программе «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации», «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации». Подбор методической литературы для изучения. Подготовка материала к информационным стендам. Накопление практического материала по теме. | Сентябрь-октябрь Сентябрь Октябрь-ноябрь | Анализ методической литературы. Консультация для родителей "Мини-музей ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста". | |
II ЭТАП — внедрение в практику | ||||
1. | Пополнение/обновление мини-музея в ДОУ "Русская изба": оформление мини – музея, сбор и подборка экспонатов, составление «Перечня экспонатов»; составление и утверждение плана работы на учебный год, разработка различных форм работы с детьми и родителями (совместной деятельности, экскурсий, выставок и т.д.) организация работы мини – музея (режим и расписание работы, приглашение детей и родителей, проведение запланированных мероприятий). Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. | В течение года В течение года | Обмен опытом с педагогами ДОУ. Взаимодействие с родителями педагогами ДОУ в организации мини-музея для практической деятельности. Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Посты о проведённых мероприятиях в мини-музее «Русская изба» в социальной сети ВК. | |
2 | Доклад для воспитателей «Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба». | Январь | Цель: воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям. | |
III Заключительный этап | ||||
1. | Презентация на родительском собрании "Наш мини-музей" Презентация на педсовете ДОУ" «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики» | Май | Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Обобщить и презентовать на педсовете ДОУ опыт работы по теме самообразования. Пост с отчётом проделанной работы по самообразованию в социальной сети ВК. |
Список методической, учебно-методической литературы, периодических изданий для изучения по теме самообразования
- Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) / Н.В. Алёшина. – М.: Перспектива, 2011.
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. – 2013.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2009.
- Морозова А.Н. Музейная педагогика / А.Н. Морозова, О.В. Мельникова. – М.: Сфера. – 2006.
- Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В.Логинова. – М.: Линка-Пресс. – 2008.
- Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. – 96 с.
- Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
План мероприятий на 2024-2025 уч. г.
Месяц | Тема | Цель | Программное содержание |
Ноябрь 2024 г. | Мир старинных вещей | Познакомить детей со старинными вещами русского быта. | Формировать интерес познания о прошлом, о старинных предметах и их назначениях. Обогащать словарный запас детей. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. |
Январь 2025 г. | Выставка рисунков «Кукла в национальном костюме» | Знакомство детей с предметами русских национальных костюмов. | Познакомить детей со старинной русской национальной одеждой, вызывать интерес к предметам прошлого. Активация словаря: фартук, сарафан, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: «Укрась фартук». «Опиши одежду Настеньки». |
Февраль 2025 г. | Масленица | Знакомство детей с традицией русского народа праздника Масленица. | Познакомить детей с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать интерес к устному творчеству русского народа. |
2 апреля 2025 г. | День деревянной ложки в России | Знакомство детей со старинной посудой и утварью. | Сравнить старинную утварь с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Называть предметы (старинную посуду), ее назначение. Чтение/просмотр сказки «Жихарка». |
Май 2025 г. | Спортивное мероприятие для детей «Русские народные игры» | Знакомство со старинными русскими народными играми. | Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми. |
Формы взаимодействия с родителями | Сроки |
| в течение года в течение года февраль в течение года май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...

Перспективный план работы по методической теме «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ
Методическая тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики» с приобщением обучающихся с ОВЗ...

Образовательная практика "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного воспитания одна из задач дошкольного образования. Воспитатели наравне с родителями должны воспитывать в детях такие качества как сострадание, любовь к...