Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «ШАШКИ» для детей 5-7 лет срок реализации 2 года
рабочая программа (подготовительная группа)

Егорова Елена Васильевна

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Уровень программы: стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания данной программы.

Актуальность программы

Шашки - интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных

 

 

интеллектуальных игр, сложно переоценить. С их помощью родители и педагоги могут судить о внимании, сосредоточенности, усидчивости ребенка, его умении мыслить, а также выяснить, как развита его волевая и нравственная сфера.

Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шашки в дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Поэтому целенаправленное внедрение шашечной игры в образовательный процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_shashki.docx146.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности

«ШАШКИ»

для детей 5-7 лет

срок реализации 2 года

                                                                       

                                                                                       

                                                     

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шашки» (далее программа) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ№ 533 от 30.09.2020 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196»
  4. Письмо Министерства просвещения и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы).

  1. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года от 31.03.2022г.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

  1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 15 февраля 2023 г. № 02/364 «Об утверждении медиаплана информационного сопровождения внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  2. Устав МДОУ «ЦРР – детский сад №30» г. Магнитогорск.
  3. Основная образовательная программа МДОУ «ЦРР – детский сад №30» г. Магнитогорск.
  1. Положение о ДООП МДОУ «ЦРР – Детский сад №30» г. Магнитогорск.

Направленность программы: физкультурно-спортивная

Уровень программы: стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания данной программы.

Актуальность программы

Шашки - интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Дух партнерства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных

интеллектуальных игр, сложно переоценить. С их помощью родители и педагоги могут судить о внимании, сосредоточенности, усидчивости ребенка, его умении мыслить, а также выяснить, как развита его волевая и нравственная сфера.

Игра в шашки развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Шашки в дошкольном возрасте положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Поэтому целенаправленное внедрение шашечной игры в образовательный процесс будет способствовать не только интеллектуальному, но и всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого воспитанника, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Новизна ДООП «Шашки»

ДООП предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближают начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Образовательная деятельность строится на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных и вертикальных линий). Начинается обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая их количество и последовательно предлагая задания от простого к более сложному («пройди на дамочное поле, не встретившись с соперником», «кто быстрее проведет свои две

шашки на дамочное поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются различные задания с большим количеством шашек. Происходит обогащение   словаря: дошкольники    знакомятся    с    такими    понятиями    как

«диаграмма», 4 «шашечная задача», «угроза» и т. д. В последующем дети сами могут организовывать партнеров по деятельности. Работа предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного

Адресат программы

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, проявляющих интерес к шашечной игре.

Психологические особенности возрастной группы: Возраст 5-6-7 лет – это старший дошкольный возраст, когда в психике ребенка появляются новые образования. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

К концу дошкольного возраста ведущей деятельностью у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, шашки и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе правила. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры, направленные на расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. К шести – семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже, если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

Также на шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6-7 лет наблюдается пик познавательных

вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Объем программы

Общее количество часов, отведенных на реализацию программы, составляет 64 академических часа.

Формы организации образовательного процесса

Формы организации образовательного процесса подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей).

Используются следующие формы организации:

  • Групповые;
  • Подгрупповые;
  • Индивидуальные;
  • В парах.

В занятия включены разнообразные виды деятельности:

  • игровая деятельность - игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, дидактические игр, игры соревновательного характера, турниры.
  • коммуникативная деятельность: рассказы, беседы с объяснением материала и показом позиций на доске, ситуативные разговоры, обсуждения.
  • познавательно-исследовательская деятельность: презентации, мультфильмы, информационные проекты.

Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение шашечных сказок, обсуждение, разучивание стихов про фигуры.

  • Продуктивная (изобразительная) деятельность - рисование шашечного поля, обводка, раскрашивание.

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

  1. год обучения (дети старшей группы 5-6 лет) - 32 недели в течение учебного года и проектная деятельность – летний период.
  2. год обучения (дети подготовительной группы 6-7 лет) – 32 недели в течение учебного года, проектная деятельность – летний период.

Форма обучения: очная

Режим занятий

Общее количество часов, запланированных на весь учебный период обучения, необходимых для освоения программы – 64 часа.

  1. год обучения (дети старшей группы 5-6 лет) - 1 раз в неделю, длительность академического часа – 25 минут
  2. год обучения (дети подготовительной группы 6-7 лет) - 1 раз в неделю, длительность академического часа - 30 мин.

  1. Цель и задачи программы

Цель Программы: развитие логического и аналитического мышления обучающихся через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шашечной игры.

Задачи Программы:

Личностные:

  • сформировать у обучающихся основы здорового образа жизни и профилактики вредных привычек;
  • сформировать спортивный этикет, развивать уважение к сопернику.

Метапредметные:

–        сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

–        овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные:

  • изучить историю шашек и теорию игры;
  • освоить шашечную терминологию, базовые комбинации игры;
  • овладеть основными тактическими приемами и механизмами для успеха в игре;
  • овладение спортивными навыками шашечной игры.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • соблюдает спортивный этикет, уважает соперников.

