Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет Срок ркализации: 2года
рабочая программа по физкультуре

Чернышева Татьяна Александровна

Актуальность:

          Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с дошкольного возраста, так как оно открывает дорогу к творчеству, интеллектуальному и социально-коммуникативному развитию детей.

Педагогическая целесообразность: данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа физкультурно-спортивной направленности

Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет

Срок ркализации: 2года

       

Разрабочик:

Чернышева

Татьяна Александровна

                                                                                                                                      Воспитатель

г. Кемерово 2022г

Содержание программы

  1. «Комплекс основных характеристик программы»

3

  1. Пояснительная записка

3

  1. Цель и задачи программы

8

  1. Содержание программы

11

  1. Планируемые результаты

18

  1. «Комплекс организационно-педагогических условий»

20

  1. Календарный учебный график

20

  1. Условие реализации программы

26

  1. Формы контроля

27

  1. Оценочные материалы

27

  1. Методические материалы

32

  1. Список литературы

38

Приложение

41

  1. «Комплекс основных характеристик программы»
  1.  Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир шахмат» разработана в соответствии с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольной образовательной организации:

Федеральный Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Минпросвещения РФ №533  от 30.09.2020г. «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 №196»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Устав МБДОУ № 179 «Детский сад присмотра и оздоровления».

        Направленность программы: Физкультурно-спортивная.

        Уровень программы: базовый.

        Вид программы: модифицированная.

Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок и программы «Феникс» А. В. Кузина, Н. В. Коновалова, Н. С. Скаржинского, которая разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций.

Актуальность: 

          Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с дошкольного возраста, так как оно открывает дорогу к творчеству, интеллектуальному и социально-коммуникативному развитию детей.

Педагогическая целесообразность: данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. 

Программа «Волшебный мир шахмат» - решает проблему поиска эффективных методов умственного и социально-коммуникативного развития

детей дошкольного возраста, т.е. максимально качественного образования на дошкольной ступени.

Навизна: в основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы положен замысел развития креативного мышления, самовыражения и самореализации у детей, что является новизной в педагогическом процессе. 

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения, возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

"Игры на уничтожение"- фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

        Отличительная особенность программы: В настоящей программе систематизирован и обобщен современный учебный и методический материал с учетом достижений и российских традиций в области спорта, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

        Адресат: дети дошкольного возраста 5-7 лет.

        Возрастные особенности: 

        Головной мозг у детей дошкольного возраста заканчивает свое анатомическое формирование; развивается образное мышление; активизируется внимание, оно становится произвольным; появляется способность управлять своим поведением; активизируются процессы сначала

произвольного, потом преднамеренного запоминания.

        Научные исследования, проводимые ведущими отечественными психолого-педагогическими школами, рекомендуют детям в возрасте 5-6 лет к образно-символическому материалу добавлять нормативно-знаковый, а в подготовительной группе (6-7 лет) все типы с более сложным содержанием. В соответствии с этими рекомендациями дидактические материалы программы разрабатываются согласно возрастным особенностям дошкольников.

                Количество детей в группе: 12 человек.

Набор на участие в занятиях происходит по желанию родителей (законных представителей) обучающихся с последующим заключением договора.

Группы формируются по возрасту детей старшая группа (5-6 лет) и подгоовительная группа (6-7 лет)

Срок реализации программы: 2 года.

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения -72 часа (за весь период обучения).

Общее количество учебных занятий в год в каждой группе (старшая и подготовительная) – 36 часов.

        Форма обучения: очная

Режим занятия: Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю,

Первый год обучения - 1 раз в неделю по 25 минут

Второй год обучения – 1 раз в неделю по 30 минут.

Формы организации познавательной деятельности:

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

1.Теоретические занятия; 

2. Практическая игра;

3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

5. Аудио и видео занятия;

6. Открытые занятия для родителей;

7. Шахматные турниры между группами.

Реферативное описание содержания:

Программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Предлагаемый курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Основное преимущество программы - специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций, где дошкольники получают представления: о шахматной доске, фигурах, их расположению, о правилах игры малым количеством шахмат и игре в паре.

Ожидаемые результаты программы представлены в разделе 1.4.

        Основным способом определения результативности ожидаемых результатов является итоговый мониторинг реализации программы.

Итогом реализации дополнительной общеразвивающей программы являются организация итогово-отчетных мероприятий тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие: 

  • Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
  • Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
  • Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

  • Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)
  • Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
  • Учить играть малым количеством фигур и парами не нарушая правил.
  • Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).

Развивающие:

  • развивать социально-коммуникативные способности (правила поведения на соревнованиях, в том числе в ситуации успеха или неуспеха):
  • развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со сверстниками в соревновательной деятельности.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  • Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений
  1. Содержание программы

Учебный план программы первый год обучения

п/п

Раздел

Кол-во уч.часов

Всего

Теория

Практ.

Форма контроля

1.

«Шахматная страна»- знакомство с шахматной доской

4

2

2

Начальный мониторинг

2.

