Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Москаленко Виктория Юрьевна

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает. В методических рекомендациях даны этюды по психогимнастике, основанные на упражнении детей в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи. На этой основе была разработана спихокоррекционная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Модель психокоррекционной программы

«Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Разработана педагогом-психологом Москаленко В.Ю., воспитателем Гринь И.А.

МАДОУ д/с № 7 «Колокольчик» г. Анапа

Основой психокоррекционной программы является сказка. В дошкольном возрасте сказка незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.                                                     Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. 

Используя сюжеты сказок, есть возможность заниматься коррекционной работой с конфликтными, тревожными детьми, с детьми с завышенной или, наоборот, заниженной самооценкой, эгоцентричными, а также неуверенными в себе.

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает. В методических рекомендациях даны этюды по психогимнастике, основанные на упражнении детей в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи. На этой основе была разработана спихокоррекционная программа.

Психокоррекционная программа включает в себя 2 блока:

1 блок – Психодиагностический

Выявление нарушений в поведении у старших дошкольников с ОНР III уровня с помощью рисуночных тестов «Несуществующее животное», «Дом. Дерево.Человек» (все работы прошиваются и прикладываются к программе)

2 блок – Психокоррекционный состоит из 2 этапов

        Этапы:

  • Педагогическая работа - это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию.
  • Психокоррекционная работа - это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок. Психокоррекция проводится через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок является в основном домашним заданием.

Цель:

Коррекция поведения детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Задачи:

  1. Выявить нарушение поведения
  2. Улучшить эмоциональный фон путем проигрывания эпизодов сказки
  3. Развить внимание, воображение, мелкую моторику рук
  4. Научить работать в малой группе
  5. Научить оценивать свои поступки со стороны, развить чувство ответственности

Объект исследования:

Две группы по 3-4 ребенка из логопедической группы с ОНР III уровня

Организация занятий:

Занятия  проходят в двух группах по 3-4 человека. Продолжительность занятий составляет 20 – 25 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 – 35 минут (цикл из 11 занятий , 6 недель, по 2 занятия в неделю, на последней неделе 1 занятие подведение итогов, анкетирование*)

Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

  • беседа
  • психогимнастика, направленная на знакомство с различными эмоциями, чувствами
  • рисование сказки (рисование пальчиками на зеркале декораций для сказки)
  • использование светодиодных огней разного цвета.

Основные этапы работы:

  • знакомство с персонажами сказки.
  • первичное рассказывание сказки.
  • стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.
  • зарисовка декораций
  • проведение психогимнастики  (отработка эмоций перед зеркалом, отрабатываются движения героев сказки перед зеркалом)
  • обсуждение:

- Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же?

-  Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его ошибка?

 - Каким теперь стал ежик? Что изменилось в его жизни?

Критерии эффективности программы:

После проведения программы детям раздается анкета (авторская)*

На данный момент программа находится в стадии апробации, поэтому не содержит математических данных.

Программа коррекции содержит

Пояснительную записку

Тематический план

Список литературы

Приложение № 1

Тематический план

№ недели

Тема

Содержание

1.

Знакомство

с персонажами сказки “Ежик”.

Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

2.

Закрепление.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Психогимнастика (изображение героев, передача эмоций героев перед зеркальной стеной)

3.

Первичное рассказывание сказки.

Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.

Повторное рассказывание сказки.

Стимулирование детских “подсказок”

4.

Зарисовка декораций, проигрывание эпизодов сказки и изготовление поделок

Используем пальчиковые краски, наносим на зеркала

5.

Проведение психогимнастики, проигрывание эпизодов сказки и изготовление поделок

 Отработка эмоций перед зеркалом, отрабатываются движения героев сказки перед зеркалом

     6.

Обсуждение

Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же? Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его ошибка? Каким теперь стал ежик? Что изменилось в его жизни?

Анкетирование

 Заполнение анкет, подведение итогов

*К данной психокоррекционной программе была создана авторская анкета, результаты которой после ее завершения, апробации, будут прошиты и прикреплены (в программе указана как приложение № 3).

Приложение № 2

Сказка о Ежике

Рассматривает проблему гиперактивности, агрессивности и деструктивного поведения, вызванного нехваткой внимания

Далеко-далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей-дремучей чаще была маленькая уютная полянка. На этой полянке жили всякие разные звери: белки, зайцы, обезьяны, попугаи и даже маленький гиппопотам. Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился своими колючками. Был этот ежик Вася непохожий на других.