Метапредметные:

–        умеет планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

–        овладел логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные:

  • изучил историю шашек и теорию игры;
  • освоил шашечную терминологию, базовые комбинации игры;
  • овладел основными тактическими приемами и механизмами для успеха в игре;
  • овладел спортивными навыками шашечной игры.

  1. Содержание программы

Содержание программы рассчитано для детей старшего дошкольного возраста. Программа «Шашки» разработана с учетом парциальной программы Сидорычева В.Н. «Русские шашки для дошкольников». Учебно-методическое пособие, Москва: Линка-Пресс, 2016. Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Процесс обучения построен в формах, доступных для данных возрастных групп. В тематику занятий включены темы на знакомство с азами шашечной игры, историей происхождения шашек, ориентирование на плоскости, на решение задач в два хода. Все занятия проводятся в игровой форме. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом с использованием ИКТ, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями.

Дети знакомятся с названиями шашек - «дамка», понятиями «горизонталь»,

«вертикаль» «диагональ». Новые слова дети закрепляют в ходе дидактических игр и игровых упражнений. Элементом занятия является чтение художественной литературы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), используются дидактические сказки, соревнования, развивающие игры, занимательные задачи, презентации. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

Игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шашки.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умения сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. ДООП по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному.

В ходе практического занятия дети закрепляют материал через участие в турнирах, разучивание ходов и позиций. А также на практических занятиях дети разучивают стратегии. Каждое занятие состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. В подготовительной части проводятся упражнения на развития наблюдательности, внимания, памяти и воображения. Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме, о том, кто и с кем будет играть. Основная часть – непосредственно игра в шашки. Обязательным является проведение физкультминуток. Заключительная часть предполагает анализ детьми каждой проигранной партии, отмечаем слабые и сильные комбинации ходов. Дети смотрят мультипликационные фильмы, сказки, слушают аудиозаписи, разучивают стихотворения, знакомятся с биографией известных шашистов. Такая форма работы способствует формированию у детей интереса к игре в шашки.

С детьми подготовительной группы материал усложняется. Некоторые темы, такие как «Удары шашками» «Понятие «Дамка» «расширяются и углубляются. Так же в программу второго года обучения включены новые темы, такие как «Связка шашек», тактический    прием «Окружение», тактический    прием    Зажим»,

«запирание», «Изолированные шашки», элементы «Дебютов», Треугольник Петрова (три дамки против одной дамки соперника). Ежегодно в план включаются такие мероприятия, как «Шашечный турнир», «Одновременная игра», выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей» в ходе которых дети могут реализовать свои творческие способности.

В        конце        учебного        года        проводятся        итоговые        занятия, на        которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

В летний период предусмотрена проектная деятельность дошкольников совместно с родителями. Детям предлагаются разнообразные темы проектов

«История шашек», «Жизнь и творчество известных чемпионов-шашистов», «Шашки в моей семье» и др. Построенная таким образом работа способствует раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.

  1. Учебный план 1 год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестац ии/ контроля

Всего

Теория

Практик а

1

Вводное занятие «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб».

1

1

0

педагогиче ское наблюдение

2

История возникновения шашек.

1

1

0

опрос

3

Сказка начинается

«Королевство шашек».2 Королевства

1

0,5

0,5

опрос

4

«Путешествуем  по сказочному королевству»

  • «Шашечная доска и шашки. «Этикет игрока»
  • Правила поведения во время игры

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения задания

5

«Волшебные дорожки

сказочного королевства»

- «Шашечные дороги».

1

0,5

0,5

опрос,

анализ выполнения

заданий

6

Задания умной совы» -

«Шашечные дороги».

2

1

1

опрос, анализ выполнения задания

7

Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки».

3

1

2

самостояте льная работа, педагогичес кое наблюдение

8

«Правила хорошие, знать

каждому положено» - Основные правила шашечной игры.

1

0,5

0,5

опрос,

анализ выполнения заданий

9

Путешествие в мир отрытий» -  Шашечные поля

1

0

1

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

10

В гостях у знатока шашек

– Зайки».

1

0,5

0,5

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

11

Лесная школа умного зайца» - Центр

Основные стадии партии.

«Начало, середина окончание (Эндшпиль)» Ничья, победа.

1

0,5

0,5

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

12

«Лесная        школа        умного зайца» - Центр

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения заданий

13

«Лесная        школа        умного зайца» - Бортовые поля

2

1

1

опрос, анализ выполнения заданий

14

«В гости к        друзьям» -

«Как ходят шашки».

«Лесная школа умного зайца» -

«Дамка». Дамочные поля

2

1

1

самостояте

льная работа, педагогичес кое наблюдение

15

«В гости к друзьям» -

«Как ходят шашки».

2

1

1

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

16

Лесная школа умного зайца «Ловушка и короткие партии

2

1

1

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

17

Основы шашечной игры: как пройти в дамки

2

1

1

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

18

«Веселый бой»

3

1

2

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

19

Викторина        «Королевство шашек

1

0

1

опрос, анализ выполнения заданий

20

«Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ

1

0

1

самостояте льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

1

Соревнование «Юный

шашист» «Шашечные забавы»

1

0

1

самостояте

льная работа беседа, педагогиче ское наблюдение

Итого

32

14

18

Содержание учебного плана

Вводное занятие. «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб».