«Шахматные фигуры» - знакомство с шахматными фигурами

18

8

8

Наблюде-

ние и анализ

3.

«Шахматные позиции» - знакомство с шахматными позициями

14

6

6

Наблюде-

ние и анализ

Итого:

36

18

18

Учебный план программы 2 год обучения

п/п

Раздел

Кол-во часов

Всего

Теория

Практ.

Формы контроля

1.

 «Шахматная страна»- знакомство с шахматной доской

4

2

2

Начальный мониторинг

2.

 «Шахматные фигуры» - знакомство с шахматными фигурами»

18

6

12

Наблюде-

ние и анализ

3.

«Шахматные позиции» - знакомство с шахматными позициями»

14

6

8

Наблюде-

ние и анализ

Итого:

36

14

22

Содержание учебного плана программы 1 год обучения:

        Раздел 1 .«Шахматная страна»- знакомство с шахматной доской»

       Тема1: мониторинг

Теория: Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране.

Практика: игра «Шахматные домики», игра «Шахматный кубик».

        Тема 2: «Путешествуем в Волшебной стране»

Теория: Дать детям представление о том, откуда появилась игра – шахматы.

Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране.

Практика: познакомиться с шахматными фигурами и шахматной доской.

        Тема 3: «Путешествие по Волшебной доске»

Теория: Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнерами.

Практика: Д/у «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей.

        Тема 4: «Волшебная страна - шахматная доска»

Теория: Показать и разъяснить, как располагается доска между партнерами

Практика: Д/и «какой формы Шахматная доска и  шахматные поля», «центр» шахматной доски».

         Раздел 2. Шахматные фигуры

        Тема 1: «В стране шахматных чудес»

Теория: Познакомить детей с Шахматным королем и его Шахматным войском.

Практика: Викторина «Чей ответ точнее», отгадывание загадок, шахматная эстафете «Расставь фигуры».

        Тема 2: «Проспекты, улицы и переулки Волшебной доски»

Теория: Познакомить с солдатом шахматной доски – пешкой. Дать представление о правилах передвижения пешки.

Практика: д.и. «Оредели на ощупь», «Только вперед, ни шагу назад».

        Тема 3: Прогулка по Волшебной доске

Теория: Познакомить с новой фигурой – ладья – ее комбинации.

Практика: игра «Поиграем-угадаем», «Горизонтально-вертикальная игра».

        Тема 4: Игра-эстафета «Расставь фигуры быстро и правильно»

Теория: Вспомнить правильное расположение фигур на шахматной доске.

Практика: Упражнять в умении быстро и правильно расставлять фигуры на доске.

        Тема 5: Викторина «Шахматная шкатулка»

Теория: вспомнить движение фигур по шахматному полю.

Практика: Упражнять в умении передвигаться по шахматному полю фигурами.

        Тема 6: «Вежливые слоны»

Теория: Познакомить детей с новой шахматной фигурой – слоном, способами передвижения по доске

Практика: Упражнять и отрабатывать основные способы передвижения  фигуры-слон по шахматной доске.

        Тема 7: «Могучая фигура»

Теория: Познакомить с генералом среди фигур – ферзем и способами его передвижения

Практика: Упражнять и отрабатывать основные способы передвижения  фигуры-ферзь по шахматной доске.

        Тема 8: «Прямолинейная и бесхитростная фигура»

Теория: познакомить с шахматными позициями. Познакомить с решением диаграмм.

Практика: Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Д/ игра «Тайны шахматной доски»

        Тема 11: «Шахматная шкатулка»

Теория: Познакомить с передвижением по полю ферзя и слона.

Практика: Упражнять в способах передвижения по полю ферзя и слона.

        Тема 12: Знакомство с конем.

Теория: Познакомить с шахматной фигурой-конь и ее способы передвижения

Практика: Упражнять в способах предвижения фигуры-конь по шахматной доске.

        Тема 13: Викторина «Шахматная шкатулка»

Теория: Вспомнить о способах правильно делать срубы.

Практика: Упражнять в умении правильно делать срубы.

        Тема 14: «И король жаждет боя»

Теория: Познакомить с самой главной фигурой – королем, способы передвижения

Практика: Упражнять в способах предвижения фигуры-король по шахматной доске.

        Тема 15: Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок»

Теория: Дать представление о том,  где место коня в начальном положении. 

Практика: Упражнять делать: ход конем, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух.

        Тема 16: Сказка «Как ладья похудела»

Теория: Дать представление о рокировке.

Практика: Упражнять в рокеровке.

        Тема 17: Игра «Нотация Волшебной доски»

Теория: Закрепление знаний детей о системе ходов в шахматной партии, осуществлять запись.

Практика: Упражнять в представлении шахматной памяти.

Тема 17: Дидактическая игра «Непобедимый»

Теория: Дать представление о шахматном мудреце по прозвищу «непобедимый».

Практика: Учить отвечать на вопросы по просмотренной презентации.

Раздел 3. «Шахматные позиции» - знакомство с шахматными позициями»

        Тема 1: Шахматная викторина «Игра на уничтожение»

Теория: Познакомить с позициями: «Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения».

