Технология "Говорящая стена"
методическая разработка (младшая группа)

Прокопьева Светлана Ивановна

Слайд1

Антон Семенович Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»

В настоящее время поддерживается идея классика отечественной педагогики в том, что вещи, в данном случае развивающая предметно-пространственная среда, является одним из важных компонентом дошкольного образования.

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателем стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было уютно и интересно детям. Так как воспитанники проводят в детском саду большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового и интересного.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Основной волнующий вопрос – нехватка пространства.

Этот вопрос решается путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды ДОУ в условиях малых групповых помещений.

Одним из элементов развивающей предметно-пространственной среды является технология «говорящая стена». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.

Слайд2

Какие задачи решает технология «Говорящая стена»

• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. 

•дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может легко изменяться.

         Слайд 3

«Говорящая стена» в моей группе   представляет собой магнитную доску. Информация на магнитах размещается на уровне глаз детей и представлена в доступной для детей форме.

Вокруг доски на стене закрепила специальные кармашки для размещения разнообразного материала.

Добавила прищепки, что увеличило развивающее пространство группы и повысило его вариативность. На прищепки закрепляю картинки, фотографии экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Использую также как выставку детских работ. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому важно, чтобы выставки детских работ размещались для детей. Когда они видят свои рисунки на стене, у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития.

Кроме осознания того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу правильно и аккуратно.

Информация на доске меняется согласно теме недели или НОД. Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами, самостоятельно придумывать игры.

В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Для изготовления игр и пособий использую картинки, шаблоны, трафареты, плёнку для ламинирования и магнитную плёнку, фетр, фоамиран.

Слайд4

 Технологию «Говорящая стена» можно использовать как элемент любой НОД. На занятии знакомлю дошкольников с темой, размещаю наглядный материал. Работа проводится фронтально. Применяя словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы, изучаем материал. Далее, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать.

Также использую игровые приёмы, когда сказочный герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога.

При работе со стеной дети работают по группам. Например, детям этой группы необходимо закрепить умения различать и называть геометрические фигуры.  А дети другой группы закрепляют понятия «Один» «Много». Дети могут самостоятельно выполнять задания.

Также, закрепление названия цветов. Детям предлагается в игровой форме посадить бабочку на цветок и назвать цвет. Эта технология помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученные детьми знания, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной.

Игры, которые провожу на развивающей стене.

Слайд5

 Игры для развития изобразительных способностей:

  •  «Дорисуй лучики солнышку»;
  • «Дорисуй гусеницу»;

Слайд6

Игры по ФЭМП:

  •  «Подбери по размеру»;
  • «Один много»;
  • «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;

Слайд7

 Речевые игры:

  •  «Овощи и фрукты»
  • «Части суток»
  • «Времена года»

Слайд8, 9

Логические игры:

  •  «Шагаем пальчиками»
  • «Найди тень»
  • «Разрезные картинки»

«Говорящая стена» – это особая развивающая предметно-пространственная среда, которая представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогащать их чувственный мир, развивать мелкую моторику пальцев, мышление и логику.

Слайд10

Если ребёнок испытывает затруднения, работаю с ним индивидуально. Рекомендую проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы готовлю подобное задание, кладу его в конверт, с картинкой ребёнка. Дети, увидев свои картинки, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

При систематической организации детской деятельности на развивающей стене я увидела положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников

Эта технология дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может  легко изменяться и трансформироваться. 

При организации игровой деятельности с развивающей стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.

Важно, что дети в ходе работы у «говорящей стены» в естественной обстановке учатся высказывать своё отношение к чему- либо, комментировать свои действия, налаживать контакты со сверстниками контролировать свое поведение, – таким образом создаются условия для социально-коммуникативного развития.

 «Говорящая стена» обеспечивает доступность для воспитанников, позволяет учитывать интересы ребёнка, индивидуальные особенности развития.

Самостоятельная деятельность детей не регламентируется педагогом. Педагог соавтор с ребенком, он уважает его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Наблюдая за работой воспитанников с «говорящей стеной», я отметила, что: у детей развивается познавательная активность. Дети больше интересуются содержимым «говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания. Они становятся более самостоятельными, в результате чего повышается их инициатива при выборе содержания деятельности и наглядных средств.

«Говорящая  стена», это доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности.

Свое выступление хочу закончить словами выдающегося педагога Я.А.Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было чем заняться»

Я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы моим детям всегда было чем заняться.

Желаю всем творческих успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. [Кончакова, С.В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» / С.В. Кончакова // Педагогическая мастерская Первое сентября. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/606021/.].
  2. [Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-interaktivnaja-stena-kak-yelement-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html.].
  3. [Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104.].
  4. [Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание», № 09. 2017. ].

5. [«Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», 2002.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.74 КБ
Файл tehnologiya_govoryashchaya_stena.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Балаганск детский сад №1

п. Балаганск, ул. Кольцевая 57

Доклад на тему: Технология «Говорящая стена», как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

С.И. Прокопьева, воспитатель высшей квалификационной категорий.

п. Балаганск

Слайд1 

Антон Семенович Макаренко в «Книге для родителей» писал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»

В настоящее время поддерживается идея классика отечественной педагогики в том, что вещи, в данном случае развивающая предметно-пространственная среда, является одним из важных компонентом дошкольного образования.