Теория. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство с планом и расписанием на год. Понятие о здоровом образе жизни. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения на занятиях.

Практика. Диагностика. Выявление уровня овладением игрой. Проведение анкетирования.

Форма аттестации\контроля: педагогическое наблюдение

2.Тема: История возникновения шашек

Теория: Познакомить с историей возникновения игры.

Практика: Д\и «Клетка»

Форма аттестации\контроля: опрос

  1. Сказка начинается. «Королевство шашек».

Теория: Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. История возникновения шашечной игры. Шашечный кодекс. Разновидности шашек. Появление шашек на Руси. Правила игры. Нотация. Шашечная азбука: доска, шашки, ходы, бой, дамка.

Практика: Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

Форма аттестации\контроля: опрос

  1. Тема: «Путешествуем по сказочному королевству». «Шашечная доска и шашки.

Теория: Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Какие шашки называют простыми. Шашечные дороги. Где находится большая дорога, тройник, двойник, косяк Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек»

Практика: Игровое задание: «Как ходят шашки», «На сколько клеток можно сделать ход, что значит простая шашка». Применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.

5.Тема: «Волшебные дорожки сказочного королевства» - Шашечные дороги». «Диагональ»

Теория: Познакомить с понятием диагональ - косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками (второе отличие). На доске есть диагонали разной длины. Всего на доске 13 белых и 13 черных диагоналей.

Самая важная шашечная диагональ – большая дорога или большак. Она самая длинная – из 8-и клеточек. Идет из левого нижнего угла в правый верхний угол.

Практика: Применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в игре шашки.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.

  1. Тема: Задания умной совы» - «Шашечные дороги» Теория: Познакомить с понятием «горизонталь», «вертикаль»

Практика: Д\и «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально».

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения задания.

  1. Тема: Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». Знакомство с простой шашкой.

Теория: Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Как надо ставить доску перед началом игры. Что значит тихий ход и ударный ход. Какие шашки начинают игру первыми и почему. Как происходит взятие шашки и сколько можно побить шашек за один ход.

Практика: Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Дидактическое упражнение «Каждой фигуре – свой домик» (расставить шашки на доске). Применение знаний – тихий ход, ударный ход, взятие шашки одной, взятие несколько шашек.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, педагогическое наблюдение.

  1. . Тема: Правила хорошие, знать каждому положено». Основные правила шашечной игры.

Теория: Познакомить с основными правилами: Если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно.

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. . Тема: «Путешествие в  мир   открытий» -  Шашечные поля

Практика: Игровые упражнения «Самый меткий стрелок». «Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали», «Гуляем по дорожкам…(а, в, с…), «На лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая). Применение простейшие элементов комбинации: устранение “мешающих шашек и “доставка” недостающих, подрыв дамочных, слабых.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа беседа, педагогическое наблюдение.

10. Тема: «В гостях у знатока шашек – Зайки».

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа беседа, педагогическое наблюдение.

11.Тема: Основные стадии партии. Начало. Середина игры. Окончание (Эндшпиль)». Ничья и победа.

Теория: Познакомить детей с понятиями «начало игры», «середина игры», окончание (Эндшпиль)», «ничья», «победа»

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Связь теории с практикой.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

  1. Тема: «Лесная школа умного зайца» - Центр

Теория: Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: c3, c5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются поля c5, d4, e5, f4 Шашки, расположенные на этих полях, называются центральными шашками.

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля

Теория: Познакомить с понятиями: Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Все эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху. Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: «Лесная школа умного зайца» - «Дамка». «Дамочные поля»

Теория: Познакомить с понятиями: Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку.

Практика: Практическое закрепление материала.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки».

Теория: Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено!

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, педагогическое наблюдение.

16.Тема: Лесная школа умного зайца «Ловушка и короткие партии».

Теория: Познакомить маршрутом шашек и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Практика: Упражнения на выполнение ходов. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

17. Тема: «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки.

Теория: Познакомить с правилом Простая шашка, достигнув дамочного поля,

превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Дамка может ходить как вперед, так и назад по диагонали на любое возможное количество полей (пока ей не преградят путь шашка или край доски). Рубит дамка, как и шашка, только шашки соперника могут быть расположены дальше, чем на одну клеточку от дамки. Перескакивая через шашку соперника, дамка может приземлиться на любое возможное поле.

Практика: Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

18 Тема: «Веселый бой»

Теория: Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят».

Практика: Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки». Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Упражнения на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

19. Тема: Викторина «Королевство шашек

Практика: Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий. 20.Тема: «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». Практика: Практическое закрепление материала, командный турнир.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение.

21. Тема: Соревнования

Практика: Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры» Форма аттестации\контроля:  самостоятельная  работа,  беседа,  педагогическое наблюдение

  1. Учебный план 2 год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практи ка

1

Вводное занятие. Общие правила в игре в шашки

шашечная доска и шашки. Повторение История шашечных побед.

Цели игры и определение результата партии» Способы защиты.