Практика: отрабатывать знания позиций «Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения».

        Тема 2: «Волшебный квадрат»

Теория: Знакомство с правилами квадрата.

Практика: Развивать умения применять квадрат во время игры.

        Тема 3: «Рокировка»

Теория: Дать понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Практика:Отрабатывать умение проводить длинную и короткую рокеровку.

        Тема 4: Дидактическая игра «Игра на уничтожение»

Теория: Познакомить с понятиеями Шах, мат, партия

Практика: Отрабатывать умение ставить Шах, мат, партия

        Тема 5: Мат. Пат.  «Вечный шах». Игра в парах

Теория: Закрепить понятия «Шах», «Мат», «Пат».

Практика: Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации.

        Тема 6: «Рокировка»

Теория: Вспомнить понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Практика: Отрабатывать умение проводить длинную и короткую рокеровку.

        Тема 7: Мат. Пат.  «Вечный шах». Игра в парах

Теория: Закреплять понятия «Шах», «Мат», «Пат».

Практика: Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации.

        Тема 8: «Позиция «Вилка». Коллективная игра

Теория: Закрепить знания о построении шахматных комбинаций в коллективных играх.

Практика: Упражнять в построении шахматных комбинаций в коллективных играх.

        Тема 9: Волшебный мир комбинаций»

Теория: Закрепить знания о построении шахматных комбинаций в игре со взрослыми.

Практика: Упражнять в построении шахматных комбинаций в игре со взрослыми.

        Тема 10: Викторина «Реши этюд, отгадай задачу – найдешь удачу!»

Теория: разбор шахматных ситуаций.

Практика: Упражнять в решении шахматных ситуаций.

        Тема 11: «Ответь как в сказке без подсказки»

Теория: Воспитывать чувство уверенности в своих силах.

Практика: учить  решать серьезные комбинации.

        Тема 12: Шахматный турнир

Теория: вспомнить правила игры и основные ходы.

Практика: Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. Подготовка к конкурсу «Шахматная Королева»

        Тема 13: Мат. Пат.  «Вечный шах». Игра в парах

Теория: Воспитывать чувство уверенности в своих силах.

Практика: Учить решать серьезные комбинации.

        Тема 14: Мониторинг. Итоговый турнир  с родителями

Теория: Выявить уровень понимания и решения развивающих игровых задач.

Практика: Упражнять в построении шахматных комбинаций в игре со взрослыми.

Содержание учебного плана программы 2 год обучения:

Раздел 1 .«Шахматная страна»- знакомство с шахматной доской»

Тема 1: Диагностика

Теория: Вспомнить с детьми сказку о волшебной Шахматной стране.

Практика: игра «Шахматные домики», игра «Шахматный кубик».

Тема 2: «Знаки – символы»

Теория: Объяснить детям, что «шахматная доска помогает записывать шахматные позиции. Не будь этих записей, не смогли бы люди восстановить сыгранные партии.

Практика:упражнять в записи шахматной партии.

Тема 3: «Шахматные прятки»

Теория: закрепить знание шахматных фигур и их отличительные признаки - название, как ходит, как ест, сколько стоит..

Практика: учить детей придумывать и отгадывать загадки.

Тема 4: «Узнай фигуру»

Теория: познакомить с правилами игры.

Практика: развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её; находить фигуру по словесному указанию ("найди колючего слона", "гладкого коня" и др.) 

Раздел 2. «Шахматные фигуры» - знакомство с шахматными фигурами»

Тема 1: «Шахматная партия»

Теория: Вспомнить и закрепить понятие «Шах».

Практика: «Шах или не шах» Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

Тема 2: «Игра всеми фигурами из начального положения»

Теория: вспомнить теорию шахматной игры.

Практика: Овладение элементарными основами шахматной игры.

Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Тема 3: «Части шахматной партии» (дебют, середина игры, окончание игры)

Теория: Познакомить детей с основными частями шахматной партии.

Практика: Упражнять в игре видеть части игры.

Тема 4: «Разбор хороших ходов»

Теория: повторение, разбор хороших ходов.

Практика: учить основам шахматной игры.

Тема 5: «Нотация волшебной доски»

Теория: Закрепление знаний детей о системе ходов в шахматной партии.

Практика: осуществлять запись шахматных позиций. Развивать шахматный кругозор.

Тема 6: «Шахматная позиция»

Теория: закрепление знаний шахмат и шахматных терминов.

Практика:учить решать поставленные игровые задачи.

Тема 7: «Шахматная нотация: адреса фигур» (обозначение шахматных полей на письме)

Теория: Повторить цифры и буквы на шахматной доске.

Практика: Игры: «Прогуляйся по улице» (а, в, с ... ), «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры), «Ракеты на старте»(пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток, четырех черных и т .д.) Дома: игра в «Крестики-нолики».

Тема 8: «Расстановка фигур по записи»

Теория: вспомнить фигуры и их место на шахматной доске.

Практика: Практические зад запись расставлен фигур и расстано фигур по записи.

