Сотрудничество детского сада с родителями: успешные практики.
презентация

Павлова Надежда Васильевна

Выступление на межрайонной научно-практической конференции педагогов дошкольного и начального общего образования,

посвященной  90-летию ГАУ ДПО РБ "Бурятский республиканский институт образовательной политики "Практики практик".

Презентация педагогического опыта "Мы рядом, значит - мы вместе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_detskogo_sada_s_roditelyami.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Межрайонная научно-практическая конференция педагогов дошкольного и начального общего образования, посвященная 90-летию ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

«Практики практик»

Тема: «Сотрудничество детского сада с родителями:

успешные практики»

Выступление сопровождалось презентацией

«Мы рядом – значит, мы вместе!»  

         

Добрый день, уважаемые гости, участники конференции. Мы рады видеть вас в нашем детском саду. Тема моего выступления посвящена вопросу взаимодействия с родителями в ДОУ. Вашему вниманию представляю свой педагогический опыт по работе с родителями «Мы рядом – значит, мы вместе!» Слайд №1

Начать своё выступление мне хочется с высказывания Н. К. Крупской, которая в своих «Педагогических сочинениях» писала Слайд № 2

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос.

«…В их содружестве, в общей заботе и ответственности – огромная сила»

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Приоритет в воспитании ребёнка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Взаимодействие ДОУ с семьёй – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

 Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с родителями состоит в том, что детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

Цель работы с родителями заключается в том, чтобы создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, при этом оказать помощь в осуществлении воспитания и обучения детей.

         Слайд № 3 Задачи:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада. 
  •  Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. 
  • Использовать с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. 

Новые формы предполагают диалог, установление обратной связи, превращающие детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Анализ различных форм работы, как традиционных, так и нестандартных, показал, что все они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому для успешного взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм.  

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность осуществляю по следующим направлениям: Слайд № 4

  • Информационно-аналитическое
  • Познавательное
  • Досуговое
  • Наглядно-информационное

Слайд № 5      I.Информационно-аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка составляю социальный паспорт группы. Получив реальную картину, на основе собранных данных вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем, возможность осуществления индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку и дифференцированного подхода к родителям. Проводится эта работа в виде анкетирования, опросов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

Анкетирование и личное общение позволяют сделать этот срез работы эффективным, помогают найти интересные индивидуальные формы работы с семьей.

         Выбираем родительский комитет группы. Родительский комитет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности, а также участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. В родительский комитет выбираем родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.

Почтовый ящик. Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателем. Также могут обращаться с вопросами к специалистам, заведующему или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или индивидуально. Такой вид общения помогает устранить разногласия в общении между родителями и воспитателями.

Слайд № 6                    II. Познавательное направление

Оно призвано ознакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, сформировать у родителей практические навыки воспитания детей.  Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остаётся родительское собрание. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом. Данный метод требует более тщательной и длительной подготовки. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, инструктор физической культуры).

         Слайд № 7, №8. Открытые занятия с детьми знакомят родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Родители получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, а также перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

         «День открытых дверей»

В этот день родители имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение, пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть стиль общения педагогов с детьми, узнать, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями, а также самим «включиться» в общение, поучаствовать в играх, занятиях. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.  

         Педагогические беседы с родителями - оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; её особенность — активное участие и воспитателя и родителей.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

III.Досуговое направление

В нашем детском саду особо популярна досуговая форма организации общения, которая призвана устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию самого мероприятия. В форме совместных праздников и развлечений проходят у нас такие традиционные мероприятия, как: «Малыши встречают Новый год», «По тропинкам осени», «Волшебный цветок», «Мой папа самый-самый», «День матери», «День Победы», «Масленица», «До свидания, детский сад» и др.

Слайд № 9. Провели осенний досуг «Ах, ярмарка, ах, ярмарка, как ты хороша!». Дети рисовали афишу-приглашение родителям на праздник. Родителям было дано домашнее задание: принести дары осени, различные заготовки. Праздник получился ярким, незабываемым.

Слайд № 10. Очень нежным и трогательным стал праздник «Волшебный цветок».  В конце утренника дети подарили мамам цветы бархатцы, выращенные своими руками.

Слайд №11. В празднике «Малыши встречают «Новый год» родители сами исполнили роли медведя и зайчика.

Слайд № 12. Свою смекалку, силу и мужество показали наши папы на празднике «Мой папа самый-самый».

Слайд № 13. А наши мамы проявили свой талант настоящих мастериц, всегда помогающих с пошивом костюмов для детей.

Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители выступают в роли непосредственных участников: соревнуются в различных конкурсах, проявляют свои знания, эрудицию, смекалку. Таким образом, досуговое направление является эффективной формой общения всех участников образовательного процесса, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений.

Слайд № 14. С большим удовольствием родители принимают участие в сопровождении детей на экскурсии. Мы посетили музей, библиотеку, ДЮЦ, сходили к памятнику героям ВОВ, побывали в пожарной части, на аэродроме.

Родители-добровольцы обеспечили нам транспорт.  

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Слайд № 15.  Совместное творчество детей и родителей

Стало традицией ежегодно проводить творческие конкурсы в ДОУ на следующие темы: «Осенняя фантазия», «Новогодняя игрушка», «Загадочный космос», «Эколята-дошколята», где родители проявляют своё мастерство, фантазию, творчество. У детей вырабатывается чувство уважения и гордости за родителей: «Эту поделку мы сделали вместе с мамой и папой!». Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение проявления активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Слайд № 16. Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки совместных творческих работ «Щедрая Осень», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальная радость», «Военная техника», выставки детских рисунков «Мама-главное слово», «Мой папа самый лучший», фотовыставка «Моё любимое домашнее животное».