1

1

0

педагогическое наблюдение, анкетирование Опрос, беседа

2

«Разные виды ничьей партии».

1

1

0

педагогическое наблюдение

3

Основные приемы

борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». Позиционный элемент

«оппозиция»

1

0,5

0,5

опрос, анализ

выполнения заданий

4

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

1

0,5

0,5

опрос, анализ выполнения заданий

5

«Умники и умницы».

1

0,5

0,5

опрос, анализ

выполнения заданий

6

Основные        приемы

борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

2

1

1

опрос, анализ

выполнения заданий

7

Лесные забавы»

3

1

2

самостоятельна я работа Беседа, педагогическое наблюдение

8

«Основные приемы

борьбы на шашечной доске

«Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

1

0,5

0,5

опрос, анализ

выполнения заданий

9

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

1

0.5

0.5

опрос, анализ выполнения заданий

10

«Использование

дополнительного темпа».

1

0,5

0,5

опрос, анализ

выполнения заданий

11

Основные приемы

борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

1

0.5

0.5

Беседа

анализ выполнения заданий

12

«Решение

элементарных комбинаций».

1

0.5

0.5

анализ

выполнения заданий

13

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».

1

0.5

0.5

опрос, анализ выполнения заданий

14

«Конкурс на призы от Зайки».

1

0.5

0.5

опрос, анализ выполнения заданий

15

«Колонка», «Рогатка»,

«Решето»

1

0.5

0.5

опрос, анализ

выполнения заданий

16

«Достижение

выгодной оппозиции»

1

0.5

0.5

анализ

выполнения заданий

17

«Турнир сильнейших»

1

0.5

0.5

самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

18

«Зайкина задачка».

2

1

1

опрос, анализ

выполнения заданий

19

«Шашечный  бал».

2

1

1

опрос, анализ

выполнения заданий. самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

20

Подготовка        к

соревнованиям.

«Шашечные встречи сильнейших в детском саду».

2

1

1

опрос, анализ

выполнения заданий самостоятельная работа, наблюдение

21

«Эффективность        и красота комбинаций»

2

1

1

самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

22

Дружеские встречи.

3

1

2

опрос, анализ

выполнения заданий

Итого:

32

15

17

Содержание учебного плана

  1. . Тема: Вводное занятие. Общие правила в игре в шашки. Шашечная доска и шашки. Повторение. История шашечных побед.

Теория: Обучение алгоритму хода.  Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Практика: Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску»

Форма аттестации\контроля: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа

  1. . Тема: «Разные виды ничьей партии».

Теория: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практика: Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра

«Главная дорога», чтение худ литературы Юровскй Е.М.

Форма аттестации\контроля: педагогическое наблюдение.

  1. . Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». Позиционный элемент «оппозиция»

Теория: Познакомить с приемами позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

Практика: Практическое закрепление материала.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий

  1. . Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Теория: Закрепить приемы на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Практика: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки». Игра «поддавки». Отрабатывание основных приемов борьбы на шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий

  1. Тема: «Умники и Умницы» Теория: Работа с диаграммами.

Практика: Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Игра «Сдавайся».

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». Теория: Шашечный этюд.

Практика: Задание, заключающееся в том, чтобы найти  для  белых  путь  к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: Лесные  забавы».

Теория: Закрепление приемов «Ход шашки».

Практика: Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: самостоятельная работа, беседа, педагогическое наблюдение

  1. Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

Теория: Закрепить основные приемы борьбы на шашечной доске, комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки.

Практика: Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» Теория: Знакомство с понятием «Связывание».

Практика: Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: «Использование дополнительного темпа». Теория: Познакомить с понятием «Дополнительный темп».

Практика: Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: Основные        приемы        борьбы        на        шашечной        доске.        «Шашечные окончания».

Теория: Знакомство с понятием «Шашечные окончания».

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма аттестации\контроля: Беседа, анализ выполнения заданий

  1. Тема: «Решение элементарных комбинаций».

Теория: Закрепление элементарных комбинаций в игре шашки.

Практика: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Форма аттестации\контроля: анализ выполнения заданий.

  1. Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». Теория: Знакомство с понятием «Размен».

Практика: Дидактическая игра «Игры на уничтожение».

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: «Конкурс на призы от Зайки».

Теория: Познакомить с известными шахматистами России.

Практика: Практическое        закрепление        материала.        Решение        кроссвордов, выполнение заданий, дидактические игры.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Тема: «Колонка», «Рогатка», «Решето»

Теория: Познакомить с новыми терминами ««Колонка», «Рогатка», «Решето» Практика: Работа с диаграммами. Дидактическая игры.

Форма аттестации\контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

16 Тема: «Достижение выгодной оппозиции».

Теория: Познакомить        с        понятием «выгодная        оппозиция».        Шашечный        этюд. Основные позиции защиты

Практика: Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

Форма аттестации\контроля: анализ выполнения заданий.

  1. Тема: «Турнир сильнейших».

Теория: Презентация «Чемпионаты игр в шашки».

Практика: Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

Форма        аттестации\контроля: самостоятельная работа, педагогическое наблюдение.