Тема 9: «Ценность шахматных фигур»

Теория: Формирование у воспитанников  понимания игровой стоимости шахматных фигур.

Практика: Развивать смекалку и воображение, память. Развивать ориентирование на плоскости.

Тема 10: «Сравнительная сила фигур»

Теория: дать представление детям о ценности фигур.

Практика: развитие внимания и логического мышления, шахматным терминам.

Тема 11: «Не иди король под шах» игра в парах»

Теория : Уточнить, что королей в шахматах не бьют, но и под шах их ставить нельзя, нужно подбирать для короля неатакованные поля.

Практика: Отработка теоретических знаний в игре.

Тема 12: «Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход»

Теория: Объяснить детям, что в шахматах выигрывает тот. Кто побьет неприятельского короля.

Практика: Отрабатывать ходы: чтобы побить короля, на него нужно напасть. Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат. Он обозначается - «X».

Раздел 3. «Шахматные позиции» - знакомство с шахматными позициями»

Тема 1: «Повторение: шах, мат, ходы»

Теория: Вспомнить понятия «Шах», «Мат», «Пат».

Практика: Воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение решать серьезные комбинации.

Тема 2: «Защита от шаха» игра в парах

Теория: Продолжение книги – сказки И. Сухина.

Практика: Учить детей защищаться от шаха. Объяснить детям, если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом. Пат – это почетная ничья.

Тема 3: «Ставим шах» игра в парах

Теория: Продолжение чтения книги – сказки И. Сухина. Расширять знания детей о «шахе».

Практика: Учить выбирать из двух возможных - лучший.

Тема 4: «Умный шах» игра в парах

Теория: Закрепить удетей с понятие «шах».

Практика: Использовать на практике три варианта защиты от шаха.

Тема 5: «Мат»

Теория: Объяснить детям, что мат – цель шахматной партии, сильного игрока выделяет умение ставить своему сопернику «мат» за кротчайшее время и за наименьшее число ходов.

Практика: упражнять на практике втавить сопернику «мат».

Тема 6: «Волшебный мир комбинаций»

Теория: Закрепление пройденного материала.

Практика: Д/и «Волшебный мешочек», «Чего не стало?» закрепление основных терминов и понятий; лепка шахматных фигур; рисование в клетчатой тетради шахматной доски с фигурами.

Тема 7: «Достижение материального перевеса»

Теория:  Совершенствование навыков игры в шахматы.

Практика: учить создавать шахматные комбинации для достижения материального перевеса.

Тема 8: «Мат. Ходы»

Теория: Повторить, что такое Мат и Пат.

Практика: Учить детей ставить мат конем, пешкой и королем. Д/и «Да и

нет», Загадки из тетрадки».

Тема 9: «Конь, пешка и король дают мат в один ход»

Теория: Познакомить с комбинацией - конь, пешка и король дают мат в один ход.

Практика: Упражнять детей ставить мат в один ход.

Тема 11: «Линейный мат»

Теория: Актуализировать имеющиеся знания по геометрии шахматной доски.

Практика: Упражнять в освоении системы ходов линейного мата.

Тема 12: «Шахматная партия»

«Начало шахматной партии. Дебют»

Теория: Актуализировать знаний ребят о начале партии – дебюте.

Практика: Тренировочная шахматная партия.

Тема 13: «Мат двумя слонами»

Теория: Освоение метода матования одинокого короля двумя слонами. содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.

Практика: Упражнять в применении матования одного короля двумя слонами.

Тема 14: «Волшебный квадрат»

«Правила волшебного квадрата»

Теория: Актуализировать знания о правилах квадрата.

Практика: Упражнять в применении квадрат во время игры.

Тема 15: «Пешечный эндшпиль: метод треугольника»

Теория: углубление знаний в области стратегии, повторение материала, формирование умений и навыков для решения учебных позиций и соревновательного процесса.

Практика: учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности,  развивать умение совершать анализ своих действий во время шахматной партии.

Тема 16: «Пешечный эндшпиль»

Теория: углубление знаний в области стратегии, повторение материала, формирование умений и навыков для решения учебных позиций и соревновательного процесса.

Практика: Упражнять в умении обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности,  развивать умение совершать анализ своих действий во время шахматной партии.

Тема 17: «Ключевые поля»

Теория: Познакомить с понятием «Ключевые поля».

Практика: развивать умение совершать анализ своих действий во время шахматной партии.

Тема 18: «Разбор готовых комбинации»

Теория: Овладение элементарными основами шахматной игры.

Практика: Игра всеми фигурами. Загадки.

Тема 19: «Типичные комбинации»

Теория: Вспомнить типичные комбинации. Овладение элементарными основами шахматной игры.

Практика: Игра всеми фигурами. Загадки.

Тема 20: «Матовые комбинации»

Теория: Вспомнить все матовые комбинации. Овладение элементарными основами шахматной игры.

Практика: Игра всеми фигурами. Загадки.

Тема 21: Диагностика

Теория: Выявить уровень понимания и решения развивающих игровых задач.