Участие детей в различных конкурсах, таких как конкурс чтецов, районный шахматный турнир, «Старты Надежд» и др. даёт стимул родителям для сотрудничества с ДОУ.

 Слайд № 17. Благотворительный акции. 

         Наши родители активно принимают участие в благотворительных акциях:

«Просто так», «Подари книгу другу» «Поделись теплом», «Игрушка из прошлого», «Берегите животных».

Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не просто принимать подарки, но и дарить их. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, как любимая книга стала ещё интереснее и зазвучала по-новому в кругу друзей. А это большой труд воспитания человеческой души. Например, благодаря акции «Подари книгу другу» пополнилась библиотека группы.

Активность родителей в праздниках, конкурсах, создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Слайд № 18. В свою очередь стараюсь быть щедрой на похвалу не только детей, но и их родителей.  Очень приятно видеть глаза родителей, когда вручаешь им грамоты и благодарности. Чем больше я благодарю родителей за их внимание и поддержку, тем теснее становится наш контакт, тем проще мне обращаться к ним за помощью.

На активистах мир стоит!
И садик здесь – не исключение…
И то, что жизнь у нас кипит –
Ваша заслуга, без сомненья!
Пусть оптимизм не иссякает
И бьет фонтаном вдохновенье!
Мы Вам грамоту вручаем
За бесконечное движенье!

        IV. Наглядно-информационное направление.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

Слайд № 19. Задачей одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, с особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

По сравнению с известными формами работы с родителями огромную роль и преимущество здесь играет создание официального сайта нашего детского сада в сети Интернет. На сайте содержится информация для родителей: о жизни ДОУ, об истории создания учреждения, об оказании дополнительных услуг и многое другое о направлении работы ДОУ. Также создана группа в социальной сети В контакте. Имеется обратная связь, где родители могут высказывать свои предложения, пожелания, писать отзывы о работе ДОУ.  

Слайд № 20. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм. Они направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Уголок для родителей. В нём размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Выставки детских работ. Их цель - демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, аппликации, поделки.).

«Маленькие художники», «Дети любят рисовать», «Город творчества».

Информационные листы. Они могут содержать следующую информацию:

- сведения о дополнительных занятиях с детьми;

- объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

- просьбы о помощи;

- благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей - небольшие описания, инструкции, правила по выполнению каких-либо действий.

Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Адаптация детей к ДОУ», «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д.

В работе использую такую форму, как «Копилка творческих работ», которая показывает родителям рост достижений ребёнка в изобразительной деятельности.

Для организации быстрого решения вопросов в мессенджере Вайбер создана группа, где мы обмениваемся информацией, демонстрируем фотографии, видео, оставляем отзывы, комментарии.

В условиях пандемии работа в дистанционном формате была очень удобна.  Это доступность, возможность постоянных контактов всех участников образовательного процесса, возможность работать в необходимом для них темпе и в удобное время. Родители рисовали, лепили с детьми, учили стихи. Между родителями и мною шла обратная связь.

Также в своей практике применяю такую форму работы, как телефон доверия. (телефонные звонки совершаются в особых случаях, либо раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними.)

Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Заключение

Совместная деятельность родителей и детей становится мощным фактором оптимизации процесса развития малышей. С одной стороны, ребёнок чувствует эмоциональный комфорт в социально-предметной среде, отличающейся от семейной обстановки, и постепенно, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми, осваивает новые разновидности действий. С другой стороны, родитель, осознавая значимость целенаправленной педагогической работы с ребёнком, овладевая её содержанием и методикой, получает возможность обогащать условия жизнедеятельности малыша в домашней обстановке.

 Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: бесед, задушевных разговоров, консультаций-размышлений, выполнения индивидуальных поручений, совместных поисков решения проблемы, переписок и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

         Воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными, и тогда всё получится.  

Слайд № 21. Установление доверительных отношений воспитателя с родителями ведёт к совместному исследованию и формированию разносторонне развитой личности. На мой взгляд, главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества, сотрудничества, сопереживания, соучастия. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.  

Слайд № 22.  Спасибо за внимание!

 Воспитатель МБДОУ «Хоринский детский сад «Ромашка»

Павлова Н.В.

Презентация «Мы рядом – значит, мы вместе!»  

         

https://vk.com/id612215127?w=wall612215127_4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема - Недостаточная степень участия родителей в воспитании речевой культуры у детей. Миссия проекта - Создаём и внедряем нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями в воспитании и...

Сотрудничество детского сада и родителей в вопросах формирования толерантности дошкольников

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в работе с...

Программа сотрудничества детского сада с родителями "Лучики содружества"

Программа сотрудничества детского сада с родителями "Лучики содружества"...

Модель сотрудничества детского сада с родителями по вопросам физического развития и оздоровления ребенка-дошкольника

В статье раскрывается модель наиболее эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи, она состоит из семейных спортивных секций, клуба выходного дня, совместного участия в городских мероприятия...

Формы эффективного сотрудничества детского сада с родителями в вопросах обучения ребенка коми языку

Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста при обучении любому языку, будь то родной язык или неродной, имеет важное значение в эффективности работы педагога в данном направлении....

Инновационные формы сотрудничества детского сада и родителей в группах раннего возраста

Одной из основных задач педагога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе р...

Родительское собрание "Сотрудничество детского сада и родителей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7  фактический адрес: 142701, Московская область,Ленинский г. о., г. Видное, пр-д Жуковск...