Больше всего на свете любил он, когда на него обращали внимание.  Настолько, что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше, чем на других. Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотрели, только его все слушали. Встанет он утром, снимет пижаму и зашвырнет подальше, а мама потом ищет и ругается: “Куда ты ее подевал”. Хоть и кричит. А все-таки на него. Приходит он на занятие с белкой-воспитательницей. Только начинает она что-нибудь рассказывать, ежик как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят, а воспитательница его за шиворот и с поляны выгоняет. Затем к детям идет. Там замок из песка строиться. Зайдет ежик с одной стороны, с другой – никто на него не смотрит. Как размахнется тогда он – и ногой прям по замку. Девочки в плач, а мальчики кулаки сжимают – бить его хотят. И так каждый день. И все вроде бы хорошо, но стала такая жизнь ежику надоедать. Внимание - то конечно обращают – это приятно. Но ругаю много – от этого грустно. С такими печальными мыслями, однажды вечером, наш ежик лег спать. И вот, приснился ежику сон. Будто громадный волшебник в плаще расшитом золотыми нитками прилетел к нему и говорит:

“Слушай ежик! Я буду тебя превращать! ” Испугался ежик, запищал:  “Нет, не надо меня, нет… нет…”. “Не бойся” – улыбнулся волшебник – “Лучше послушай, как я тебе хочу поколдовать. Я отправлю тебя в два мира, сначала в один, а потом в другой. В одном из них ты бываешь часто и сам, в другом – не был никогда. Когда вернешься,- скажешь мне, где тебе больше понравилось”.

Взмахнул волшебник ярко-желтой палочкой, зашипело все вокруг и… оказался ежик в невиданном царстве-государстве. И главное то, что сам он как-то себя по странному ведет. Помогает он всем, поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят ему, чужие игрушки не ломает, а, наоборот, чинить помогает. И внимания на него за это обращают – так, что даже стыдно немного. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, умиляются им, разговаривают про него, а ему – как будто все время по головке гладят. Тут вдруг все начало меняться, треск, шипение, промелькнул пред глазами волшебник в мантии, и вот… другой мир. Тут все наоборот. Как в жизни. Тоже все на ежика смотрят, однако, за то, что например, нахулиганил он или побил кого-то или хрюкает громко. И ругают его и ругают. А под конец все: мама, папа, воспитательница, соседка, родственники, дети из группы всей толпой как окружили его. Каждый о своем кричит ничего ежику не понятно однако знает он, что каждому из них  что-то не так он сделал. Шаг назад. Еще шаг. Отступает ежик, звери на него. Еще шаг и как будто в черную яму падает ежик, только и слышен крик:

   - Не хо-чуууу здееееесь. Проснулся ежик соскочил с кровати и вспомнил свой сон. И только захотелось зашвырнуть ему подальше свою пижаму, так, чтоб мама потом искала и ругалась на его, как подумал ежик: “А что если я наоборот делаю. Как в первом мире во сне?” Так и вышло. Сложил ежик ночную одежду на стульчик и маму ждет. Мама пришла, уже готовая ругаться и… только руками всплеснула: “Ах ты мой хороший. Какой ты молодец”. Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил сегодня на этом не останавливаться. Отправился он на поляну. А там воспитательница-белка зверят считать учила, к школе их готовила. Подкрался он тихонько и стал ждать. Задет белка вопрос: “Сколько будет два плюс три”. А зверята все в это время ворон считали, так, что ежик первым успел. “Пять!” – радостно выкрикнул он. “Вот, смотрите”,- важно проговорила белка, – “Учитесь все, как внимательно надо слушать”. Еще больше приятнее стало ежику. И вот, когда занятие кончилось, отправился он к песочной куче. А там уже во всю новый замок строится. Подошел он тихонько, дотронулся до плеча мишки и прошептал: “можно с вами поиграть”. Глянул на него мишка и пробурчал недовольно: “Ну ладно уж, садись”. Сел ежик и так вдруг у него красиво получилось башенки лепить, что скоро все звери свою работу бросили и только смотрели на него. “Ух ты, а мы и не знали, что ты так можешь! “- раздавалось по сторонам. “Я и сам не знал” – смущенно отвечал ежик. Когда наступил вечер, уставший но довольный ежик пришел домой. А дома… дома его ждал пирог. “Ты думаешь, я не заметила, что с сегодняшнего дня ты стал совсем другим” – ласково сказала мама.- “Я думаю, это надо отпраздновать”. Ежик был не против. Засовывая в рот толстенный кусок маминого вкуснейшего пирога он еще раз подумал: “Как все-таки хорошо когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее”.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева; худож. Р. И.Шустров, ред. Г. А.Седова.- СПб.: Златоуст, 1998.- 349 с.- (Ребёнок и взрослый XXI века).
  2. Исаева, Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Н. Исаева // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 7.- С. 19-24: ил.

  1. http://babylib.ru/skazka-o-ezhike-kotoryjj-khotel-chtoby-na-nego-obrashhali-vnimanie-psihologic-child-tales/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста".

Объект – воспитанники детского садаПредмет – коррекция страхов и тревожности у дошкольниковГипотеза - при проведении занятий у детей снижается уровень тревожности и наличия страхов, повышается самооце...

Программа коррекции СДВГ у детей дошкольного возраста

Программа коррекции СДВГ у детей дошкольного возраста...

Программы коррекции гиперреактивности у детей дошкольного возраста»

Программы коррекции гиперреактивности у детей дошкольного возраста»...