Практика: Упражнять в построении шахматных комбинаций в игре со сверстниками на турнире.

1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы 1 год обучения:

- Знает, что такое шахматная доска, умеет ориентироваться на ней;

- Знает и называет шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, владеет основными шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- Умеет правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в         начальное положение;

- Знает правила игры и правильно применяет их;

- имеет представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

- Умеет применять некоторые тактические приемы, знает правила хода, взятие каждой фигуры;

- Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил, умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- Умеет решать простые шахматные задачи.

-Умеет взаимодействовать со сверстниками в соревновательной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы 2 год обучения:

- Умеет просчитывать действия в уме и мотивировать себя к интеллектуальной деятельности;

- Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.

- имеет представление о шахматной доске, ориентироваться на ней, умеет правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

- Умеет различать и называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- Знает правилах игры, умеет правильно применять элементарные правила игры.

- Знает историю шахмат и выдающихся шахматистов;

- Знает и умеет применять некоторые тактические приемы, знает правила хода, взятие каждой фигуры;

- Умеет играть в парах;

- Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

- Умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- Умеет решать простые шахматные задачи;

- Умеет играть по правилам шахматную партию от начала до конца;

- Умеет контролировать поведение на соревнованиях в ситуации успеха или неуспеха;

-Умеет взаимодействовать со сверстниками в соревновательной деятельности.

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Первый год обучения

№п/п

Наименование темы

теория

практика

всего

Форма контроля

Раздел 1. Шахматная страна (4)

Сентябрь

Диагностика

0,5

0,5

4

беседа, наблюдение.

«Путешествуем в Волшебной стране»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Путешествие по Волшебной доске»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Волшебная страна - шахматная доска»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Раздел 2. Шахматные фигуры (18)

Октябрь

«В стране шахматных чудес»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Проспекты, улицы и переулки Волшебной доски»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Прогулка по Волшебной доске

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Игра-эстафета «Расставь фигуры быстро и правильно»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Ноябрь

Викторина «Шахматная шкатулка»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Вежливые слоны»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Могучая фигура»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Прямолинейная и бесхитростная фигура»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Декабрь

«Шахматная шкатулка»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Знакомство с конем

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Викторина «Шахматная шкатулка»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Январь

Дидактическая игра «Игра на уничтожение»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«И король жаждет боя»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Игровое упражнение «Прыг, скок и в бок»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Сказка «Как ладья похудела»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Февраль

Игра «Нотация Волшебной доски»

0,5

0,5

3

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Дидактическая игра «Непобедимый»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Раздел 3.  Шахматные позиции (14)

Февраль

Шахматная викторина «Игра на уничтожение»

0,5

0,5

2

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Волшебный квадрат»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Март

«Рокировка»

0,5

0,5

5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Мат. Пат.  «Вечный шах». Игра в парах

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Рокировка»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Мат. Пат.  «Вечный шах». Игра в парах

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Апрель

«Позиция «Вилка». Коллективная игра

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Волшебный мир комбинаций»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Викторина «Реши этюд, отгадай задачу – найдешь удачу!»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Ответь как в сказке без подсказки»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Май

Шахматный турнир

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Итоговый турнир  с родителями

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Мат. Пат.  «Вечный шах». Игра в парах

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Мониторинг

1

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Второй год обучения

№п/п

Наименование темы

теория

практика

всего

Форма контроля

Раздел 1. Шахматная страна

Сентябрь

Диагностика

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

 «Знаки – символы» 

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Шахматные прятки»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Узнай фигуру»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Раздел 2. Шахматные фигуры

Октябрь

«Шахматная партия»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Игра всеми фигурами из начального положения»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Части шахматной партии» (дебют, середина игры, окончание игры)

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Разбор хороших ходов»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Ноябрь

 «Нотация волшебной доски»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Шахматная позиция»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Шахматная нотация: адреса фигур» (обозначение шахматных полей на письме)

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Расстановка фигур по записи»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Декабрь

 «Ценность шахматных фигур»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Сравнительная сила фигур»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Не иди король под шах» игра в парах

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

                                                                 Раздел 3.  Шахматные позиции

Январь

«Повторение: шах, мат, ходы»

0,5

0,5

3

Наблюдение за выполнениема упражнений.

 «Защита от шаха» игра в парах

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Ставим шах» игра в парах

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Февраль

«Умный шах» игра в парах

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Мат»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Волшебный мир комбинаций»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Достижение материального перевеса»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Март

«Мат. Ходы»

0,5

0,5

5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Конь, пешка и король дают мат в один ход»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Линейный мат»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Шахматная партия»

«Начало шахматной партии. Дебют»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Мат двумя слонами»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Апрель

«Волшебный квадрат»

«Правила волшебного квадрата»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Пешечный эндшпиль: метод треугольника»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Пешечный эндшпиль»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Ключевые поля»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Май

«Разбор готовых комбинации»

0,5

0,5

4

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Типичные комбинации»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

«Матовые комбинации»

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

Диагностика

0,5

0,5

Наблюдение за выполнениема упражнений.

