Педагогическая находка
методическая разработка

Диятова Солоны Солумовна

Тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности у дошкольников посредством технологии «говорящая стена»

Нет такой стороны воспитания,

 на которую обстановка не оказывала бы влияния.

 Нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

 от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

Е. И. Тихеева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pednahodka_solony_s.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

Тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности у дошкольников посредством технологии «говорящая стена»

Нет такой стороны воспитания,

 на которую обстановка не оказывала бы влияния.

 Нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости

 от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира…

Е. И. Тихеева 

     Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов.  В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.    В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Так, какие эффективные формы можно использовать, чтобы поддержать детскую инициативу и самостоятельность у дошкольников?

    Этот вопрос решила с помощью технологии «Говорящая стена» - своеобразного живого экрана, затрагивающего развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей, позволяющего необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль, которая напрямую влияет на поддержку детской инициативы.

Откуда же пришла к нам технология «говорящих стен»?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к истории…. Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации, сделав первые наскальные рисунки в эпоху палеолита (где-то между 35000 и 150000 лет назад). Рисунки содержали правила и сцены охоты, изображения животных, которые обитали в той или иной местности. Таким образом, стены заговорили на самом раннем рассвете человечества (пещерная живопись, часто её называют наскальной живописью). С появлением печати, ростом вербальной коммуникации возникла необходимость не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществлять ее смысловую (тематическую, по адресату и по степени важности, долгосрочности) фильтрацию. Так появились объявления (срочные), вывески (долгосрочные), мемориальные доски (не имеющие срока давности). В к. ХХ- н. ХХI века большое количество людей стали использовать виртуальные стены (соцсети) (связано это с активным использованием сети Интернет).

    Поэтому, целью моей работы в соответствии с ФОП ДО стало: создание оптимальных условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.

Задачи:

1. Создать условия для игровой, познавательной, творческой активности

детей; поддержки их самостоятельности, любознательности,

креативности.

2. Изменять развивающую предметно-пространственную среду с учетом

образовательной ситуации.

3. Выстраивать среду для организации ненавязчивого обучения

(познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный опыт) в

самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребенка.

4. Сделать образовательную деятельность гибкой, яркой и динамичной.

Образовательные возможности «Говорящей стены»:

1. Интерактивность.

2. Информационная доступность.

3. Возможность интеграции образовательных областей.

4. Облегченная трансформация учебного материала.

5. Способ организации самостоятельной деятельности детей.

6. Способ сенсорного развития.

7. Использование в режимных моментах в течение всего дня.

8. Более эффективное усвоение вариативных программ.

9. Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного

Что дает технология "Говорящая стена" участникам образовательных отношений?

«Говорящая стена» для детей – возможность действовать, играть, исследовать, заниматься творческой деятельностью, самое главное, поддержка инициативы и самостоятельности.

«Говорящая стена» для педагогов  - открыта широкая возможность реализовать принцип организации образовательного пространства на модели культуросообразного поведения, менять развивающую предметно-пространственную среду с учетом образовательных ситуаций, организовывать ненавязчивое обучение, сделать образовательный процесс ярким и динамичным.

            «Говорящая стена» для родителей - это установление партнерских отношений и проявление инициативы, обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей  в воспитании.

    Оформление «Говорящей стены».

     Создать развивающую «Говорящую стену» не сложно и можно это сделать самостоятельно. Важно учесть интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и рационально его разместить. Главная составляющая развивающей стены (основа) – доска с различными элементами или обычная стена с нарисованным сюжетом, на которые крепятся различные материалы (магнитная доска, наборное полотно, специальные кармашки, липучки для накладных элементов, лески с прищепками). Неотъемлемые части развивающей стены – игры и пособия – размещаются на основе. Они могут быть производственного и собственного изготовления, но их содержание определяется возрастными и индивидуальными возможностями детей, соответствует ОП ДО.

Требования и правила создания «Говорящей стены»:

 создание «Говорящей стены» должно проходить при сотрудничестве педагогов, родителей и детей;

  содержание экспозиций «Говорящей стены» должно систематически обновляться;

 место размещения «Говорящей стены» должно быть «закреплено», а элементы должны быть мобильны (смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса (в нашей группе, не чаще 1-2 раза в месяц);

 размещенный на развивающей стене материал должен соответствовать санитарным, эстетическим требованиям, а также требованиям ФГОС ДО;

 используемые материалы должны быть качественными, прочными, легко обрабатываться и не причинять вред здоровью и безопасности детей;

 при выборе цветов необходимо избегать резких контрастных оттенков, (например, большого количества красного, черного). Лучше всего использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности;

 учитывать освещение (достаточное для изучения «Говорящей стены»).

Организация образовательного процесса с использованием технологии «Говорящая стена».

 «Говорящая стена» используется в совместной деятельности взрослого и ребенка на организованной образовательной деятельности (как любой элемент занятия), в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей. На ООД использование развивающей стены помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать занятие ярким и динамичным. Знакомя дошкольников с новой темой, размещаем наглядный материал, пособия, работу проводим фронтально, применяя наглядные, словесные, проблемно-поисковые методы изучения программного содержания. В режимных моментах педагог может делить детей по подгруппам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

В самостоятельной деятельности дети имеют возможность действовать, играть, исследовать с оставшимися в свободном доступе дидактическими ресурсами. Так, например, педагог размещает на стене картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова.   увлеченно и с интересом, но и возвращаться к этой действительности снова. Так происходит масштабное изучение любого тематического материала.  

    Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приёмной для родителей. Но в приёмной ребёнок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому считается, что выставки детских работ там и нужно размещать (не для родителей, а для детей). Когда они видят свои рисунки на «Говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво.

     «Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

 Итак, какой результат системной работы по данному направлению мы получили?

У детей:

у детей повысился уровень самоконтроля, оценка своих возможностей стала более объективной, они самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, умеют организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. 

 У родителей:

- владеют актуальной информацией о жизни детей в детском саду;

- выражают инициативу в оформлении определённых событий, праздников, тематических мероприятий;

-  совместно с ребенком участвуют в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. 

 У педагогов:

- повышение профессионализма по данной технологии;

- умеет оценивать интересы и приоритеты воспитанников, учитывает индивидуальные особенности развития ребенка;

- самореализация. 

  

     Таким образом, говорящая стена – это отличный способ интеграции образовательных областей, переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль, способ организации самостоятельной деятельности детей, способ сенсорного развития, усвоение нового и закрепление пройденного материала. «Говорящая стена» является одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...