  1. Тема: «Зайкина задачка».

Теория: Работа с диаграммами. Шашечный этюд.

Практика: Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Форма аттестации/ контроля: опрос, анализ выполнения заданий. опрос, анализ выполнения заданий

  1. Тема: Шашечный бал».

Теория: Познакомить со знаменитыми шашистами мира.

Практика: Практическое закрепление материала.

Форма аттестации/ контроля: опрос, анализ выполнения заданий. самостоятельная работа, педагогическое наблюдение

  1. Тема: Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду».

Теория: Закрепление пройденного материала.

Практика: Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.

Форма        аттестации/контроля: опрос,         анализ        выполнения        заданий, самостоятельная работа,  наблюдение

  1. Тема: «Эффективность и красота комбинаций.» Теория: Закрепление комбинаций в игре шашки.

Практика: Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

Форма        аттестации\контроля: самостоятельная        работа,        педагогическое наблюдение.

  1. Тема: «Дружеские встречи».

Теория: Закрепление пройденного материала.

Практика: Соревнования между игроками ДОУ. Подведение итогов года.

Форма аттестации/контроля: опрос, анализ выполнения заданий.

  1. Планируемые результаты 1 год обучения

В результате освоения программы дошкольники будут знать: о правилах игры, стадиях партии, шашечные термины (белое, черное поле, горизонталь, вертикаль, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.), ориентироваться на шашечной доске, правильно размещать доску между партнерами, расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь, применять на практике правила игры, предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии, выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.

2 год обучения

По окончании второго года обучения дошкольники имеют представление об основах планирования игры, основных приемах борьбы на шашечной доске (ловушки, связывание, размен и др.), тактических приемах: блокировка шашки, оппозиция, понятии об атаке, защите, что такое комбинация, колонка, рогатка, решето. Следить за ходами противника, поправлять, рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, расставлять позиции с заданными условиями.

В результате освоения программы обучения дошкольники:

  1. . Владеют шашечными терминами, имеют первоначальные знания и представления о шашечной игре.
  2. . Имеют достаточное развитие логического и стратегического мышления, зрительного и слухового внимания, память; наблюдательность; коммуникативные способности.
  3. . У детей отмечается старательность, настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, воля, трудолюбие, коллективизм.
  1. .КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Условия реализации программы Кадровое обеспечение

Программу может реализовать педагог, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, без предъявле6ний к требованиям к стажу работы, владеющий базовыми знаниями по возрастной и педагогической психологии, педагогики и методами организации работы с детьми дошкольного возраста.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения данной программы в ДОУ имеется помещение – продуктивная комната площадью 25м2, где расположены стулья (по росту и количеству детей), столы, маркерная доска, стенд «Шашки»».

Созданы условия для использования ИКТ на занятиях кружка: имеется проектор, ноутбук, экран, программно-аппаратный комплекс «Колибри» мультимедиа - копилка презентаций и мультфильмов, картотека дидактических игр, музыкальный центр.

Для проведения программы имеется:

-инвентарь (шашечные доски, шашки, демонстрационная магнитная шашечная доска и шашки, часы);

-магнитная доска;

-наборы игр и карточек;

-фишки: зелёная, синяя для дидактических игр;

-цветные карандаши;

-простые карандаши на каждого ребёнка;

-наглядные пособия (фотографии, диаграммы этюдов для решения позиций);

-дидактические игры;

-детская художественная литература;

-детские журналы

-портреты выдающихся шашистов, чемпионов мира;

-диагностические материалы для определения уровней развития;

-сценарии праздников, досугов и занятий;

Информационные ресурсы

- ЭОР-копилка презентаций по игре в шашки, мультфильмы.

  1. Методическое обеспечение программы

Формы организации образовательного процесса подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей). Использование приемов игровой технологии способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Обязательным условием организации образовательного процесса при    реализации    программы    является    использование    здоровьесберегающей

технологии, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей и служит обязательным условием повышения результативности образовательного процесса.

Используются различные методы обучения:

  1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ.
  2. Наглядные: мультфильмы, презентации.
  3. Игровые.
  4. Проблемные: объяснение новых понятий, терминов, постановка проблемных вопросов, самостоятельный поиск ответов на поставленную проблему.
  5. Практические.

Используются следующие формы организации:

  • Групповые
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные

Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Дидактические материалы: раздаточные, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения и т.п.

Структура занятий

  1. Вводная часть:
  • Приветствие;
  • Коммуникативная или развивающая игра
  1. Основная часть:
  2. Заключительная часть:
  • Рефлексия
  • Прощание
  1. Календарный учебный график

Программа «Чудо-шашки» реализуется в соответствии с календарным учебным графиком.

Продолжительность учебного года

с 01.10.2024 г. по 31.05.2025 г.

Продолжительность образовательного процесса

32 недель

Режим работы

1 раз в неделю во второй половине дня

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Зимние каникулы

30.12.2024 г. - 08.01.2025 г.

Промежуточная аттестация

открытое занятие для родителей

15.10.2024 г.

15.01.2025г

 

Итоговый контроль

Соревнование «Шашечные турниры»

 

Летние каникулы

01.06.2025 г. - 31.08.2025 г.