  1. Условия реализации программы

Материально-технические средства обеспечения программы:

     Занятия проводятся в кабинете. Помещение, в котором проводятся занятия, соответствует требованиям, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среде оборудована с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

     Для реализации программы используется определенное оборудование. Количество игрушек и оборудования соответствует числу детей, одновременно занимающихся в кабинете.

Перечень основного оборудования

Количество

1.

Компьютер, ноутбук, интерактивная доска

1

2.

Столы

Стулья

6

12

3.

Шахматные доски с набором шахматных фигур

(6 комплектов)

4.

 Демонстрационная магнитная шахматная доска с набором магнитных фигур     

1

5.

Шахматные часы  

6

6.

Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

(12 комплектов)

7.

Шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации                                                                                        

(12 комплектов)

8.

Мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»

1

Информационное обеспечение  программы:

Перечень основного оборудования

Количество

1.

демонстрационная настенная  март магнитная доска  формируется с комплектом шахматных  лучший фигур;

1

2.

дидактические игры  комплект для обучения  костров игре в шахматы;

10

3.

наглядные  олимпиада пособия (альбомы,  линия портреты выдающихся  положенияшахматистов, тренировочные  мешочек диаграммы, иллюстрации  устойчив и др.);

20

4.

комплект  детей методической литературы.

4

5.

Лепбук «В шахматном королевстве»

1

6.

Интернет источники

1.Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chessmaster.net/articles/3.html;

 2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

 3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

1

Кадровое обеспечение

Воспитатель (включая старшего)

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

  1. Формы аттестации
  1. Участие детей на открытых мероприятиях по шахматам;
  2. Контрольные занятия;
  3. Итогово-отчетные мероприятия (шахматные турниры, соревнования).
  1. Оценочные материалы

Способы определения освоения программы:

      Определение результатов освоения программы проходит через мониторинг детей.

Мониторинг – это оценка уровня и качества освоения обучающимися по программе «Волшебный мир шахмат». Виды мониторинга: начальный мониторинг – в начале учебного года (сентябрь), итоговый мониторинг – в конце учебного года (май). Начальный мониторинг – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса. Итоговый мониторинг – это заключительный уровень знаний обучающихся в конце образовательного процесса.

 Инструменты мониторинга и оценки программной деятельности

        Критерии уровня развития детей

Инструментарий для проведения контрольных занятий по шахматам

             Применяемые методы педагогической диагностики и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении игровых диагностических заданий и упражнений, наблюдений. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) проводится 2 раза в год: первичная (сентябрь) и итоговая (май). Первичная диагностика проводится с целью выявления стартовых условий (исходного уровня развития), определения достижений к этому времени и выявления проблем развития; определяются задачи образовательной деятельности.

Итоговая диагностика отражает динамику в индивидуальном развитии каждого ребенка и результаты освоения содержания программы. Результаты итоговой диагностики используются педагогическими работниками для индивидуализации образования и оптимизации работы педагога с группой детей.

Результаты педагогических наблюдений оформляются в карту «Оценка индивидуального развития детей» (Приложение 1) в рамках освоения программы, в которой отражена оценка по каждому показателю для каждого ребенка в соответствии с уровнями овладения необходимыми навыками и умениями:  ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает (0 баллов);  ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (1 балл);  ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно (2 балла).

Полученные по каждому показателю баллы суммируются, выводится общий балл, который отражает следующие характеристики: 9 - 12 баллов (1 год обучения), 17 – 42 баллов (2 год обучения) соответствует нормативному развитию и оптимальному уровню освоения содержания Программы; 6 - 8 баллов (1 год обучения), 9 – 16 баллов (2 год обучения) свидетельствует о незначительных трудностях по отдельным показателям и соответствует допустимому уровню освоения содержания Программы; 0 - 5 балла (1 год обучения), 0 – 8 баллов (2 год обучения) свидетельствуют о недостаточном уровне освоения содержания Программы ребенком. В данном случае педагогические работники планируют индивидуальную работу с детьми по выявленным проблемам.

  1. Методические материалы

Методы обучения и воспитания:

Словесный: рассказ, беседа, объяснение;

Наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

Практический: упражнение, тренинг, решение шахматных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Формы организации учебного занятия

1.Теоретические занятия;

2.Практическая игра;

3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

5. Шахматные турниры;

6. Соревнования.

Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.

Характеристика разделов программы 

             Программа «Волшебный мир шахмат» включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность».

             В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения: история шахмат; шахматная игра как спорт; чемпионы мира по шахматам; современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

              Представлены основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта,  основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

            Представлены базовые понятия шахматной игры; правила поведения шахматистов, шахматный этикет; шахматные соревнования и правила их проведения.

             Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя решения позиций, комбинаций, этюдов; конкурсы; шахматные турниры; соревнования; шахматные праздники.

             В содержании тематического планирования программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют педагога на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Организация проведения занятий

Ориентироваться в процессе обучения шахматам следует на детей, которые усваивают медленнее материал, такой подход позволяет, обучит всех детей.