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателем стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было уютно и интересно детям. Так как воспитанники проводят в детском саду большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового и интересного.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Основной волнующий вопрос – нехватка пространства.

Этот вопрос решается путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды ДОУ в условиях малых групповых помещений.

Одним из элементов развивающей предметно-пространственной среды является технология «говорящая стена». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.

Слайд2

Какие задачи решает технология «Говорящая стена»

• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. 

•дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может легко изменяться.

         Слайд 3

«Говорящая стена» в моей группе   представляет собой магнитную доску. Информация на магнитах размещается на уровне глаз детей и представлена в доступной для детей форме.

Вокруг доски на стене закрепила специальные кармашки для размещения разнообразного материала.

Добавила прищепки, что увеличило развивающее пространство группы и повысило его вариативность. На прищепки закрепляю картинки, фотографии экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Использую также как выставку детских работ. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому важно, чтобы выставки детских работ размещались для детей. Когда они видят свои рисунки на стене, у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития.

Кроме осознания того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу правильно и аккуратно.

Информация на доске меняется согласно теме недели или НОД. Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами, самостоятельно придумывать игры.

В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Для изготовления игр и пособий использую картинки, шаблоны, трафареты, плёнку для ламинирования и магнитную плёнку, фетр, фоамиран.

Слайд4

 Технологию «Говорящая стена» можно использовать как элемент любой НОД. На занятии знакомлю дошкольников с темой, размещаю наглядный материал. Работа проводится фронтально. Применяя словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы, изучаем материал. Далее, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать.

Также использую игровые приёмы, когда сказочный герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога.

При работе со стеной дети работают по группам. Например, детям этой группы необходимо закрепить умения различать и называть геометрические фигуры.  А дети другой группы закрепляют понятия «Один» «Много». Дети могут самостоятельно выполнять задания.

Также, закрепление названия цветов. Детям предлагается в игровой форме посадить бабочку на цветок и назвать цвет. Эта технология помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученные детьми знания, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной.

Игры, которые провожу на развивающей стене.

Слайд5

 Игры для развития изобразительных способностей:

  •  «Дорисуй лучики солнышку»;
  • «Дорисуй гусеницу»;

Слайд6

Игры по ФЭМП:

  •  «Подбери по размеру»;
  • «Один много»;
  • «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;

Слайд7

 Речевые игры:

  •  «Овощи и фрукты»
  • «Части суток»
  • «Времена года»

Слайд8, 9

Логические игры:

  •  «Шагаем пальчиками»
  • «Найди тень»
  • «Разрезные картинки»

«Говорящая стена» – это особая развивающая предметно-пространственная среда, которая представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогащать их чувственный мир, развивать мелкую моторику пальцев, мышление и логику.

Слайд10

Если ребёнок испытывает затруднения, работаю с ним индивидуально. Рекомендую проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы готовлю подобное задание, кладу его в конверт, с картинкой ребёнка. Дети, увидев свои картинки, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

При систематической организации детской деятельности на развивающей стене я увидела положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников

Эта технология дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может  легко изменяться и трансформироваться. 

При организации игровой деятельности с развивающей стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.

Важно, что дети в ходе работы у «говорящей стены» в естественной обстановке учатся высказывать своё отношение к чему- либо, комментировать свои действия, налаживать контакты со сверстниками контролировать свое поведение, – таким образом создаются условия для социально-коммуникативного развития.

 «Говорящая стена» обеспечивает доступность для воспитанников, позволяет учитывать интересы ребёнка, индивидуальные особенности развития.

Самостоятельная деятельность детей не регламентируется педагогом. Педагог соавтор с ребенком, он уважает его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Наблюдая за работой воспитанников с «говорящей стеной», я отметила, что: у детей развивается познавательная активность. Дети больше интересуются содержимым «говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания. Они становятся более самостоятельными, в результате чего повышается их инициатива при выборе содержания деятельности и наглядных средств.

«Говорящая  стена», это доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности.

Свое выступление хочу закончить словами выдающегося педагога Я.А.Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было чем заняться»

Я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы моим детям всегда было чем заняться.

Желаю всем творческих успехов!

Список литературы:

  1. [Кончакова, С.В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» / С.В. Кончакова // Педагогическая мастерская Первое сентября. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/606021/.].
  2. [Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-interaktivnaja-stena-kak-yelement-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html.].
  3. [Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104.].
  4. [Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание», № 09. 2017. ].

5. [«Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», 2002.].



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Прокопьева С.И. 2022 г. МКДОУ Балаганский детский сад № 1 « Технология «Говорящая стена», как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Какие задачи решает технология «Говорящая стена» • создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; • позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации; • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников; • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. •дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На стене часы висели

Музыкальное комплексное занятие...

Конспект занятия Смоленская крепостная стена – ожерелье России.

Конспект занятия Смоленская крепостная стена – ожерелье России....

Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...

Оформление стен групп детского сада своими руками.

Оформление стен группы детского сада своими руками. Воспитатель I кв. категории Коняева О.А....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

МАСТЕР - КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ НАДПИСИ НА СТЕНУ «С ДНЁМ СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ!»

Семья самое важное составляющее в жизни каждого человека, именно в ней мы рождаемся, живем, растем и развиваемся.Совсем скоро, 8 июля, в нашей стране будет отмечаться «День Семьи, Любви и Верности». Э...