2.4.Формы аттестации/контроля

Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий, самостоятельная работа.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа, шашечный турнир

Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение шашечного турнира между воспитанниками старших, подготовительных к школе групп. Показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса детей к обучению игры в шашки.

2.5. Оценочные материалы

Анализ результатов сформированности умения детей играть в шашки проводится по методике В.Н. Сидорычева (Русские шашки для дошкольников: учебно-методическое пособие)

В течение первого и второго года обучения по итогам работы за год проводится контроль знаний. Контроль знаний проводится в процессе игры методом педагогического наблюдения и активной беседы с детьми. Результаты заносятся в таблицу.


Протокол диагностического обследования детей  5-6 лет

Фамилия, Имя  ребенка

Начало года

        Середина года        

Конец года

Доска

Шашки и дамки

Расстановка шашек

Расположение доски

Горизонталь

Вертикаль

Диагональ

Главная дорога

Двойники

Тройники

Центр

Левый фланг

Правый фланг

Расположение шашек в начале игры

Ходы шашек

Удары шашек

Ходы дамок

Удары дамок

Поля дамок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Протокол диагностического обследования детей 6-7 лет

Фамилия, Имя  ребенка

Начало года

Середина года

Конец года

Игра

Умение играть по правилам

Три дамки против дамки соперника

Рожон

Размен

Связка шашек в игре

«Петровский треугольник»

Окружение (охват)

Зажим

Запирание шашек

Изолированные шашки

Сильные шашки

Жертва

Угроза

Ловушки в игре

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Критерии оценки диагностического обследования детей 5-6 лет

2 - высокий уровень, 1-средний уровень, 0-низкий уровень

2 балла (высокий): правильно расставляет шашки на доске, находит горизонтальные, вертикальные, диагональные ряды, главную дорогу, находит и сравнивает двойники, тройники, границы центра доски, центральные клетки белых и черных шашек, левый и правый фланги, границы флангов, подсчитывает количество клеток на флангах. Ориентируется на шашечной доске. Умеет играть по правилам, играет шашками и дамками, решает элементарные задачи в два хода.

1 балл (средний): затрудняется правильно расставлять шашки на доске, находить горизонтальные, вертикальные, диагональные ряды, главную дорогу на доске, находить и сравнивать двойники, тройники, не может находить границы центра доски, центральные клетки белых и черных шашек, левый и правый фланги, границы флангов. Не может подсчитать количество клеток на флангах. Не ориентируется на шашечной доске. Не умеет играть шашками и дамками. Не умеет играть по правилам, решать элементарные задачи в два хода.

0 баллов (низкий): не знает структуры доски, не умеет ходить и бить шашками.

Критерии оценки диагностического обследования детей 6-7 лет

2 - высокий уровень, 1-средний уровень, 0-низкий уровень

2 балла (высокий): ребенок имеет элементарное представление о тактических и позиционных элементах игры. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает и называет их вслух. Знает и называет следующие термины: «рожон», «угроза», «размен», «окружение», «зажим», «жертва». Знает ходы и удары шашек и дамок, их отличия. Понимает важность первых ходов. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание и мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их рассуждать, искать правильный ответ. Развиты ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.

1 балл (средний): ребенок не имеет элементарного представления о тактических и позиционных элементах игры. Быстро и правильно находит поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Затрудняется в названии следующих терминов: «рожон», «угроза», «размен», «окружение», «зажим», «жертва». Затрудняется делать ходы и удары шашек и дамок, не видит в этом отличий. Плохо планирует свои действия, не всегда обдумывает их.

0 баллов (низкий): не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Не планирует свои действия. Не видит ловушки в игре.

3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель воспитательной работы: формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; формирование чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде.

Месяц

Тема

Социальный праздник

Возраст ная группа

Мероприятия

сентябрь

«По дороге

знаний» - экскурсия в шашечный клуб.

День знаний

подгото

вительн ая

Беседа с детьми о

празднике Чтение стихов

октябрь

История возникновения игры, шашечных побед. Легенда о возникновении шашек.

День пожилого человека

старшая

1Беседа с детьми

«Бабушка и дедушка мой лучший друг». 2 Просмотр презентации

«Чемпионы России по шашкам.

«Правила

поведения при игре в шашки. Основные правила.

Праздник

Урожая

старшая

Эстафета «Собери

урожай» Дидактическая игра

«Винни Пух идет в гости».

ноябрь

«Сказка

начинается

«Королевство шашек». Знакомство с понятиями: шашка, жители шашечной страны.

День матери

подгото

вительн ая

Слушание детских

песен про маму. Просмотр презентации.

Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

Викторина «Кто лучше знает правила» Интеллек туальная разминка. Викторина по

знанию правил

игры в шашки.»

«Волшебные ниточки сказочного королевства» -

«Шашечные дороги».»

День народного единства.

Старшая

,

подгото вительн ая

Просмотр презентации «День народного единства» Познавательная беседа «Мой город

–Магнитогорск»

декабрь

«Задания Деда

Мороза и Снегурочки.