Структура занятия по обучению игре в шахматы:
1. Повторение пройденного материала.
2. Новый материал.
3. Закрепление нового материала.
4. Итог занятия.

Структура занятий приближена к обычным занятиям, проводимых в детском саду, что делает процесс обучения понятным как для педагога, так и для детей.

Использование технологии развивающего обучения в учебном процессе позволяет обеспечить целенаправленное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

 Установление отношений учебного сотрудничества в процессе обучения.

Использование в учебном процессе приемов, способствующих лучшему запоминанию учебного материала: схематизация основных понятий; включение эмоционально насыщенного материала, творческих заданий (Приложение 3).

Особенности методики обучения:

Преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами;

2. При изучении шахматной доски;

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Основные  планироват методы обучения:

Формирование  шахматной шахматного мышления  шахматная у ребенка проходит  пользоваться через ряд  гостях этапов от репродуктивного  эстетически повторения алгоритмов  обучается и схем в типовых  шахматистами положениях, до творческого  задачи применения знаний  ющих на практике, подразумевающих,  числе зачастую, отказ  один от общепринятых стереотипов.

На  дополнительная начальном этапе  деятельность преобладают игровой, наглядный  примере и репродуктивный методы. Они  сказки применяется при  геометрическая знакомстве с шахматными  шахматная фигурами, изучении  комплекты шахматной доски,  особенности обучении правилам  отработка игры, реализации  наглядные материального перевеса.

Большую  ринцип роль играют  называет общие принципы  один ведения игры  шахматная на различных этапах  которые шахматной партии,  один где основным  эмоции методом становится продуктивный.  определяется Для  поле того чтобы  развивать реализовать на доске  новых свой замысел,  учебный воспитанники овладевают  фигур тактическим арсеналом  шахматную шахмат, вследствие  список чего формируется  изучении следующий алгоритм  каждой  мышления:   геометрическая анализ  повторения позиции - мотив - идея - расчёт - ход.  право  Продуктивный  шахматная метод играет  большую большую роль  рисование и в дальнейшем при  ладья изучении дебютов  сложные и основ позиционной  фигура игры.

При изучении  такая дебютной теории  знает основным методом  соревнование является частично-поисковый.  упражнение Наиболее эффективно  развитие изучение дебютной  учебник теории осуществляется  слайд в том случае,  шахматная когда большую  защита часть работы  волшебная ребенок проделывает  процесс самостоятельно.

На более  листе поздних этапах  игрока в обучении применяется  закрепление творческий  педагог метод, для  форме совершенствования тактического  мешочек мастерства воспитанников (самостоятельное  метод составление позиций,  пожарной предусматривающих определенные  ринцип тактические удары,  ребенок мат в определенное  выполнение количество ходов  бесценный и т.д.).

Метод проблемного  ошибка обучения. Разбор  занимательный партий мастеров  беседа разных направлений,  исходном творческое их осмысление  закрепить помогает ребенку  диагонали выработать свой  стоит собственный подход  педагогом к игре.

Использование этих  право методов предусматривает,  дополнительная прежде всего,  портреты обеспечение самостоятельности  начального детей в поисках  ладья решения самых  ребенок разнообразных задач.

  1. Список литературы.
  1. Кузин А. В., Коновалов Н. В., Скаржинский Н. С. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников. Москва : Линка-Пресс, 2017. 12 с.
  2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. Москва : Просвещение, 1983. 128 с.
  3. Гришин  В. Г., Ильин  Е. И. Шахматная азбука / под ред. В. Г. Гришин. Москва : Детская литература, 1980. 116с.
  4. Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы». Москва : Просвещение, 1991. 158с.
  5. Гришин В. Г. «Шахматная азбука». Москва : Физкультура и спорт, 1972. 59с.
  6. Зак  В. Г., Длуголенский Я. Н. Я играю в шахматы/ под ред.  В. Г. Зак. Ленинград : Детская литература, 1985. 228с.
  7. Карпов А. Е. Учитесь шахматам. Москва : Эгмонт Россия Лтд, 2004. 140с.
  8. Карпов А. Е., Шингирей А. Б. Школьный шахматный учебник/ под ред.  А. Е. Карпов. Москва : Русский шахматный дом, 2005. 256с.
  9. Костров В. В., Давлетов Д. А. Шахматный учебник для детей и родителей/ под ред. Костров В. В. Санкт-Петербурге : Литера, 2005. 128с.
  10.  Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи. Санкт-Петербурге : Питер, 2009. 240с.
  11.  Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. Ростов на Дону : Феникс, 2006. 221с.
  12.  Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек. Испания : Издательский центр Маркота, 1992. 287с.
  13.  Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. Москва : Педагогика, 1991. 320с.
  14.  Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. Москва : АСТ, 2000. 287с.
  15.  Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 120с.
  16.  Сухин И. Г. Удивительные приключения шахматной доски. Москва : Феникс, 2004. 176 с.
  17.  Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. Мосвка : АСТ, 2008. 287 с.
  18.  Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. Москва : Новая школа, 1994. 160с.
  19.  Хенкин В.Л. Шахматы для начинаючих. Москва : АСТ, 2011. 224с.
  20.  Позин С.Б. 25 уроков шахмат. Москва : «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2011. 208с.

Интернет-ресурсы

Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн:

  1. URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html
  2. URL:http://www.shahmatik.ru/
  3. URL:http://webchess.ru/ebook/.
  4. http://2ls.ru.

Рекомендуемые оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре (Приложение2)

Приложение 1

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (1 год)

№ п/ п

Фами лия Имя ребен ка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Умеют играть частями, знают правила

Увлечение игрой

Итог

Знают названия шахматных фигур и умеют отличать друг от друга

Знают правила хода и взятия каждой фигуры

Правильно размещают доску между партнерами, правильно расставляют фигуры перед игрой

Различают горизонталь, вертикаль, диагональ

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

Сформировано -     +    ; частично сформировано -     +    ; не сформировано -       + 

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (2 год)

№ п/ п

Фами лия Имя ребен ка

Шахмат-ные термины

Название шахматны х фигур

Правила хода и взятия каждой фигуры

Ориенти ровка на шахмат-ной доске

Умеет играть каждой фигурой в отдельнос-тии в совокупно- сти с другими фигурами

Правиль-но помещать шах-ую доску

Правиль-

но расставля-т ь фигуры

Различают горизонталь, вертикаль, диагональ

Рокировать 

Объявлять шах

Ставить мат

Решать элементар- ные задачи на мат в один ход

Итог

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

  к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

  1. Высокий -     +    ; средний -     +    ; низкий -       + 

Приложение 2

Рекомендуемые оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей шахматной игре

Кузин А. В., Коновалов Н. В., Скаржинский Н. С. Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников. Москва : Линка-Пресс, 2017. 12 с.

2.        Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. Москва : Просвещение, 1983. 128 с.

3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. Москва : ГЦОЛИФК, 1984. 204с.

4. Гришин  В. Г., Ильин  Е. И. Шахматная азбука / под ред. В. Г. Гришин. Москва : Детская литература, 1980. 116с.

5.        Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы». Москва : Просвещение, 1991. 158с.

6.        Гришин В. Г. «Шахматная азбука». Москва : Физкультура и спорт, 1972. 59с.

7.        Зак  В. Г., Длуголенский Я. Н. Я играю в шахматы/ под ред.  В. Г. Зак. Ленинград : Детская литература, 1985. 228с.

8.        Карпов А. Е. Учитесь шахматам. Москва : Эгмонт Россия Лтд, 2004. 140с.

9.        Карпов А. Е., Шингирей А. Б. Школьный шахматный учебник/ под ред.  А. Е. Карпов. Москва : Русский шахматный дом, 2005. 256с.

10.        Костров В. В., Давлетов Д. А. Шахматный учебник для детей и родителей/ под ред. Костров В. В. Санкт-Петербурге : Литера, 2005. 128с.

11.         Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи. Санкт-Петербурге : Питер, 2009. 240с.

12.         Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. Ростов на Дону : Феникс, 2006. 221с.

13.         Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек. Испания : Издательский центр Маркота, 1992. 287с.

14.         Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. Москва : Педагогика, 1991. 320с.

15.         Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. Москва : АСТ, 2000. 287с.

16.         Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 120с.

17.         Сухин И. Г. Удивительные приключения шахматной доски. Москва : Феникс, 2004. 176 с.

18.         Сухин  И. Г. Приключения в Шахматной стране. Мосвка : АСТ, 2008. 287 с.

19.         Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. Москва : Новая школа, 1994. 160с.

20.         Хенкин В. Л. Шахматы для начинаючих. Москва : АСТ, 2011. 224с.

21.         Позин С. Б. 25 уроков шахмат. Москва : «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2011. 208с.

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. Г. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Москва : Новая школа, 1994. 21с.
  2. Сухин И. Г. Лена, Оля и Баба Яга //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Москва : Новая школа, 1995. 39с.
  3. Сухин  И. Г. Удивительные превращения деревянного кругляка //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Москва : ACT, 1993. 22с.
  4. Сухин И. Г. Черно-белая магия Ущелья Великанов //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Москва : Новая школа, 1994. 32с.
  5. Сухин И. Г. Шахматная сказка //Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Москва : Педагогика, 1991. 112с.
  6. Сендюков С. Д. Королевство в белую клетку. Москва : Малыш, 1973. 241с.
  7. Сухин И. Г. Страна Грез //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. Москва : Новая школа, 1995. 45с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по оздоровлению детей дошкольного возраста «Весёлый фитбол»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по оздоровлению детей дошкольного возраста «Весёлый фитбол» является частью Основной обр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Возраст учащихся: 5-7 лет

Программа "Увлекательный фитбол" является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействуют на организм занимающ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «ГТО дошкольникам» для детей дошкольного возраста

Направленность программы–физкультурно - спортивная. Актуальность. Сохранение, укрепление и развитие физического и духовно-нравственного здоровья воспитанников немыслимы без формирования у них потре...