«Шашечные дороги»

Новый год

старшая

Тематическая

выставка поделок на Новогоднюю тематику.

Развлечение

«Шашечный бал» Проведение отборочных туров.

Январь

«В гостях у знатока шашек – Зайки».

Практическое закрепление материала.»

Рождество

подгото вительн ая

Хороводные игры Разучивание считалки Просмотр

мультфильма «Под Рождество» Дид.игра

«Почтальоны» В царстве

смекалки: решение логических задач - шашечных этюдов.

февраль

««Там на невиданных дорожках» -

«Диагональ»

День Святого Валентина (14 февраля)

подгото вительн ая

Дид игра «Назови» Кто больше назовет предметов, расположенных по горизонтальным и вертикальным дорожкам, диагоналям».

2.Участие детей в зимней спартакиаде по шашкам внутри д. сада

март

««Лесная школа

умного зайца» -

«Дамка».»

8 марта -

праздник мам

Старшая

,

подгото

 Просмотр

видеоролика «Как на маму я похож».

вительн

ая

Беседа, чтение

стихотворения Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей»

апрель

«Веселый  бой»

День смеха

старшая

Стихотворение Юровскй Е. М.

«Перед боем шашки в ряд на земле своей стоят» Интеллектуальная викторина «Знатоки шашек»

май

«В гости к

друзьям» - «Как ходят шашки».

День семьи

подгото

вительн ая

Шашечный турнир

между семьями воспитанников Конкурс «Самые креативные шашки» (изготовление из любого материала)

июнь

«Лесной турнир» Практическое закрепление материала.

День защиты детей

старшая

Досуг. Музыкальная игра Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске

фигуры», Ловушки»

Литература для педагогов


Список литературы

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72с
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. –320 с.
  7. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. //Справочник старшего воспитателя, - 2008.-№ 8.
  8. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  9. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985.

– 256 с.

  1. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  2. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953.– 348с с.
  3. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951.

– 187 с.

13.Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников: учебно-методическое пособие/ В.Н. Сидорычев. – М.: линка-Пресс, 2016-88 с. – ISBN 978-5-904347-30-7.

Литература для детей

Погрибной .В.К, Юзюк. В.Я «Шашки для детей». Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.

1.А. Ю. Барский, Б. Герцензон «Приключения на шашечной доске»,Лениздат,1969 г

2. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956. 3. А. Ю. Барский, В. Б. Городецкий «Сеня, Храбрик и шашки» М. Владос,1998

4.Москалев В.А. Шахматная тетрадь для дошкольников: рисуем ходы, осваиваем правила игры. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012

  1. М. Е. Юровский, Л. П. Кондратьева «Зайкины шашки», Санкт –Петербург, 2001г
  2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.

– 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012

Литература для родителей:

  1. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
  2. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
  3. Б.  Герцензон,  А.  Напреенков  «Шашки  –  это интересно» Санкт  –Петербург,

«Литера», 1997 г.

  1. М. Герцензон «Для тех, кто в шашки…не играет», Москва,1975 г.
  2. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

Электронные ресурсы, сайты

  1. https://chudo-udo.info/uchimsya-chitatj
  2. https://mishka-knizhka.ru/

Приложение 1

Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек 6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий

6-7 баллов - средний 4-5 баллов – низкий

0-3 балла – очень низкий

Приложение 2

Понятийный аппарат

Большая дорога — самая длинная дорога на клеточной доске. Бортовые поля крайние вертикальные поля.

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля.

Вертикальный ряд — это направление доски, которое считается снизу вверх. 

Горизонтальный ряд — это направление доски, которое считается слева на право. 

Дамки – шашка соперника, достигшая дамочных полей.

Дамочные поля — это последние клетки соперника по горизонтали.

Двойная петля — построение шашек, при котором одна дамка соперника ловится с любого поля доски.

Двойники — две длинные параллельные диагонали, соединенные между собой диагоналями, состоящими из двух клеток.

Диагональ -  направление рядов наискосок.

Диаграмма — печатное изображение шашечной доски.

Доска - это клетки белого и темного цвета, соединенные между собой, игровое поле, на котором происходит игра.

Жертва — это прием, в ходе которого жертвуется шашка ради дальнейшего превосходства (шашек, ходов) над соперником.

Зажим -  позиция, в которой выключаются из игры силы соперника (обычно превосходящие).

 Задача — жанр в шашечной композиции, где есть условия, которые приводят к решению.

Запирание шашек — тактический прием, в котором шашки соперника не могут двигаться.

Изолированная шашка — шашка, удаленная от своих сил, далеко продвинутая шашка на сторону противника.

Кол – дебют - это название шашек, занимающих поля с5 (f4). Ловушка западня, в которую пытаются завлечь соперника.

Окружение (охват) — прием, в ходе которого одна из сторон сознательно уступает центр сопернику и окружает этот центр с флангов.

Оппозиция — противостояние белых и черных простых на одной вертикали.

 Занять оппозицию — создать положение, когда силы соперника при своем ходе попадают под удар. Попасть в оппозицию — положение, при котором собственные силы попадают под удар соперника.

Правило – предложение, выражающее при определённых условиях разрешение или требование совершить или воздержаться от совершения некоторого поступка (под поступком может подразумеваться некоторое действие или бездействие).

Размен – это подача под бой (под удар) одной или несколько своих шашек и взятие (возвращение назад) такого же количества шашек соперника.

Рожон – шашка, достигшая шестой горизонтали и противостоящая двум шашкам соперника, если у него нет возможности ее атаковать.

Русские шашки – настольная игра и вид спорта, один из вариантов игры в шашки. Правила игры в русские шашки имеют сходство с правилами игры в международные (стоклеточные) шашки. Отличия заключаются в размере доски, количестве шашек в исходном положении, шашечной нотации, некоторых правилах боя и признания окончаний ничейными.

Связка – важный тактический прием, положение, в котором одна из сторон сковывает силы соперника (обычно превосходящая сторона, у которой шашек больше, чем у проигрывающей).

Сильные шашки – шашки, имеющие большое преимущество, как правило, такая шашка приносит победу.

Сильный удар – это удар, в ходе которого шашка бьет две шашки и более. При этом удар обеспечивает позиционное преимущество и, как правило, приводит к победе.

Слабый удар – это удар, не имеющий ценности в позиционной борьбе и, как правило, приводящий к проигрышу.

Темп – единица измерения развития шашек, то есть тихий ход простой.

Треугольник Петрова – это единственный способ ловли дамки «три против одной» при условии владения большой дорогой. Данный способ опубликовал шашист А.Д.Петров в 1827 году.

Тройник – диагонали, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали, их соединяющие.

Тычок – один из видов сильных шашек, шашка, удерживающая две шашки соперника.

Турниры – особая организация игры, где соблюдается строгий алгоритм игр.

Угроза — нападение на один из объектов позиции соперника, создание реальной опасности для его положения.

Фланги — это расположения рядов по бортовым краям доски, есть правый и левый фланг с каждой играющей стороны.

Центр — это поле доски, где с5, d6, еЗ, f4, d4, е5 — это центральные клетки. Шашки, находящиеся на этих полях, называются центральными шашками.

Шашки — фишки двух разных цветов, в каждой стороне по 12 фишек на доске.

Приложение 3

Шашечные игры

«Мини-шашки» — эта игра, в которой принимают участие два игрока. У каждого из игроков по 4 шашки. Игра проводится по правилам игры русские шашки. Шашки расставляются на бортовых полях, где белые шашки располагаются с клетки al, а черные — с клетки h8. Выигрывает тот игрок, у кого останется больше шашек на доске.

«Заяц — волк» — эта игра, в которой принимают участие два игрока. У одного из игроков 4 шашки («волки»), а у другого игрока — 1 шашка («заяц»). «Волков» и «зайца» ставят на бортовые поля. Волки могут делать ход только вперед на одну клетку по диагонали. Заяц может делать ход на одну клетку как вперед, так и назад по диагонали. Первым делает ход заяц. Задача волка — поймать зайца, запереть его, задача зайца — пробраться до первоначальных полей волка.

«Поддавки» — обратная русским шашкам игра. Задача каждой из сторон — отдать как можно больше шашек сопернику. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной шашки на доске.

«Поставь, как я» — игра на нахождение на доске вертикали, диагонали, большой или главной дороги, двойников и тройников, центра доски, ее флангов. Педагог обращается к детям: «Я буду ставить на доске задания, а вы так же расставляйте шашки на своей доске и называйте, что получилось».

«Не пропусти в дамку» — игра, в ходе которой даются различные задания на то, чтобы не пропустить шашку в дамки.

«Побей дамку» — игра, в ходе которой даются задания на то, чтобы побить дамку из разных позиций.

«Побей дамкой» — игра, в ходе которой даются задания побить шашку дамкой. Затем задача усложняется: на доску выставляется еще одна-две шашки. Задача та же: побить дамкой шашки.

«Сделай ход дамкой» - игра, в которой даются задания найти сначала один, а затем все возможные ходы дамок, отметить их зелеными кружками.

«Хороший - плохой ход дамкой» - игра, в ходе которой игроки помечают на доске «хорошие», результативные ходы зелеными кружками, а «плохие», ведущие к проигрышу, - красными.

«Стань дамкой» - в ходе игры даются различные задания на то, чтобы превратить шашку в дамку одним ходом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности кружок «Здоровячок» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» имеет физкультурно-спортивную направленность.Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юный Футболист» для детей 5-6 лет

Программа секции по мини-футболу "Юный футболист" разработана для оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста, путем обучения их игре в футбол в спортивном зале (мини-футб...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Формула здоровья» для детей 5-6 лет срок реализации – 1 год

Программа кружка "Формула здоровья" предназначена для детей старшего возраста. Цель данной программы - содействовать гармоничному физическому развитию ребенка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет Срок ркализации: 2года

Актуальность:          Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умстве...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ГТО дошкольникам» для детей дошкольного возраста

Направленность программы–физкультурно - спортивная. Актуальность. Сохранение, укрепление и развитие физического и духовно-нравственного здоровья воспитанников немыслимы без формирования у них потре...